Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества: — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества:

2020-04-01 366
Сопутствующие задачи по знакомству детей с основными чертами и понятиями культуры и исторического прошлого казачества: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проектная деятельность

Тема проекта:

 «Традиции казачества»

старшей группы № 4 «Жемчужинки»

                                     на 2013 – 2014 учебный год

 

 

воспитатели:

 Кузовкова Ирина Александровна

 Гордиенко Екатерина Евгеньевна

 

 

Ставрополь 2013

 

Вид проекта:

Познавательно – творческий.

 

Срок реализации:

Длительный (октябрь – апрель)

 

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Участники проекта: дети группы, воспитатели, музыкальный руководитель, преподаватель по изодеятельности, родители

 

Основная цель воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей и их родителей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.

Задачи:

• Воспитание нравственных качеств ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями казачества, накопленных поколениями и отраженных, заключенных в предметном мире культуры, в духовном наследии (обрядах, обычаях, верованиях, образцах устного народного творчества).

• Создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истории и культуре казаков.

•  Содействие развитию у детей:

- начал исторического и гражданского самосознания

- ощущения причастности к культуре казачества

- историческому прошлому

- осознанного благоговейного отношения к родному краю

4. Отследить динамику формирования знаний об истории казачества у детей и родителей;

АКТУАЛЬНОСТЬ.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Немаловажным этапом введения краеведения в образовательный процесс является обогащение развивающей среды материалами о родном городе, крае, республике и создание условий для работы с краеведческим материалом детей и взрослых.

Правильно подобранная и своевременно предоставленная наглядность помогает формированию у ребенка правильных, неискаженных представлений о родном крае, помогает расширить кругозор, активизировать познавательные интересы, побуждает к исследовательской деятельности, а внесение регионального компонента в тематику и содержание предметно-развивающей среды, выступает одним из условий развития ценностного отношения к родному краю.

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ по данной проблеме были проведены педсоветы, разработаны консультации, организованы открытые просмотры занятий с краеведческой направленностью. Опираясь на методические рекомендации, выделенные в парциальных программах по патриотическому воспитанию дошкольников, мы занялись организацией предметно-развивающей среды.

 

Организация деятельности в ходе выполнения проекта

(перспективный план по месяцам)

№ п/п Мероприятия Срок Ответственный

Подготовительный

1. Выявление проблемы октябрь воспитатели

2. Определение темы и цель проекта октябрь воспитатели

3. Подборка материала по теме проекта октябрь воспитатели

4. Составление плана совместной деятельности октябрь воспитатели

Основной

1. Осенний праздник «Покровская ярмарка» октябрь Воспитатели, муз. руководитель

2. Пошив казачьих костюмов октябрь Родители, воспитатели

3. Посещение музея казачества в МБОУ школа №39 ноябрь Воспитатели

4. Посещение Городского музея казачества апрель Воспитатели, родители

5. Фольклорный праздник «Колядки» январь Воспитатели, муз. руководитель, родители

6. Спортивный праздник «Карусель народных игр» апрель Воспитатели, родители

7.  Фольклорный праздник «За околицей» май Воспитатели, родители

8. Развлечение «День матери» ноябрь Воспитатели, родители

9.  «МЫ РЕБЯТА – КАЗАЧАТА», посвященный 23 февраля. февраль Воспитатели, родители  муз. руководитель

10. Цикл занятий и бесед с детьми по теме проекта:    

«Знакомство детей с древними жилищами людей и предметами быта казака» ноябрь воспитатели

«Традиции и быт кубанского казачества» ноябрь воспитатели

«Знакомство с предметами быта: прялка, веретено» ноябрь воспитатели

«Знакомство с предметами быта: рубель, чугунный утюг» ноябрь воспитатели

«Русской печки нет добрее» декабрь воспитатели

«Вышивка» декабрь воспитатели

«Старый медный самовар» декабрь воспитатели

«Вареники для казаков» декабрь воспитатели

«Рождество Христово» январь воспитатели

«Святки» январь воспитатели

«Крещение» январь воспитатели

«Национальная одежда кубанского казака и казачки» январь воспитатели

«Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни» февраль воспитатели

«Ты расти мой ленок» февраль воспитатели

«Обрядовые праздники - Масленица» февраль воспитатели

«И не найти прекрасней края, чем ставропольская земля» март воспитатели

• «Культура и традиции Терского казачества» март воспитатели

«Период казачества в селе Надежда» март воспитатели

«Казачьему роду нет перероду» март воспитатели,         

• «Воспитание детей в казачьих семьях» апрель воспитатели

«Как на пасху куличи пекли» апрель воспитатели,         

«Красная горка» апрель воспитатели,         

11.  Консультация для родителей «Без прошлого – нет будущего»   воспитатели,         

12. Разучивание комплекса казачьих народных игр в течение проекта воспитатели

13. Оформление папки "Традиции казачества" февраль воспитатели

14. Консультация для родителей «Воспитание детей в казачьих семьях» апрель воспитатели

15. Оформление семейного альбома "Семейные традиции" декабрь воспитатели

16. Оформление презентации "Масленица у казаков" март воспитатели

17. Проведение фоторепортажей по проекту ежемесячно воспитатели

18. Оформление презентации "Кто такие казаки" январь воспитатели

Заключительный

      1. Подготовка презентации проекта апрель воспитатели

2. Выступление на педсовете май воспитатели

Занятие «Знакомство детей с древними жилищами людей

И предметами быта казака»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с древней историей жилища людей. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.

2. Учить рассказывать о предметах быта казаков.

3. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Кубани.

2. Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».

3. Заучивание пословиц.

4. Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

5. Рассматривание одежды казака-казачки.

6. Рассматривание узоров полотенец.

 

Воспитатель:      Очень часто, а событиями

                          И сутолокою дней, старины

                          Своей не помним мы,

                          Забываем о ней.

                          Хоть и более привычны

                          Нам полеты на Луну,

                          Вспомним старые обычаи,

                          Вспомним нашу старину.

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным-давно. Много лет назад на Кубани жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже они научились строить жилище из костей и шкур животных. (Воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные картины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в таких своих жилищах. До тех пор пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам земли. Земли казакам очень понравилось. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки станицы. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты-курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет №3).

Чтобы хаты были еще красивей, казаки воле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения  писателя И.Бойко «Гимн хате».

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, шурлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами; в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз. Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и повсюду к тебе каждый вхож, твои двери открытые каждому…  А сколько пота пролила ты! Просыпались рано-рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнеце. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепами снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти; когда тебе нашептывали сны пряхи и веретено. И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что не повернуться, ни сесть!».

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака, и сами хозяева Маруся и Грынько. А вот сундук).

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.

Дети говорят пословицы:

1. Дышева рыбка, та погана юшка.

2. Баба с возу, кобыле легче.

3. Очи шо бралы, йиштэ хоть повылазьтэ.

4. Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають.

5. Хлиб, силь да вода – то казачья еда.

6. Дэ лодырь ходэ, там земля не ходэ.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин).  Дети, определите, из чего сделан кувшин? (даю потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Его принесла Саша.

Рассказ Саши: «У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушка Саши очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.

 Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, кабыца, буряк, тын, драбына, кавун, гарный, цуцыня.

Воспитатель: Молодцы! Послушайте стихотворение  поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом».

На хуторе нашем вишневом

На хуторе нашем вишневом,

У чистой Криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку.  

Ребенок: я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли (цветы).  У казаков было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достаю из сундука, даю детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (ставлю на стол утюг).  Из чего он сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах и постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым. Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша? … (крестик, цветы, листья).

Дети рисуют, украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассмотрение работ.

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.                                         А завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: МНОГИЕ ИЗ НАС ПОТОМКИ ТЕХ САМЫХ СИЛЬНЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ КАЗАКОВ, СОЗДАВШИХ СВОИМ УПОРНЫМ ТРУДОМ СЛАВНУЮ ЗЕМЛЮ.

 

Занятие «Традиции и быт кубанского казачества»

Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.

Словарная работа: Макитра, станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание старых фотографий

Материалы: Аудио запись Кубанского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи, кубанского подворья, куклы в национальной одежде – казака и казачки.

Ход занятия:

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

 -  Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани, Доне, Тереке, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, так и называются Кубанские казаки.

- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Кубань. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань.

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Ставропольской земле казаки.

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

- А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Как на Кубани обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

 - А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)

- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).

- «Проходите, гости дорогие!»

- Красному гостю – красное место!

- Гость на порог – хозяину радость!

- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»

Ход игры

Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».

Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.

Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.

Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».

Печь нам – мать родная,

Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…

Как называлось казачье поселение? (Станица.)

Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)

Где спали младенцы? (Колыбель.)

С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)

Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)

Воду приносили из чего? (из колодца.)

В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)

С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).

- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.

Дети: Милости просим гости дорогие!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше занятие подошло к концу.

 

Занятие «Знакомство с предметами быта: прялка, веретено»

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками, имитация русской печи, люлька; русские народные костюмы; корзинка–копилочка; ленточка; пироги.

Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря – заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)

Ход занятия (в «уголке русской избы»):

Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.

Хозяйка:

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

(В зал под р.н.м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).

Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!

Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!

Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.

Варвара:  Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь поучатся.

Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.

Загадки:

1.На стене висит, болтается,

Всяк за него хватается (рушник).

2.Кто в избе рогат? (ухват).

3.Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка ).

4.Стоит толстячок, подбоченивши бочок

Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).

5.Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).

6.Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).

7.Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).

Хозяйка: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?

(Девочка садится возле люльки и качает).

Хозяйка:  А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.

Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.

Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.

Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. А украшена она была городецким узором. Много лет прошло, много на ней пряли, а красивый узор ещё виден. (Рассматривают).

Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.

Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная. (Рассматривают).

Хозяйка: Послушайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?

Дети: (отвечают).

Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».

Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.

Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?

Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.

(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).

А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.

Чаша.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

 Прилетели две тетери-

 Поклевали, улетели.

Лошадка.

Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

Морковка.

В огороде заинька,

В огороде серенький

Он капустку грызёт,

 Он морковку берёт.

Скок, скок, поскок-

Побежал во лесок.

Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.

Дети: А в русские народные игры играть будем?

Варвара: В какие?

Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница». (Дети считалкой выбирают  водящего).

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела,

И тебе водить велела.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая салфетка! Цветы на ней не нарисованы, они вышиты цветными нитками. Очень многие женщины умеют вышивать, а в старину долгими вечерами русские женщины, девушки занимались этим рукоделием. Рукоделие, значит, руками делается. Вышивать учили девочек.

Игровая ситуация «Мама учит дочку вышивать»

Мама (педагог): «Садись, дочка, рядом. Вот тебе пяльцы, цветные нитки. Вышивай аккуратно, не спеши, ниточки не путай, старайся».

Девочка «вышивает»- повторяет за педагогом движения рукой.

Мама: «Молодец, доченька. Ай, да, рукодельница!»

Ситуация проигрывается еще раз, только теперь мама и дочка - другие девочки.

Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим вышивки на разных изделиях.

Дети идут за педагогом, рассматривая вышивки на детской рубашке из сундука, на полотенце у печки, на детской подушке в колыбельке, на свадебном полотенце на полочке, на полотенце, украшающем красный угол.

Воспитатель обращает внимание детей на мастерство, красоту изделий, предлагая полюбоваться вышивкой и самим называть, что вышила мастерица и какого цвета нитки она использовала.

Вопросы детям:

1. Что означает слово «рукоделие»?

2. С каким рукоделием мы сегодня познакомились?

3. Кого учили этому рукоделию?

4. Как вы думаете, для чего нужна вышивка?

5. Какая вышивка вам понравилась больше?

Дидактическая игра. «Сложи узор» или «Рукодельница».

Воспитатель: В прошлые времена девушки собирались в каком-нибудь доме, чтобы не скучно было заниматься рукоделием. На огонек к ним заглядывали парни. Отложив на время работу, устраивали пляски, игры, запевали песни.

Русская народная песня «У крестьянина дочь всему выучена»

Разучивание приглашения в пары и хождения по кругу в парах.

Воспитатель обращает внимание:

· на то, как вежливо, с легким поклоном надо приглашать в пару девочку или мальчика,

· некрасиво отказывать пригласившему – это может обидеть, 

· в русских традициях, в парах парень смотрит на девушку, а девушка танцует, скромно опустив глаза.

Воспитатель: Заканчивается песня словами «цалуй миленького», парню разрешалось поцеловать девушку при всех только один разок. Часто после этой песни звучала такая шутка: «Из Москвы пришел приказ целоваться сорок раз» и все смеялись. Ведь целоваться при всех долго и много было неприлично, это осуждалось. Разрешалось еще целовать невесту на свадьбе – этот обычай сохранился до сих пор. Вы ещё дети, вам в конце песни можно обняться в знак дружбы.

Заканчивается занятие разучиванием новой игры «Подушечка» и повторением уже знакомой игры:  «Ручеек», «Дрема».

 

Занятие «Старый медный самовар»

Цель: обобщать и систематизировать знания детей о чае, о странах, где выращивают чай, о традициях употребления чая в России, об истории самовара. Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать мышление, воображение. Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине. Формировать толерантное отношение. Закреплять знание о разновидностях самоваров, знать понятие «традиция».

 Активизация словаря: чайный куст, легенда, император, тульский, жаровой, электрический.

Материал: карта мира (большая), две железные банки с чаем (чёрный и зелёный), самовары: жаровой, электрический. 9 иллюстраций различных модификаций самоваров. Конверты на каждого ребёнка с разрезными на 5 частей самоварами. Щепки, шишки, веточки для жарового самовара. Костюм (для посла из Китая), чайная посуда, угощение.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К. И. Чуковский «Федорино горе», «Муха - цокотуха»), беседа о тульском самоваре и основателях тульского самовара братьях Лисицыных. Подготовка и подбор иллюстраций самоваров различных модификаций. Изготовление разрезных карточек с изображением самоваров по количеству детей. Занятие «Не попить ли нам чайку?». Заучивание потешек, разучивание хороводной игры «Самовар». Изготовление костюма китайского посла.

Ход занятия.

Воспитатель: Перед нами карта мира - это вся наша планета Земля, все люди, населяющие земной шар. На нашей планете много разных стран, в каждой люди разговаривают на своём родном языке. Сколько народов, столько и языков. У каждого народа свои песни, танцы, традиции.

Вы знаете, что такое «традиция»? (передача, знания передаются от одного к другому).

Сегодня мы поговорим о традициях чаепития. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.

Звучит музыка, входит посол (взрослый) в китайском национальном костюме.

Посол: Здравствуйте, я приехал из далёкой страны и привёз вам подарок (достаёт 2 железные баночки, открывает и показывает детям).

Посол: (обращается к детям) А знаете ли вы страны, где растут чайные кусты?

Воспитатель: Знают, и не только скажут, но и покажут (ребёнок называет страну, берёт со стола воспитателя зелёный листок и лепит его на карту).

Посол: Молодцы, а знаете ли вы, что в России тоже растут чайные кусты.

Воспитатель: знаем. (ребёнок называет Краснодарский край и тоже лепит на карту листок).

Посол: Я посол из Китая мне сказали, что ваши дети знают о традициях, о чае? Это правда?

Дети: Да.

Посол: Кто знает китайскую легенду о чае?

Ребёнок: Один китайский император любил совершать поездки по стране. Однажды во время путешествия он решил отдохнуть возле густого кустарника. Лежал он и


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.