Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2020-04-01 236
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

1.1 Историография и современное состояние проблемы

1.2 Сущностные характеристики нравственного воспитания

1.3 Общая характеристика народной педагогики

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанности младших школьников

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время, формирование гармонически развитой личности, обладающей высокими моральными качествами, призванной утверждать новые общественные отношения - главная задача учителей.

В сегодняшних условиях необходим целенаправленный взвешенный выбор методов воспитания, позволяющих реально оценить возможности учителя, помочь ему разобраться в упущениях и недостатках, найти эффективные пути решения нравственных проблем, вставших перед обществом.

Среди средств, направление на улучшение нравственного воспитания подрастающего поколения особое место занимает устное народное творчество, отражающее опыт и традиции народа, его надежды.

Обилие информации, податливость и пластичность материала, близость тем к духовным устремлениям младших школьников позволяют говорить об эффективности использования средств и методов народной педагогики.

Противопоставление таких нравственных общечеловеческих качеств как добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине в традициях помогает выработать позитивное отношение к морали, к нравственным ценностям и нормам, выработанными народными массами в процессе многовековой борьбы против эксплуатации, за свободу, за мир и счастливую жизнь.

Сегодня когда перед нами стоит задача "всемирно укреплять преемственность поколений многих народов, зажечь стремление умножить исторический опыт, воспитывать людей сильных духом", необходимость учета региональных особенностей народного творчества возрастает.

Опираясь на исторический опыт нашей цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества - трудолюбие, уважение к старшим, гуманизм, чувство коллективизма, честность, преданность, долг, совесть, правдивость, терпимое отношение к людям, имеющие глубокие корни в жизни народа, его национальную культуру являются сказки.

При незнании национальных особенностей народа, его психологии, его традиций и обычаев, пренебрежительное отношения к прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Данной проблемой занимались такие педагоги как Аристотель, Арсалиева М.Х., Афанасьева В.Ф., Богданова О.С., Беловолова С.П., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Гуртуева М.Б., Измайлова А.Э., Коменский Я.А., Крупская К.К., Керимшеева О.А., Кергилова Н.В., Леонов Л.Н., Макаренко А.С., Огородников И.Т., Платон, Разумный В.А., Ханбиков Я.И. и др.

Исходя из актуальности, для практики начальной школы нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы: " Нравственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики".

Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: н равственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики.

Цель исследования: определить пути нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики и экспериментально проверить.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность понятия нравственного воспитания.

.   Разработать методику по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики.

Гипотеза исследования: В основу выпускной квалификационной работы положено предположение о том, что нравственное воспитание младших школьников через опыт и традиции будет протекать успешней, если:

·   целенаправленно осуществляется этическое просвещение, обеспечивающее самоопределение школьников в системе нравственных, культурных ценностей;

·   традиции опыт народной педагогики целенаправленно включается и интегрируется в содержание и формы учебно-воспитательного процесса школы;

·   содержание нравственного воспитания школьников ориентируется на уровень развития представлений детей о взаимосвязях "человек-человек", "человек-общество", "человек-природа";

·   учащийся приобщается к доступным, нравственно ориентированным формам и видам деятельности, при этом воспитатель выступает примером носителя и проводника нравственной культуры.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений применяются следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, другой научной литературы; организация целенаправленной опытной работы; изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике. Для решения частных исследовательских задач используются также наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование, тесты, изучение, анализ документов и продуктов деятельности учащихся; создание специально конструируемых педагогических, ситуаций.

Указанные методы используются в определенной системе, для которой характерно возрастание роли тех или иных методов на отдельных этапах исследования. Однако в целом, ведущим методом исследования является опытная работа.

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический (сентябрь - декабрь 2004): анализ литературы, составление плана работы, определение основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), написание первой главы выпускной квалификационной работы.

Второй этап - экспериментальный (январь - апрель 2005): проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Третий этап - обобщающий (апрель - май 2005): анализ и сравнение полученных результатов, и литературное оформление выпускной квалификационной работы.

Обоснованность, достоверность положений и выводов исследования обеспечивались результатами опытной работы, адекватностью методик исследования его предмету и задачам

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по различным направлениям: выступление автора на занятиях в учебном заведении, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики

Практическая значимость работы определяется тем, что она вооружает учителей начальных классов теоретически обоснованной и практически выбранной методики использования традиций, в целях нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной работы.

Базой исследования: МО СОШ №1 г. Новосибирска

Структура работы: выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

нравственное воспитание народная педагогика


Выводы по первой главе

 

Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.


Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

 

Нравственное воспитание, "как мощное тайное оружие человеческого духа", проникая по всей сфере деятельности и поведения личности и обеспечивая единство их проявления в соответствии с требованиями общественной морали, становится результатом в процессе духовного воспитания личностью всей социальной реальности. Нравственное сознание отражает нравственные явления, прежде всего в форме представлений, знаний, оценок, отношений и мотивов. Оно обуславливает развитие нравственного самосознания ребенка, начиная от непосредственного переживания своих отношений с окружающими людьми и действительностью до осознания, познания себя. Нравственное сознание младших школьников формируется разными способами - через эмоциональную и рациональную сферу, выработку навыков нравственного поведения и деятельности через воспитание и развитие представлений о норме, идеале, заповедях, принципах. Все они становятся нравственными убеждениями и мотивами нравственного поведения.

Одна из главных форм проявления нравственных отношений в обществе - нравственные ценности, отражающие ценности представления, относящихся к области морального сознания, - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости и счастья. В ценностях сконцентрирован жизненный опыт человечества, который в свою очередь посредствам этих ценностей передается из поколения в поколение, межпоколенческую связь.

Вторым этапом нашего исследования был миниформирующий эксперимент. Здесь было разработано и проведено внеклассное мероприятие по формированию нравственной воспитанности с использованием народной педагогики "Урок нравственности". Так же на уроках русского языка и природоведении использовались средства народной педагогики (см. Приложение 4).

Мероприятие "Урок нравственности" было проведено следующим образом: класс празднично украшен, на доске прикреплены плакаты с пословицами, поговорками. На доске размещена плакаты, на которых написано "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела", "Спешите делать добро". Учащимся было дано опережающее задание подготовить сказки, пословицы, поговорки на тему нравственности.

Цель мероприятия: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле, воспитания стремления совершать добрые дела. Развитие самооценки.

Мероприятие начиналось со стихотворения, которое обращает внимание ребят на готовность к уроку. После стихотворения учителя идет беседа "О добре и зле". По окончанию беседы учащиеся предлагают пофантазировать на тему "Планета добра". Для закрепления всего представленного ребятам предлагается взять с "Планеты добра" самые добрые и искренние поступки (ребята предлагают различные варианты). После чего дети с учителем делают вывод и подводят итог.

Следующий этап беседа "О волшебных сказках".

Ребятам предлагается вспомнить, часто ли они употребляют добрые слова (волшебные слова). После обсуждения предлагается игра "Волшебные слова" (читается стихотворение и там где учитель останавливается, дети говорят доброе слово), например:

Будьте здоровы!

Если кто - то, допустим, чихнет,

Вы готовы

Тут же откликнуться: … (Будьте здоровы!)

Надо либо кивать, либо

Благодарно сказать человеку… (Спасибо!)

Потом задается вопрос, "Какие мы еще добрые "волшебные" слова не назвали?", дети называют слова.

После того, как дети назвали слова, разыгрываются сценки:

"Продавец покупатель" (2 учащихся); "У врача" (несколько учащихся).

После окончания сценок идет обсуждение. Ребята высказывают свое мнение о поступках. В закреплении делается вывод. Дети читают пословицы: "Доброе слово человеку, что дождь в засуху", "Не одежда красит человека, а его добрые дела". После прочтения идет обсуждение их смысла.

Задается вопрос "Легко ли быть добрым человеком?" дети высказывают свое мнение. Учитель читает стихотворение "Вовка добрая душа".

Проводится игра "Сказки". Учитель называет сказочного герое, а дети хлопают в ладоши, если герой добрый. Если герой злой закрывают глаза ладонями.

После игры ребятам задается вопрос, "А на какого героя вы хотели бы быть похожими и почему?". Дети называют героя и доказывают свою точку зрения.

В заключении учащимся раздаются круги. И предлагается нарисовать на них добро и подарить тому человеку, которому они хотят сделать добро.

Учитель говорит добрые пожелания детям.

На уроках русского языка и природоведения также использовались средства народной педагогики. Например, на уроках русского языка при изучении нового словарного слова использовались пословицы "Сам погибай, а товарища выручай" (см. Приложение 5).

На уроках природоведения использовались загадки, например: "Брат с братом через дорогу жив, а один другого не видит".

Также на уроке природоведения использовался кроссворд на тему "Как мы воспринимаем окружающий мир", его вопросы составлены в форме загадок (см. Приложение 6).

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.

Таблица 2

Динамика нравственной воспитанности младших школьников (в %)

Критерии Уровни

Экспериментальный класс

Контрольный класс

    До эксперим. После эксперим. До эксперим. После эксперим.
 Когнитивный высокий 20 25 15 15
  средний 65 70 60 60
  низкий 15 5 25 25
Эмоционально- Мотивационный высокий 25 20 30 20
  средний 65 60 65 60
  низкий 10 20 5 20
Деятельностный высокий 35 30 35 30
  средний 55 50 60 50
  низкий 10 20 5 20

Рис. 1. Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по первому критерию

Рис. 2 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по второму критерию

Рис. 3 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников экспериментального класса по третьему критерию

Рис. 4 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по первому критерию

Рис. 5 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по второму критерию

Рис. 6 Диаграмма диагностики нравственной воспитанности младших школьников контрольного класса по третьему критерию

 

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса уровень нравственной воспитанности повысился.

На основе проведенного исследования хотелось бы дать несколько рекомендаций:

·   Увеличить количество часов на дисциплины нравственного цикла;

·   Проводить внеклассные мероприятия, посвященные нравственной деятельности;

·   Традиции и опыт народной педагогики целенаправленно включать и интегрировать в содержание и форму учебно-воспитательного процесса школы;

·   Воспитатель должен выступать примером носителя и проводника нравственной культуры.

Таким образом, анализ результатов полученных на завершающем этапе миниформирующего эксперимента показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению нравственной воспитанности младших школьников.

Выводы по второй главе

 

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.


Заключение

 

Народная педагогика, как неотъемлемая часть педагогического наследия нашей многонациональной страны, во все времена служила целям передачи молодому поколению производственного, морального и социального опыта старших поколений. Вытекая из разнообразной повседневной деятельности, народная педагогика осуществляла преемственную связь поколений, и являлось важным звеном в едином диалектическом процессе развития человека.

Содержание народной педагогики заключается в том, что она представляет собой совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, идей, убеждений, навыков и обучения подрастающего поколения.

Исторический опыт свидетельствует, что педагогические взгляды, убеждения и идеи трансформировались и включались в действие в результате создавшихся традиций, обычаев, семейного уклада жизни. В процессе исторического становления народная педагогика накопила определенный опыт в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Организация воспитания у народа преимущественно проходит в традиционных формах трудовой деятельности, различных формах взаимоотношений старших и младших, в процессе народных игр и праздников.

Таким образом, можно сказать, что нравственная культура заключается в осознании единства человеческой сущности с природной средой, гармоническом взаимодействии культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.

Народная педагогика и нравственная культура являются неотъемлемыми аксиологическими компонентами духовной культуры народа и имеют самостоятельные поля функционирования, тесно взаимодействуют в этнопедагогическом пространстве.

Важное значение для нравственного развития детей имеет расширенные сферы и содержания их обучения с окружающими людьми, особенно с взрослыми, которые служат детям примером для подражания и основным источником формирования этических представлений и знаний.

Благодаря проведенным мероприятиям, где использовались средства народной педагогики у учащихся, повысился интерес к изучению народного творчества. Так же учащиеся стали, пользовались дополнительной литературой по поиску загадок, пословиц, поговорок, сказок на нравственную тему.

Анализируя результаты экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что у учащихся экспериментального класса до эксперимента наблюдался средний уровень нравственной воспитанности. После проведения внеклассного мероприятия по формированию нравственной воспитанности младших школьников с помощью народной педагогики у учащихся экспериментального класса уровень экологической воспитанности остался средним, но высокий уровень повысился, а средний и низкий понизились.

А у учащихся контрольного класса, где не проводилось ни одного внеклассного мероприятия по формированию нравственного воспитания, уровень нравственной воспитанности не изменился.

Таким образом, следует вывод, что систематическое проведение внеклассных мероприятий, а так же народная педагогика оказывают неоценимую помощь в нравственном воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с народным творчеством, развивается наблюдательность, способность видеть и ценить красоту народного творчества.


Библиографический список

 

1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа [Текст] / К.Ш. Ахияров. - Башкортостан: Башк. гос. пед. ун-т А.Н. Рееп, 2000. - 327с.

2. Атангулов, У.Ш. Педагогические условия использование идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании младших школьников [Текст] / У.Ш. Атангулов. - Уфа: ин-т истории, языка и литературы, 1993. - 21с.

3. Байчекуева, Н.Х. Педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе [Текст] / Н.Х. Байчекуева. - М.: Просвещение, 1995. - 125с.

4. Багданова, О.С. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников [Текст] / О.С. Багданова, В.И. Петрова. - М.: Прсвещение, 1972. - 243с.

5. Багданова, О.С. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1975. - 105с.

6. Багданова, О.С. Воспитание культуры поведения учащихся с 1-3 классов [Текст] / О.С. Багданова. - М.: Просвещение, 1978. - 159с.

7. Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: Наука, 1986. - 120с.

8. Бондырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории [Текст] / Н.И. Бондырев. - Просвещение, 1989. - 224с.


Приложения

 

Приложение 1

 

Тест "Размышление о жизненном опыте".

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3-4 классов.

Ход проведения

·   Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставить в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).

·   Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.

·   Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.

·   Учащимся предлагается выбрать один из трех ответов и обозначить его.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?

а) обойду не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение.

. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (ый) одиноко стоит в стороне. Что ты сделаешь?

а) ничего, какое мое дело?

б) не знаю заранее, как сложиться обстоятельство;

в) подойду и непременно заговорю.

. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то броситься на помощь, я тоже пойду;

в) звоня по телефону "03", останавливаю прохожих.

. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступаешь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) никак: жизнь вообще не справедлива;

в) вступлюсь за обиженного.

. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто потерял;

в) может быть, возьму себе.

. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось пропустит;

в) на свои знания.

. Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) уйду немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

. Некий волшебник предлагает тебе устроить обеспеченную жизнь без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил, таким образом, существование;

в) отказываюсь решительно.

. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуется отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

. Решается вопрос, кто мог бы выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим временем, чтобы согласиться.

. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: "Есть важное дело. Надо". Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет для меня значения;

в) разрываю все свои отношения с этим человеком.

. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) я буду ждать новых сообщений.

. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку, на улице взрослы мальчики, требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю - здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарок не отдаю, сражаюсь с ними.

. Когда ты уезжаешь на долго из дома, как ты себя чувствуешь в дали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую лучше, чем дома;

в) не замечал (а).

. Тебя просят послать книга в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) не нужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что принесу.

. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаше всего приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.

Приложение 2

 

Анкета "Опыт".

Цель: выявить знания учащихся о народных традициях.

Ход проведения

·   Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (можно указать лишь половую принадлежность, поставить в углу листа букву "м" - мальчик, "д" - девочка).

·   Важно проследить за тем, чтобы атмосфера во время тестирования содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности учащихся.

·   Вопросы тестов должны быть прочитаны ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответ.

·   Учащимся предлагается дать свой ответ.

1. Назовите количество своих близких и дальних родственников.

2. Часто ли собираются у вас родственники?

.   К какому из родственников вы чаще ездите?

.   Поют ли у вас в семье народные песни? Как часто?

.   Какие народные праздники отмечают у вас в семье?

.   Какие традиции у вас в семье?

.   В какие народные игры ты играл со своими родственниками?

.   Кто читал или рассказывал, тебе сказки в детстве? Какие?

.   Какие нравственные качества ты хотел (а) бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, умение приспособиться к жизни, практичность, патриотизм? (поставить номер по степени важности).

.   Какое место ты считаешь своей родиной?

.   По какому принципу, ты выбираешь друзей?

По желанию и совету родителей;

По национальной принадлежности;

По личным симпатиям;

По месту жительства?

. Что в жизни ты считаешь главным: материальный достаток, воспитание детей, труд, власть, авторитет, деньги, любимое занятие, самореализации и др.? (поставить номер по степени важности).

Приложение 3

Беседа "О добре и зле".

Цель: выяснить представления учащихся о добре и зле.

·   Ребята сегодня мы вспомним, что такое добро и зло. Что для вас значит добро?

·   Что для вас означает зло?

·   Вспомните, когда вы в жизни встречали добро. А зло?

·   Какого человека можно назвать добрым?

·   Какие добрые дела вы знаете?

·   Расскажите, какие добрые дела вы делали?

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

1.1 Историография и современное состояние проблемы

1.2 Сущностные характеристики нравственного воспитания

1.3 Общая характеристика народной педагогики

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по нравственному воспитанию младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Содержание экспериментальной работы по нравственному воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по нравственному воспитанности младших школьников

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

 

Актуальность исследования. В настоящее время, формирование гармонически развитой личности, обладающей высокими моральными качествами, призванной утверждать новые общественные отношения - главная задача учителей.

В сегодняшних условиях необходим целенаправленный взвешенный выбор методов воспитания, позволяющих реально оценить возможности учителя, помочь ему разобраться в упущениях и недостатках, найти эффективные пути решения нравственных проблем, вставших перед обществом.

Среди средств, направление на улучшение нравственного воспитания подрастающего поколения особое место занимает устное народное творчество, отражающее опыт и традиции народа, его надежды.

Обилие информации, податливость и пластичность материала, близость тем к духовным устремлениям младших школьников позволяют говорить об эффективности использования средств и методов народной педагогики.

Противопоставление таких нравственных общечеловеческих качеств как добро и зло, доброжелательность и подлость, чистосердечие и зависть, совесть и мошенничество, трудолюбие и тунеядство, милосердие и жестокость, гуманизм и бессердечие, патриотизм и измена родине в традициях помогает выработать позитивное отношение к морали, к нравственным ценностям и нормам, выработанными народными массами в процессе многовековой борьбы против эксплуатации, за свободу, за мир и счастливую жизнь.

Сегодня когда перед нами стоит задача "всемирно укреплять преемственность поколений многих народов, зажечь стремление умножить исторический опыт, воспитывать людей сильных духом", необходимость учета региональных особенностей народного творчества возрастает.

Опираясь на исторический опыт нашей цивилизации, моральные критерии, ставшие общечеловеческими, школа призвана формировать у детей конкретные нравственные качества - трудолюбие, уважение к старшим, гуманизм, чувство коллективизма, честность, преданность, долг, совесть, правдивость, терпимое отношение к людям, имеющие глубокие корни в жизни народа, его национальную культуру являются сказки.

При незнании национальных особенностей народа, его психологии, его традиций и обычаев, пренебрежительное отношения к прошлому означает разрушение связи между поколениями.

Данной проблемой занимались такие педагоги как Аристотель, Арсалиева М.Х., Афанасьева В.Ф., Богданова О.С., Беловолова С.П., Волков Г.Н., Григорьев В.М., Гуртуева М.Б., Измайлова А.Э., Коменский Я.А., Крупская К.К., Керимшеева О.А., Кергилова Н.В., Леонов Л.Н., Макаренко А.С., Огородников И.Т., Платон, Разумный В.А., Ханбиков Я.И. и др.

Исходя из актуальности, для практики начальной школы нами сформулирована тема выпускной квалификационной работы: " Нравственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики".

Объект исследования: нравственное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: н равственное воспитание младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики.

Цель исследования: определить пути нравственного воспитания младших школьников в системе реализации гуманистического потенциала народной педагогики и экспериментально проверить.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.269 с.