Организация костюмированного действия. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация костюмированного действия.

2020-04-01 137
Организация костюмированного действия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Входят 6 колядовщиков в костюмах, о которых рассказывалось ранее)

 Все дети: Пришла Коляда, отворяй ворота.

Тётенька добренька, пирожка – то сдобненька.

 Не режь, не ломай, поскорей подавай.

Двоим, троим, давно стоим, да не выстоим.

 Печка – то топится, пирожка – то хочется.

Хозяйка: - Ай, дуду. Ой, дуду, что за шум у нас в дому?

 Это же ряженые идут, нам веселье несут.

– Здравствуй, хозяюшка! Доброго тебе здоровья!

- И вам здоровья, коли не шутите! С чем пожаловали?

Дети: Коляду кликать.

Хозяйка: Кликать, а как же?

Дети: Приходила коляда

Накануне Рождества.

Середь Москвы,

Середь ярмарки,

Там два колышка стоят,

Две печурочки сидят.

Они царские, государские.

Подай, подай тетушка!

Подай, подай матушка!

Лепёшечки с дырочкой,

Пирожки с начиночкой.

Дети: Хозяйка,

Слезайте с печки,

 Зажигайте свечки

Открывайте сундучок,

Вынимайте пятачок.

 (Играют на шумовых инструментах, приплясывают, поют)

Золотая борода, Таусень!

Посеребряный усок, Таусень!

Прилетел соколок! Таусень!

Через бабушкин дворок. Таусень!

Уронил сапожок. Таусень!

Ты, подай, девка, сапог. Таусень!

Недосуг подавать. Таусень!

А что же недосуг? Таусень!

Мне коровушку доить. Мне телёночка поить.

  Дети: Нам славить некогда. Мы озябли.

      Кто не подаст лепёшки

      У того разобьём окошки!

      Кто не подаст ватрушки,

      Расстукаем подушки!

      Кто не подаст пирога

      Запрём ворота!

Не подашь коляду –

Я корову уведу,

А подашь коляду –

Другу приведу.

Не подашь сока

К завтрему иссохнешь.

(Хозяйка угощает)

Дети: Дай Вам Бог

 Из полна зерна пирог! Счастья вам!

Дай вам бог сына в три аршина,

 Чтоб здоровы были

Много лет жили.

Большого здоровья!  (Дети кланяются и уходят)

- Ребята, люди все были разные. Тому, кто подавал – самые лучшие пожелания: счастья, здоровья, благополучия и богатства. А тем же, кто ничего не подавал, колядующие грозили.

Но на Святки не только ряженые ходили по домам, люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.

5. Динамическая пауза. (Дети стоят в парах, один за другим, держатся за руки, руки внизу.)

  «Целый день мы на дворе,

    Целый день мы на горе.   (Дети бегут по кругу.)

    Вверх и вниз, вверх и вниз, (поднимаются на носочки и приседают)

    Эй, поехали, держись!      (бегут по кругу)

Хорошо, что есть гора,      (встают лицом в круг)

    Сзади нашего двора.          (Поднимают и опускают руки)

    Вверх и вниз, вверх и вниз (поднимаются на носочки и приседают)

    Эй, поехали, держись!         (побежали по кругу)

Ничего, что Дед Мороз, щиплет щёки нам и нос.     (Растирают щёки и нос)

 Вверх и вниз, вверх и вниз, (поднимаются на носочки и приседают)

 Эй, поехали, держись!»        (бегут по кругу)

Введение в практическую часть.

Хозяйка: Каждый праздник – угощенье!

            Ну а в Святки – как всегда,

           Мы колядовщикам вареничков налепим,

           Да, не простых – а с секретом.

Хозяйка: Что, ребята, для этого надо? 

Дети: тесто, начинку

Практическая часть.

- Мы с вами будем лепить вареники с «сюрпризами».

Хозяйка: Кому вынется, тому сбудется

           Кому сбудется, не минуется.

           А вы, ребята, запоминайте.

Хозяйка: (кладёт в вареник ниточку)

          - Ниточка далеко расстелится.

          Кому сбудется – тому сбудется.

          Ждёт его….. путешествие.

Хозяйка: (кладёт кусочек ваты)

           - Кому станется –

            Мягкая жизнь достанется.

Хозяйка: (кладёт пуговичку)

           - Кому попадётся

             Обновой обернётся.

Хозяйка: (кладёт пшеничное зёрнышко)

          - Зёрнышко! Мышь в горнице бежит,

          Каравай в дом тащит,

          В том доме достаток будет, благополучие.

Хозяйка: (кладёт колечко)

          - Колечко! Сей мать мучицу, пеки пироги,

          К тебе будут гости, ко мне – женихи.

Хозяйка: (кладёт монетку)

      Монетка – к достатку.

         - Жить будешь богато.

Хозяйка: (кладёт кусочек спички)

        - Деревянная щепка!

         Кому эта щепка достанется,

         Тому сбудется, не минуется,

         Тому жить богато,

         Ходить хорошо,

         А щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни.

Хозяйка: (кладёт конфетку)

          - Лучше нету радости

          Для ребят, чем сладости.

           Вытащат конфетку –

           Будет сладко деткам.

Хозяйка: А сейчас, ребята, каждый из вас подойдёт и слепит вареник из любой начинки, которой захочет. (Дети подходят к столам, лепят вареники, вытирают руки влажной салфеткой.)

Хозяйка: Ах, спасибо вам, ребятки,

          Что пришли вы к нам на Святки.

           Мы вареничков поварим

           Колядовщикам подарим,

           Кому зёрнышко – кому конфетка,

           А кому – деревянная щепка.

8. Закрепление. Игра «Отвечай – ка»

 А пока мы с вами поиграем в игру. (Дети встают полукругом, задаю каждому вопрос на закрепление темы, бросаю мяч, ребёнок отвечает.) 

1. Что такое Святки?                        2.Сколько они длятся?

 3.Что такое колядки?                       4. Расскажи колядку.

5. Кто такие ряженые?                      6. Какую ты знаешь поговорку о зиме?

7.Что значит, если в варенике будет нитка? вата, монетка, спичка.

9. Итог. Хозяйка: Кончается беседа о Святках

           Пора прощаться гости (кланяется), ребятки (кланяется).

           

Занятие «Крещение»

Программное содержание: знакомство детей с событиями и главными особенностями праздника Крещения Господа Иисуса Христа.

Материал к занятию: Икона праздника или репродукция иконы; Фотографии Святой Земли, реки Иордан.

Ход занятия:

Сколько великих праздников ожидает нас зимой: Новый год, Рождество, Крещение, Святки. Самый главный из всех православных праздников конечно же, Рождество Господа нашего Иисуса Христа Уже более 2000 лет празднует его Христианская Церковь.Торжественные, радостные и ликующие песнопения звучат особенно широко, и не только в храмах. В пении колядок, зимних «овсенек», спектаклях вертепного театра всегда активно участвовали дети. А сегодня на занятии, мы узнаем, в честь какого события установлен праздник Крещение Господне.

Показ иконы праздника или репродукция

-Дети, можете ли вы назвать, Кто изображён на иконе? (Ответы: Иисус Христос, стоящий в воде реки, рядом с Ним какой-то человек, ангелы.)

-Икона, которую мы с вами рассматриваем, называется Крещением Господнем. Когда Иисус Христос стал взрослым, в стране, где Он жил, появился святой человек, которого звали Иоанн, «Дар Бога». Он был добрым и благочестивым, был исполнен пламенной веры в Бога. Чтобы никто не мешал ему молиться он ушёл в пустыню у реки Иордан и жил там в пещере. Одеждой его были «плащ» из грубого верблюжьего волоса и кожаный пояс. Питался он растениями, акридами (особый вид саранчи) и диким мёдом.

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь призвал его на пророческое служение: Он повелел ему идти на Иордан и возвестить людям, что Спаситель уже пришёл в мир и надо приготовиться к встрече с ним, покаявшись и окрестившись.

Показ иконы «Иоанн Предтеча» А.Рублёва; Иоанн Предтеча – Ангел пустыни с житием. «(см. «Энциклопедия живописи для детей»)

Отовсюду потянулись к Иоанну люди, чтобы послушать его проповеди. Предтеча (Предшественник) говорил, надо стараться быть добрым, отзывчивым и милосердным, помогать другим, делиться с бедными, не обманывать. Тех, кто верил ему и каялся в своих грехах, Иоанн крестил в Иордане в знак того, что Бог прощает им грехи (поэтому – то его называют ещё и Крестителем.)

И вот однажды на берегу Иордана появился Тот о пришествии, Которого только что говорил Иоанн.

Показ иллюстрации картины «Явление Христа народу» А.Иванова.

Иисус подошёл к Иоанну Крестителю и попросил окрестить Его. Иоанн был пророк и потому он знал, что Иисус Христос не простой человек, а Сын Божий, в Котором нет ни одного греха. Поэтому Иоанн не считал себя достойным крестить Иисуса Христа. Он со смирением воскликнул: «Как Ты, Сам Сын Божий пришёл, чтобы я окрестил Тебя? Это я хочу у Тебя креститься!» Но Иисус ответил ему: «Такова воля Божия. Я должен дать пример всем людям, чтобы все крестились и делались чистыми от греха»

И тогда Иоанн крестил Господа Иисуса Христа в водах Иордана. И как только произошло крещение Господне, в тот же миг возник столп света от неба до земли, в котором оказался Иисус Христос. В этом столпе на Христа стал спускаться Святой Дух в виде белого голубя. И раздался голос Бога Отца: Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение»

В этот миг Всевышний явил Себя людям в Трёх Лицах (Сын Божий крестился в Иордане. Бог Отец говорил с неба, а Дух Святой сошёл на Христа в виде голубя)

Так произошло великое событие – КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

  Рассматривание иконы праздника и иллюстрации картины «Крещение Спасителя» А.Иванова.

 Стихи о Крещении, о реке Иордан.

Этот праздник мы отмечаем ежегодно 19 января. В Храмах в день Крещения освящается вода, служится особый водосвятный молебен. Вода есть во всём, что живёт, и в этот праздник освящается вся природа, всё живое. Воду, освящённую в Этот день, хранят дома как великую святыню. Вода эта не портится и имеет большую духовную силу. Людей, которые с верой и молитвой её принимают, она укрепляет в добрых делах, исцеляет от болезней. Также в этот день священник и православные люди совершают крестный ход и идут к ближайшему водоёму: пруду, реке, озеру. Чтобы освятить его воды. А там уже во льду водоёма вырублена крестообразная прорубь, которая называется иордань, в знак того, что вспоминается в этот день Крещение Самого Спасителя.

Под пение церковного хора священник погружает сияющий крест в воду, благословляет крестообразно гладь воды.

В этот день Сам Господь заповедовал людям креститься. В таинстве Крещения человек усыновляется Христу, становится для Него близким и родным. Во время этого таинства на нас призывается благословение Бога и помощь Духа Святого.После Крещения на нас надевают крестик- символ нашего спасения. С крестиком человек не должен расставаться до конца своих дней. Крестик есть защита от злых сил.

Рассматривание фотографий Святой Земли, реки Иордан, других рек, где вырублена крестообразная иордань.

Так началось служение Спасителя. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными.

 

Занятие «Национальная одежда кубанского казака и казачки»

Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.

Материалы: Куклы в национальных костюмах: казак и казачка, иллюстрации, детские казачьи костюмы.

Ход занятия:

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в кубанские костюмы заходят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите, присаживайтесь.

Гости здороваются с детьми и садятся.

Воспитатель: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в кубанских костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше люди на Кубани.

 Национальная кубанская одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Какая?

Дети: Еще казаки носили черкеску черного цвета и шаровары, башлык.

Воспитатель: Что такое башлык?

Дети: Теплая накидка с двумя длинными концами.

Дети: Зимой казаки сверху одевали бурку. Рукава были с широкими отворотами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на нашего гостя-казачка. Что вы видите у него на груди?

Дети: На груди у него газыри.

Воспитатель: Что такое газыри?

Дети: Газыри – это кармашки для патронов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту картинку, чего не хватает в костюме этого казака.

Дети: На голове носили шапку.  На ногах у казака должны быть сапоги.  Кинжал и сабля вешались к поясу казака.

Воспитатель: Что-то вы еще пропустили.

Дети: Капюшон-бешмет.

Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали по праздникам.

 А сейчас поиграем, а заодно и проверим, как вы знаете части костюма казака.

 Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.

Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

 Женский казачий костюм сложился на Кубани в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

 Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?

Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.

Воспитатель: Из какого материала шили одежду?

Дети: Одежду шили из ситца, шелка, бархата.

Воспитатель: Какие детали украшали одежду?

Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили шить пышными.

Воспитатель: Как украшали кофты, блузки?

Дети: Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.

Воспитатель: Как в праздники одевались казачки?

Дети: На праздники казачки надевали самые нарядные свои костюмы из ситца, шелка, бархата.

 На голову надевали красивые платки.  На ноги надевали полусапожки.  Украшали шею бусами и монистами, украшениями из янтаря.

Воспитатель: Какую прическу носили казачки?

Дети: Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты. Женщины заплетали волосы вокруг головы.

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Хочу только добавить, что зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки. Какой костюм считался самым красивым?

Дети: Костюм молодых женщин и невест.

Воспитатель: Как украшались рукава рубах?

Дети: Рукава украшались кубанским орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали.

Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом.

Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили все дружно, любили веселиться, Как проводили праздники кубанские женщины?

Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы.

Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, надевают современные вещи. Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы кубанских народных ремёсел. В нашем крае постоянно проводятся праздники, фестивали. Народные песни и танцы исполняют артисты, одетые в национальные одежды. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки.

 

Занятие   «Кубанский народный фольклор – пословицы, поговорки, песни».

Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.

Материалы: фонограммы народных мелодий, подкова.

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие мои ребята, вот о чем я хотела бы вам сегодня рассказать. Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас.

 Разговорная кубанская речь – ценный и интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка: русский и украинский. Многие кубанцы без труда переходили в разговоре с одного языка на другой. На вопрос, на каком языке говорят казаки, на русском или на украинском, многие отвечали: «На нашем, на казачьем, на кубанском». По-украински «говорить» – «балакать». Вот и стали кубанский говор из-за большого количества украинских слов называть «кубанской балачкой».

 Еще в речи кубанцев часто употреблялись пословицы и поговорки. Я всегда обращала внимание на то, как они приходились к месту. У пословиц и поговорок, встречающихся на Кубани, есть свои особенности. Наш край заселяли казаки запорожские, донские, крестьяне из разных уголков России. У всех у них были свои пословицы и поговорки. Среди кубанских пословиц и поговорок есть немало русских, но произносятся они по-разному. Есть и такие, которые одинаковые по смыслу, но разные по звучанию. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети: Счастье и труд рядом живут.

 Не вырастишь овоща – не сваришь борща.

 Кто ленится, тот не ценится.

 Не сиди, сложа руки, не будет и скуки.

 Люди пашут, а он руками машет.

Воспитатель: Пословицы, ребята, это короткие наставления, они учат нас тому, что не надо делать, высмеивают тех, кто неправильно живет, не хочет работать, обманывает. Поговорка – это образное выражение. Вот, например:

 «На седьмом небе от счастья», означает «очень, очень рад». Или «пристал как банный лист» – назойливый, надоедливый человек. «В каждую дырку затычка» – навязчивый, любопытный человек. А вы назовете мне поговорки?

Дети: Атаманом артель крепка.

 В тесноте, да не в обиде.

 Как батько сказал, так и будет.

 Какой палец не порежь, всё больно.

 За добро добром платят.

 Волков бояться – в лес не ходить.

Воспитатель: За пословицами и поговорками, связанными с казачеством, мы видим решительного, волевого, смелого, отважного казака, который живет по законам отцов и дедов. Это воин с головы до ног. Ребята, а чем казак силен и крепок?

Дети: Казак силен и крепок дружбой с конём.

 Верный конь казака никогда не подведет.

 Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

 Конь казаку – лучший друг.

 Со счастьем – на коне, без счастья – под конём.

 Казак без седла, что черкес без кинжала.

Воспитатель: А кроме коня, были у казака товарищи?

Дети: Да, казаки были надежными и верными товарищами друг другу. Если у кого-то случится беда, другие казаки сразу придут на помощь.

Воспитатель: А поговорки про это есть?

Дети: Честный правды не боится.

 Человек без друзей, как дерево без корней.

 Доброе братство – дороже всякого богатства.

 Атамана из плохого казака не получится.

 Где казак, там и слава.

 Встречай хлебом-солью, а провожай добрым словом.

Воспитатель: Как много вы знаете, молодцы. Пословицы и поговорки делают нашу речь меткой, придают ей особую яркость. В пословицах и поговорках отражается жизнь наших отцов, дедов и прадедов.

 А теперь, ребята, немного разомнемся, поиграем в игру «Передай подкову»

Дети строятся по кругу, звучит музыка, под музыку дети передают друг другу подкову. У кого в руках окажется подкова, когда музыка остановится, тот танцует, или читает стихотворение. Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: А теперь поговорим немного о песнях. Издавна Кубань славилась своими песнями. В них отражалась жизнь казаков в походах, на сборах, песня помогала выражать радость, грусть, тоску по дому, воспевать смелость, отвагу. Любимыми были песни о красоте кубанского края. Песни кубанцев отличались особой мелодичностью, разнообразием. Не только казаки пели и сочиняли песни. В станицах и хуторах народ сам создавал, придумывал стихи, мелодии. Очень часто создавались частушки, песни, связанные с обрядами, праздниками или обычаями кубанского народа.

 Например, на Масленицу обычно «водили козу». Кого-нибудь из взрослых или детей наряжали козой и водили по домам с песней «Ох, ты козушка, ох, ты матушка». На Троицу «водили кукушку» – одну девушку украшали цветами, другую наряжали в мужскую одежду, ряженые плясали на улице, а остальные пели песню «Ой, Дунюшка, любушка». Накануне Рождества ходили по дворам и пели колядки, за что получали подарки. Особенно много и охотно пели на свадьбах. Любимыми песнями были «По Дону гуляет казак молодой», «Распрягайте, хлопцы, коней», «Ой вы сени, мои сени». (По ходу рассказа включаются отрывки фонограмм песен). Вы послушали отрывки из кубанских песен в исполнении Кубанского казачьего хора, под руководством Виктора Захарченко. Правда, очень красиво звучит? А когда кубанские дети пели песни, по какому поводу?

Дети: на Новый год дети ходили по домам, разбрасывали зерно – посевали, пели песни.

Воспитатель: Что выражали эти песни?

Дети: Эти песни выражали радость от того, что был собран хороший урожай, много фруктов, овощей, надежду на новый богатый урожай пшеницы, пожелания здоровья и счастья хозяевам дома.

Воспитатель: Молодцы, правильно рассказали. Любовь кубанцев к песням можно объяснить традицией их предков, запорожских и донских казаков, которые переселились на Кубань, сделали её своей новой Родиной. Рожденные народом песни отражают стремление человека жить в мире, добре, согласии друг с другом, любви. Давайте и мы вместе споем.

Исполняется песня «Ой, да на Кубани».

 

Занятие «Ты расти, мой ленок»

- Ребята, Вы знаете, как рубашка в поле выросла? Тогда я расскажу.

Посмотрите, это лен (показ гербария).

Лен знали в Древнем Египте, Вавилоне, Индии. А Славяне выращивали лен еще до образования Киевской Руси.

Сначала разбрасывали по полю маленькие блестящие зерна, приговаривая:

Зародись, мой льнище,

И долог и тонок

Золотое коренье

В серебреное семя.

А дети играли в игру «Скакалка», проговаривая перед началом игры:

Дети: Чтоб был долог колосок,

          Чтобы вырос, лен высок,

          Прыгайте как можно выше,

          Можно прыгать выше крыши.

(один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через нее, чем выше, тем больше будет доход и богатство).

Игра проводится 2 раза

Вырастал ленок. Когда голубые цветочки опадут, головки забуреют и подсохнут, лен выдерживают с корнем (показ гербария).

Лен завязывают в снопы, приговаривая:

«Ты удайся, мой беленький ленок»

В октябре лен очищают, треплют, затем чешут железным гребнем (показ образцов).

В зимние вечера девушки начинают прясть и приговаривают:

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.

(показ прялки, уточнение, из каких частей состоит прялка-гребень, донце).

По русскому народному календарю 18 октября был день Харитины – первые холстины. Крестьянам или в кут, садились за кросна. Ткали первый холст.

- На чем ткут полотна?

Дети: на ткацком станке.

 - а в старину станок называли кросна. Девочка берет ткацкий станок в руки и садится ткать.

Девочка:   Я ткала, ткала, ткала,

                  Много ткани наткала,

                   Всю семью одела.

- Когда холст готов, стали го на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его на траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень (пена).

(показ серого и отбеленного холстов).

По преданиям всем женским работам покровительствовала Параскова - Пятница.

Крестьяне считали ее своей заступницей. С 14 ноября (Кузьмина – Демьяна) женщины из готового холста шьют рубашки, сарафаны, фартуки, делают на них вышивку.

Мальчик:      Под малиновым кусточком

                       Шелкова, трава растет,

                       Под рябиновым кусточком

                       Цветик розовый цветет,

                       Под калиновым цветочком

                       Наша Катя платье шьет.

Девочка (с пяльцами в руках сидит на лавочке):

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

Посмотрим, что же нашила наша мастерица (Показ изделий изо льна).

Вот так рубашки в поле растут.

Да, любит наш народ трудиться.

Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде.

Дети:        Без труда не выловишь и рыбку из пруда;

                 Дело мастера боится;

                 Маленькое дело лучше большого безделья;

                 Глаза боятся, а руки делают;

                 Птицу узнают в полете, а человека в работе;

                 Без дела жить – только небо коптить;

                 Не наклоняясь до земли, и грибка не подымишь;

                 Труд кормит, а лень портит.

Послушайте, какие пословицы, и поговорки я знаю:

Держись за соху – она кормилица.

Бабе кросна, а мужу соха.

Пашню пашут, руками не машут.

Горька работа, да сладок хлеб.

Сделал дело – гуляй смело.

Игра «Прялица».

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середине круга стоит «жених» (добрый молодец). Играющие, ходят по кругу, приговаривая:

Прялица, кокорица моя,

С горя выброшу на улицу тебя;

Стану прясть, да попрядывать,

На беседушку поглядывать.

После этих слов «жених» выбирает себе «невесту», целует ее. Игра продолжается с «невестой». Игра проводится 4-5 раз.

Ребята, выгляните в окошко. Кто там идет? – бабушка Пыхтеиха.

Игра «Бабушка Пыхтеиха».

Сгорбленная «бабушка Пыхтеиха» бредет с подожком в руке. Играющие обступают ее и спрашивают:

- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

- К обедне.

- Возьми нас с собой.

- Идите, да не свистите.

Ребята некоторое время идут позади «бабушки Пыхтеихи» смирно, затем поднимают свист и крик. «Пыхтеиха» сердится и бросается ловить их, поймав, тузит подогом.

(Проводится 1 раз).

Подводится итог.

С какими растениями познакомились?

Как его выращивают, обрабатывают?

Какие изделия из него делают?

Какие орудия труда используют?

У каждого из Вас есть дома изделия изо льна, сделанные руками Ваших мам или бабушек, принесите, мы с Вами сделаем выставку из работ.

 

Занятие «Обрядовые праздники. Масленица»

Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Материалы: Картонные блины, чучело Масленицы, макет птицы, канат, бубны.

Предварительная работа: Выучить стихи по масленичную неделю, провести беседу о праздновании Масленицы, выучить заклички, песню «Ой, блины, блины», разучить игры.

Ход занятия:

Группа украшена лентами, шарами, флажками. Звучит русская народная музыка (фонограмма). Выбегают скоморохи.

Ребенок:

 Эй, веселей, собирайся народ.

 Масленица в гости идет.

 Спешите, спешите

 И друзей с собой берите.

2 ребенок:

 Тары-бары, тары-бары.

 Выходите во дворы.

 Будем пляски начинать,

 Будем масленку встречать!

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем провожать зиму, и встречать долгожданную весну. С давних времен Масленица – самый веселый праздник. Отмечают её в конце зимы, и празднуют целую неделю. В старину наши прабабушки и прадедушки встречали её веселыми гуляньями.

 Давайте вспомним, как её встречали, закликали.

Ребенок:

 Приходите в гости к нам

 Ко горячим, ко блинам.

 Масленка, масленка широкая.

2 ребенок:

 А вот масленица во двор въезжает,

 Её девушки встречают.

3 ребенок:

 Едет масленица молодая,

 Гостья наша дорогая.

4 ребенок:

 На саночках расписных,

 На конях вороных.

Воспитатель выносит чучело масленицы на середину группы, дети подходят все к ней и говорят.

Дети:

 Масленица-раскрасавица,

 Встречаем тебя хорошенько

 С блинами, караваями и варениками.

Воспитатель: Как вы хорошо и приветливо встретили Масленицу, а хоровод вокруг неё заведем?

Дети водят хоровод вокруг Масленицы.

 А мы Масленицу повстречали,

 На горушке побывали,

 Блином гору выстилали,

 Маслом гору поливали,

 Поливали, поливали!

Воспитатель: Во время Масленицы народ веселился целую неделю. Кто может, ребята, подсказать, сколько это дней?

Дети: 7 дней.

 Первый день – понедельник.

 Второй день – вторник.

 Третий день – среда.

 Четвертый день – четверг.

 Пятый день – пятница.

 Шестой день – суббота.

 Седьмой день – воскресенье.

Воспитатель: Как хорошо вы знаете и называете все дни недели. А чем же отличались эти дни на Масленицу?

Ребенок:

 Я понедельник – ВСТРЕЧА.

 Встречаем тебя хорошенько,

 Погости у нас недельку.

2 ребенок:

 Я вторник – ЗАИГРЫШ.

 Приезжай к нам Масленица в гости

 На горках кататься, да в блинах поваляться.

3 ребенок:

 Я среда – ЛАКОМКА.

 Как на масляной неделе

 Из трубы блины летели.

 И сыр, и творог –

 Все летело под порог!

4 ребенок:

 Я четверг – РАЗГУЛЯЙ.

 Широкая Масленица,

 Мы тобою хвалимся.

 На горах катаемся,

 Блинами объедаемся!

Дети поют песню под фонограмму «Ой, блины, блины!»

Воспитатель: А вы знаете ребята, что в старину девушки не только умели печь блины, но и могли с ними играть. Посмотрим, не уступят ли наши девочки им в ловкости и сноровке.

Проводится игра «Пронеси блин на голове».

Воспитатель:

 Чтобы зимушку прогнать,

 Надо силой обладать.

 Сейчас наши мальчики покажут, какие они сильные, да ловкие. И тогда мы сможем и зиму прогнать, и снег растопить, и ручейки весенние разбудить. А ну-ка, мальчики, покажите свою силу и ловкость.

Проводится игра «Кто кого перетянет».

Воспитатель: Посмотрите на наших мальчиков. Какие они удальцы-молодцы!

 Но пора бы уже вспомнить про пятый день недели.

5 ребенок:

 Я пятница – «ТЁЩИН ВЕЧЕРОК»

 Подай-ка блинок!

 Ну-ка тёща, не скупись,

 И блиночком поделись.

6 ребенок:

 А я суббота – ПРОВОДЫ.

 На пенечек села, оладушек съела.

 Другим закусила,

 Домой потрусила.

Воспитатель: А еще в народе шестой день Масленицы называют «золовкины посиделки». Ну а каков последний день недели?

7 ребенок:

 Я воскресенье – даю всем ПРОЩЕНЬЕ.

 Масленица-плутовка,

 Обманула очень ловко.

 Обманула, провела,

 Нагуляться не дала.

Воспитатель: В народе говорят: воскресенье – прощеный день. В этот день все должны попросить друг у друга прощенье, за вольные или невольные обиды. А еще обменяться подарками, конфетами, пряниками, да баранками.

 Вот и закончилась масленичная неделя. Зима уже к концу подходит, а весны ещё не видно. Надо бы её позвать, позакликать.

Дети хором говорят закличку, передавая макет птицы друг другу.

 Уж ты пташечка залетная,

 Ты слетай за сине море,

 Принеси ключи весенние,

 Замкни зиму, отомкни лето!

Воспитатель: Ребята, давайте я позову весну-красну, может быть она, скорее нас услышит.

 Весна, весна, приходи,

 Солнышком нам посвети

 На темные лесочки, на серые борочки,

 На речку, на поле, на синее море,

 На зеленый огород и на весь народ.

1 ребенок: Смотрите, весна к нам идет.

Входит Весна.

Воспитатель: Здравствуй, матушка Весна! Ты на чем к нам пришла?

Весна: На кнутике, на хомутике, на пшеничном колоске. Рады, дети, вы весне?

Воспитатель:

Рады мы тебе, Весна.

 Тебя ждали, поджидали,

 Пташек к тебе посылали.

 Будь желанной гостьей нашей.

 Мы тебе споем и спляшем.

Дети поют песню хороводную «Ходит матушка Весна».

Воспитатель: Ну, вот и пришла долгожданная весна, а теперь надо нам Масленицу проводить, чтобы в следующем году она опять к нам в гости приехала. Берите в руки бубны, провожайте Масленицу.

Дети с бубнами ходят вокруг Масленицы и говорят:

 Масленица, ты прощай,

 Через год ты приезжай.

Воспитатель: Вот и пришел конец холодам! До свиданья, зима, здравствуй, красавица-весна! Прощай Масленица!

 

Занятие «И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля»

Цель: расширить и систематизировать знания детей об экологии Ставропольского края; воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к родному краю, его природе; развивать умение замечать красоту, наслаждаться ею, оберегать её, опираясь на региональную культуру.

Участники: команда «Берёзка » и команда ««Ивушка».

Оформление: оформление зала в стиле «Горы Кавказа»; музыка «С чего начинается Родина?», доска для мультимедиа, макет карты «Ставропольского края» и пособия для игры «Сделаем край наш чище и краше!», костюмы и декорации для драматизации легенды «Озеро Тамбукан - подарок Хатипары», микрофон, колокол, схемы, запись голоса «Внимание!», звон колокола, фото (к легендам).

Звучит мелодия к песне “С чего начинается Родина?”

(под музыку воспитатель входит с детьми в зал) (ведущий говорит на фоне музыки):

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его св


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.