Исследование гендерных стереотипов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Исследование гендерных стереотипов

2020-04-01 530
Исследование гендерных стереотипов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В. Е. Каган (1989) опрашивал школьников VII-X классов трех регионов страны, какими они представляют себе большинство мужчин и женщин. Стереотипы мужественности, описываемые девочками, и женственности, описываемые мальчиками, во многом оказались сходными. Для того и другого стереотипа были характерны доброта, отзывчивость, справедливость, честность, самостоятельность, обаятельность. Сходство по ряду признаков обнаружилось и при описании мальчиками мужественности и девочками - женственности; это решительность, энергичность, уверенность. Различия же состояли в следующем. [6]

 

 

Таким образом, характеристика мужчин и женщин у подростков в исследовании Е. В. Кагана получилась скорее андрогинной.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

Сегодня социальный прогресс и демократизация отношений полов,

стирание границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместное обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях. Изменения эти происходят довольно быстро и вызывают у многих людей адаптивное напряжение, сопровождающееся психологическим дискомфортом.

    В данной работе исследовались образы мужчин и женщин у подростков.

Так, гипотеза о том, что представления о мужественности и женственности у подростков обусловлены наличием в обществе полоролевых стереотипов и связанны с традиционными эталонами мужественности и женственности подтвердилась частично.

У подростков непосредственный жизненный опыт связан только лишь с позицией ребенка, и поэтому их представления о мужественности и женственности - это, по-видимому, просто устаревшие взгляды взрослых. Между тем известно, что в этом возрасте интенсивно формируется система межполовых взаимоотношений. Однако представления подростков об идеальных качествах мужчин и женщин для этих взаимоотношений преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления о мужчинах и женщинах и реальное поведение подростков мальчиков и девочек находится как бы в разных планах. Соответственно, идеал не выполняет своей регулирующей функции в качестве образца поведения.

У старших школьников основа формирования идеальных представлений о мужественности и женственности - значимая для них сфера взаимоотношений с ровесниками противоположного пола. Она включает актуальные потребности, связанные с сексуальным развитием, осознание себя человека определенного пола (в сфере межполовых взаимоотношений идеальные образы мужчин и женщин) как субъектов и объектов общения, представления о себе и о других сверяются на практике, в непосредственной деятельности общения.

Таким образом, происходящая в нашем обществе ломка традиционной системы половых ролей и стереотипов серьезно влияет на психику и поведения подростков. Жесткая нормативность и поляризация деятельности и установок постепенно уступает место принципу индивидуальной вариабельности, которая зависит от половой принадлежности индивида, но отнюдь не сводится к ней. В условиях, когда мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом в небывало широком спектре социальных ролей, которые не организованы иерархически и принципиально сменяемы, такая психологическая гибкость, безусловно, является более адаптивной, нежели жесткая приверженность традицией» полодиморфическим стандартам. Однако здесь очень много спорного проблематичного, неясного.

Все это свидетельствует о настоятельной необходимости более глубокого изучения образов, половых ролей у подростков и «реабилитации» категории пола в отечественной психологии.


ССЫЛКИ

[1] Бендас Т. В. - Гендерная психология

[2] Жеребкина И.А. - Введение в гендерные исследования

[3] Астафьев П. Е. - Понятие психического ритма как научное основание психологии полов

[4] Отто Вейнингер - Пол и характер

[5] http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm

[6] Ильин Е. П. - Пол и гендер

[7] Бендас Т.В. - Психология лидерства

[8 ] Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»

[9]http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx

[10] Драгунова Т.В. Учебное пособие

[11] Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. - «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.»

[12] Юферева Т.И. - Образы мужчин и женщин в сознании подростков

[13] Юферева Т.И. - Формирование психологического пола

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.

8. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.

9.  Астафьев П. Е. Понятие психического ритма как научное основание психологии полов. - М.: 1899.

10. Отто Вейнингер «Пол и характер»: Латард; 1997

11. Интеренет-ресурс: http://www.voppsy.ru/issues/1985/853/853084.htm

12. Ильин Е. П. «Пол и гендер» - Спб.: Питер, 2010

13. Бендас Т.В. - «Психология лидерства»: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2009

14. Бем С. «Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов»: СПб.: Питер, 2006

15. Интеренет-ресурс: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253451446875000/Default.aspx

16. Драгунова Т.В. Учебное пособие.- СПб.; СПбГУП, 2000

17. Заика Е. В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. «Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. Вопросы психологии.» - 1990.- №4.

18. Юферева Т.И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков.//Вопросы психологии №3, 1985

19. Юферева Т.И. Формирование психологического пола.// Формирование личности в переходный период: От подросткового к Юношескому возрасту./ Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.