Наблюдение за игровой деятельностью детей. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наблюдение за игровой деятельностью детей.

2020-04-01 257
Наблюдение за игровой деятельностью детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: выявление особенностей взаимодействия мальчиков и девочек в игре, предпочтения в выборе партнёра по игре, особенностей полоролевого поведения детей.

Объектом наблюдения являлись действия детей в игре, выявлялись женские и мужские признаки и качества личности.

5. Анкетирование родителей воспитанников. Анкетирование родителей на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которое поможет выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ среди родителей воспитанников, исследуемой группы, степень заинтересованности данной темой. (Приложение 2)

Диагностическая методика «Мужчина и женщина - какие они?»

Цикл мероприятий данного раздела позволяет: сформировать представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: дружная семья, все заботятся друг о друге, помогают, каждый имеет свой круг обязанностей; рассказать о мужских и женских профессиях(приложение 3).

Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого раздела призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны (приложение 4).

Вывод: Мы определили, что педагогические диагностики на данную тему необходимо проводить с детьми, так как они больше будут иметь представление о своих социальных ролях в обществе и семье.


Заключение

 

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, социальных ролей в обществе, полоролевых ценностных ориентации. Анализ исследований (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипкова и др.) показывает, что понятие «полоролевое поведение» трактуется авторами как сложное, генетически обусловленное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола. Сущность полоролевого воспитания дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребёнка в социум формируются особенности характера и поведения девочек и мальчиков, определяются социальные роли в обществе. Полоролевое воспитание- это особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения, отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками в различных реальных и игровых ситуациях[10].

Проведенная работа по формированию представлений о полоролевом поведении дошкольников позволяет сформулировать следующие выводы:

. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными в различных аспектах: физиологическом, психологическом и педагогическом. При анализе проблемы формирования представлений о полоролевом поведении внимание сконцентрировано на характеристике и сущности полоролевого воспитания, полоролевого поведения, на качествах мужественности и женственности, представлениях о них, определяющих поведение мужчины или женщины, мальчика или девочки, на выявлении условий формирования представлений о полоролевом поведении в образовательном процессе, на решающей роли коллективных видов деятельности и полоразвивающего пространства в становлении полоадекватной личности.

. Конкретизирована сущность понятий: «полоролевое поведение», применительно к детям дошкольного возраста, под которым понимается социально-одобряемое поведение ребенка, заключающееся в согласованности между представлениями о полоролевом поведении, толерантным отношением к представителям своего и противоположного пола, мотивами к принятию полоролевого образа, а также усвоением качеств мужественности и женственности и отражении их в общении с другими людьми. Критериями сформированности представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста являются: полнота и системность полоролевых представлений, характер отношения к своему и противоположному полу, адекватность поведенческой реакции, постоянство выбора стратегии поведения.

. Обоснована эффективность педагогических условий, способствующих процессу формирования представлений о полоролевом поведении у дошкольников:

определенность программного содержания доступного восприятию и усвоению детям дошкольного возраста;

организация коллективных видов деятельности, способствующих формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

наличие полоразвивающего пространства в ДОУ, выступающего в качестве одного из факторов овладения и проявления представлений о полоролевом поведении.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы[4].

Важнейшая задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.А. Коган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности. Это выражается в одежде, цветовой гамме, в подборе игрушек, играх.

 


Библиографический список

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в группе [Текст]/В.В. Абраменкова// Вопросы психологии. - 1987. - №5. - С. 5 - 9.

2. Абдрашитова, Л.В. Половое воспитание дошкольников [Текст]/Л.В. Абдрашитова// Дошкольная педагогика. - 2009. - №3. - С.12 - 10.

3. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст]/Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович// Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 74 - 81.

4. Алексеев, Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации [Текст]/ Б.Е. Алексеев. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

5. Градусова, Л.В. К вопросу о внедрении программ полоролевого воспитания дошкольников в образовательный процесс ДОУ [Текст]/ Л.В. Градусова // Актуальные проблемы дошкольного образования: ребёнок в мире информационной культуры. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 96- 100.

6. Данькова, Е.Н. Диагностика социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.Н. Данькова //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: сборник материалов V междунар. науч. - практ. конф. - Челябинск, 2007. - С. 61 - 67.

.   Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ В.В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2. - С. 166.

.   Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И.Н. Евтушенко. - Челябинск: Б. И., 2008 - 14с., 22с.

.   Евтушенко, И.Н. Гендерная воспитанность как результат гендерного воспитания [Текст]/ И.Н. Евтушенко // Учебное занятие: поиск, инновация, перспективы. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», - 2008. - №2(10). - С.145 - 149.

.   Зверева, С.В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек [Текст] / С.В. Зверева // Дошкольная педагогика. - 2002. - №2. - С. 12 - 14.

11. Каган, В.Е. Дошкольный возраст. Воспитателю о сексологии [Текст]. / В.Е. Каган. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

12. Каган, В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии [Текст]/ В.Е. Каган. - Л., 1988. - 686с.

13. Касьянова, Е.С. Социальные аспекты воспитания полоролевого поведения детей [Текст]/ Е. С. Касьянова// Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №4.- С. 74-76.

.   Калишенко, В.Д. Современные подходы к воспитанию дошкольников с учетом половых различий Текст. / В.Д. Калишенко // Столичное образование 3: Теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания. - М.: ПГПУ, 2002. - С. 99-103.

.   Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании [Текст]/Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 1996. - 107с.

.   Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]/ И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1975. - 63с.,158 с.

.   Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста “Мальчики и девочки” [Текст]/ Е. А. Мигунова//Дошкольное образование. - 2011. - №13. - С. 17-19.

.   Мухоморина, Л.Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Г. Мухоморина. - С.: Крымское учебное гос. издательство, 2001. - 92с.

.   Репина, Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка [Текст]/Т.В. Антонова//Как помочь ребенку войти в современный мир. - М:,1995. - С.73 - 75.

.   Соломенкова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие / О.А. Соломенкова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

.   Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина[Текст]/В.А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1. - С. 23-24.

.   Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Н.Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 417с.

.   Татаринцева, Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д: РГПУ, 2002. - 59 с.

.   Трюанова, Л.О. Половая дифференциация [Текст]/ Л.О. Трюанова// Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - С.15-17.

.   Хрипкова, А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст]/А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1995. - 37с.

.   Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики [Текст]/ Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 3с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352с. - (Библиотека зарубежной психологии).

 


Приложение 1

 

«Вопросник» о принадлежности к тому или иному полу. Детям предлагаются следующие вопросы:

) Чем различаются мальчики и девочки?

) Что у них общего?

) Во что любят играть девочки?

) А мальчики?

) Какие черты характера тебе нравятся в девочках? В мальчиках?

) Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

) Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?


Приложение 2

Величие небольших различий (памятка для родителей)

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями развития.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.

Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что её ругают. Спокойно разберите ошибки. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (снижение активности левого "логического" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...". А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?..."

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.


Приложение 3

«Мужские и женские профессии»

Дидактические задачи:

) Конкретизировать знания детей о различных мужских и женских профессиях.

) Воспитывать устойчивый интерес к профессиям женщин и мужчин.

) Упражнять в классификации мужских и женских профессий.

) Упражнять в умении составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам.

) Формировать гибкость представлений о мужских и женских профессиях и о профессиях, относящихся к тому и другому полу.

) Развивать логическое мышление, речь.

) Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровые действия: ребёнку предлагается разложить картинки на три группы, объясняя свой выбор; рассказать о любой профессии по желанию, описывая сюжетную картинку.


Приложение 4

«Труд мужской и женский в детском саду»

Дидактические задачи:

) Конкретизировать знания детей о мужском и женском труде в детском саду, способствовать становлению интереса к труду взрослых, уважения к ним.

) Учить детей соотносить часть и целое в соответствии с данной профессией.

) Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровое правило: найти нужную картинку и закрыть ею пустой прямоугольник (контроль - цвет общей картинки и маленькой карточки).

Игровые действия:

1. Каждый играющий получает 6 - 8 карточек.

. Водящий показывает картинку. Ребёнок, определив, что это его атрибут, берёт её и закрывает пустой прямоугольник.

Игровой результат: выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет пустые прямоугольники.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.