Проблемы и перспективы развития косвенных налогов в РФ — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблемы и перспективы развития косвенных налогов в РФ

2020-04-01 181
Проблемы и перспективы развития косвенных налогов в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов. Налоги являются основным инструментом, с помощью которого образуются государственные и муниципальные денежные фонды. Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России [13].

В 2009 г. Правительством Российской Федерации были одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010-2012 годы. И как следует из рассматриваемого документа, дальнейшего снижения налогового бремени не планируется. Основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 г. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться в рамках бюджетной политики.

Многие специалисты в сфере налогообложении считают, что значительных изменений в порядке обложения НДС не предвидится. Планируется внести некоторые уточнения в порядок подтверждения нулевой ставки. Предполагается продолжить работу, направленную на оптимизацию перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, а также на сокращение сроков возмещения НДС [18].

Предполагается, что уточнения затронут и порядок оформления счетов-фактур. Планируется решить вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит счетов).

Будет продолжена работа по созданию системы составления счетов-фактур в электронном виде.

Так же ожидается, что в соответствии с концепцией развития России до 2020 г., представленной Министерством экономического развития и торговли, рассматриваются два варианта реформы налога на добавленную стоимость: во-первых, введение единой ставки НДС в размере 12%; во-вторых, снижение ставки налога до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (продовольственные и детские товары, лекарственные средства, полиграфическая продукция). Как отмечается в документе, оба варианта приведут к выпадению доходов федерального бюджета. При унификации ставки НДС на уровне 12% в первый год налоговой реформы прямые выпадающие доходы оцениваются в 2% ВВП. При сокращении ставки до 14% с сохранением льготной ставки выпадающие доходы будут ниже и составят около 1,3% ВВП.

Российский НДС нуждается в дальнейшем реформировании. Необходимо устранять существующие недостатки главы 21 Налогового кодекса РФ и искать более эффективные подходы к администрированию налога. Однако НДС в России несовершенен не более и не менее других налогов, что само по себе должно приводить к выводу не об отмене НДС, а о продолжении совершенствования налоговой системы в целом. Проблема плохого администрирования НДС в итоге связана не с природой этого налога, а с качеством администрирования в налоговой системе в целом. И в этой ситуации простая замена одного налога другим выглядит фиктивным способом решения реальных проблем.

Некоторые эксперты, ссылаясь на проблемы с возмещением НДС, делают вывод о более высокой эффективной ставке налогообложения по сравнению с номинальной и на этом основании предлагают ее снизить. Однако практика взимания налогов (в том числе и НДС) в современной России свидетельствует как раз о невозможности решения проблем налогового администрирования посредством снижения налоговых ставок. Поэтому пересмотр налоговых ставок отнюдь не является сейчас ключевой проблемой повышения эффективности налогов, а, как было показано выше, может создать дополнительные проблемы не столько в области налоговой политики, сколько путем наращивания рисков для бюджетной системы в долгосрочной перспективе [19].

Также необходимо признать, что с учетом применяемой в России ставки НДС, а также особенностей российской экономики (доля экспорта, уровень развития базовых общественных институтов и т.д.) доходы бюджета от НДС превышают прогнозный уровень, рассчитанный на основании ряда объективных факторов. Это означает, что в ближайшее время вполне возможно принятие ряда мер, которые могут привести к некоторому снижению бюджетных доходов от налога на добавленную стоимость, но обеспечат значительное повышение его эффективности и нейтральности, снижение издержек для налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства.

Прежде всего, необходимо решить следующие задачи.

·   Упорядочить и упростить получение возмещения НДС в условиях применения нулевой ставки и прочих случаях. В частности, для подтверждения факта экспорта необходимо установить единственный признак - пересечение товаром таможенной границы России, исключив впоследствии требование документа, подтверждающего поступление экспортной выручки или наличие контракта исключительно с иностранным покупателем.

·   Систематизировать различные положения Налогового кодекса РФ в части НДС и устранить имеющиеся внутренние противоречия. В странах, использующих НДС, для большинства налогоплательщиков, не совершающих сложных операций, этот налог - один из самых простых в исчислении и уплате.

·   Важнейшая составная часть реформы НДС и всей налоговой системы - повышение эффективности работы контролирующих органов. Для этого следует наладить эффективное взаимодействие налоговых и таможенных органов, создать систему контроля, основанную на современных методах оценки рисков уклонения от налогообложения, неизвестных налогоплательщикам и применяемых исключительно налоговыми органами; повысить уровень ответственности сотрудников налоговых органов при расширении их прав, в том числе прав по вынесению решения на основании профессионального суждения о соответствии действий налогоплательщика духу и букве налогового законодательства; снизить коррупцию в государственных органах и продолжить совершенствование системы регистрации налогоплательщиков.

Если результатом всех этих действий, которые вполне могут повлечь за собой снижение доходов бюджетной системы в краткосрочной перспективе, станет реальный рост эффективности и нейтральности налоговой системы и системы налогового контроля, то это - единственный вариант развития событий, при котором подобное снижение доходов будет оправданным. Значительный мультипликативный эффект, связанный с улучшением системы налогового администрирования, а также налоговой системы в целом, позволит не только упорядочить налоговую нагрузку на экономических агентов, но решить целый ряд задач в иных областях. Например, улучшение работы налоговых органов позволит внедрить иные налоги, препятствием для взимания которых является неподготовленность налоговых органов: речь идет в первую очередь о налогообложении добавочного дохода при добыче углеводородного сырья, а также о налогообложении недвижимости. Также это позволит существенно повысить собираемость основных налогов, что весьма критично в условиях рассмотренных выше вызовов, связанных с устойчивостью бюджетной системы России в ближайшие 15 лет.

Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что к обсуждению вопроса о снижении ставки НДС, можно будет вернуться после преодоления мирового финансового кризиса [15].

Совершенствование акцизного налогообложения в перспективе, связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов в большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют не этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТу и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции.

Минфин РФ планирует в 2012-2014 годах повышать акцизы на табачную продукцию опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, говорится в размещенном во вторник на сайте министерства проекте документа «Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» [14].

В документе напоминается, что в период до 2015 года «с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза». Кроме того, будет предусмотрено установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и сигареты без фильтра.

В частности, ставка акциза с 1 января по 30 июня 2012 года может составить 360 рублей за тысячу штук плюс 7,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 460 рублей за тысячу штук. С 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно - 390 рублей за тысячу плюс 7,5% расчетной стоимости, но не менее 510 рублей за тысячу штук.

С 1 января по 31 декабря 2013 года включительно акциз предполагается установить на уровне 550 рублей за тысячу штук плюс 8% расчетной стоимости, но не менее 730 рублей за тысячу, с 1 января по 31 декабря 2014 года - 800 рублей за тысячу штук плюс 8,5% расчетной стоимости (но не менее 1,040 тысячи рублей за тысячу).

Таким образом, в среднем ставки акцизов на табачную продукцию будут расти не в три раза год к году, а на 40-42% в год. Ранее в Минфине и правительстве обсуждали планы по более резкому росту табачных акцизов - примерно на 60% в год.

Предложенное повышение акциза в среднем на 40% ежегодно, безусловно, выглядит намного более разумным, однако все еще сохраняет риски появления в России нелегального рынка. Уже сейчас существует значительный дисбаланс в уровнях цен на сигареты между Россией и ее партнерами по Таможенному союзу - Белоруссией и Казахстаном, - где стоимость пачки сигарет популярной марки на 57% и 85% ниже. Нельзя исключать, что в будущем этот дисбаланс будет только увеличиваться. Это неминуемо ведет к появлению в России нелегальной продукции. При озвученном Минфином уровне повышения акцизов (около 40% в год в течение трех лет) минимальная стоимость пачки сигарет в рознице в 2012 году увеличится с нынешних 18 до 23 рублей, в 2013 году - до 30 рублей, а к 2014 году может дойти до 39-40 рублей.

С учетом предложенных ставок в 2014 году сигареты средней ценовой категории, которые сейчас продаются по 38-40 рублей, подорожают примерно до 57 рублей без учета инфляции. Более дешевые сигареты (на них приходится треть объема российского табачного рынка) с 23-25 рублей к 2014 году при предложенных ставках будут стоить более 40 рублей.

«Следует отметить, что в связи с ускоренной индексацией минимальной специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах», - говорится в проекте. В этих условиях, говорится в документе, постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой будет возможно отказаться полностью по достижении среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона ВОЗ в соответствии с концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы.

В отношении прочих подакцизных товаров предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 годах в размерах, предусмотренных действующим законодательством с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 года на 10% к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно.

Итак, косвенные налоги часто критикуют, ссылаясь на то, что они регрессивны и недемократичны, но в тоже время, по мнению многих исследователей, косвенные налоги являются оптимальными для нестабильной экономики.

 


 

Заключение

 

Налоговое законодательство имеет достаточно большую историю. Некоторые законы, из самых первых, давно уже позабыты, а иные - являются актуальными и по сей день. Это говорит о том, то налоговая система России находится в постоянном развитии и поиске наилучших решений для своей страны.

Налоговая система России, в том числе и система косвенных налогов, далеко не совершенна. Необходимо ее изменение, постоянное качественное реформирование. Однако это изменение необходимо производить крайне осторожно и взвешенно. Логически вполне понятно желание в условиях острой нехватки бюджетных средств усилить фискальную направленность налогов, однако, недооценка социального аспекта проблемы чревата худшими последствиями, чем дефицит бюджета.

Косвенное налогообложение играет большую роль в финансовом регулировании и доходной части федерального бюджета. Но и она не совершенна. Одной из главных проблем косвенного налогообложения является необходимость в увеличении доходных поступлений в федеральный бюджет РФ. Для этого необходимо, чтобы руководство страны поставило перед собой главную цель - найти правильные пути решения этой проблемы. Одним из вариантов является увеличение ставок налогов. Это может быть действительно правильным решением, но необходимо, чтобы это увеличение не легло налоговым бременем на финансовые возможности народа.

Совсем недавно уже вышли несколько положений, в которых указан план развития и реформирования системы российского налогообложения на ближайшие несколько лет. В перспективе развития косвенных налогов является ежегодное увеличение ставок на налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенную пошлину. Так же особенно рассматривается нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость. Реформы планируется проводить постепенно, чтобы не произошло волнения со стороны граждан России. Так же, как уже было сказано выше, необходимо устранять существующие недостатки главы 21 Налогового кодекса РФ и искать более эффективные подходы к администрированию налога. Замена косвенных налогов иными налогами не приведет к каким-либо положительным результатам. И все-таки, косвенное налогообложение намного выгоднее прямого, так как такие налоги как НДС, акцизы и таможенные пошлины взимаются не с прямого, а с конечного потребителя. Все это является менее заметным, а значит и волнующим для народа.

Вообще, российская система налогообложения в целом нуждается в полном реформировании, так как недостатки есть не только в положениях и законах о косвенных налогах. Следовательно, нужно говорить о том, что имеется необходимость в повышении эффективности работы контролирующих органов. Для этого необходимо наладить систему налогового и таможенного аппарата.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.