Профилактика девиантного поведения в подростковой среде — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Профилактика девиантного поведения в подростковой среде

2020-04-01 180
Профилактика девиантного поведения в подростковой среде 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной защиты подростков следует назвать Конституцию РФ, Закон о семье, Закон об образовании и др. Однако, не смотря на большое количество нормативно-правовых актов действующих на территории Российской Федерации, для профилактики подростковой девиации необходим целостный комплекс направлений деятельности:

.   Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

Не для кого не секрет, что первичная социализация наиболее важна для формирования полноценной личности. И главным агентом первичной социализации является семья. И многие проблемы можно решить (или даже предотвратить), если создать более благоприятные условия для семейной жизни и воспитания. Для начала необходимо подготовить молодых родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей

Во-первых, требует решения проблема подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Эффективным было бы так же обучение матерей воспитанию детей-инвалидов. Необходимо объяснить молодым людям, как важно для ребенка расти в атмосфере любви, уважения и взаимопонимания. Ведь научившись уважать родителей, человек будет уважать и других окружающих его людей.

Во-вторых, предупреждение ошибок в семейном воспитании. Не стоит навязывать ребенку авторитеты. Ведь задача родителей состоит не в том, чтобы научить подражать, а скорее развить в ребенке индивидуальные и личностные качества. Очень Важным аспектом в воспитании так же является формирование у подростков мировоззрения, нравственных ориентиров и волевых качеств. И ни в коем случае нельзя допускать насилия над ребенком!

«Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения учитывать следующее:

не применять физическое наказание для детей младше 3 лет, так как это влияет на проявление их активности;

воздерживаться от наказания детей и, особенно, подростков в присутствии сверстников. Публичное унижение подавляет волю, травмирует психику;

не наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет. Переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям, они могут привести к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение детей от родителей;

не наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу».

Важнейшая задача воспитания - подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.

.   Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Разумеется, в школе работают специально подготовленные педагоги. Этим специалистам родители доверяют своих детей. Однако большинство педагогов в России - люди в возрасте. Они воспитали не одно поколение подростков. Однако им необходимо дополнительное обучение, т.к меняются жизненные реалии и педагог, как никто другой должен это понимать и осознавать всю сложность процесса социализации. Однако не только с педагогами взаимодействует подросток в учебных заведениях, но еще и с коллективом. Это еще сильнее усложняет задачу педагогу. Поэтому необходимо регулярное совершенствование педагогического состава, внеучебной воспитательной работы с подростками, которая способствовала бы индивидуализации работе с детьми.

.   Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:

·   организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);

·   повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;

·   посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);

·   помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.

.   Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания.

Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Ребенок уже в детском саду оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер.

.   Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

В настоящее время создаются как государственные, так и негосударственные центры по работе с семьей. Эти центры также состоят из квалифицированных специалистов, которые готовы провести диагностику и дать рекомендации для работы с детьми в домашних условиях либо рекомендовать специализированные центры по работе с детьми девиантного поведения. Значительная часть обращений в центры по работе с семьей относится к матерям. Их волнуют преимущественно вопросы дезадаптации детей в школе, в среде общения, личностные проблемы детей, взаимоотношения с ними, нарушение взаимопонимания, конфликтность и пр.

.   Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния.

Бесспорна роль средств массовой информации в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные СМИ несут исключительно многообразную, многоплановую информацию, но - без учета особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника, с ее широкими информационными возможностями.

Издается сегодня и множество полезной печатной продукции, которая может активно использоваться в воспитательном процессе, способствовать формированию духовных взглядов и интересов детей и подростков, уводить их от разлагающей, низкопробной бульварной литературы и периодики.

Каждому человеку присущи свои информационные потребности, свои запросы к виду, качеству, объему информации. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности. Существует понятие - информационно-педагогическая культура человека. Оно является показателем воспитанности человека, его отношения к СМИ как источнику идей и сведений, которые целесообразно использовать в процессе самообразования и самовоспитания.

В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании у подрастающего поколения информационной культуры, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности, научит избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации.

.   Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

«Следует подчеркнуть, что активизация самовоспитания молодежи - дело не только семьи, но и образовательных учреждений, социальных педагогов специализированных центров по педагогической коррекции, педагогической реабилитации, перевоспитанию и исправлению. Включение объекта социальной педагогики в целенаправленную работу над собой во многом характеризует действенность педагогической среды, в которой он находится, педагогическую деятельность воспитателя, работающего с ним. В этом случае объект социального воспитания становится субъектом самосовершенствования. Действенность самовоспитания человека в преодолении своего негативного поведения имеет место, когда он достаточно самокритичен, способен к осмыслению своих действий, поступков и их последствий, владеет методами и методиками самопознания, самоуправления, целенаправленной работы над собой. Особенно важной выступает способность человека управлять собой в критических ситуациях взаимодействия с другими людьми (напряженных условиях обстановки».


Заключение

 

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. В данной работе мы детально рассмотрели историю формирования данной проблемы, дали конкретное обоснование термину «подростковая девиация». Итак, можно выделить несколько определений, которые наиболее точно характеризуют сущность понятия девиантное поведение:

·   Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых социальных норм поведение.

·   Девиантное поведение - это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных.

В работе были выявлены типичные причины девиантного поведения подростков:

·   Психологические особенности подросткового возраста (диспозиция в уровнях и темпах развития);

·   Влияние полового созревания;

·   Нарушение процесса социализации;

·   Влияние семьи;

·   Влияние окружения;

·   Влияние СМИ и др.

В работе так же была раскрыта сущность типичных форм подростковых девиаций в современной России. А именно:

·   алкоголизм;

·   наркомания;

·   агрессия;

·   преступность;

·   гомосексуализм;

·   бродяжничество, тунеядство, детская беспризорность;

·   проституция;

·   суицид

Так же в работе были обозначены основные направления деятельности по профилактике отклоняющегося поведения:

·   Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей;

·   Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

·   Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы; семьи, школы и административных органов по месту жительства в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков;

·   Управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействия ребенка в процессе его развития, воспитания;

·   Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения;

·   Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния;

·   Активизация самовоспитания, самовоспитательной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Из работы можно сделать вывод, что девиации возникают только тогда, когда подростку не комфортно в том обществе, в котором он находится. Задача каждого взрослого человека сформировать в нем целостное представление о том, что есть норма, на собственном примере показать, как хорошо жить среди людей, которые готовы прийти на помощь.

Общество должно перестать толерантно относиться к различного рода подростковым девиациям.

Что касается государственной политики, то необходимо направить все силы для поддержания молодого поколение. Ведь именно они будут строить будущее.

Решение этой проблемы играет огромное значение для всего российского общества. Ведь от «здоровья» каждого гражданина, зависит «здоровье» и сила нации.

 


Библиография

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь/ Пер. с англ., - К. 1997

.   Володин А.И. «Учение о развитии общества» - М. 2009

.   Вяткина А.С. «Девиантное поведение женщин как проявление конфликта в современном социуме». - М. 2009

.   Глинский Я.И. Афанасьев В.С,, «Социология девиантного поведения».Учебное пособие.-Спб,1993

.   Гордон Л. А. «Меняющаяся жизнь в меняющейся стране». - М. 2009

.   Гоффман И. «Представление себя другим в повседневной жизни»., - М. 2000

.   Дивицина Н.Ф. «Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками»., - Ростов-на-Дону. 2005.

.   Дюркгейм Э. «Самоубийство». - М. 1994

.   Каминер А.М., Майорова Е.А. «Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи», - М. 2003

.   Кравченко А. И., Анурин В. Ф, «Социология»., - М. 2008

.   Ломброзо Ч. «Преступный человек». - М., 2005

.   Мертон Р.К. «Социальная структура и аномия». - М. 1966

.   Мид Дж. Г. Избранное (переводчик Николаев В.Г.)., - Спб. 2009

.   Мид М. «Культура и мир детства», - М. 1988

.   Позднякова М. Е., Салагаев А.Л. «Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России»., М. 2007

.   Фрейд З. «Ребёнка бьют: к вопросу о происхождении сексуальных извращений»., - М. 1992

.   Пятунин В.А. «Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции». - М. 2010


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.