Включение в число объектов Всемирного наследия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Включение в число объектов Всемирного наследия

2020-04-01 181
Включение в число объектов Всемирного наследия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

15 января 1987 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО была номинирована группа раннехристианских и византийских памятников в городе Салоники, включающая и храм Святой Софии. В сентябре 1988 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием возможности их включения в реестр[17]. На 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Бразилии 5—9 декабря 1988 года, указанная группа памятников была включена в Список объектов Всемирного наследия под номером 456[18].

План базилики

Архитектурные особенности

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле[19] и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия — XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия — XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина — 33 метра[20]. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма[21]. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом[14]. С наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Внутреннее убранство

Колоннада

Капитель, украшенная головами баранов

Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей)[14][22]. Во время реконструкции базилики после пожара (позднее 634 года) к колоннам среднего нефа были добавлены столбы прямоугольного сечения[23]. Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника (аканфа), развевающегося на ветру. Этот тип был распространён в V—VIII веках, но образцов его сохранилось немного. Такие капители есть, например, в храме святого Аполлинария в Равенне, а также в базилике Ахиропойитос и Храме Святой Софии (оба — в Салониках), в Египте, Малой Азии, Сирии[24]. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами[14].

Фронтоны арок были украшены плитами из тёмно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора[25]. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

Мозаики

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) — едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества[26]. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям[27] и более подчёркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.

Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций[28].

К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся:

Мозаика «Святой Георгий и дети»

Мозаика «Святой Димитрий с ктиторами»

  • Димитрий со священнослужителями [29]

Мозаика была обнаружена в ходе реставрационных работ при сносе стены, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника, выражая свою благожелательность. Первоначально светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за нимб, однако после обнаружения мозаики «Святой Димитрий с ктиторами» был сделан вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стене, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись «Счастливейший мученик Христов, любящий город, окружён заботой жителей и гостей города».

  • Св. Георгий и дети [30]

Мозаика расположена в западной части алтаря. Лица детей имеют индивидуальные черты и мозаика, вероятно, является вотивным изображением от родителей в благодарность за исцеление детей. Святой держит руку на плече одного из них, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, вероятно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых древних мозаик базилики (вероятно выполнена сразу после её ремонта в середине VII века). На ней святой представлен молодым человеком с идеализированными чертами лица и короткими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и роскошную мантию.

  • Димитрий с ктиторами [31]

Также одно из старейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей города. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанн, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века. Благожелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись следующего содержания: «Справа и слева видны строители славного строения мученика Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и спас город». Речь идёт об осаде города славянами в 616 году. Святой одет в мантию, украшенную таблионом — четырёхугольной нашивкой другого цвета на уровне груди[32], что отражает знатное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии.

  • Богородица и святой Феодор Стратилат [33]

Мозаика расположена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков. Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа, благословляющего их правой рукой. В руках Богородицы свиток со словами: «Господь Бог, соизволь услышать голос моей молитвы, так как я молюсь за людей». Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от болезней. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: «…я Тебе посвятил в знак благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь».

Прочие мозаики, менее хорошо сохранившиеся:[28]

  • Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой), Святой Димитрий и два ангела (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном — аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице)[34] — мозаики западной части храма, конец V — VI века;
  • Вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки включает сцены: «Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем», «Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребёнка из рук матери», «Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи», «Ребёнок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию»[34]. Мозаики размещались во внутреннем северном нефе, созданы в начале VII века;
  • Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара — мозаики алтарных столбов, середина VII века.

Фрески

Торжественный въезд императора в город

Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII—XIV веках. Среди них в наиболее хорошем состоянии находятся:

  • Преподобный Лука (Стириот);
  • Нашествие варваров на Салоники. Изображена осада города славянскими племенами в 616 году, победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия[6]. На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись «святая церковь у стадиона»;
  • Молящийся святой Димитрий (XII век);
  • Димитрий укрывает плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века. Существует мнение, что архиерей — это Григорий Палама, архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображённых[34];
  • Аллегорическая фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное;
  • Император, подъезжающий к городу — наиболее хорошо сохранившаяся, выполненная на высоком художественном уровне, сцена подъезда византийского императора (возможно Юстиниана II) к Салоникам[35].

По данным проведённых в начале XXI века исследований, одним из авторов фресок базилики является знаменитый греческий иконописец Мануил Панселин[36].

   
Конха апсиды базилики (фрески выполнены при реставрации в первой половине XX века)   Епископская кафедра   Киворий для раки с мощами святого Димитрия (расположен в левом нефе базилики)

Крипта базилики

 

Крипта базилики (навес с колоннами)

 

Крипта базилики

Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года[37]. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики[14]. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды[38]. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия[38]. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды (происходил из римских терм[14]), которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время[37].

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма[39].

Реликвии святого Димитрия

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского

Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий[14], который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими[5]. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

Мощи святого

В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию[5]. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

 

Раковина для сбора мира в крипте базилики

Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века[40], но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году[7]). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI — XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней[41].

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом)[42]. В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь[43]. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог[5][44].

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»[40]). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее)

 

Арка и гробница Галерия (греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου; Ротонда святого Георгия) — сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия, построенного в конце III — начале IV веков. Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу, и получила своё второе название — Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробница использовалась как мечеть, а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам.

В 1988 году арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия.[1]

Арка Галерия

Арка Галерия (левая колонна — южная, правая — северная)

Триумфальная арка была построена в 298—299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу.[2]

Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме.[3] Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах.[4] Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками: центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых — 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.

Трамвай под аркой Галерия (1920 год)

До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка, а затем трамвай. Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα — арка).

Скульптурные композиции

Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз, которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек.

Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами.[5] Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.

Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды.

Южная колонна IV Ю-З III С-З II С-В I Ю-В Северная колонна I Ю-В II Ю-З III С-З IV С-В
Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию Прибытие императора в один из восточных городов Честь покорителю Востока Вылазка римлян у осажденного города Битва на земле курдов Пленные склоняются перед правителем
Аллегорическое жертвоприношение Триумфальное изображение победы Галерий принимает персидское посольство Группа женщин Встреча персидских пленных Милосердие Галерия
Вотум, Марс, Виртус и трофеи Вход персидских пленных в Антиохию Триумфальное изображение тетрархов Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия Преследование персов у Тигра Вступление правителя Персонификации городов Верблюды с погонщиками
Добыча Рома и Виктория Виктория Персидское посольство с дарами к римлянам Добыча Добыча Добыча Добыча

Южная колонна

Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию

Барельеф «Жертвоприношение»

  • Прибытие императора в один из восточных городов

Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей, держащих копья и знамена. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.

  • Честь покорителю Востока

Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр. Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.

  • Галерий принимает персидское посольство

Персидский царь Нарсес I после своего поражения направил Галерию посольство, которое возглавляет его друг Афарван. В правой части композиции стоит Галерий в окружении воинов, среди которых выделяется гоплит, у которого на щите изображен Геракл. В центре изображены пять коленопреклонённых персов, протягивающих в мольбе руки к Галерию. На барельефе видны фигуры двух амазонок, а также члены семьи персидского царя (четыре женщины с накидками на головах и один ребёнок).

  • Жертвоприношение

Является главной сценой всех барельефов арки. На ней изображены два тетрарха — Галерий и Диоклетиан, стоящие по бокам от алтаря и приносящие благодарственную жертву. На двух видимых сторонах алтаря помещены барельефы с изображением Зевса и Геракла. Рядом с ними в образах женщин аллегорически изображены Мир, Вселенная, Согласие и Процветание. Также примечательны сцены встречи Галерия жителями города и аллегорические образы Армении и Месопотамии в виде двух женщин, принимающих от Галерия извинения за их покорение.

Северная колонна

Барельеф «Битва» (фрагмент)

Барельеф «Милосердие Галерия»

  • Битва на земле курдов

Изображена битва армии Галерия на берегу реки, которая представлена обнажённой до пояса фигурой, отдыхающей на камне. Рядом с этой фигурой изображены дакские всадники во главе с императором. Галерий, сидя на коне, поражает врага копьём. В толпе римских воинов изображены будущие цезари Константин и Лициний. Низ композиции занимают тела мёртвых и раненых противников, по сторонам помещены изображения богинь Ники и Артемиды. В правой части композиции помещена колесница с четырьмя слонами.

  • Выход заложников из ассирийского города

Город представлен в виде ворот с двумя башнями. В левой части композиции представлены три фигуры пожилых бородатых людей, которые склоняются в повиновении перед императором (от его фигуры сохранилась только часть левой ноги). Также присутствуют изображения пленных женщин с верблюдами (в центре на втором плане и в правой части перед воротами).

  • Мирный приём императора в одной враждебной области

Император изображён в центре, в гражданской одежде, сидящий в путевой повозке, запряжённой четырьмя лошадьми. Его сопровождают всадники в колетах и шлемах. Перед этой процессией изображены двое детей-рабов. Императора приветствуют женщины.

  • Милосердие Галерия

Галерий представлен сидящим в окружении спутников. Слева от него изображена группа пленников, двое из которых преклоняются в повиновении перед императором. Композиция делает упор на сострадание и снисходительность победителя к проигравшим.

  • Группа женщин

Изображена группа пленных женщин в рубашках. Одна из них держит цветы, другая длинный скипетр. Большая левая часть композиции была утеряна и заменена мраморной плитой при реставрационных работах.

Ротонда святого Георгия

Ротонда святого Георгия (видна пристроенная позднее алтарная часть)

История

Постройка Ротонды относится к 306 году. Существует несколько версий предназначения этого сооружения:[6]

  • мавзолей Галерия, который не использовался по назначению[7];
  • часть дворцового комплекса для официальных приёмов (в пользу этой гипотезы свидетельствует остатки величественной галереи, ведущей к Ротонде от арки Галерия);
  • храм, посвящённый Непобедимому Солнцу, покровителю Диоклетиана и Галерия;
  • храм в честь особо чтимых в этих местах божеств Кабиров;
  • храм императорского культа (наиболее вероятная версия).

Предполагаемая реконструкция комплекса

Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379—395) или около 400 года[8] сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида, с западной стороны — нартекс, здание окружено обходом-деамбулаторием. Первоначально храм, возможно, был посвящен Христу или Небесным Бесплотным Силам (архангелам). В V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами, декорированы пилястрами, карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула).

Мечеть в Ротонде (XIX век)

В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эффенди[9], к ней был пристроен минарет, сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия.[10] После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение. В 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. В 1978 году здание пострадало при землетрясении, но было вскоре восстановлено.

Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат. Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название «Ротонда» (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.

Особенности архитектуры

План Ротонды

Архитектурный тип Ротонды восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям. Здание целиком выстроено из кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра, они прорезаны 8 глубокими нишами-камерами, заканчивающимися декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Изначально нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором (облицовка не сохранилась), а верхняя часть и купол украшены мозаикой. При перестройки Ротонды под христианский храм (конец IV — начало V веков) в конструкцию были внесены следующие изменения[11]:

  • для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
  • вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
  • главный вход был перенесён с южной стороны к западной;
  • внутренние помещения были украшены мозаиками;
  • с запада к Ротонде был пристроен неф.

После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.