Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

2020-04-01 151
Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уг. ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба). Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке.

План-ние расследования и первонач. следственные действия. На нач. этапе планирование заключается в определении круга неотложных следственных действий и опер.-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участв-ших в нем ТС. Если это лицо скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия.

Уг. дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГАИ, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается с осмотра места ДТП. Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами, работник ГАИ, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую мед. помощь и при необходимости отправить их в леч. учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГАИ принимает меры к отысканию следов ДТП и вещ. доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-опер. группы.

Если ТС опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль.

Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия. Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируются пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.

Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей (столкновения бывают встречные, попутные и угловые). Осматривая следы первич. соударения, выделяют контрпары следов, т.е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

Если водитель заявил, что ТС управлял не он, а др. лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. Изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.

Когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, также последующего отождествления. Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей; изымают вещи и док-ты, обнаруженные в салоне (кабине).

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в мед. учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

Допрос водителя. После свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, прекратил движение).

Допрос свидетелей. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

Допрос потерпевших. При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Следует иметь в виду, что потерпевший – заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.

Последующие следственные действия. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получение и проверка сведений о ДТП.

Судебные экспертизы играют важную роль. Это относится к автотех. экспертизе. Она проводится, чтобы выяснить тех. состояние ТС или отдел. его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности; причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Также может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств.

Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективизации данных о механизме ДТП.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.