Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности

2020-04-01 176
Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

Введение

. Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности

Сущность понятия «девиантное поведение»

Специфические причины подростковой девиации

. Девиантное поведение в подростковой среде

Основные формы подростковой девиации в России

Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Заключение

Библиография

 


Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Изо дня в день каждый из нас сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения. И все чаще источником подобной агрессии становятся молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте происходит коренной перелом в формировании личности человека. Этот «переход» пронизывает все стороны жизни подростка и делает его наименее защищенным слоем населения.

В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи, что, в свою очередь, усиливает взаимовлияние различных форм девиации, а так же способствует возрастанию деструктивных социальных последствий.

История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Несомненно, социальные отклонения претерпевали изменения. Прежде всего, под влиянием изменения социальных норм и ценностей. Стоит заметить, что современное российское общество находится на сложной стадии своего развития: старые нормы полностью разрушены, а новые не созданные даже на уровне теории. И если люди старшего поколения имеют возможность приспособиться к возникшей ситуации, то молодежь наиболее сильно подвержена негативному влиянию внешних источников. В сознании молодых людей нет адекватного понимания «что есть норма».

Стоит отметить влияние социально-экономических преобразований в России. Несомненно, эти изменения стали стимулом в развитии всех сфер общественной жизни. Но, на ряду с этим, усилились и негативные тенденции: имущественное неравенство, безработица, резкое падение значимости духовных ценностей, трансформация института семьи, обострение криминогенной ситуации и др. Все это особенно болезненно отразилось на молодом поколении россиян.

Сложившаяся ситуация обуславливает рост таких социально опасных тенденций, как алкоголизм и наркомания в подростковой среде, рост числа малолетних преступников и других отклонений. Ситуацию усугубляет еще и толерантное отношение общества к проявлению девиации. В период активных политических, социальных, экономических и духовных изменений требуется адекватное и комплексное решение проблемы обострения девиантного поведения подростков. Это одна из основных задач современного российского государство. От эффективности её решения зависит судьба всего общества в целом.

Степень научной разработанности проблемы. При написании работы был привлечен достаточно широкий спектр материалов по данной проблематике, множество статей написанных людьми различных сфер деятельности озабоченных этой проблемой. Социальные нормы, а с ними и отклонения, существовали всегда. Этим обусловлено существование и актуальность довольно большого количества теорий девиантного поведения. Самые первые теории на этот счёт носили биологический характер. Теорию «врожденного преступника» предложил итальянский психолог Ч. Ломброзо. Он и его ученики были убеждены, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врождённые личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение. Они считали, что излечить этих людей невозможно, а спастись от них можно - «заперев их на замок». Он считал, что преступники и внешне больше походят на обезьян. Эту теорию позже опроверг Ч. Горинг, найдя подобные физические отклонения у людей, которые не являлись преступниками. Американский врач У. Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей: определенное строение тела означает определенные личностные качества. У. Гоув разработал теорию половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми (как правило, до 30 лет). Не смотря на обоснованность биологических теорий понятно, что преступления чаще носят, все-таки, осознанных характер. Поэтому важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии. Самым ярким её представителем был Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Теория аномии была развита в работах некоторых других социологов. Были, в частности, сформулированы идеи о социальных обручах, то есть уровне социальной (оседлость) и моральной (степень религиозности) интеграции, теория структурной напряженности, социального инвестирования и некоторые другие.

Одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

С теорией напряженности тесно связана теория инвестирования. Её идея проста: чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов.

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, - это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам, например цыганам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом (Дж. Г. Мид, И. Гоффман).

Не только социологи, но и психологи активно занимались разработкой проблемы девиантного поведения: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.

Что касается современных российских исследователей в этой области, то можно выделить следующие имена: М.Е. Позднякова, А.Л. Салагаев, Володин А. Б, Гордон Л.А, Вяткина, А. С, Пятунин В.А и др.

Объектом курсовой работы является молодое поколение российского общества (подростки 14-17 лет).

Предметом курсовой работы - девиантное поведение в подростковой среде.

Цель исследования: выявить причины и типичные формы девиации подростков в современной России; проанализировать возможные пути решения этой проблемы.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «девиантное поведение».

.   Проанализировать специфические причины девиантного поведения подростков в современной России.

.   Обозначить основные формы подростковой девиации в современной России.

.   Выявить возможные пути решения проблемы девиантного поведения среди подростков.

 


Заключение

 

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. В данной работе мы детально рассмотрели историю формирования данной проблемы, дали конкретное обоснование термину «подростковая девиация». Итак, можно выделить несколько определений, которые наиболее точно характеризуют сущность понятия девиантное поведение:

·   Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение.

·   Девиантное поведение - это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных.

В работе были выявлены типичные причины девиантного поведения подростков:

·   Психологические особенности подросткового возраста (диспозиция в уровнях и темпах развития);

·   Влияние полового созревания;

·   Нарушение процесса социализации;

·   Влияние семьи;

·   Влияние окружения;

·   Влияние СМИ и др.

В работе так же была раскрыта сущность типичных форм подростковых девиаций в современной России. А именно:

·   алкоголизм;

·   наркомания;

·   агрессия;

·   преступность;

·   гомосексуализм;

·   бродяжничество, тунеядство, детская беспризорность;

·   проституция;

·   суицид

Так же в работе были обозначены основные направления деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:

·   Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей;

·   Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

·   Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

·   Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания;

·   Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения;

·   Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния;

·   Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Из работы можно сделать вывод, что девиации возникают только тогда, когда подростку не комфортно в том обществе, в котором он находится. Задача каждого взрослого человека сформировать в нем целостное представление о том, что есть норма, на собственном примере показать, как хорошо жить среди людей, которые готовы прийти на помощь.

Общество должно перестать толерантно относиться к различного рода подростковым девиациям.

Что касается государственной политики, то необходимо направить все силы для поддержания молодого поколение. Ведь именно они будут строить будущее.

Решение этой проблемы играет огромное значение для всего российского общества. Ведь от «здоровья» каждого гражданина, зависит «здоровье» и сила нации.

 


Библиография

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь/ Пер. с англ., - К. 1997

.   Володин А.И. «Учение о развитии общества» - М. 2009

.   Вяткина А.С. «Девиантное поведение женщин как проявление конфликта в современном социуме». - М. 2009

.   Глинский Я.И. Афанасьев В.С,, «Социология девиантного поведения».Учебное пособие.-Спб,1993

.   Гордон Л. А. «Меняющаяся жизнь в меняющейся стране». - М. 2009

.   Гоффман И. «Представление себя другим в повседневной жизни»., - М. 2000

.   Дивицина Н.Ф. «Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками»., - Ростов-на-Дону. 2005.

.   Дюркгейм Э. «Самоубийство». - М. 1994

.   Каминер А.М., Майорова Е.А. «Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи», - М. 2003

.   Кравченко А. И., Анурин В. Ф, «Социология»., - М. 2008

.   Ломброзо Ч. «Преступный человек». - М., 2005

.   Мертон Р.К. «Социальная структура и аномия». - М. 1966

.   Мид Дж. Г. Избранное (переводчик Николаев В.Г.)., - Спб. 2009

.   Мид М. «Культура и мир детства», - М. 1988

.   Позднякова М. Е., Салагаев А.Л. «Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России»., М. 2007

.   Фрейд З. «Ребёнка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений»., - М. 1992

.   Пятунин В.А. «Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции». - М. 2010

Содержание

Введение

. Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности

Сущность понятия «девиантное поведение»

Специфические причины подростковой девиации

. Девиантное поведение в подростковой среде

Основные формы подростковой девиации в России

Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

Заключение

Библиография

 


Введение

Актуальность исследуемой проблемы. Изо дня в день каждый из нас сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения. И все чаще источником подобной агрессии становятся молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте происходит коренной перелом в формировании личности человека. Этот «переход» пронизывает все стороны жизни подростка и делает его наименее защищенным слоем населения.

В современном российском обществе, как и во всём мире, девиантное поведение молодежи стало массовым явлением и характеризуется устойчивыми тенденциями роста. Сегодня оно охватывает подростковую и даже детскую часть молодежи, что, в свою очередь, усиливает взаимовлияние различных форм девиации, а так же способствует возрастанию деструктивных социальных последствий.

История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Несомненно, социальные отклонения претерпевали изменения. Прежде всего, под влиянием изменения социальных норм и ценностей. Стоит заметить, что современное российское общество находится на сложной стадии своего развития: старые нормы полностью разрушены, а новые не созданные даже на уровне теории. И если люди старшего поколения имеют возможность приспособиться к возникшей ситуации, то молодежь наиболее сильно подвержена негативному влиянию внешних источников. В сознании молодых людей нет адекватного понимания «что есть норма».

Стоит отметить влияние социально-экономических преобразований в России. Несомненно, эти изменения стали стимулом в развитии всех сфер общественной жизни. Но, на ряду с этим, усилились и негативные тенденции: имущественное неравенство, безработица, резкое падение значимости духовных ценностей, трансформация института семьи, обострение криминогенной ситуации и др. Все это особенно болезненно отразилось на молодом поколении россиян.

Сложившаяся ситуация обуславливает рост таких социально опасных тенденций, как алкоголизм и наркомания в подростковой среде, рост числа малолетних преступников и других отклонений. Ситуацию усугубляет еще и толерантное отношение общества к проявлению девиации. В период активных политических, социальных, экономических и духовных изменений требуется адекватное и комплексное решение проблемы обострения девиантного поведения подростков. Это одна из основных задач современного российского государство. От эффективности её решения зависит судьба всего общества в целом.

Степень научной разработанности проблемы. При написании работы был привлечен достаточно широкий спектр материалов по данной проблематике, множество статей написанных людьми различных сфер деятельности озабоченных этой проблемой. Социальные нормы, а с ними и отклонения, существовали всегда. Этим обусловлено существование и актуальность довольно большого количества теорий девиантного поведения. Самые первые теории на этот счёт носили биологический характер. Теорию «врожденного преступника» предложил итальянский психолог Ч. Ломброзо. Он и его ученики были убеждены, что некоторые люди плохи от рождения, имеют врождённые личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение. Они считали, что излечить этих людей невозможно, а спастись от них можно - «заперев их на замок». Он считал, что преступники и внешне больше походят на обезьян. Эту теорию позже опроверг Ч. Горинг, найдя подобные физические отклонения у людей, которые не являлись преступниками. Американский врач У. Шелдон подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что у собак отдельных пород имеется склонность следовать определенному типу поведения: такса, борзая, лайка. Так же и у людей: определенное строение тела означает определенные личностные качества. У. Гоув разработал теорию половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми (как правило, до 30 лет). Не смотря на обоснованность биологических теорий понятно, что преступления чаще носят, все-таки, осознанных характер. Поэтому важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии. Самым ярким её представителем был Эмиль Дюркгейм. Он считал, что социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению. Теория аномии была развита в работах некоторых других социологов. Были, в частности, сформулированы идеи о социальных обручах, то есть уровне социальной (оседлость) и моральной (степень религиозности) интеграции, теория структурной напряженности, социального инвестирования и некоторые другие.

Одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам.

С теорией напряженности тесно связана теория инвестирования. Её идея проста: чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов.

Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, - это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам, например цыганам. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом (Дж. Г. Мид, И. Гоффман).

Не только социологи, но и психологи активно занимались разработкой проблемы девиантного поведения: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм и др.

Что касается современных российских исследователей в этой области, то можно выделить следующие имена: М.Е. Позднякова, А.Л. Салагаев, Володин А. Б, Гордон Л.А, Вяткина, А. С, Пятунин В.А и др.

Объектом курсовой работы является молодое поколение российского общества (подростки 14-17 лет).

Предметом курсовой работы - девиантное поведение в подростковой среде.

Цель исследования: выявить причины и типичные формы девиации подростков в современной России; проанализировать возможные пути решения этой проблемы.

Задачи:

1. Раскрыть содержание понятия «девиантное поведение».

.   Проанализировать специфические причины девиантного поведения подростков в современной России.

.   Обозначить основные формы подростковой девиации в современной России.

.   Выявить возможные пути решения проблемы девиантного поведения среди подростков.

 


Девиантное поведение подростков как важнейшая социальная проблема современности


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.