Исследование характера инвестиционно-направленных льгот в Беларуси — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Исследование характера инвестиционно-направленных льгот в Беларуси

2020-04-01 106
Исследование характера инвестиционно-направленных льгот в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны приобретает особую актуальность и обусловлено либерализацией внешнеэкономических связей Республики Беларусь и повышением значимости межгосударственного сотрудничества. Принятие инвестором решения о вложении капитала в ту или иную страну обусловлено привлекательностью территории, предоставляемыми государством гарантиями инвесторам, а также условиями для ведения бизнеса. При этом немаловажную роль для иностранных инвесторов играет оценка этих условий со стороны независимых международных рейтинговых агентств.

• Сегодня Республика Беларусь - страна имеющая:

выгодное экономико-географическое и геополитическое положение в центре Европы на пресечении торговых путей между Европейским Союзом (полторы тысячи километров общей границы) и Российской Федерацией;

развитую систему транспортных коммуникаций. Через республику проходят два трансъевропейских транспортных коридора;

многоотраслевую промышленность и мощную строительную базу. В этих двух отраслях создается 39 процентов валового внутреннего продукта страны;

высокий общеобразовательный уровень. На образование расходуется 5 процентов от ВВП;

многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению рынков за рубежом. Основными торговыми партнерами республики являются: Россия - 48,1% от всего объема товарооборота, Нидерланды - 13,9%, Украина - 6,1%, Латвия - 5,3%, Германия - 4,1%, Китай и Польша - по 2,4%, Италия - 2,1%, Литва - 1,2%, Казахстан - 1%. В 2012 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций с 161 страной мира. Товары поставляются на рынки 126 государств, импортируется продукция из 143 стран.

Внимание, которое государство уделяет налоговой политике, обусловлено ее влиянием на обеспечение условий для экономического роста и повышение уровня жизни населения.

За последние годы налоговая система Республики Беларусь претерпела существенные изменения, как в части структуры, так и с позиций методологии исчисления отдельных налогов и, с учетом последних трансформаций, по составу налогов и механизму их администрирования соответствует подходам развитых стран.

В Республике Беларусь принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития до 2020 года, один из разделов которой посвящен бюджетно-налоговой политике. Пересмотрено в сторону либерализации законодательство: по распоряжению государственным имуществом; по ценообразованию и страховой деятельности. Проводится плановая приватизация государственной собственности.

Активно проводится работа над трансформацией нормативной правовой базы в сторону снижения уровня ее административного регулирования и, таким образом, создание на территории республики благоприятного инвестиционного климата.

В соответствии с намеченными целями в области привлечения иностранных инвестиций Правительство начало проводить обширные реформы, начиная с конца 2007 года. Данные реформы существенно улучшили условия ведения бизнеса. Среди основных реформ можно отметить: упрощение регистрации субъектов хозяйственной деятельности, уменьшения лицензируемых видов деятельности, отмена «правила золотой акции», упрощение налоговой системы для малых и средних предприятий.

Упрощение налоговой системы привело к тому, что в Беларуси в 2012 году по сравнению с 2008количество налогов, которые платят предприятия, уменьшилось в два раза. С 2010 года предприниматели должны платить 5 основных налогов: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, земельный налог, налог на недвижимость, экологический налог. Кроме того, необходимо вносить деньги в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Беларуси.

Из числа основных был исключен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, а также налог на покупку автомобильного транспорта и отдельные местные налоги.

Что касается ставки по социальным налогам в Республике Беларусь, то планируется ее постепенное снижение с 35% до 15%. к 2013 году

Белорусское налоговое законодательство в 2012 г. претерпело ряд значительных изменений.

Например, с 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на прибыль и способствовало стимулированию инвестиций в Республику Беларусь.

С указанной даты введен и действует в настоящее время еще один механизм стимулирования инвестиций - так называемая амортизационная премия. Ее принцип состоит в том, что белорусские организации вправе уменьшить валовую прибыль на сумму убытков, сложившихся по результатам деятельности организации в предыдущих налоговых периодах. Перенос убытков осуществляется в пределах налоговой базы, уменьшенной на сумму прибыли, освобождаемой от обложения налогом на прибыль. Переносить убытки белорусские организации вправе начиная с убытков, полученных по итогам 2011 г.

В Республике Беларусь создана довольно сильная система стимулов для осуществления инвестиционной деятельности.

Основные преференциальные правовые режимы инвестирования

o Свободные экономические зоны (СЭЗ)

o Парк высоких Технологий (ПВТ)

o Малые города (населённые пункты, с численностью населения менее 50 тыс. чел.)

o Сельские населённые пункты

o Инвестиционный договор

o    

Свободные экономические зоны (СЭЗы)

На территории Республики Беларусь создано шесть свободных экономических зон: «Брест» (1996), «Витебск» (1999), «Гомель-Ратон» (1998), «Гродноинвест» (2002), «Минск» (1998) и «Могилев» (2002).

Свободные экономические зоны, как одна из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления, призваны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий ( Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах «

Основные преференции в СЭЗ:

·         ограниченный перечень налогов, уплачиваемых резидентами СЭЗ;

·         освобождение от уплаты налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления прибыли, а после истечения указанного срока - налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

·         уменьшение суммы, подлежащей к уплате по налогу на добавленную стоимость, на 50 процентов. Это не относится к налогу на добавленную стоимость, уплачиваемого по льготным ставкам 10 (9,09)% и 0%;

·         освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе оборудования и товаров для нужд собственного производства. При этом произведенные товары вывозят без применения мер экономической политики.

Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций в реализацию инвестиционного проекта сумме, эквивалентной не менее 1 млн. евро.

Малые города

Особый льготный режим распространяется на коммерческие организации созданные с 1 апреля 2008 г., при осуществлении деятельности и с местом нахожденияна территории Республики Беларусь в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Республика Беларусь - страна небольших городов, где 184 городских поселения, или 89% от общего числа, относятся к категории малых и средних городов. Поэтому Беларусь заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в малые и средние города и поселения для обеспечения всестороннего развития экономики республики. С этой целью на территории данных образований действует ряд льгот, направленных на снижение издержек инвестора, а также на максимальное упрощение условий его деятельности (Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)»).

Основные налоговые преференции в малых и средних городах

Коммерческие организации вправе не исчислять и не уплачивать:

·         налог на прибыль в течение семи лет с даты создания коммерческой организации в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

·         в течение пяти лет со дня их создания иные налоги и сборы (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента), отчислений в инновационные фонды;

·         освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость при ввозе технологического оборудования в качестве вклада в уставный фонд создаваемой коммерческой организации.

Вышеуказанные льготы предоставляются инвесторам после регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Регистрация осуществляется местными органами управления в день подачи ограниченного перечня документов. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в суде.

Парк высоких технологий (ПВТ)

Льготные условия в республике имеют также резиденты Парка высоких технологий, основными видами деятельности которого являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения как для внутреннего пользования, так и на экспорт, работы по 12 высокотехнологичным направлениям - от создания материалов для микро- и наноэлектроники до авиационной и ракетно-космической техники (Декрет Президента Республики Беларусь от 22 июня 2005 г. №12 «О парке высоких технологий»).

Обладая высококвалифицированными кадрами в IT-отрасли, Беларусь намерена стать активным участником мирового рынка информационных технологий. В настоящее время на рынке экспортно-ориентированного программирования Беларуси занято около 15 тысяч специалистов. Белорусские компании (EPAM, IBA, Sam-Solutions, Belsoft, ScienceSoft и др.) выполняют проекты для British Telecom, T-Mobile, Cingular/ATT, BlueCross BlueShield, Reuters, Лондонская Фондовая Биржа, AeroMexico, William Hill, SAP, Microsoft, Hyperion, BEA, Colgate, Samsung, IBM, Siemens, Alcatel и ряда других.

Развитию IT-отрасли содействует специальный режим Парка высоких технологий, который предоставляет определенные льготы его резидентам, а также юридическим лицам, не являющимся резидентами Парка высоких технологий, но реализующим бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий.

Основные преференции резидентов ПВТ:

·         освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

·         освобождение от налога на прибыль;

·         освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;

·         освобождение от земельного налога на период строительства, но не более 3 лет;

·         освобождение от налога на недвижимость;

·         освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе товаров для осуществления видов деятельности в IT-отрасли;

·         уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов, не включаемого в совокупный годовой доход.

Основные преференции нерезидентов ПВТ предоставляются только в части реализации зарегистрированного бизнес-проекта и включают:

1. освобождение от налогов, сборов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, уплачиваемых с выручки от реализации;

2. освобождение от налога на прибыль;

.   освобождение от налога на добавленную стоимость по оборотам от реализации;

.   уплата подоходного налога работников по ставке 9 процентов.

Регистрация резидентов ПВТ (бизнес-проектов нерезидентов ПВТ) осуществляется администрацией ПВТ на основании решения Наблюдательного совета Парка высоких технологий при условии ведения ими деятельности по анализу, проектированию и программному обеспечению информационных систем, по обработке данных, по проведению фундаментальных и прикладных исследований, экспериментальных разработок в области естественных и технических наук, и по другим IT-направлениям.

Сельские населённые пункты

Льготный режим применяется в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сельских населенных пунктах (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» ).

Организации (а также филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц) и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельской местности вправе применять особый порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений.

Например, такие организации:

·         освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности (за исключением прибыли и доходов, полученных от торговой посреднической деятельности), а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;

·         освобождены от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для внесения в уставный фонд.

Инвестиционный договор с Республикой Беларусь

Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь может осуществляться путем заключения инвестиционного договора в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь».

Заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.

К базовым условиям, установленным Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», относятся:

·         ведение строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства;

·         предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом плата за право заключения договора аренды не взимается, а размер арендной платы за земельный участок, определенный на дату заключения договора аренды, не может повышаться в течение всего срока реализации инвестиционного проекта;

·         освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (кроме уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации) при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

·         освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

·         освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень таких товаров необходимо предварительно согласовать с тем же органом государственного управления, который принимает решение о заключении договора, либо с органом государственного управления, уполномоченным на его согласование Правительством;

·         освобождение от уплаты государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а указанные иностранные граждане и лица без гражданства - от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь.

Также по решению областных и Минского городского Советов депутатов инвесторы, реализующие инвестиционные проекты по инвестиционным договорам с Республикой Беларусь, могут быть освобождены от уплаты целевых сборов в местные бюджеты.

Вышеназванные льготы и преференции могут быть предоставлены инвестору при заключении инвестиционного договора на основании решения как государственного органа (исполнительного комитета), так и Совета Министров Республики Беларусь, в том числе по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Можно выделить следующие подходы, которыми стоит руководствоваться при определении соответствующего «уровня» инвестиционного договора:

. Если инвестору предоставляются только те льготы и преференции, которые уже предусмотрены Декретом №10, а также льготы и преференции в пределах полномочий государственного органа (исполнительного комитета), то инвестиционный договор заключается на основании решения государственного органа (исполнительного комитета);

. Если инвестору предоставляются льготы и преференции, предусмотренные и Декретом №10 и иными действующими законодательными актами или решениями Главы государства, то инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров Республики Беларусь;

. Если инвестору кроме льгот и преференций, предусмотренных Декретом №10, предоставляются другие, не установленные законодательством льготы и преференции, то решение о заключении инвестиционного договора принимает Совет Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В этом случае обязательным является наличие положительного заключения государственной комплексной экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта.

Проанализировав вышеизложенную информацию мы наблюдаем, что для осуществления задач, связанных с многократным увеличением инвестиционной составляющей в белорусской экономике предприняты множество усилий, и одной из ключевых, составляющих роста инвестиционной привлекательности Беларуси является инвестиционно ориентированная налоговая система. Зарубежный опыт активизации инвестиционного процесса говорит о том, что снижение налогового бремени является мощнейшим инструментом по увеличению инвестиционной составляющей в экономике отдельно взятой страны.

В конечном итоге, мы видим, что на территории Республики Беларусь со стороны налогообложения для осуществления инвестиционной деятельности созданы все необходимые условия [15].

 


 

Заключение

правовой инвестиция иностранный налоговый

Таким образом, в работе достигнута поставленная во введении цель, путем решения соответствующих задач, т.е. выяснить что такое инвестиционной политике в РБ, определить основные задачи инвестиционной политики, проанализировать динамику поступления инвестиций из-за рубежа, определить основные черты налога, выявить направленность налоговой политики в РБ, изучить характер инвестиционно-направленных льгот в Беларуси.

.   Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики.

.   Задачами государственной инвестиционной политики являются: формирование привлекательного инвестиционного климата в Республике; формирование пакета инвестиционных проектов, которые имеют стратегическое значение для социально - экономического развития Республики Беларусь; создание условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, индивидуальных предпринимателей во всех отраслях экономики Республики Беларусь; создание системы информационного обеспечения инвестиционной деятельности; создание системы оценки социально - экономической эффективности инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.

.   Проанализировав динамику поступления инвестиций из-за рубежа, мы видим, что приток инвестиций в текущем году на 22% меньше, чем в прошлых годах. Инвесторы, которые приняли решения работать в нашей стране, вынуждены отказаться от реализации некоторых крупных проектов по причине их нерентабельности. Еще одной причиной является то, что многие громкие проекты заявлялись еще до мирового финансового кризиса и до двухразовой девальвации 2011 года в Беларуси. По предварительным расчетам инвесторов реализация проектов сулила неплохую прибыль, но после мирового финансового кризиса доходность инвестиций значительно упала. Однако не смотря не на что, в нашей стране реализуются 128 крупных инвестиционных проектов на сумму более 3.7 миллиарда долларов.

.   Проанализировав определения налогов, можно выделить их характерные черты:

принудительность - налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;ü

обязательность - уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;ü

безвозмездность - в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;ü

обезличенность - налог не закреплен за конкретным видов расходов;ü

законодательная определенность - налог уплачивается в порядке и наü условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия

.   Анализ развития налоговой политики в республике с 1992 по 2012 год показывает, что она практически направлена на решение задачи о движении денежных средств для финансирования государственных расходов. Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий.

.   Упрощение налоговой системы привело к тому, что в Беларуси в 2012 году по сравнению с 2008количество налогов, которые платят предприятия, уменьшилось в два раза. Что касается ставки по социальным налогам в Республике Беларусь, то планируется ее постепенное снижение с 35% до 15%. к 2013 году

Белорусское налоговое законодательство в 2012 г. претерпело ряд значительных изменений. Например, с 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль снижена с 24% до 18%, что позволило уменьшить налоговую нагрузку на прибыль и способствовало стимулированию инвестиций в Республику Беларусь.

 


 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.