Влияние воспитания на агрессивное поведение. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Влияние воспитания на агрессивное поведение.

2020-04-01 155
Влияние воспитания на агрессивное поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый и юношеский возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития. В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе воспитания человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты.

Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, препятствует полноценному воспитанию, в результате чего многие подростки прибегают к агрессивным формам поведения.

Агрессивность в личностных характеристиках студентов формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.

Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности. Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально - психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.

Виды агрессии

 

Согласно одному из определений, предложенному Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И, наконец, третья точка зрения, высказанная Зильманом, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение: Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, - такими как злость; с мотивами, - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые.


Виды агрессии по Бассу

Тип агрессии Примеры
Физическая - активная - прямая Физическая - активная - непрямая Физическая - пассивная - прямая Физическая - пассивная - непрямая Вербальная - активная - прямая Вербальная - активная - непрямая Вербальная - пассивная - прямая Вербальная - пассивная - непрямая Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия. Закладка мини-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага. Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация). Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации). Словесное оскорбление или унижение другого человека. Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке. Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д. Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

 

Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространённому подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия.

Гендер и агрессия

 

Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда или боли. Существует два типа агрессии: враждебная и инструментальная. Цель враждебной агрессии-причинение вреда. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не есть сама цель, но средство достижение этой цели. И житейские наблюдения, и данные исследований в области психологии показывают, что различия между мужчинами и женщинами, как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения существуют. Принято считать, что мужчины больше агрессивны, чем женщины, и более склонны прибегать в своем поведении к агрессии, особенно физической.

Существует утверждение согласно, которому мужчины уже на генетическом уровне запрограммированы проявлять больше склонности к агрессивному поведению, нежели женщины. Также во многих культурах считается, что представители мужского пола не только являются, но и должны быть грубее, самоувереннее и агрессивнее, чем женщины.

Данные, полученные в целом ряде исследований, действительно позволяют сделать вывод, что мужчины больше склонны прибегать к физической агрессии.

Гендерные различия в агрессии заметны в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличии от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Более того, склонность мужчин доминировать более высокие уровни агрессии на много очевидней после сильной провокации, чем при ее отсутствии.

Мужчины и женщины по разному представляют функции агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, т.е как экспрессию. Мужчины как инструментальную модель поведения, к которой прибегают для получения социальных и материальных вознаграждений.

Для выяснения установления гендерных различий в агрессии используют чаще всего две модели - биологическую и социокультурную. Согласно первой модели, считается, что гендерные различия в агрессивном поведении обусловлены генетическими факторами: для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало возможность передавать свои гены следующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением. Однако кое-какие данные могут быть интерпретированы как подтверждения предположения, что гендерные различия в агрессии порождаются, по крайней мере отчасти, генетическими факторами. Женщины, в отличии от мужчин считают склонность к доминированию у своего возможного супруга привлекательной чертой. Такие данные свидетельствуют, что напористость или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать гены последующему поколению.

Согласно этой модели, гендерные различия в агрессии порождаются противоположностью гендерных ролей, т.е. представлениями о том, какие, в пределах данной культуре должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличии от мужчин, более общественные создания для них должно быть характерно беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. Для мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы-независимости, уверенности в себе. Гендерные роли, которые приписываются мужчинам и женщинам поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых факторах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется (агрессивность, например, несовместима с некоторыми ролями).


Выводы

агрессивный поведение гендерный студент

Насколько же велика разница между мужчинами и женщинами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что гендерные различия не велики как принято считать. Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологическими. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Мы вырастаем, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество. Таким образом, можно сказать, что у каждого из нас в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, возможно, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было человеку предоставляется возможность как существу разумному предотвращать появление агрессии и контролировать её.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.