История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития: — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития:

2020-04-01 493
История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Древняя Греция

После того, как пришла в упадок микенская цивилизация, а с севера вторглись дорийские племена, на территории Греции появляются независимые города – государства – полисы, непрерывно конфликтующие между собой.

Рубежи полисов зачастую определялись природными границами, причем непосредственные географические условия были весьма разнородны. При этом государственная система управления полисов также была различной. Несмотря на конкретные различия условий жизни, социального управления и климатических условий, греческая культура была необыкновенно целостной. Факторами, скрепляющими разнородную массу населения Древней Греции, были: единая религия, общий язык и с 776 г. до н.э. регулярно проводившиеся спортивные турниры – Олимпийские игры, посвященные богам и переводившие военное соперничество между полисами в мирное русло. Во время проведения соревнований между городами – государствами заключалось перемирие, способствовавшее единению греков.

Особые качества античной культуры Греции исходят из ее космологичности (учения о Вселенной), из утверждения эстетических категорий красоты, меры, гармонии; из понимания разума как основы познания и поведения людей (рациональность) и понимания человека как центра и высшей цели мироздания (антропоцентризм).

Для древних греков Космос представлял собой не только Вселенную и ее необъятный мир, но и особое понимание порядка и красоты, противостоящие Хаосу. Эти представления раскрывают и объясняют важные для греческой культуры взаимосвязанные эстетические категории: меру, красоту, гармонию.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития:

Гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых памятников изобразительных искусств.

2. Архаика, или период образования городов-государств - полисов (7 - 6 вв. до н. э.). Этот период отмечен формированием и развитием греческой архитектуры и скульптуры.

3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного общества на ранней стадии его развития. Классика - это время расцвета философии, развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и изобразительных искусствах. Классический период, в свою очередь подразделяется на:

ü Период ранней классики (первая и вторая четверти V в. до н.э.);

ü Период зрелой классики (2-ая половина V до н.э.);

ü Период поздней классики (начало — третья четверть IV в. до н.э.)

4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период образования больших империй, объединенных под эгидой эллинистических монархий. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.

Гомеровская Греция

(12 - 8 вв. до н.э.)

Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых древние греки считали легендарного поэта Гомера.

В Гомеровский период складываются основы мифологии и эпической поэзии, передающие в образной форме материальные, духовные стремления и героические подвиги людей. Именно мифы являются основой всего последующего развития греческого искусства. В мифах отражаются представления греков о происхождении мира, об устройстве общества. Именно мифологическое мышление древних греков становится источником образности не только искусства, но и философии, и науки.

 

В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Некоторое развитие получили ремесла, носившие преимущественно сельский характер. Главой племени и рода являлся басилевс; он объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Басилевс управлял общиной совместно с советом родовых старейшин, - называемым буле. В наиболее важных случаях созывалось народное собрание — агора, состоявшее из всех свободных членов общины.

Искусство Гомеровской Греции

Архаика (7 - 6 вв. до н. э.).

Искусство Архаики

Керамика (Вазопись)

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел. Особенно высокого расцвета достигла греческая керамика. Греческие вазы служили для самых разнообразных целей и потребностей, и были очень разнообразны по форме и размерам. Обычно вазы покрывались росписью.

В 7 и особенно в 6 в. до н. э. сложилась довольно стройная система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Амфора предназначалась для хранения вина и масла; кратер — для смешивания (во время пира) воды с вином; из килика пили вино; в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших.

По сравнению с керамикой гомеровского периода формы и пропорции ваз стали строже и красивее.

Размещение рисунков на вазах и их композиционный строй были тесно связаны с формой вазы. Эволюция вазовых росписей шла от схематичных и отвлеченно-декоративных изображений к композициям развернуто сюжетного характера, наглядно повествующим о действиях и поступках изображенных героев.

Во времена ранней архаики (7 в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал «ориентализирующий» стиль. Центрами этого направления были торговые города островной и малоазийской Греции, а также Коринф.

Росписи эти выполнялись коричневой краской нескольких тонов, от почти красного до буровато-коричневого. Художники соединяли в одной композиции схематичные изображения человека, животных или фантастических существ с чисто орнаментальными мотивами, стремясь заполнить все поле композиции, не оставляя пустых мест, и этим создать впечатление декоративного целого. Принципиальной разницы между изображением людей и орнаментом мастер не видел.

 

Ориентализирующий стиль. Коринфская ваза.

Скульптура

Почти до самого конца архаического периода - до середины 6 в. до н.э. создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов, словно застывших, в которых чувствуется влияние египетской пластики. На этих статуях, лежала печать канонической схемы, установленной для изготовления культовой скульптуры. К такому типу статуй относятся «Артемида» с острова Делоса, «Гера» с острова Самос, «Богиня с гранатовым яблоком».

 

                                 

  Деревянные ксоаны                                        Артемида Делосская.

                                                                               Мрамор. Около 650 г. до н. э.

Скульптура Артемиды Делосской представляет собой почти нерасчлененный каменный блок со слабо намеченными формами тела. Происхождение статуи от примитивного древнего ксоана не вызывает сомнений, и новым здесь является лишь некоторое стремление к правильной пропорциональности человеческой фигуры.

Гера Самосская. Мрамор Около 560 г. до н. э. Очень хорошо переданы различные ткани — тяжелая верхняя и тонкая нижняя одежды, тщательно изображены складки, правильно установлены пропорции женской фигуры. При этом, статуя напоминает скорее ствол дерева, а не живое человеческое тело. По сравнению с искусством гомеровского периода много нового, прежде всего — строгая, ясная пропорциональность и объемность фигуры.   «Богиня с гранатовым яблоком». Около 600 г. до н.э. Складки одежды, симметричными изгибающимися линиями, идущие сверху вниз, общая изысканность силуэта и нарядная расцветка придают статуе чувство праздничности.  

 

Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов, т.н. куросы. Связанные сначала с культом героев, статуи куросов позднее начали служить надгробиями воинов и ставиться в честь победителей на олимпийских и других состязаниях. Развитие типа куроса шло в контексте большей верности пропорций, преодоления упрощения и схематизма. Однако долгое время сохранялся фронтальный и неподвижный строй статуй, в котором явственно ощутимо влияние Египетской скульптуры (фигура в целом статична, левая нога выдвинута вперед, руки опущены вдоль тела).

Куросы

Аттический курос. Мрамор. Около 600 г. до н.э. Куросы Клеобис и Битон Около 600 г. до н. э. Аполлон Птойос из святилища Аполлона Птойоса близ Фив. 6 в. до н. э.   Аполлон Тенейский Первая половина    6 в. до н.э.

К середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться более живыми, мышцы тела стали моделироваться лучше, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению в архаической скульптуре «архаической улыбки».

«Архаическая улыбка»

В архаической скульптуре предпринимаются попытки передать движение. К таким произведениям относилась статуя богини победы — Ники — с острова Делоса, выполненная в первой половине 6 в. до н.э. ионийским (хиосским) мастером Архермом. Интересна также скульптура телеценосца (мосхофор).

1 2 1. Мастер Архерм. Статуя Ники с острова Делоса. Мрамор. Первая половина 6 в. до н. э.; 2. Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского акрополя. Мрамор. Около 570 г. до н. э.  

Чаще, чем в круглой скульптуре, изображалось движение и в архаических рельефах 7 в. и первой половины 6 в. до н.э.

Медуза. Рельеф фронтона храма Артемиды на острове Корфу. Известняк. Около 590 г. до н. э   Персей, убивающий Медузу. Рельеф метопы храма в Селинунте. 7—6 вв. до н. э. Известняк.

 

Одним из высших достижений архаического искусства конца 6 в. до н.э. были найденные на Акрополе прекрасные статуи девушек (кор) в нарядных одеждах, подчеркивающих пластику их фигур. Среди них особенно выделяются «Девушка в пеплосе» и статуя девушки, называемая «Кора с Акрополя».

1 2           Коры 1.  «Девушка в пеплосе»; 2. «Кора с Акрополя».

Классика

(Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

 

С первых десятилетий 5 в. до н.э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Для Древней Греции это был период наивысшего расцвета греческой культуры, архитектуры, скульптуры, монументальной живописи и вазописи. Высоко совершенное, и полное глубокого чувства красоты, искусство греческой классики определило собой новый и наиболее важный этап в развитии всего мирового искусства. Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах.

К началу 5 в. до н.э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта. В Афинах наиболее полно выразили себя принципы демократии, опиравшейся в основном на расцвет ремесла и морской торговли. В Спарте, самом сильном в военном отношении полисе Греции, получил развитие политический строй, обеспечивший господство сплоченной группы воинов — спартиатов — над массой земледельцев — илотов. Соперничество и борьба Афин и Спарты определили в дальнейшем пути исторического развития Греции.

В первой четверти 5 в. до н.э. Греция подверглась нашествию Персидской державы. Решающие победы над персами — морская при Саламине (480 г. до н.э.) и на суше, при Платеях (479 г. до н.э.) — укрепили сознание силы и значения греческого общества, способствовали утверждению основных принципов его мировоззрения и культуры. Вместе с тем победа над персами благоприятствовала дальнейшему расцвету полисов, в особенности Афин.

 

Во время греко-персидских войн начался первый период развития классического искусства — ранняя классика, продолжавшаяся примерно четыре десятилетия (490 - 450 гг. до н.э.). Художники этого времени нашли новые художественные средства для создания монументального искусства, воплотившего в своих образах этические и эстетические идеалы победившей Греции.

Изображение человека во всем богатстве и свободе его действий, поиски обобщенных типических образов, построение реалистической групповой композиции, новое понимание синтеза скульптуры и архитектуры, обращение к сценам из реальной повседневной жизни (особенно в вазописи) стали важнейшими, основными чертами этого периода в развитии классического греческого искусства.

Во второй четверти 5 в. до н.э. (475 - 450 гг. до н.э.) архаические традиции (в скульптуре и живописи), были окончательно преодолены, и принципы классики получили свое законченное выражение в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийских фронтонов и особенно знаменитый афинский скульптор Мирон. Мирон старший среди великих мастеров классики, завершил период творческих исканий ранней классики, подготовив греческое искусство к еще большему подъему в последующие годы — к зрелой, или высокой, классике.

Время наивысшего расцвета древнегреческого искусства — в «эпоху Перикла» — продолжалось примерно также четыре десятилетия — с 450 по 410 г. до н.э. Художественные создания периода высокой классики отличались монументальностью и гармоничностью человеческих образов и одновременно жизненной непринужденностью, естественностью и простотой. В эти годы творили великие мастера греческого искусства - скульпторы Фидий и Поликлет, зодчие Иктин и Калликрат. Произведения этого времени в области архитектуры, скульптуры, вазописи и монументальной живописи являются прекрасными примерами того художественного обаяния, которого может достигнуть искусство, вдохновляемое верой в совершенство человека.

К концу 5 в. до н.э. разделение Греции на независимые и соперничающие друг с другом полисы начало тормозить дальнейшее развитие общества. Длительные и тяжелые Пелопоннесские войны (431 - 404гг. до н.э.) между двумя союзами городов, возглавлявшимися Афинами и Спартой, ускорили упадок полисов. Искусство классики к концу 5 - началу 4 в. до н.э. вступило в свой последний, третий, этап развития.

В период поздней классики искусство в некоторой мере утратило героический, гражданственный характер, ясную гармонию своих монументальных образов. Вместе с тем в искусстве великих мастеров поздней классики разрабатывались новые задачи раскрытия в образах искусства мира внутренних переживаний человека иди бурной, беспокойной человеческой деятельности. Их искусство стало более драматичным и лиричным, более психологически углубленным.

Македонское завоевание во второй половине 4 в. до н.э. положило конец самостоятельному существованию греческих городов-государств. Оно не уничтожило традиции греческой классики, но в целом с этого времени развитие искусства пошло по другим путям.

Ранняя классика

(490 – 450 гг. до н.э.)

Изобразительное искусство

Вазопись

Очень важной частью греческого искусства в классический период была вазопись. Краснофигурная техника в это время окончательно вытеснила чернофигурную. Она давала возможность реалистически изображать объем и движение, строить любые ракурсы, естественно и свободно моделировать человеческое тело.

Виднейшими мастерами вазописи этого времени были Евфроний, Дурис и Бриг, работавшие в Афинах. Всем им было свойственно стремление к естественности изображения.

Мастер Евфроний. Тезей у Амфитриты. Роспись килика. Около 500—490 гг. до н. э. Мастер Евфроний. Гетеры, играющие в коттаб. Роспись килика. Начало 5 в. до н. э.

 

Мастер Дурис. Эосс с телом Мемнона. Роспись килика. Около 490—480 гг. до н. э. Мастер Бриг. Последствия пирушки. Роспись килика. Около 480 г. до н. э. Мастер Бриг. Взятие Трои. Роспись килика. Около 490—480 гг. до н. э.

 

Скульптура

Мастера скульптуры ранней классики разрабатывали в основном задачу создания спокойно стоящей человеческой фигуры. Крупнейший мастер Агелад уже в начале 5 в. до н.э. стремился решить проблему оживления спокойно стоящей фигуры. Перенос центра тяжести тела на одну ногу позволил Агеладу и другим мастерам этой школы достигнуть свободной естественности позы и жеста человеческой фигуры. Очень большое значение имела также последовательная разработка продуманной системы пропорций, раскрывающей реальную красоту совершенного человеческого тела.

Главный город Аттики — Афины — к середине 5 в. до н.э. собрал и объединил лучшие художественные силы Эллады для создания памятников и архитектурных сооружений, восхвалявших достоинство и красоту афинского, а вместе с ним и всего греческого народа. Раскрытие идей и возможностей скульптуры наиболее полно выражалось в монументальных скульптурных произведениях, связанных с архитектурой или стоявших на площадях.

Мифологическая и культовая темы и сюжет продолжали господствовать в греческом искусстве. Отдельные произведения искусства, непосредственно обращены к фактам реальной истории, хотя и принимающим иногда мифологический оттенок.

Скульпторы Критий и Несиот создали в начале 470-х годов до н.э. бронзовую группу Тираноубийц — Гармодия и Аристогитона, — взамен увезенной персами архаической скульптуры, изображавшей этих же героев. Для греков 5 в. до н.э. образы Гармодия и Аристогитона, убивших в 514 г. до н.э. афинского тирана Гиппарха и при этом погибших, были примером самоотверженной доблести граждан, готовых отдать жизнь для защиты гражданских свобод и законов родного города. В «Гармодии и Аристогитоне» впервые в истории монументальной скульптуры была поставлена задача построения скульптурной группы, объединенной единым действием, единым сюжетом.

Единая направленность движения и жестов фигур (в частности, занесенной для удара руки Гармодия) создает необходимое впечатление художественной цельности группы, ее композиционной и сюжетной законченности, хотя следует подчеркнуть, что движение это трактовано еще очень схематично. Лишены выражения были и лица героев.

 

Высокая Классика

(450 – 410 гг. до н.э.)

Вторая половина 5 в. до н.э. была временем особенно значительного расцвета искусств. Этот период именуется высокой классикой. Ведущая роль в расцвете искусства высокой классики принадлежала Афинам — самому развитому в политическом, экономическом и культурном отношении полису.

Искусство Афин этого времени служило образцом для искусства других полисов, в особенности тех, которые были в орбите политического влияния Афин. В Афинах работало множество местных и приезжих художников — архитекторов, живописцев, скульпторов, рисовальщиков краснофигурных ваз. Период Высокой Классики называют «Золотым веком Афин» и «Золотым веком Перикла» - правителя Афин, при котором они достигли своего наивысшего расцвета.

Изобразительное искусство

Мастера Высокой классики в скульптуре овладевают передачей движения и взаимодействием двух или более героев, связанных единством действия. Появляется сюжетная скульптура, зарождается понятие групповой композиции как единого драматического целого.

Фидий.

Фидий родился ок. 500 г.до н.э. в Афинах, вначале занимался живописью. Как скульптор работал в различных техниках – мраморе, бронзе, хрисоэлефантинной технике. Наиболее прославлены две работы Фидия – статуи Афины Парфенос (Парфенон) и Зевса (Олимпия), выполненные в хрисоэлефантинной технике.

Высота статуи Афины Парфенос – 11,5 м., для видимой части тела богини Фидий использовал слоновую кость, более тонны золота пошло на одежды. Шлем и сандалии украшены сложными рельефами.

Культовый характер статуи, стоящей в храме, требовал большей торжественности образа. Отсюда - включение в изображение Афины символических деталей: змея у ног Афины, фигуры Победы на ее протянутой правой руке, пышного шлема, венчающего ее голову, и т. п. На круглом щите Афины была представлена битва греков с амазонками. Среди действующих лиц Фидий поместил отмеченное портретным сходством изображение Перикла и свой автопортрет. За это Фидий был обвинен в безбожии. «Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика, поднявшего двумя руками камень, а также прекрасный портрет Перикла, сражающегося с амазонкой. Он очень искусно расположил руку, поднимающую копье перед лицом Перикла, как будто хотел скрыть сходство, но оно все же видно с обеих сторон» (Плутарх, биография Перикла).

Одним из семи Чудес Света в древности была признана статуя Зевса в Олимпии высотой 18 м. Зевс держал на правой руке, опиравшейся на ручку трона, Нику, левая его рука опиралась на жезл, на верхушке которого сидел орел. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники, передние ножки завершались сфинксами, на перекладине между ножками было изображено 8 видов олимпийских состязаний.

Мирон.

Мирон родился ок. 500 г.до н.э. в Элевтере, получил профессиональное образование, будучи учеником Агелада.

Его произведения находились в Афинах, в Дельфах и Олимпии. Мирон работал исключительно в бронзе. Сюжеты его произведений очень разнообразны: это и боги, и атлеты, и герои. Особенно ценились в античности статуи бегуна Лада, Дискобола.

Особенности искусства Мирона наиболее ясно выражены в скульптуре «Дискобол» - метатель диска. «Дискобол», как и многие другие статуи такого типа, поставлен в честь определенного лица. В центре внимания скульптора стояла задача изображения сильного, прекрасного духом и телом человека, находящегося в напряжении и готовности к стремительному движению. Мирон изобразил метателя диска в тот момент, когда он вкладывает все свои силы в бросок диска. Несмотря на напряжение, которое пронизывает фигуру, статуя производит впечатление устойчивости. Это определяется выбором момента движения: взято мгновение перехода одного движения в другое, кульминационная точка в развитии движения.

Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти и придающей ее выражению достойную человека форму, нашло свое особенно ясное выражение в созданной Мироном для Афинского акрополя скульптурной группе «Афина и Марсий».

Согласно мифу, Афина среди различных направленных на благо людям изобретений создала двойную флейту. Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь. Склонившись над источником, она увидела в своем отражении, как во время игры уродливо раздулись ее щеки. Афина бросила флейту и прокляла инструмент, нарушающий прекрасную гармонию человеческого лица. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулся подбирать флейту. Мирон изобразил то мгновение, когда Афина, уходя, гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Как и в «Дискоболе», в скульптурной группе «Афина и Марсий», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события. Вместе с тем здесь впервые в истории скульптуры, да и в истории искусства вообще, показано столкновение разных характеров. Афина и Марсий являются антиподами, их характеры прямо противоположны друг другу. В целом группа «Афина и Марсий», образно утверждает идею превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами.

Поликлет.

Поликлет родился не ранее 480 г. до н.э. в Аргосе. Самые ранние работы Поликлета – статуи атлетов, победителей Олимпиад. Поликлета, прежде всего, интересует проблема формы, идеальные пропорции человеческого тела, которые разработаны им в трактате «Канон». Согласно «Канону» Поликлетом установлены пропорции:

· Высота головы составляет 1/7 длины тела;

· Лицо и кисть руки – 1/10 длины тела;

· Длина ступни – 1/6 длины тела;

· Для лица установлен принцип деления на 3 равные части.

Образами, созданными по «Канону», являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с повязкой победителей в беге).

Все статуи Поликлета рассчитаны на рассмотрение спереди.

Проблема, интересовавшая Поликлета – движение в состоянии покоя, без динамики. Баланс энергий Поликлет создает с помощью хиазма (перекрестное распределение массы тела: изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную), и поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру - поднятое плечо).

Раненая амазонка».

Поздняя Классика

  (конец 5в. - 4 в. до н. э.: 400 - 323 гг. до н.э.)

Эллада переживает политический кризис: война между Афинами и Спартой, гибель Перикла. Четвертый век до н.э. явился важным этапом в развитии древнегреческого искусства. Традиции высокой классики перерабатывались в новых исторических условиях. Подчинение греческих полисов Македонской державе и начало завоеваний на Востоке положили конец классическому периоду греческой истории. Наряду с продолжением и развитием традиционных классических форм искусству 4 в. до н.э. приходилось решать и совершенно новые задачи.

 

Изобразительное искусство

Важнейшие достижения в разработке отражения духовной сферы человека были осуществлены мастерами — Скопасом, Праксителем и Лисиппом.

Скопас.

Статуэтки из Танагры

«Девушка, закутанная в плащ» «Афродита в раковине»

В мелкой пластике еще долго продолжала жить тонкая поэзия, присущая творениям Праксителя.

Если в искусстве Скопаса и Праксителя еще ощутимы связи с принципами искусства высокой классики, то в художественной культуре последней трети 4 в. до н. э. эти связи слабели.

Ведущее значение в общественно-политической жизни древнего мира приобрела Македония. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания им греческих полисов, а затем и громадных территорий Азии, вошедших в состав Македонской державы, начался новый этап в развитии античного общества.

Ломка старого и зарождение нового в искусстве, и прежде всего в скульптуре, привели к размежеванию направлений: идеалистического и реалистического, ищущего новых путей развития на основе переработки лучших достижений классики.

Леохар.

Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его работы исполнены с высоким профессиональным мастерством, характеризуются спокойным величием и холодной торжественностью.

Аполлон Бельведерский Артемида с ланью Орел Зевса, похищающий Ганимеда

Лисипп.

Крупнейшим скульптором реалистического направления был Лисипп, последний большой мастер поздней классики. Расцвет его творчества приходится на 40—30-е гг. 4 в. до н. э., на время правления Александра Македонского. В искусстве Лисиппа, решалась задача индивидуализации образа человека, раскрытия его переживаний; он вносил более ясно выраженные особенности возраста, рода занятий.

Новыми в творчестве Лисиппа были его интерес к характерно-выразительному в человеке, а также расширение изобразительных возможностей скульптуры. Ему принадлежали и огромная (h 20 м.) бронзовая статуя Зевса (не дошла до наших дней) и настольная статуэтка Геракла, исполненная для Александра Македонского.

Фигура атлета

Одним из любимых персонажей, изображаемых Лисиппом, был Геракл.

Геракл, борющийся со львом. Отдыхающий Геракл (Геракл Франезский) Геракл и Телефос

 

Лисипп умело передает переход от состояния покоя к действию и наоборот. Таковы изображения отдыхающего Гермеса и Эрота, натягивающего лук.

Отдыхающий Гермес Эрот, натягивающий лук

Большое значение имело творчество Лисиппа для развития портрета. В созданных им портретах Александра Македонского обнаруживается глубокий интерес к раскрытию духовного мира героя. Наиболее примечательна мраморная голова Александра.

Александр Македонский

В искусстве поздней классики появились более дифференцированные изображения людей разных типов и в различных состояниях. Учеником Лисиппа выполнена голова кулачного бойца Сатира из Олимпии, передающая грубую физическую силу, примитивность духовной жизни, мрачную угрюмость характера.

Автор портрета кулачного бойца не интересовался вопросами оценки и осуждения уродливых сторон человеческого характера, он только их констатировал. Таким образом, обращаясь к более конкретному изображению действительности в ее индивидуальных проявлениях, скульптура утрачивала интерес к идеальному обобщенному героическому образу.  

 

Эпоха Эллинизма

(Последняя треть IV – I вв. до н.э.)

Искусство эллинизма - искусство огромных государств, образовавшихся после распада державы Александра Македонского, художественное явление того этапа, когда в жизни рабовладельческого общества основную роль начинала играть не полисная формация, а деспотическая монархия. Специфика эллинистического искусства не только в исключительно интенсивном развитии всех художественных форм, но прежде всего в их связи как с греческими, так и с «варварскими» принципами культуры.

Хронологическими границами эллинистического искусства принято считать, с одной стороны, смерть Александра Македонского - 323 год до н. э., с другой - год присоединения к Риму Египта - 30 год до н. э.

В пределах эллинизма различают периоды раннего (323 г. - середина III в. до н. э.), высокого (середина III - середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма (середина II в. до н. э. - 30 г. до н. э.).

Как в свое время классический период был связан с возвышением Афин, так период становления эллинизма связан был с возвышением Македонии.

В VI и V вв. до н. э. Македония была всего лишь окраиной греческого мира. При македонском царе Филиппе II отдельные части Македонии объединились в единое государство (359 г. до н. э.). С этого времени начинается активная завоевательная политика Македонии. Захват фракийских, иллирийских и прибрежных греческих областей открыл доступ к морской торговле и способствовал дальнейшей македонской экспансии в материковую Грецию.

После смерти македонского царе Филиппа II в 336г. до н.э. власть наследовал его сын Александр(356-323гг. до н.э.). С именем Александра Македонского и его завоевательными походами на Восток обыкновенно связывают начало эпохи эллинизма, т. е. того периода, когда на почве слияния греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство, проявившееся во всех областях человеческой деятельности, включая архитектуру и градостроительство.

В 334 г. до н. э. Александр начал поход против Персидской державы. В его распоряжении находилось крупное, хорошо обученное войско.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы своего государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоеванные страны в колоссальную многоязыкую монархию.

В отличие от материковой Греции, оказывавшей сопротивление македонским завоевателям, города-государства, Малой Азии встретили их более дружелюбно, поскольку видели в них своих избавителей от персидского ига.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр либо строил новые укрепленные поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

После смерти Александра Македонского, наступившей летом 323 г. до н. э. В Вавилоне, который он сделал своей столицей, огромная империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Сеидов, Греко-Бактрийское царство, Пергамское царство и собственно Македонию.

В 146 г. до н.э. Пелопонесский полуостров и греческие острова будут присоединены к Риму. Установление римского господства не помешало сохранению эллинистического общества и культуры, но оно привело к концу греческую политическую независимость.

Изобразительное искусство

Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение среди других видов изобразительного искусства. Ни в одном другом виде искусства сущность и характер эллинистической эпохи не отразились так ярко и полно, как в скульптуре.

Демократия полиса - основа высокого расцвета искусства классики - безвозвратно ушла в прошлое. С ней ушел из жизни и свободный гражданин полиса, активно участвовавший в управлении государством, с оружием в руках защищавший его от врагов, постоянно ощущавший свою неразрывную связь с коллективом свободных граждан. На смену свободному эллину классической эпохи пришел подданный деспотической монархии, освобожденный от обязанности защищать свое государство во время войн и лишенный прав участия в государственном управлении. Тесная связь человека с коллективом оказалась утраченной. В сознании людей эпохи эллинизма развиваются индивидуалистические тенденции, чувство неуверенности в себе, бессилия противостоять ходу событий. Так возникает характерное для мировоззрения эллинистического человека сознание конфликта с окружающей его действительностью, конфликта, породившего в худож


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.