Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами апелляционной инстанции. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами апелляционной инстанции.

2020-04-01 495
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами апелляционной инстанции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предметом апелляционного производства является законность, обоснованность и справедливость приговора и постановления суда первой инстанции.

При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд не связан доводами апелляционных жалоб, представлений и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. Если по уголовному делу осуждено несколько лиц, а апелляционные жалоба или представление принесены только одним из них либо в отношении некоторых из них, суд апелляционной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных.

Субъектом апелляционного обжалования является не только государственный обвинитель, но и вышестоящий прокурор.

Для государственного обвинителя, в отличие от других участников судебного разбирательства, принесение апелляционного представления означает обеспечение публичного интереса.

Апелляционное представление должно содержать:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба, представление;

2) данные о лице, подавшем апелляционные жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего апелляционную жалобу с указанием оснований изменения или отмены приговора;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего апелляционную жалобу или представление.

Если внесенное апелляционное представление нс отвечает требованиям и это препятствует рассмотрению уголовного дела, оно возвращается судьей, который назначает срок для его пересоставления. Если требования судьи не выполнены, и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор считается вступившим в законную силу.

Дополнительное апелляционное представление подлежит рассмотрению, если оно поступило в суд апелляционной инстанции не позднее, чем за пять суток до начала судебного заседания. Прокурору следует иметь в виду, что в дополнительном представлении прокурора, поданном им по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, если такое требование не содержалось в первоначальном представлении.

В апелляционном порядке, кроме приговоров, государственным обвинителем могут быть обжалованы некоторые промежуточные решения суда, например, судебные постановления или определения об избрании меры пресечения или о продлении сроков ее действия, о помещении лица в медицинский или психиатрический стационар для производства судебной экспертизы, о приостановлении уголовного дела, о передаче уголовного дела по подсудности или об изменении подсудности уголовного дела, о возвращении уголовного дела прокурору; другие судебные решения, затрагивающие права граждан на доступ к правосудию и на рассмотрение дела в разумные сроки и препятствующие дальнейшему движению дела.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г. № 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" указано, что необходимо особое внимание уделять качеству и полноте апелляционных представлений, которые должны соответствовать требованиям закона и быть конкретными, ясными, мотивированными, основанными на материалах дела. В представлении необходимо указывать доказательства, которые предлагается проверить в суде апелляционной инстанции, излагать обоснование ходатайства об исследовании новых доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции. В случае заявления ходатайства о вызове в судебное заседание новых свидетелей, экспертов и специалистов, в представлении следует указывать их место жительства и (или) место нахождения.

В случае обжалования судебного решения иными участниками уголовного судопроизводства и отсутствия оснований для принесения апелляционного представления государственный обвинитель обязан выразить свое отношение к существу жалобы посредством подачи возражений.

В приказе указывается, кто из прокуроров должен принимать участие в суде апелляционной инстанции. В частности, в апелляционном производстве районного суда по жалобам, представлениям на решения мирового судьи участвуют государственный обвинитель или иной прокурор, принимавший участие в заседании суда первой инстанции. В апелляционном производстве судебной коллегии по уголовным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, приравненных к ним судов, окружного (флотского) военного суда по жалобам и представлениям на судебные решения принимают участие прокуроры структурных подразделений, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, соответствующих прокуратур. В апелляционном производстве Верховного Суда РФ участвуют прокуроры структурного подразделения, обеспечивающего участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры. По указанию руководителей прокуратур в необходимых случаях в судебных заседаниях судов апелляционной инстанции могут участвовать и иные прокуроры, а также создаваться группы государственных обвинителей и (или) иных прокуроров. Государственное обвинение в суде апелляционной инстанции по уголовным делам, обвинительное заключение или обвинительный акт по которым утверждены Генеральным прокурором РФ либо его заместителями, организуют, контролируют и обеспечивают управление по поддержанию государственного обвинения Главного управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры.

По уголовным делам, рассмотренным судом первой инстанции с участием государственных обвинителей транспортных или иных специализированных прокуратур, в суде апелляционной инстанции принимают участие, как правило, прокурорам из состава структурных подразделений соответствующей прокуратуры субъекта РФ.

В представлении прокурор должен указать, по какому апелляционному основанию следует отменить или изменить судебное решение. Апелляционные основания – это такие допущенные по делу нарушения, которые свидетельствуют о незаконности и необоснованности приговора и требуют его отмены или изменения.

Судебное решение может быть отменено или изменено по следующим апелляционным основаниям:

• несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам, установленным мировым судом;

• нарушение уголовно-процессуального закона;

• неправильное применение уголовного закона;

• несправедливость назначенного наказания.

Несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела может заключаться в следующем: выводы суда не подтверждаются доказательствами; суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять па его выводы; наличие противоречивых доказательств, когда суд не указал в приговоре, почему он принял одни и отверг другие; выводы суда содержат существенные противоречия.

Существенные нарушения требований уголовно-процессуального закона определены ст. 389.17 УПК РФ:

• непрекращение уголовного дела судом при наличии оснований; вынесение судом решения незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей;

• рассмотрение уголовного дела в отсутствие подсудимого, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 247 УПК РФ;

• рассмотрение уголовного дела без участия защитника, если его участие является обязательным, или с иным нарушением права обвиняемого пользоваться помощью защитника;

• нарушение нрава подсудимого давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика;

• непредоставление подсудимому права участия в прениях сторон и последнего слова;

• нарушение тайны совещания судей;

• обоснование приговора доказательствами, признанными судом недопустимыми;

• отсутствие подписи судьи или одного из судей, если уголовное дело рассматривалось судом коллегиально, на соответствующем судебном решении или отсутствие протокола судебного заседания.

Нарушения уголовно-процессуального закона, которые не повлияли на законность, обоснованность и справедливость приговора, считаются несущественными. Конкретное нарушение уголовно-процессуального закона может быть признано апелляционной инстанцией существенным или несущественным в зависимости от конкретных обстоятельств дела. К существенным нарушениям уголовно-процессуального закона следует отнести нарушение права обвиняемого на защиту, его права не свидетельствовать против самого себя и проч.

Неправильное применение уголовного закона выражается в следующем:

• нарушение требований общей части УК РФ;

• применение не той статьи или не тех пунктов или части статьи Особенной части УК РФ, которые подлежали применению;

• назначение наказания более строгого, чем предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Неправильное применение уголовного закона проявляется в применении закона, утратившего силу или не вступившего в силу, в ошибках, допускаемых при определении оснований уголовной ответственности, разграничении длящихся и повторных преступлений, установлении ответственности участника преступной группы, при определении квалифицирующих признаков и ответственности за соучастие и пр.

В свою очередь, несправедливость приговора выражается в несоответствии тяжести содеянного назначенному наказанию, как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие его чрезмерной суровости.

Как уже указывалось, если по делу внесена апелляционная жалоба, а оснований для внесения апелляционного представления прокурором не усматривается, то прокурор должен подготовить возражения на нее. Возражение должно содержать, помимо наименования суда и данных о государственном обвинителе, указание на обжалуемое судебное решение, на поданную жалобу и аргументы против доводов, приведенных в ней. К возражению могут быть приложены материалы, опровергающие доводы жалобы, и в резолютивной части также поставлен вопрос о вызове в суд свидетелей, экспертов и т.д.

Закон предусматривает право сторон, в том числе и государственного обвинителя, до начала судебного заседания в суде апелляционной инстанции принести дополнительное представление. Форма дополнительного представления должна соответствовать форме основного представления с обязательной ссылкой на него. До начала судебного заседания суда апелляционной инстанции государственный обвинитель или вышестоящий прокурор могут отозвать внесенное представление. Закон нс предъявляет никаких требований к отзыву представления, кроме того, что заявление об отзыве должно быть оформлено в письменном виде. Причины, по которым принимается решение об отзыве, указывать также не обязательно.

В соответствии с ч. 4 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель в апелляционном суде может быть заменен, если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность его дальнейшего участия в деле. Вновь вступившему в дело прокурору суд должен предоставить время для ознакомления с материалами дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора в апелляционной инстанции не повлечет за собой повторения действий, которые к тому времени уже были совершены в суде, хотя но ходатайству вновь вступившего в дело прокурора суд может, но не обязан, повторить некоторые судебные действия.

Производство по уголовному делу в суде апелляционной инстанции осуществляется, с одной стороны, в порядке, установленном гл. 35–39 УПК РФ, т.е. в соответствии с общими условиями судебного разбирательства и правилами проведения подготовительной части судебного заседания, судебного следствия, прений сторон и постановления приговора, с другой стороны, суд апелляционной инстанции будет проверять законность и обоснованность уже вынесенного судебного решения.

В суде апелляционной инстанции обеспечиваются все необходимые условия для обеспечения состязательности процесса на основе равенства сторон. После краткого изложения председательствующим или одним из судей, участвующих в рассмотрении уголовного дела апелляционной инстанции, содержания приговора или иного обжалуемого судебного решения, существа апелляционных жалобы и (или) представления, возражений на них, а также существа представленных дополнительных материалов, суд заслушивает выступления стороны, подавшей апелляционные жалобу, представление, и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. Затем суд переходит к проверке доказательств. В подтверждение или опровержения доводов, приведенных в апелляционных жалобе, представлении, стороны вправе представить в суд апелляционной инстанции дополнительные материалы. Свидетели, допрошенные в суде первой инстанции, допрашиваются в суде апелляционной инстанции, если суд признает их вызов необходимым. Ходатайства сторон об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции, разрешаются судом в порядке, установленном ст. 271 УПК РФ. При этом суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении ходатайства только на том основании, что оно не было удовлетворено судом первой инстанции. С согласия сторон суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть апелляционные жалобу, представление без проверки доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции. По завершении судебного следствия суд выясняет у сторон, имеются ли у них ходатайства о дополнении судебного следствия. Суд разрешает эти ходатайства, после чего переходит к прениям сторон.

Государственному обвинителю в подтверждение своих доводов необходимо заявлять ходатайство об оглашении всех материалов дела, в том числе протоколов следственных действий, заключений эксперта и т.д.

В ходе судебного следствия в суде апелляционной инстанции стороны могут заявлять ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением требований уголовно-процессуального закона. Правила разрешения этих ходатайств ничем не отличаются от правил, действующих в суде первой инстанции. Причем стороны вправе заявлять ходатайства об исключении доказательств, которые они уже заявляли в суде первой инстанции, но которые были отклонены, так и совершенно новые доказательства.

Поскольку в суде апелляционной инстанции прокурор поддерживает обвинение, то он может и отказаться от обвинения, если придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное обвинение. В данном случае действуют требования ч. 7 ст. 246 УПК РФ, когда полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела полностью или в соответствующей части.

По завершении судебного следствия суд переходит к прениям сторон. Прения сторон проводятся в пределах, в которых уголовное дело рассматривалось в суде апелляционной инстанции. Ни прокурор, ни защитник не могут отказаться от участия в прениях. Однако в отличие от порядка прений сторон в суде первой инстанции при апелляционном разбирательстве первым выступает лицо, подавшее жалобу или представление.

В соответствии с ч. 1 ст. 389.20 УПК РФ суд апелляционной инстанции вправе вынести одно из следующих решений:

• об оставлении приговора, определения, постановления без изменения, а жалобы или представления без удовлетворения;

• об отмене обвинительного приговора и о вынесении оправдательного приговора;

• об отмене обвинительного приговора и о вынесении обвинительного приговора;

• об отмене приговора, определения, постановления суда первой инстанции и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства;

• об отмене оправдательного приговора и о вынесении оправдательного приговора;

• об отмене определения или постановления и о вынесении обвинительного или оправдательного приговора либо иного судебного решения;

• об отмене приговора, определения, постановления и о возвращении дела прокурору;

• об отмене приговора, определения, постановления и о прекращении уголовного дела;

• об изменении приговора или иного обжалуемого судебного решения;

• о прекращении апелляционного производства.

Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы: нормативно-правовая база, предмет, объект, субъект, пределы, задачи.

Нормативная база: глава 4 раздела 3 ФЗ О прокуратуре, Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2014 N 6  "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", УИК, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Функция: надзорная. Направление: исполнительное. Отрасль: надзор за ИУ и т.д.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ "О прокуратуре РФ".

Предметом надзора являются:

· законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

· соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

· законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Вне пределов находится ОРД, проводимая в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и в исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы. Законность осуществления ОРМ, проводимых оперативными подразделениями указанных учреждений, входит в предмет другой отрасли - прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы проводят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных их сотрудниками, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. Законность этой деятельности входит в предмет другой отрасли прокурорского надзора - надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Не входит в предмет оценка судебных решений (приговоров, определений, постановлений), являющихся основанием для водворения лиц в места лишения и ограничения свободы и их освобождения. Законность, обоснованность и справедливость таких решений оспаривается в рамках другого направления прокурорской деятельности - участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судами.

Все прокурорские проверки в данной отрасли можно разделить на несколько групп:

· надзор за исполнением законом администрациями СИЗО

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, не связанные с лишением свободы

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

· надзор за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих назначаемые судом меры принудительного характера

Полномочия прокурора:

· посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 ФЗ О прокуратуре;

· опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

· знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

· требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

· отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Немедленно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

Проверять незаконное применение недозволенных мер воздействия и незаконного применения физической силы, спецсредств и оружия. Незаконное выдворение в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы; неоказание медицинской помощи; ненадлежащее материально-бытовое обеспечение; воспрепятствование обвиняемым, осужденным обжаловать действия и решения должностных лиц, нарушивших их права.

Практиковать проведение проверок СИЗО и ИУ в нерабочее время.

В ходе проверок проводить личный прием подозреваемых и обвиняемых.

В случаях возникновения ЧП руководителям прокуратур суб. РФ, военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и на гауптвахтах, организовывать проведение проверки обстоятельств их смерти.

Установить систематический надзор за соответствием действующему законодательству приказов, указаний, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией следственных изоляторов, учреждений, исполняющих наказания, а также территориальных органов уголовно-исполнительной системы, командирами дисциплинарных и других воинских частей, опротестовывать их в случае несоответствия закону.

Регулярно проверять исполнение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Контроль за соблюдением условий отсрочки осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

Проверки проводить в исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей не реже одного раза в месяц, а учреждений, расположенных в труднодоступных местностях, - не реже одного раза в квартал. Контролировать качество проводимых проверок, при необходимости их результаты обсуждать на оперативных совещаниях и коллегиях.

Осуществлять надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Проверки проводятся в уголовно-исполнительных инспекциях порядок обращения приговора к исполнению и привлечению лиц к отбытию наказания, учет осужденных, привлечение их к труду, исчисление срока наказания, контроль за поведением осужденных, соблюдение их прав. Прокуроры проводят проверку не реже 1 раза в квартал.

Прокурор устанавливает законные основания для применения мер медицинского характера. Принудительные меры медицинского характера применяются только по решению суда и только в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния.

Правовые средства:

1. постановления

2. требования

3. протесты и представления

4. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении

Объекты прокурорского надзора:

1. СИЗО, ИВС

2. ИУ

3. Уголовно-исполнительные инспекции

4. Администрации организаций, где отбываются исправительные работы, запрет на занятие определенной должностью и определенной деятельностью

5. Их должностные лица

Задачи надзора:

- обеспечить защиту конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях;

- своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения законов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях, других военных органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.