Налоговые проверки: понятие, сущность, виды — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Налоговые проверки: понятие, сущность, виды

2020-04-01 165
Налоговые проверки: понятие, сущность, виды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проверки, проводимые налоговыми органами - составная часть финансовых проверок, важнейшая форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогоплательщиками в бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, а также за исполнением ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и другими нормативными актами.

Что касается понятия термина "налоговая проверка", то практически всеми авторами учебных пособий, монографий по налоговому праву данный институт определяется одинаково как процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В учебнике И. Д, Енеалеевой налоговая проверка определена как форма налогового контроля, состоящая из регламентированного законодательством Российской Федерации комплекса мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции, обеспечивающую правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, выявление и устранение нарушений в сфере налогообложения и причин, их порождающих, а также применение мер ответственности за их совершение.

В ст.82 <garantF1://10800200.82> НК РФ указано, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Этот контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок. В узком смысле под налоговыми проверками понимают камеральные, выездные проверки налогоплательщиков, а также выездные проверки с участием органов внутренних дел (совместные проверки) по соблюдению ими законодательства о налогах и сборах.

К таким налоговым проверкам относятся также проверки:

по учету плательщиков;

по исполнению плательщиками обязанностей по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов;

по учету уплаченных налоговых платежей;

объектов, подлежащих обложению.

При проведении налоговых проверок широко используются следующие методы (процессуальные действия):

получение объяснений налогоплательщиков;

проверки данных учета и отчетности;

осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

истребование документов;

выемка документов и предметов;

привлечение специалистов, экспертов, переводчиков, понятых и свидетелей;

инвентаризация имущества.

В ряде случаев такие действия являются самостоятельными формами налогового контроля.

Свои особенности имеет налоговый контроль при выполнении соглашений о разделе продукции, который определяется главой 26.4 <garantF1://10800200.200264> НК РФ.

Вместе с тем налоговые органы обязаны осуществлять и ряд других контрольных действий и проверок, прямо не связанных с законодательством о налогах и сборах:

осуществлять государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проводить проверки в сферах производства и оборота алкогольной и табачной продукции;

проводить проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике;

проводить проверки соблюдения законодательства о банкротстве и др.

Совокупность этих проверок составляет в самом широком смысле понятие проверок, проводимых налоговыми органами.

Органами, осуществляющими налоговые и другие виды проверок (субъектами проверок), являются прежде всего государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Основной проверяющий орган - Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Вместе с тем налоговые проверки в целом или проверки отдельных аспектов налоговых взаимоотношений (контрольные действия) имеют право проводить Счетная палата, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Банк России.

Помимо проверок, проводимых государственными органами, можно выделить проверки:

органами муниципальных образований;

аудиторскими организациями;

внутренние, осуществляемые собственными службами организаций;

общественные, осуществляемые политическими партиями; общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации.

Объектом налоговых проверок является вся совокупность налоговых отношений, в ходе которых формируются денежные доходы государства и муниципальных органов власти.

Предметом проверок выступают различные проявления налоговых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, целесообразность, эффективность, оптимальность и т.д.

По времени осуществления (с большой долей условности) можно выделить предварительные, текущие и последующие проверки.

В ряде случаев одни и те же проверки могут быть одновременно предварительными, текущими и последующими. Так, камеральная проверка по единому социальному налогу за первый квартал является последующей по отношению к моменту исчисления налога за первый квартал и в то же время текущей - по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за налоговый период, которым является год.

К предварительным проверкам можно отнести следующие важнейшие действия налоговых органов:

регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

учет плательщиков;

учет налоговых поступлений;

обслуживание плательщиков налоговыми органами, включающее их информирование, прием, учебу и т.п.

Абсолютное большинство налоговых проверок являются последующими проверками.

Что касается вопроса о соотношение выездных и камеральных налоговых проверок, то вначале следует привести пример судебной практики. Решением ИФНС от 17.09.2007, вынесенным по итогам КНП, расходы заявителя на ремонт приобретенной квартиры были признаны недоказанными, в связи с чем ей было отказано в предоставлении имущественного вычета, доначислен НДФЛ, начислены пени и штраф.

В связи с неуплатой указанных сумм в добровольном порядке ИФНС обратилась в суд. Однако решением УФНС от 24.09.2008 года Решение от 17.09.2007 было отменено, ИФНС отказалась от своих исковых требований, и судебное производство было прекращено.

Решением ИФНС от 22.09.2009 по результатам ВНП, произведенной в связи с неправомерным заявлением того же имущественного вычета, вновь были признаны недоказанными расходы на ремонт приобретенной заявителем квартиры.

По мнению заявителя, п.1 ст.89 <garantF1://10800200.8901> НК РФ следует признать не соответствующим Конституции <garantF1://10003000.0> РФ, поскольку данная норма позволила провести ВНП в отношении налогоплательщика - физического лица, не являющегося ИП, в том числе повторно после КНП, а также преодолеть юридическую силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения спора между теми же сторонами по тем же обстоятельствам.

Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии ее жалобы к рассмотрению, из смысла п.1 ст.89 <garantF1://10800200.8901> НК РФ следует, что ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках КНП.

КНП, по смыслу п.1 ст.88 <garantF1://10800200.8801> НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком.

В отличие от ВНП, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

П.1 ст.89 <garantF1://10800200.8901> НК РФ не предполагает дублирования контрольных мероприятий, осуществляемых в рамках ВНП и КНП. Вместе с тем оно не исключает выявления при проведении ВНП нарушений, которые не были обнаружены при проведении КНП. Следовательно, нет оснований считать, что данная норма представляет собой инструмент чрезмерного ограничения права собственности и иных прав налогоплательщика.

Таким образом, налоговую проверку можно определить как форму налогового контроля, состоящую из регламентированного законодательством Российской Федерации комплекса мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в пределах компетенции, обеспечивающую правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, выявление и устранение нарушений в сфере налогообложения и причин, их порождающих, а также применение мер ответственности за их совершение.



Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.