Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

2020-04-01 228
Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Глава 2. Изучение социальных ролей мальчиков и девочек в обществе

Глава 3. Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Актуальность формирования представлений о полоролевом поведении у дошкольников на социально - педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой полоадекватной личности. Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования предъявляют к системе дошкольного воспитания требования, которые прописаны в нормативных документах «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года». Данные, содержащие в нормативно-правовых документов, определяет линии направлений дошкольного образования в РФ: необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей как полноценных личностей, в том числе и как представителей определённого пола.

Актуальность проблемы воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Для современной постановки вопроса о разработке систем полоролевого воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации".

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.

Актуальность проблемы полоролевого воспитания, связанная с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единична. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения.

Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируется компетентными людьми или организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его школьниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования полоролевого поведения у дошкольников.

Объектом исследования является процесс формирования полоролевого поведения у дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования - социальные роли мальчиков и девочек, как средство полоролевого поведения.

Гипотеза: возможно процесс формирования полоролевого поведения у дошкольников будет эффективным, если определить социальные роли мальчиков и девочек.

Задачи исследования:

.   Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

.   Изучить социальные роли мальчиков и девочек в обществе.

.   Подобрать диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников.

Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

 


Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Вопросник» (Приложение 1). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

Составление рассказов.

Цель: понимание мальчиками фемининных черт девочек, уточнение о понятии женственности. Понимание девочками маскулинных черт мальчиков, уточнение о мужественности мальчиков.

Для составления рассказов дети были разделены на две группы по половым различиям: девочкам предлагалось составить рассказ о мальчиках, с помощью которого выяснялось понимание девочками маскулинных черт мальчиков. Мальчики составляли рассказ о девочках для выяснения понимания мальчиками фемининных черт девочек.

Заключение

 

Дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, социальных ролей в обществе, полоролевых ценностных ориентации. Анализ исследований (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипкова и др.) показывает, что понятие «полоролевое поведение» трактуется авторами как сложное, генетически обусловленное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола. Сущность полоролевого воспитания дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребёнка в социум формируются особенности характера и поведения девочек и мальчиков, определяются социальные роли в обществе. Полоролевое воспитание- это особая модель социального взаимодействия, ориентированная на эталоны мужского и женского поведения, отражающая систему представлений ребёнка о своём половом образе и способы взаимоотношений со сверстниками в различных реальных и игровых ситуациях[10].

Проведенная работа по формированию представлений о полоролевом поведении дошкольников позволяет сформулировать следующие выводы:

. Теоретическое изучение данной проблемы показало, что она рассматривается учеными в различных аспектах: физиологическом, психологическом и педагогическом. При анализе проблемы формирования представлений о полоролевом поведении внимание сконцентрировано на характеристике и сущности полоролевого воспитания, полоролевого поведения, на качествах мужественности и женственности, представлениях о них, определяющих поведение мужчины или женщины, мальчика или девочки, на выявлении условий формирования представлений о полоролевом поведении в образовательном процессе, на решающей роли коллективных видов деятельности и полоразвивающего пространства в становлении полоадекватной личности.

. Конкретизирована сущность понятий: «полоролевое поведение», применительно к детям дошкольного возраста, под которым понимается социально-одобряемое поведение ребенка, заключающееся в согласованности между представлениями о полоролевом поведении, толерантным отношением к представителям своего и противоположного пола, мотивами к принятию полоролевого образа, а также усвоением качеств мужественности и женственности и отражении их в общении с другими людьми. Критериями сформированности представлений о полоролевом поведении у детей дошкольного возраста являются: полнота и системность полоролевых представлений, характер отношения к своему и противоположному полу, адекватность поведенческой реакции, постоянство выбора стратегии поведения.

. Обоснована эффективность педагогических условий, способствующих процессу формирования представлений о полоролевом поведении у дошкольников:

определенность программного содержания доступного восприятию и усвоению детям дошкольного возраста;

организация коллективных видов деятельности, способствующих формированию представлений о полоролевом поведении у детей старшего дошкольного возраста;

наличие полоразвивающего пространства в ДОУ, выступающего в качестве одного из факторов овладения и проявления представлений о полоролевом поведении.

Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели - преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы[4].

Важнейшая задача полового воспитания в семье состоит в том, чтобы помочь половой идентификации ребенка. По мнению ученых (В.А. Коган, Д.В. Колесов, И.С. Кон) формирование половой идентификации - длительный биосоциальный процесс выбора и овладения одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют на его половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку быть девочкой, тем самым содействуя гармоничному развитию личности. Это выражается в одежде, цветовой гамме, в подборе игрушек, играх.

 


Библиографический список

1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в группе [Текст]/В.В. Абраменкова// Вопросы психологии. - 1987. - №5. - С. 5 - 9.

2. Абдрашитова, Л.В. Половое воспитание дошкольников [Текст]/Л.В. Абдрашитова// Дошкольная педагогика. - 2009. - №3. - С.12 - 10.

3. Алешина, Ю.Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст]/Ю.Е. Алёшина, А.С. Волович// Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 74 - 81.

4. Алексеев, Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации [Текст]/ Б.Е. Алексеев. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

5. Градусова, Л.В. К вопросу о внедрении программ полоролевого воспитания дошкольников в образовательный процесс ДОУ [Текст]/ Л.В. Градусова // Актуальные проблемы дошкольного образования: ребёнок в мире информационной культуры. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2007. - с. 96- 100.

6. Данькова, Е.Н. Диагностика социального развития детей дошкольного возраста [Текст]/ Е.Н. Данькова //Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации и социального развития детей дошкольного возраста: сборник материалов V междунар. науч. - практ. конф. - Челябинск, 2007. - С. 61 - 67.

.   Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]/ В.В. Давыдов. - М., 1999. - Т. 2. - С. 166.

.   Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.07/ И.Н. Евтушенко. - Челябинск: Б. И., 2008 - 14с., 22с.

.   Евтушенко, И.Н. Гендерная воспитанность как результат гендерного воспитания [Текст]/ И.Н. Евтушенко // Учебное занятие: поиск, инновация, перспективы. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», - 2008. - №2(10). - С.145 - 149.

.   Зверева, С.В. Раздельное воспитание мальчиков и девочек [Текст] / С.В. Зверева // Дошкольная педагогика. - 2002. - №2. - С. 12 - 14.

11. Каган, В.Е. Дошкольный возраст. Воспитателю о сексологии [Текст]. / В.Е. Каган. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

12. Каган, В.Е. Система половых различий. Психика и пол детей в норме и патологии [Текст]/ В.Е. Каган. - Л., 1988. - 686с.

13. Касьянова, Е.С. Социальные аспекты воспитания полоролевого поведения детей [Текст]/ Е. С. Касьянова// Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №4.- С. 74-76.

.   Калишенко, В.Д. Современные подходы к воспитанию дошкольников с учетом половых различий Текст. / В.Д. Калишенко // Столичное образование 3: Теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания. - М.: ПГПУ, 2002. - С. 99-103.

.   Колесов, Д.В. Беседы о половом воспитании [Текст]/Д.В. Колесов. - М.: Педагогика, 1996. - 107с.

.   Кон, И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей [Текст]/ И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1975. - 63с.,158 с.

.   Мигунова, Е. В. Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста “Мальчики и девочки” [Текст]/ Е. А. Мигунова//Дошкольное образование. - 2011. - №13. - С. 17-19.

.   Мухоморина, Л.Г. Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Л.Г. Мухоморина. - С.: Крымское учебное гос. издательство, 2001. - 92с.

.   Репина, Т.А. Роль половых психических особенностей в становлении личности ребенка [Текст]/Т.В. Антонова//Как помочь ребенку войти в современный мир. - М:,1995. - С.73 - 75.

.   Соломенкова, О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ [Текст]: методическое пособие / О.А. Соломенкова. - М.: Айрис-пресс, 2006.

.   Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина[Текст]/В.А. Сухомлинский. - М., 1979. - Т. 1. - С. 23-24.

.   Татаринцева, Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст]/ Н.Е. Татаринцева. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 417с.

.   Татаринцева, Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. Программа [Текст] / Н.Е. Татаринцева. - Ростов н/Д: РГПУ, 2002. - 59 с.

.   Трюанова, Л.О. Половая дифференциация [Текст]/ Л.О. Трюанова// Дошкольное воспитание. - 2003. - №5. - С.15-17.

.   Хрипкова, А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст]/А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1995. - 37с.

.   Щуркова, Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики [Текст]/ Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 3с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]/ Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352 с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. [Текст] / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - 2-е изд.-М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. - 352с. - (Библиотека зарубежной психологии).

 


Приложение 1

 

«Вопросник» о принадлежности к тому или иному полу. Детям предлагаются следующие вопросы:

) Чем различаются мальчики и девочки?

) Что у них общего?

) Во что любят играть девочки?

) А мальчики?

) Какие черты характера тебе нравятся в девочках? В мальчиках?

) Каким должен быть настоящий мужчина? А женщина?

) Как стать настоящим мужчиной? Женщиной?


Приложение 2

Величие небольших различий (памятка для родителей)

Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями развития.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка.

Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Не обольщайтесь - вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.

Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что её ругают. Спокойно разберите ошибки. Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого "эмоционального" полушария мозга). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (снижение активности левого "логического" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...". А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?..."

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.


Приложение 3

«Мужские и женские профессии»

Дидактические задачи:

) Конкретизировать знания детей о различных мужских и женских профессиях.

) Воспитывать устойчивый интерес к профессиям женщин и мужчин.

) Упражнять в классификации мужских и женских профессий.

) Упражнять в умении составлять описательные рассказы по сюжетным картинкам.

) Формировать гибкость представлений о мужских и женских профессиях и о профессиях, относящихся к тому и другому полу.

) Развивать логическое мышление, речь.

) Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровые действия: ребёнку предлагается разложить картинки на три группы, объясняя свой выбор; рассказать о любой профессии по желанию, описывая сюжетную картинку.


Приложение 4

«Труд мужской и женский в детском саду»

Дидактические задачи:

) Конкретизировать знания детей о мужском и женском труде в детском саду, способствовать становлению интереса к труду взрослых, уважения к ним.

) Учить детей соотносить часть и целое в соответствии с данной профессией.

) Поддерживать проявление интереса к игровому взаимодействию в разнополых игровых объединениях.

Игровое правило: найти нужную картинку и закрыть ею пустой прямоугольник (контроль - цвет общей картинки и маленькой карточки).

Игровые действия:

1. Каждый играющий получает 6 - 8 карточек.

. Водящий показывает картинку. Ребёнок, определив, что это его атрибут, берёт её и закрывает пустой прямоугольник.

Игровой результат: выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет пустые прямоугольники.

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

Глава 2. Изучение социальных ролей мальчиков и девочек в обществе

Глава 3. Диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

 

Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

Актуальность формирования представлений о полоролевом поведении у дошкольников на социально - педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой полоадекватной личности. Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования предъявляют к системе дошкольного воспитания требования, которые прописаны в нормативных документах «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2011 года». Данные, содержащие в нормативно-правовых документов, определяет линии направлений дошкольного образования в РФ: необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей как полноценных личностей, в том числе и как представителей определённого пола.

Актуальность проблемы воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Для современной постановки вопроса о разработке систем полоролевого воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации".

Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину".

Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать". Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.

Актуальность проблемы полоролевого воспитания, связанная с методической оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского материала, сегодня уже, не единична. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах зачатия и деторождения.

Выпуск и допуск этой литературы к распространению не контролируется компетентными людьми или организациями. Многие из этих книг, адресуемых детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и при адаптации текста для восприятия его школьниками следует придерживаться определенных этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.

Цель исследования - теоретически обосновать необходимость формирования полоролевого поведения у дошкольников.

Объектом исследования является процесс формирования полоролевого поведения у дошкольников в условиях ДОУ.

Предмет исследования - социальные роли мальчиков и девочек, как средство полоролевого поведения.

Гипотеза: возможно процесс формирования полоролевого поведения у дошкольников будет эффективным, если определить социальные роли мальчиков и девочек.

Задачи исследования:

.   Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

.   Изучить социальные роли мальчиков и девочек в обществе.

.   Подобрать диагностический инструментарий по формированию полоролевого поведения у дошкольников.

Методы исследования: для реализации поставленных в исследовании задач были использованы методы теоретического анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме формирования полоролевого поведения у дошкольников.

 


Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования полоролевого поведения у дошкольников в психолого-педагогической литературе

 

Прежде чем перейти к изучению проблемы исследования следует определить тот категориальный аппарат, который поможет наиболее глубоко проникнуть в научные основы полового воспитания детей дошкольного возраста.

Главным определением является дошкольный возраст - период интенсивной полоролевой социализации, формирования представлений ребёнка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентации.

Основополагающей в разделе половое воспитание мы считаем категорию пола. Пол, с педагогической точки зрения - биосоциальное свойство человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая его часть[12].

Следующая, не менее важная, категория воспитания - центральная в педагогике. Воспитание является вечной категорией и представляет собой часть общественной жизни, выступает механизмом управления процессами личности. Следует подчеркнуть, что понятие «воспитание» в литературе трактуется неоднозначно. Так, К.Д. Ушинский трактовал воспитание как широкое понятие, включающее воспитание, образование и обучение. Это привело к тому что педагогику стали определять как науку о воспитании. Однако ряд учёных не разделяет столь широкого толкования воспитания. Например, Ю.К. Бабанский даёт следующее определение: «воспитание есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе». Т.И. Ильина определяет воспитание как «двусторонний процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, что отражает специфику организации воспитательного процесса»[8, с 14].

Перейдем к определению понятия "половое воспитание", представив прежде эту категорию в трактовке разных исследователей.

Хрипкова А.Г. и Колесов Д.В. определяют половое воспитание как "процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола".

Бочкарева Л.П. трактует половое воспитание как "формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни.

Костяшкин З.Г. говорит: "Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания.” Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Что касается определения, то Ю.С. Григорьева под полоролевой воспитанностью понимает сложное, генетически обусловленное и социально формируемое образование, проявляющееся в наличии знаний элементов гендерной культуры, интересов и потребности в адекватном проигрывании половой роли, толерантном отношении к представителям своего противоположного пола.

Воспитание ребенка дошкольного возраста - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта, что даёт ему возможность адекватно ориентироваться в социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества[8, с 22].

Из выше сказанного можно предположить, что половое воспитание - комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Полоролевое воспитание - составная часть полового. В результате его осуществления ребенок-дошкольник должен в значительной мере овладеть культурой взаимоотношения полов, в основе которой - доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватной полу моделью поведения, правильно понимать роль мужчины и женщины в обществе[7].

Проблема полоролевого воспитания в той или иной мере затрагивалась многими учеными. Значительный интерес для нашего исследования представляют труды античных мыслителей (Аристотель, Пифагор, Платон), а так же философов более позднего периода (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. Л. Куприянчик, Ю. Эвола и др.).

 

Таблица 1 - История вопроса «Формирование полоролевого поведения у дошкольника»

Автор Содержание вопроса
З. Фрейд, Э. Эриксон, У. Бронфенбрейннер, Ж. Лакан, Е. Хетхерингтон Теории усвоения половой роли и формирования полоролевого поведения, в которых раскрываются механизмы формирования полоролевых предпочтений, становления мужской и женской индивидуальности: традиционная психоаналитическая теория.
У. Мишела Теория половой типизации. "Половая типизация - это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения; сначала он научается различать дифференцируемые по полу образцы поведения, затем распространять этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила".
Л. Колберг Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что кажется ему соответствующим такому определению.
Т.П. Хризман, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.И. Хрипковой, Д.И. Колесова, И.П. Петрищев, В.Д. Еремеевой, Т.В. Антоновой, В.А. Сопикова, Е. Ма<

Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.