N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования

2020-04-01 167
N 1. Понятие, особенности, виды криминалистической модели и криминалистического моделирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Изучая объект, представленный в натуре, исследователь воспринимает егонепосредственно. В подобной ситуации знание об объекте формируется на основеего осмотра, измерения, взвешивания и применения других методовнепосредственного познания. Однако объект может быть познан и тогда, когдаего непосредственное восприятие по какой-либо причине невозможно илинецелесообразно (например, в силу того, что он уничтожен). В этом случаеисследователь может обратиться к аналогу объекта, замещающему оригинал.Такого рода аналоги называются моделями. Модель - это материальный илимысленный (идеальный) аналог, заместитель объекта, который в данный моментсубъектом познания непосредственно не ощущается. Модель - это другой объект,не тот же самый, что оригинал. Это - другая система, отражающая лишь ту илииную меру сходства с оригиналом. Исследование объектов познания на ихмоделях называется моделированием. Изучение модели дает новую информацию оборигинале, которая иным способом не может быть получена, что и позволяет вконечном счете познать его. Криминалистическая модель представляет собойискусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степеньюсходства заменяемый ею объект, изучение и проверка которой позволяетполучить новые знания об оригинале и использовать их для решения поисковых,познавательных, распознавательных, идентификационных, управленческих и иныхзадач в уголовном процессе, а также в научных криминалистическихисследованиях. Своеобразие криминалистических моделей определяетсяспецификой поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе(особенностями ее правового статуса и регулирования, целями, задачами,средствами и условиями их достижения и другими обстоятельствами). Как все иные модели, криминалистические модели подразделяются на: 1)материальные: 2) мысленные (идеальные). Отличительной особенностью моделейпервого из числа упомянутых классов моделей является то, что онивоспроизводят объекты в материально-фиксированном виде. К их числу относятсяспециально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции,предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинныхобразцы-оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов Выделяются двегруппы моделей указанного плана. 1) пространственно-подобные: 2)физически-подобные. Модели первой группы (макеты, муляжи, слепки и т. д.)воспроизводят в натуре пространственные свойства и отношения объектов (ихсоотношение с оригиналом характеризуется геометрическим подобием). В эту жегруппу входят так называемые криминалистические реконструкции - комплексныематериальные воссоздания или воспроизведения каких-либо подсистем, сторонпознаваемых событий (места происшествия, отдельных обстоятельств, фрагментовсодеянного и т. д.) по их следам. Материальные модели второй  группыхарактеризуются не только и не столько пространственными свойствамиоригинала. В них в первую очередь отображаются динамика изучаемых процессови явления, свойства, предполагающие одинаковость, сходство физическойприроды, тождественность законов движения. Материальные модели используютсядля криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построенияверсий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Онитакже используются при проведении отдельных следственных действий (например,путем предъявления для обозрения допрашиваемому), тех или иных комплексовследственных и иных действий. Наиболее часто и продуктивно впоисково-познавательной деятельности используются мысленные модели. И этолегко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемыхобъектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах,подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагах на пути познания, отом, что и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.Данные модели предстают перед мысленным взором субъектовпоисково-познавательной деятельности в качестве суждений, образов, картинобъектов, давая пищу творческому воображению и целенаправленному проявлениювнутренней и внешней активности. Существуют три вида мысленных моделей: 1)модели предметов и событий прошлого (например, событий, которые ранеевоспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во времяего допроса); 2) модели предметов и событий настоящего (например,представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинетево время допроса, который производится его коллегой по следственнойбригаде); 3) модели предметов и событий будущего (например, представленияследователя о том, что ему предстоит сделать на следующий день). Припостроении мысленных моделей используются различные по характеру знания. Поэтому основанию выделяются модели, содержащие: 1) только положительное(достоверное) знание: 2) только предположительное знание; 3) и положительное(о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках)знания. Модели могут строиться относительно события, предмета в целом либопо поводу отдельных сторон, частей, элементов объекта. Мысленная модель, каки материальная, является системой, но состоящей не изматериально-фиксированных, а из мысленных компонентов. В познании онавыполняет функцию отражения, интерпретации фактов, наглядного выраженияпредставлений, опосредованного источника информации. Мысленная модель можетбыть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа,описания. Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, являетсяее свойство быть аналогом еще непознанных обстоятельств, скрытых связей,невыявленных отношений. Это не значит, что указанная модель не можетотражать уже установленный факт, событие, обстоятельство. Модели, содержащиедостоверное, положительное знание, занимают важное место в структуремышления субъектов поисково-познавательной деятельности. Выступая в качествеитога, результата познания в рамках законченного цикла указаннойдеятельности, они играют промежуточную роль между заключительным этапом итеми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отражаются вдокументах (о возбуждении уголовного дела, о завершении производства по делуи предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемому,потерпевшему, о составлении обвинительного заключения и направлении дела всуд для рассмотрения и т. д.). В то же время модели, содержащиеположительное знание, построенные на начальном и промежуточном этапахпоисково-познавательной деятельности, выступают в качестве средства познаниядругих, неизвестных на данный момент обстоятельств, решения иных ее задач. Вэтом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительноезнание, нуждающееся в проверке (гипотезы, версии), а также комбинированныемысленные модели, в которые включены предположительное знание об однихпризнаках объекта и положительное знание о других его сторонах. Модели,строящиеся на первых порах познания, обычно содержат разрозненные сведения,изобилуют массой пробелов. По мере их проверки они корректируются,уточняются, совершенствуются путем исключения одних элементов,переосмысления и переконструирования других, включения ранее отсутствовавшихчастей, связей между компонентами. Источником нового знания моделистановятся потому, что в них, как и в интегративных системах, аккумулируютсяи в комплексе увязываются в некую целостность собранные фактические данные,собственный практические опыт субъекта поисково-познавательной деятельности,обобщенные данные практики (коллективный опыт). Практика показывает, что чемполнее, содержательнее и точнее отражает модель объект, тем вышеэффективность использования модели. Это, конечно, не значит, что модели,содержащие минимум знаний о признаках оригинала, обречены во всех случаях нанизкий коэффициент полезного действия. Многое зависит не только отхарактера, содержания, объема информации, заключенного в модели, но и оттого, насколько эффективно используется эта информация субъектоммоделирования. Как и материальные, мысленные модели могут классифицироватьсяпо различным основаниям: 1) по видам моделируемых объектов (модели событий имодели предметов); 2) по степени абстрактности (модели конкретных,единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенныхгрупп населения, фактов, событий и т. п.); 3) по объему отражения объекта(модели объекта в целом и модели каких-либо его частей, сторон, признаков);4) по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические,идентификационные и т. п.); 5) по сфере построения и использования (моделинаучные, модели практические). Модели группируются также по субъектамкриминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т. п.), поотношению к видам и этапам поисково-познавательной деятельности (моделипредварительной проверки, модели предварительного расследования, моделипервоначального этапа расследования и т. п.), по криминалистическимситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам обубийствах, мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условияхнеочевидности). Названные  виды, группы и разновидности моделей могут бытьподвергнуты внутренней группировке. Так, модели, строящиеся на практике,подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные.Таким образом, в процессе классификации криминалистических моделей вкачестве оснований их деления используются самые различные существенныепризнаки двух систем: 1) самих моделей; 2) деятельности, связанной спостроением, изучением и использованием моделей (моделированием). Методмоделирования относится к числу общих, универсальных методов познания,продуктивно реализуемых в различных областях науки и практики, включаякриминалистические научные исследования, а также практику органов дознания,предварительного следствия, экспертных учреждений и судебных органов. Подкриминалистическим моделированием понимается процесс построения, изучения ииспользования моделей познаваемых и познающих объектов в уголовном процессе.Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки,предварительного расследования, судебного следствия, в других сферахуголовно-процессуальной деятельности. Криминалистическое моделированиеспособствует: - распознаванию (криминалистической диагностике) признаковпреступлений, определению видовой принадлежности содеянного, наличия в немпризнаков конкретного состава преступления, правильной уголовно-правовойквалификации деяния: - отграничению преступлений от иных общественно опасных деяний; - выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе(выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия послесовершенного ими правонарушения; установлению личности неопознанных трупов;выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно); - розыску похищенного имущества, предметов, использованных присовершении общественно опасных деяний; - установлению событий, которые предшествовали, сопутствовалиобщественно опасному деянию, последовали вслед за ним; - установлению целей, мотивов, обстановки, механизма преступного и иныхвидов поведения различных лиц, образуемых при этом следов; - установлению происхождения и связи между фактами, их временной ипространственной характеристик, устранению противоречий между фактами; - определению направления поисково-познавательной деятельности, общих ичастных тактических, организационных, управленческих задач, средств, путей иметодов их решений. Объектами криминалистического моделирования могут бытьсамые различные обстоятельства. Они подразделяются на две группы: 1)познаваемые объекты; 2) объекты, выступающие в качестве средств познания. Вгруппе познаваемых объектов моделируются самые различные события(преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т. п.),а также их отдельные элементы, компоненты последних, структура, внешниесвязи и отношения (предметы, функционировавшие в рамках криминальныхсобытий, результаты преступной деятельности, признаки внешностиотсутствующих потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненный обликпогибших людей, отдельные признаки трупов и т. п.). Моделируются такжекриминальные и иные ситуации в уголовном процессе. Основное назначениеданной разновидности практического моделирования - обеспечить оптимальноерешение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером,кругом и местом нахождения объектов, которые необходимо отыскать. Не менееширока номенклатура объектов моделирования, выступающих в качестве средствпоисково-познавательной деятельности (средств поиска, познания этойдеятельности и управления). В структуру таких объектов, моделируемых внаучных и практических целях, входят поисково-познавательная деятельность вуголовном процессе в целом, отдельные виды и этапы этой деятельности, ееэлементы, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняяструктура (в частности, структура экспертного исследования, этапыверсионного мышления, структура доказательства, функции и отношения членовследственно-оперативных групп). Среди систем этого плана в следственнойпрактике чаще всего встречаются: - следственные версии, криминалистические и правовые решения; - отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средстватактического обеспечения: - следственные ситуации; - оперативно-розыскные мероприятия; - специалисты и судебные эксперты: - планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, несколькодней, планы этапов расследования и т. д.; - постановления следователей, протоколы следственных действий,обвинительные заключения и другие процессуальные  документы. Моделипознаваемых и познающих объектов находятся в тесной взаимосвязи ивзаимозависимости. В ходе поисково-познавательной деятельности идет процесснепрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одногопорядка к моделям другого. В этом процессе участвуют как материальные, так имысленные модели, для построения которых используются различные материалы,средства и приемы. Процесс мысленного моделирования непосредственно связан спостроением и использованием материальных криминалистических моделей, таккак прежде чем построить материальные модели, необходимо составить о нихпредставление, обосновать и осмыслить мысленные образы будущих материальныхконструкций. Построенная материальная модель изучается субъектоммоделирования, отображается в его памяти. Моделирование начинается спостановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу,определения задачи, которая должна быть решена с его помощью. Сам же процессмоделирования состоит из трех стадий: 1) построения модели объекта; 2)изучение построенной модели: 3) реализации модели (проверки модельнойинформации). Построить модель познаваемого объекта это значит, во-первых, наосновании собранных фактических данных, личного и обобщенного опытасоставить общее представление о характере, природе и групповойпринадлежности объекта: во-вторых, определить структуру, наполнитьнеобходимыми деталями созданный эскизный "портрет" объекта (в этих целяхиспользуются положительное и предположительное знания); в-третьих,зафиксировать тем или иным способом построенную модель (в памяти, в рисунке,чертеже и т. д.). Состав компонентов (структурных элементов) моделиопределяется исходя из представления о том, какие из них являютсясущественными с точки зрения успешного решения поставленной задачи с помощьюмодели. В процессе изучения модели она подвигается логическому анализу имысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимыхсуждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моделирования выделяетусловия, которые воздействуют на объект, сознательно и планомерно изменяетэти условия, определяет, какое воздействие они оказывают на объект и модель,и, сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляеткорректировку модели. Осмыслив изученную модель, субъект моделированиявыводит из нее следствия, т. е. суждения о фактах, которые должнысуществовать в реальной действительности при условии правильности модели, иприступает к ее проверке. Указанная проверка предполагает осуществлениепрактических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутыхфактов. Проверить модель это значит выяснить, имели ли место вдействительности те факты (события, следы и т. д.), суждения о которых былисделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этомнаправлении работы позволяет сделать вывод либо о достоверности, либо обошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (инеобходимости ее корректировке в последних случаях). Модели о событияхнастоящего, как и модели о событиях прошлого (ретроспективные модели)проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельностисубъектов моделирования. Перспективное моделирование - второе направлениемысленного моделирования в уголовном процессе. Если ретроспективная модельпредставляет собой логико-информационную и образную систему, воспроизводящуюобъект поиска и познания в его главных, существенных с точки зрения решенияпоставленной задачи чертах, то перспективная модель дальнейшей деятельностисамих субъектов познания отражает основные черты системы и средств познанияпервого объекта. Это направление находит свое выражение в представленияхучастников поисково-познавательной деятельности о том, что, как, кому, наоснове применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимосделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т. д., какими кадровыми,техническими, финансовыми, информационными и иными ресурсами должна бытьобеспечена планируемая деятельность.

Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.