Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Анализ реальных коммуникационных ситуаций

2020-04-01 108
Анализ реальных коммуникационных ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

В предыдущем параграфе мы рассмотрели роль субъектов коммуникации и пришли к выводу, что хоть СМИ и отошли от партийного контроля, тем не менее они преследуют цели своих владельцев, как коммерческие так и политические.

Теоретически, можно предположить, что блоги, как средство самовыражения, являются независимыми и свободными и имеют мало возможности влиять на политические процессы, так как в отличие от традиционных средств массовой информации, они не представляют собой организованную структуру, не имеют значительные финансовые, а так же административные ресурсы. Изначально, блог - это личный дневник. К тому же блоггеры имеют совершенно различные - часто полярные - политические пристрастия. Ведение блога зачастую является лишь забавным хобби, которому автор посвящает ничтожное количество своего времени, что неизбежно отражается на качестве информации. В большинстве случаев, блоггеры редко радуют своих читателей какими-то неожиданными фактами и наблюдениями, их анализ текущих событий часто вторичен и малоинтересен не только для профессионалов, но и хорошо информированных дилетантов. Посещаемость львиной доли блогов крайне низкая, зачастую она составляет всего несколько человек. Чтобы сделать блог популярным - нужно приложить к этому максимум труда и усилий. Блоггер в таком случае выступает в роли журналиста, находящегося в поиске актуальной информации. Разница лишь в том, что настоящий журналист не будет пользоваться непроверенными источниками, а блоггеры зачастую рискуют и используют персональные непроверенные контакты для добычи информации и не пренебрегают слухами. Чтобы подтвердить свою точку зрения, блоггер вынужден приводить доказательства. Поэтому в блогах очень часто встречаются ссылки на сторонние сайты и блоги.

Популярность блоггеры достигают за счёт обсуждения вопросов, которые, как они думают, представляют интерес для общественности. В большинстве своём это вопросы, уже освещённые в традиционных СМИ. Но если традиционные СМИ освещают какое - либо события, приводя строгие факты и оценки со стороны различных общественных и политических деятелей, имеющих статус, то блоггеры способны из случившегося события создать масштабную проблему, обсуждаемую сотнями других блоггеров, Тем самым блог представляется как форму для общественного диалога.

Часто информация о событии в блогах описывается от лица самого участника этого события, поэтому для аудитории это несёт некий символ достоверности.

В июле 2011 года в средствах массовой информации появились сообщения о затонувшем теплоходе "Булгария". В последующие дни СМИ сообщали информацию о поднятии затонувшего судна, о количестве погибших и следственных мероприятиях. В эти же дни в интернете в социальной сети появилось сообщение одной из матерей погибших детей. В нём она рассказывает о своём горе, о проблемах, с которыми столкнулась и делает акцент на том, что "по телевизору все врут". Это сообщение в последствии имело массовое распространение и обсуждение в блогах под следующими лозунгами "Мария Чернова рассказала о "Булгарии" честнее Владимира Путина", "Я расскажу всю правду о трагедии в Казани".

Частный случай стал предметом обсуждения не его самого, а действующей власти, правоохранительных органов, социальных проблем и прочего и послужило созданием общественного мнения о том, что официальные СМИ предлагают недостоверную информацию.

В глазах читателей блоггеры заслуживают больше доверия, поскольку блоги - это открытая форма информации, и они не являются частью более крупных организаций со своей повесткой дня. Это помогает делать репортажи более прозрачными и заслуживающими доверия, чем в традиционных источниках новостей. Доверие связано так же с тем, что блоггеры лучше понимают аудиторию, так как, по сути, они и есть сами аудитория. Свободная форма общения и выражения своих мыслей также привлекает к блоггингу многих увлекающихся политикой людей со всех сторон политического спектра. Либералов блоги привлекают потому, что им не нравятся корпоративные тенденции в СМИ, а консерваторов потому, что они видят в традиционной прессе преобладание либеральных точек зрения. Для этих людей блоги представляют собой решение проблемы предубежденности в медиа, предоставляя им недоступные в "традиционных" СМИ новости и взгляды, которым они могут доверять.

Как известно, "старые" СМИ создаются на коммерческой основе, ориентированы на прибыль и ограничены жестким графиком, поэтому их деятельность строго регламентирована и имеет влияние со стороны организаторов.

Тем не менее, несмотря на существующие различия форм масс - медиа, у обоих есть одна общая тенденция. В настоящее время, эта тенденция продолжается. Блоги как и "традиционные" СМИ обладают высокой конкурентоспособностью.

В 2004 году Дэниел Дрезнер организовал опрос 140 американских журналистов, работающих в традиционных СМИ - от крупных, таких, как газета The New York Times и телекомпания ABC News, до малых, с тиражом, не превышающим 10 тыс. экземпляров. Всех их просили назвать часто посещаемые ими блоги.

Как оказалось, 54% опрошенных читают только 5 определенных блогов (среди элитных журналистов доля приверженности этим пяти блогам оказалась еще выше - 74%). В 2005 году Клэй Ширки (Clay Shirky), профессор Университета Нью-Йорка (New York University), специалист по динамике развития социальных сетей в Интернете и блоггер, проанализировал ссылки на 433 блогах.

Он обнаружил, что на долю 3% наиболее популярных блогов приходится 20% всех ссылок. Большинство же дневников пребывают почти в полном забвении. По мнению Ширки, в блогосфере действует тот же самый закон "распределения влияния", который можно найти в самых разнообразных социальных системах: он концентрирует аудиторию вокруг наиболее успешных проектов. Несмотря на кажущийся хаос блогосферы, возникает некоторая иерархическая структура, в которой лишь немногие блоги становятся действительными центрами влияния и цитирования [23].

Блоги, несмотря на свою независимость, тоже можно рассматривать как инструмент коммерции, политики или инструмент достижения своих собственных целей. Отличающей чертой блоггеров, ориентированных на политику, является то, что они ссылаются в большинстве своём на независимые источники информации, в то время как "традиционные" медиа ориентируются на правительственные источники. Характерной чертой так же является то, что для таких блоггеров блог является платформой для наблюдения за властными структурами и элитой.

Таким примером может служить блог А. Навального, известного Российского политического и общественного деятеля. На протяжении нескольких лет его блог имеет огромную популярность среди интернет - пользователей. Количество читателей в "Live Journal" составляет около 80 тыс. пользователей, в "Twitter" около 400 тыс. пользователей. Конечно, реальное количество читателей гораздо меньше, тем не менее, количество комментариев и обсуждений в его блоге позволяет судить о степени его читаемости. А. Навальный известен своей антикоррупционной деятельностью, созданием проектов "РосПил", "РосЯма", "РосЖКХ", а так же как лидер оппозиционного протестного движения 2011 - 2013 годов. В своём блоге Навальный, образно говоря, отчитывается о деятельности данных организаций. Так же он открыто выражает свою политическую позицию и призывает поддержать его и соратников оппозиционного движения.

Первые митинги, проходившие в Москве, центральные российские телеканалы освещали недостаточно полно, и весь акцент делался на проведение митингов, поддерживающих партию "Единая Россия", в то время как на митинги оппозиции СМИ обращали мало внимания. Был опубликован ряд статей в газетах: "Газета РУ", "Коммерсант", "Российская газета" и др. Данные источники представляли информацию обобщенно, не вдаваясь в подробности. Описывали время, место, приблизительное количество участников, действия правоохранительных органов, то есть в целом СМИ выполнили информационную функцию - донести до аудитории информацию о событии. В противовес традиционным СМИ в блогах и социальных сетях, и в целом в интернете тема протестного движения приобрела широкий резонанс. В блогах А. Навального, С. Удальцова, лидеров оппозиционного движения, подробным образом описывались случившиеся события, предлагались фото и видео материалы. События описывались естественно с субъективной стороны оппозиции. Поэтому навряд ли можно считать данный ресурс объективным источником информации. Здесь необходимо учитывать как и субъективную точку зрения пишущего, так и его личные интсересы. Но в целом, для обычного читателя, не имеющего отношения к политике, не знающего сути дела, такой блог служит источником, раскрывающим глаза на правду, а Навальный предстает читателю в образе Робин Гуда, борющегося за справедливость.

Помимо этого, социальные сети и блоги сильно повлияли на сомоорганизацию граждан. Совсем не факт, что первые митинги состоялись бы в таких масштабах по количеству человек, если бы не оперативность передачи информации в социальных сетях и блогах. Большинство людей узнавали о проведении акций из социальных сетей и блогов. А учитывая, что интернет есть в мобильных телефонах, передача информации о событиях "на данный момент" доказывала её убедительность и достоверность.

В отличие от Навального, множество других блоггеров не выражают какой - либо определенной политической позиции, рассуждают размыто и пишут с более независимой точки зрения, не ассоциирующейся с какой-либо конкретной политической партией. Так к примеру, самое популярное и обсуждаемое политическое видео рунета 2010 года это речь русской рок-звезды и оппозиционного лидера Юрия Шевчука на концерте в марте 2010 года. Он говорит о своей ностальгии по року прошлых лет, о крахе нынешней русской музыки. Он описывает современный русский рок как порнографию для людей, поддерживающих полицейский режим. Он утверждает, что истинная природа рока - это свобода, но нынешний рок - это музыка для людей, жизнь которых ограничена следующей формулой: есть, пить и заниматься сексом. Шевчук также требует освобождения из тюрьмы бывшего топ-менеджера "ЮКОСа" и критика Кремля Михаила Ходорковского, и призывает аудиторию взять судьбу в свои руки. Шевчук также участвовал в широко известном телевизионном обсуждении состояния демократии в России с премьер-министром Путиным.

Обсуждения данного видео, нашло множество комментариев, где высказывались самые различные по тональности мнения. В то же время, традиционные СМИ обошли это видео стороной, а по официальным каналам была показана нарезка из диалога Ю. Шевчука и В. Путина, которая, однако, не дает общего понимания картины.

Похожий пример, был связан с обсуждением серии видео-обращений майора милиции Алексея Дымовского. В этих видео Дымовский обращается непосредственно к президенту Путину, с требованиями остановить разгул коррупции среди милиции, а также призывает своих сослуживцев прекратить взяточничество. После того, как его вопросы были записаны, но не попали в эфир на шоу с Путиным транслирующемуся по федеральным каналам, Дымовский решил разместить свое видео на YouTube. Его звонок был отслежен, и его начальство было поставлено об этом в известность. За размещение видео Дымовский был уволен со своей должности, арестован и обвинен в злоупотреблении служебным положением, согласно закону о соблюдении государственной тайны.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что современное состояние развития блогосферы, в частности актуализация блогов влияют на общество и политику за счет своей высокой конкурентоспособности. Блоги воплощают идею децентрализации СМИ, доводя ее до абсолюта. При этом, основное различие "новых" медиа от "старых" заключаются в том, что блогосфера не отличается какой либо скоординированной коллективной позицией по отдельным вопросам, как например федеральные телевизионные каналы. Еще одно важнейшее отличие, заключается в том, что обсуждаемые события в блогосфере, нередко замалчиваются или показываются с какой-то одной точки зрения в "старых" СМИ. Тем не менее, на основании проведенного анализа можно выделить основное сходство "новых" медиа со "старыми". "Новые" медиа, как и "старые" являются средствами достижения целей производителей информации. Но цели имеют свои различия. В первом случае, свои цели преследуют, так называемые, свободные журналисты, ратующие больше за свободу слова, во втором традиционные журналисты, ориентирующиеся на владельцев тех или иных СМИ и государство, уделяющие больше внимания проверке информации и правительственным источникам. Различия в поставленных целях, которые мы могли увидеть в рассмотренных выше коммуникационных ситуациях, позволяют сделать вывод о подтверждении поставленной нами гипотезы, т.е. о том, что "старые" и "новые" медиа конструируют различные реальности.


Заключение

 

Выполнение данной работы предполагало постановку определенных задач для достижения цели и опровержения или подтверждения выдвинутой гипотезы.

Итак, в данной работе одной из задач выступило рассмотрение, на основании существующих социологических теорий, аспектов конструирования реальности. Для этого был проведен анализ теоретических источников, рассматривающих социальную реальность. Теории, положенные в основу изучения социальной реальности, определили в рамках двух социологических подходов, позитивистского и феноменологического. В рамках позитивистского подхода за основу были взяты теория социального действия М. Вебера и Т. Парсонса, а так же теория социального факта Э. Дюркгейма. В рамках же феноменологического подхода основой изучения явились феноменологическая теория и теория символического интеракционизма, а так же одно из направлений социологии - этнометодология.

Основное внимание в данной работе при рассмотрении социальной реальности и аспектов её конструирования уделялось трудам учёных - социологов А. Шюца "Смысловая структура повседневного мира", а также П. Бергера и Т. Лукмана "Социальное конструирование реальности". По итогу анализа данных теоретических источников в соответствии с поставленной задачей были выделены следующие характеристики социальной реальности:

.   Объективированность.

2. Интерсубъективность.

А так же аспекты конструирования реальности:

.   Типизация.

2. Хабитуализация.

.   Институционализация.

.   Легитимация

Последующей задачей явилось рассмотрение медиарельности как особого вида реальности. Для этого был произведен обзор литературы, рассматривающий широкий спектр теорий массовой коммуникации. Были выделены такие понятия, как массовая коммуникация и масс-медиа, а так же определены функции масс-медиа. Основываясь на данной терминологии, мы выделили связь социальной реальности и масс-медиа, заключающуюся в том, что опыт знания, лежащий в основе социальной реальности, достигается людьми так же и посредством масс-медиа, являясь в виде социокультурного опыта и выражается через термин медиареальность. Опираясь на рассмотренные теории, было определено, что важнейшую роль в формировании медиареальности играют телевизионные новости.

Рассмотрев работы К.А. Антонова, а так же Е.Г. Дьяковой и А.Д. Трахтенберга, мы сделали вывод, что телевизионные новости, по мнению исследователей, являются наиболее подходящим примером конструирования медиареальности. Аспекты производства новостей являются механизмами конструирования медиареальности, обусловленные интересами участников данного процесса. Таким образом, был сделан вывод о том, что производство новостей, руководствуясь выше перечисленными критериями, не может обеспечить полностью реальное отображение картины мира.

Последующими задачами явилось рассмотрение "старых" и "новых" медиа, послужившее основой для анализа реальных коммуникационных ситуация для подтверждения или опровержения гипотезы, заключающейся в том, что "старые" и "новые" медиа конструируют различные медиареальности.

Мы определили, что "новые" медиа обладают следующими отличительными особенностями:

.   Интерактивность.

2. Гипертекстовость.

.   Мультимедийность.

Данные отличительные особенностями явились результатом неизбежного технического прогресса, в процессе которого сформировались "новые" медиа. Так же, в процессе политических и социальных перемен в Российском обществе изменилась роль и функции масс-медиа в целом, что так же явилось предпосылкой изменения форм масс-медиа. Основным видом "новых" масс-медиа мы определили блоги, формирующиеся в интернет-среде.

В соответствии с этим были рассмотрены реальные коммуникационные ситуации, анализ которых заключался в том, что блоги, как форма "новых" масс-медиа, и в целом развитие блогосферы, влияют на общество и политику за счет своей высокой конкурентоспособности. Так же мы определили, что обсуждаемые события в блогосфере, нередко замалчиваются или показываются с какой-то одной точки зрения в "старых" СМИ.

Так же было определено, что "новые" медиа, как и "старые" являются средствами достижения целей производителей информации. Но цели имеют свои различия. В первом случае, свои цели преследуют, так называемые, свободные журналисты, ратующие больше за свободу слова, во втором традиционные журналисты, ориентирующиеся на владельцев тех или иных СМИ и государство, уделяющие больше внимания проверке информации и правительственным источникам.

Различия в поставленных целях, которые мы могли увидеть в рассмотренных выше коммуникационных ситуациях, позволяют сделать вывод о подтверждении поставленной нами гипотезы, т.е. о том, что "старые" и "новые" медиа конструируют различные реальности.


Список литературы

 

1.  Антонов К.А. Телевизионные новости в массово - коммуникационном процессе: социологический анализ механизмов социально - политического конструирования: монография / ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет". - Кемерово: ООО "Фирма Полиграф", 2006. - 282 с.

2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

.   Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум”, 1995.

.   Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. - Том I, 1998. - № 2

.   Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. - 432 с.

.   Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М. Аспект-пресс, 2003.

.   Вебер М. Основные социологические понятия /пер. с нем.М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения.М., 1990

.   Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.

.   Дьякова, Е.Г. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов / Е.Г. Дьякова, А.Д. Трахтенберг. - Екатеринбург: УрО РАН, 1999. - С.90 - 91.

.   Засурский Я.Н., Алексеева М.И., Болотова Л.Д. и др.; Под ред. Я.Н. Засурского. Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов - М.: Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

.   Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - Издательство МГУ, 1999. - 272 с.

.   Общая социология. Хрестоматия / Сост.А.Г. Здравомыслов, 0 28 Н.И. Лапин; Пер.В.Г. Кузьминов; Под общ. ред.Н.И. Лапина - М.: Высш. гик., 2006. - 783 с.

.   Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. - Ульяновск, 2010. - С.56.

14. Киреев П.С. Новые медиа в современном информационно - коммуникационном пространстве - Режим доступа: http://elib. bsu. by/bitstream/123456789/6338/1/pages%20from%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_2010_%E2%84%962.115-128pdf. pdf <http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/6338/1/pages%20from%20%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_2010_%E2%84%962.115-128pdf.pdf>, свободный.

.   Лещев, С.В. Коммуникативное, следовательно, коммуникационное / С.В. Лещев. - М.: УРСС, 2002

.   Маклюэн Г.М. М15 Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ.В. Николаева; Закл. ст.М. Вавилова. - М.; Жуковский: "КАНОН - пресс-Ц", "Кучково поле", 2003 - 464 с.

.   Носик А. СМИ русскогоИнтернета: теория и практика // Интернетдляжурналиста / Подред.А. Носика, С. Кузнецова.М., 2001. Режим доступа: http://www.nethistory.ru/biblio/1043177564.html

.   Сивиринов Б.С. О феноменологической интерпретации социальной реальности <http://ecsocman.hse.ru/text/16942628/> // Социологические исследования. 2001. № 10. С.26-35.

.   Сивиринов Б.С. Социальная квазиреальность или виртуальная реальность? <http://ecsocman.hse.ru/text/18670895/> // Социологические исследования. 2003. № 2. С.39-44.

.   Фомичёва И.Д. Социология СМИ: Учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.

.   Хайнц А. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н.А. Головина и В.В. Козловского. Издательство "Алетейя" (СПб.), 2000 - 272 с.

.   Хорольский В. Медийность как категория науки о масс - медиа: терминологические разъяснения // Новое в массовой коммуникации. - 2013. - № 2. - С.48-54 - Режим доступа:

http://jour. vsu.ru/edition/journals/accents/2013/accents_1-2_2013. pdf <http://jour.vsu.ru/edition/journals/accents/2013/accents_1-2_2013.pdf>, свободный

23. Шютц Альфред. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / Сост.А.Я. Алхасов; Пер. с англ.А.Я. Алхасова, Н.Я. Мазлумяновой; Научн. ред. перевода Г.С. Батыгин, М.: Институт Фонда "Общественное мнение", 2003, 336

24. Этлинг Б., и др. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете // Исследования центра Бермана. - 2010. - № 11.

.   Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: учеб. Пособие. СПб., 2004

.   Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы.М., 2000.

.   Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добросвет, Книжный Дом ”Университет”, 1998. - 596 с.

28. Блогосфера Российского интернета - Режим доступа: http://download. yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008. pdf <http://download.yandex.ru/company/yandex_on_blogosphere_spring_2008.pdf>, свободный.

.   Немного про современную блогосферу. История и сущность SMO // Электронный ресурс. Режим доступа. http://odev.ru/stati/internet-reklama-i-pr/nemnogo-pro-sovremennuyu-blogosferu. - istoriya-i-sushhnost-smo/ <http://odev.ru/stati/internet-reklama-i-pr/nemnogo-pro-sovremennuyu-blogosferu.-istoriya-i-sushhnost-smo/>

30. Блогосфера и власть: накопление противоречий // Электронный ресурс. Режим доступа. http://i-business.ru/blogs/10274


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.