Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

2020-04-01 273
Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормативная база: глава 3 раздела 3 ФЗ О прокуратуре, Приказ ГП от 15 февраля 2011 № 33 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД

Функция: надзорная. Направление: уголовно-процессуальное. Отрасль: надзор за ОРД

Цель: предупреждение и пресечение возможных нарушений прав и законных интересов ФЛ и ЮЛ, устранение причин таких нарушений и способствующих им условий, а также своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, например, право на неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров, возмещению вреда, привлечению виновных ДЛ и сотрудников, осуществляющих ОРД, к установленной законом ответственности.

Предмет надзора:

- обеспечение законных гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища, тайну телефонных переговоров, почтовых отправлений, а также прав и законных интересов ЮЛ

- соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступл;

- законность при проведении ОРМ;

- законность при принятии ДЛ решений

- законность при представлении результатов ОРД следователю, руководителю следственного органа, органу дознания, прокурору и суду;

- соответствие закону правовых актов, издаваемых органами, осущ. ОРД.

Объекты надзора:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Перечень органов, осуществляющих ОРД может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Прокурорский надзор осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

По требованию прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Повод для проведения прокурорской проверки:

а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;

в) в плановом порядке

Полномочия прокурора:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий

б) получать письменные объяснения

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При реализации надзорных полномочий прокурор проверяет:

а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

б) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.

в) законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения, на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

д) законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;

е) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

ж) соблюдение определенного ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" перечня оперативно-розыскных мероприятий;

з) соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

и) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

к) своевременность уведомления о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища;

Правовые средства реагирования:

- требование об устранении нарушений закона;

- поручение

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт руководителя органа, осуществляющего ОРД

- представление об устранении нарушений закона, допущенных сотрудниками и ДЛ органов, осуществляющих ОРД

- мотивированное постановление о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам допущенных нарушений уголовного законодательства

- мотивированное постановление об отмене постановления следователя или дознавателя о возбуждении УД

- письменное указание о проверки сообщения о преступлении

В предмет не входят (пределы надзора): вопросы, касающиеся организации, тактики, методики. Данные о внедренных лицах предоставляются прокурорам только с их письменного согласия (если их не привлекают к УО – искл.).


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.