Выявление факторов определяющих уровень жизни в перспективе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Выявление факторов определяющих уровень жизни в перспективе

2020-04-01 151
Выявление факторов определяющих уровень жизни в перспективе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В России за прошедшие 15 лет так и не была разработана стратегия регио­нального развития, вместо этого сущест­вовали многочисленные целевые феде­ральные программы, на которые распыля­лись средства, эти программы плохо фи­нансировались и выполнялись. В послед­ние годы их число было резко сокращено, сохранились программы для самых геопо­литически проблемных территорий - Юга, Дальнего Востока и Калининградской об­ласти, но качество их выполнения измени­лось мало. Региональная политика факти­чески заменена растущим перераспреде­лением финансовых ресурсов, реформы диктуются сверху, а имеющийся опыт ре­шения социальных проблем в продвину­тых регионах не привлекает внимания. При такой политике возрастают риски уп­равления и неэффективность использова­ния федеральных и региональных ресурсов. В стране пока не найдено оптималь­ное сочетание политики поддержки сла­бых территорий и содействия развитию регионов - «локомотивов» экономическо­го роста.

Перспективные сценарии развития ре­гионов могут быть рассмотрены толь­ко на качественном уровне, их выбор не так велик.

Сохранение системы масштабного пе­рераспределения. В краткосрочной перспективе эта политика позволяет улучшить социально-экономические показатели уровня жизни в слаборазви­тых регионах, особенно индикаторы крайней бедности и неравенства по дохо­ду. Но в более длительной перспективе она приведет к увеличению затрат пру снижающемся эффекте выравнивания стимулированию иждивенчества слабых регионов и росту числа регионов, нуждающихся в поддержке. Это тупиковый путь развития без создания собственных механизмов роста в отстающих регионах. Кроме того, при растущих масштабах перераспределения будут накапливаться нерешенные социальные проблемы в более развитых регионах страны, особенно северных и восточных.

Политика административно-территориальных преобразований (укрупнение, создание новых уровней управления для решения задач социально-экономического выравнивания). При внешней простоте этот механизм дает искусственный эффект выравнивания. Диапазон региональных различий индикаторов ЦРТ, несомненно, уменьшится, но диспропорции социально-экономического развития будут «спрятаны» внутри укрупненных регионов. Реальный эффект выравнивания вряд ли будет достигнут, потому что центропериферийное неравенство в Росси воспроизводится на разных уровнях, фи­нансовые и человеческие ресурсы будут стягиваться в сократившееся число цент­ров и внутренняя поляризация неизбежно вырастет. Кроме того, перестройка управ­ления сложившихся территориальных си­стем создаст дополнительные проблемы. Данный механизм может быть приемле­мым только в случае слияния с «материн­скими» регионами слаборазвитых авто­номных округов с малочисленным населе­нием, не имеющих ресурсов для самосто­ятельного развития. Но и для них должны быть предусмотрены меры поддержки ко­ренного населения в сфере занятости, об­разования, здравоохранения и нацио­нальной культуры, а это весьма затратная политика, на которую может не хватить средств тех регионов, к которым присое­диняются слаборазвитые автономные ок­руга. Без финансовой помощи федераль­ного центра объединение может привести к нарастанию проблем развития в укруп­ненных регионах.

Опора на «точки роста», естественно складывающие в стране - наиболее эффективная в долгосрочной перспекти­ве региональная политика, которую про­водят все страны догоняющего разви­тия. На первых порах она неизбежно ве­дет к росту регионального неравенства, но затем начинается пространственная диффузия позитивных социально-эконо­мических изменений в прилегающие территории, которую можно активно стимулировать с помощью региональ­ной политики. При этом необходимая поддержка слаборазвитых регионов со­храняется, но усиливается ее связь с ре­зультативностью политики региональ­ных властей. Для этих целей применяет­ся система социально-экономического мониторинга.

Развитие последних лет показало, что в стране складываются несколько разнотипных «точек роста» - агломера­ции федеральных городов и другие круп­нейшие агломерации (Самарская, Ниже­городская, в перспективе - Новосибир­ская), более модернизированные регио­ны экспортной ресурсодобывающей эко­номики с высоким человеческим потен­циалом (Ханты-Мансийский АО, Белго­родская, Пермская, Томская области и другие субъекты РФ), а также «контакт­ная зона» глобализации - приморские пограничные регионы со значительным внешнеторговым обменом и растущими инвестициями (Ленинградская область. Краснодарский край, в перспективе - Ка­лининградская область). Именно для та­ких регионов могут ставиться задачи ус­коренного достижения высоких темпов социально-экономического развития.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.