Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи

2020-04-01 96
Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общая социология

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:


 «Девиантнтное поведение студенческой молодёжи»

Студент I I курса

Дивин Николай Васильевич

 группа _________

                

Москва 200 7

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..     3

Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного

поведения студенческой молодежи………………………………………    5

1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный

контроль над девиантным поведением…………………………………………..    5

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой

среде современного общества……………………………………………………     16

1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного

российского общества……………………………………………………………      18

Глава II     Социокультурные девиации современного российского студенчества

в условиях переоценки ценностей……………………………………….    21

2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения……………………………….       21      

2.2        Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди

российской студенческой молодежи…………………………………………….     26
Заключение……………………………………………………………………………….     .      28

Список использованной литературы……………………………………………………     29

 

 

Введение

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.

Последние социологические исследования[1] [20] и данные официальной медицинской статистики[2] [13, 14, 16] показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Одновременно в числе факторов, формирующих паттерны девиантного поведения в студенческой среде, исследователи называют: общесоциальные проблемы современного российского общества; ценностные ориентации студентов (высокая субъективная ценность денег, низкая оценка со стороны окружающих); универсальный превентивный фактор – профессиональная деятельность [20].

Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.

В первой главе дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблеме, на примере работ Э. Дюркгейма и Р. Мертона обосновывается методика решения проблемы. Далее рассматриваются общие причины девиантного поведения студенческой молодежи в современном обществе с учетом переоценки ею нравственных ценностей в период переходной экономики.

Во второй главе описаны и проанализированы адиктивные формы поведения, а также способы их преодоления.

В заключении приведены возможные способы предотвращения антиобщественных форм девиантного поведения в условиях современного российского ВУЗа.

 

Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи

 

Глава II     Социокультурные девиации современного российского студенчества в условиях переоценки ценностей

Заключение

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп[19][1]. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п.

       Основные факторы социального контроля в переходном обществе, по мнению ряда исследователей, становятся следующие [15]:

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

 

Список использованной литературы

1. Глинский Я. Девиантология. М. 2000, 270 с.

2. Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э.

Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 3. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм  Э. Социология. Ее предмет,       метод, предназначение. М., 1995. 4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991. 5. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912

7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

8. Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. ї 1. С. 8-15.

9. Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности – альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону» – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006– С. 46-48.

10. Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. – С.163-165.

11. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – С.50-53.

12. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. – С.111-113.

13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991. 304 с.

14. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

15. Павленок П. Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 267 с.

16. Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. 306 с

17.  Смальзер Н.

18. Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит. 1989 - 275 с.

19. Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки его модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.249-258

20. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

21. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974

[1] Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

 

2 Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991. 304 с.

Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. 416 с.

Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. 306 с.

 

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991.

[4] Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974

[5] Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни.// Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

[6] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912

[7] Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

 

[8] Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. Т 1. С. 8-15.

 

[9] Туркиашвили Ш. А. и др. Понятие аномии и попытки его модификации. // Человек: соотношение национального и общечеловеческого. Сб. материалов международного симпозиума (г. Зугдиди, Грузия, 19–20 мая 2004 г.) Выпуск 2 / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. С.249-258

 

[10] Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2004. – С.111-113.

 

[11] Павленок П. Д. Основа социальной работы: Учебник М:1998 – 267 с.

[12] Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. ї 1. С. 8-15.

 

[13] Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л., Вострокнутов Н.В., Зайцев С.Б., Никифоров Б.А. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. М. 2001. 48 с.

 

[14] Социальные отклонения – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрид. лит. 1989 - 275 с.

[15] Крапивко Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде // Перспектива – 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. – Нальчик: Изд-во КБУ, 2006. – С.163-165. 

 

[16] Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. – С.50-53.

 

[17] Крапивко Е.Н. Проблема девиантного поведения студенчества в современной России // Общество безопасности – альтернатива обществу риска: Материалы 51-й научно-методической конференции, посвященной 75-летию Ставропольского государственного университета «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 46-48.

 

[18] Короленко Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1991. Т 1. С. 8-15. 

[19] Глинский Я. Девиантология. М. 2000. 270 с.

Общая социология

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:


 «Девиантнтное поведение студенческой молодёжи»

Студент I I курса

Дивин Николай Васильевич

 группа _________

                

Москва 200 7

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………..     3

Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного

поведения студенческой молодежи………………………………………    5

1.1 Теория социальной аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона и социальный

контроль над девиантным поведением…………………………………………..    5

1.2 Основные причины и факторы девиантного поведения в студенческой

среде современного общества……………………………………………………     16

1.3 Особенности переоценки ценностей в студенческой среде современного

российского общества……………………………………………………………      18

Глава II     Социокультурные девиации современного российского студенчества

в условиях переоценки ценностей……………………………………….    21

2.1 Адиктивные формы отклоняющего поведения……………………………….       21      

2.2        Способы предотвращения и коррекции девиантного поведения среди

российской студенческой молодежи…………………………………………….     26
Заключение……………………………………………………………………………….     .      28

Список использованной литературы……………………………………………………     29

 

 

Введение

Основой регулирования поведения в обществе являются социальные нормы, фиксирующие в себе существующую систему ценностей социума. Изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах современного российского общества, подрывают сложившиеся основы жизни, нарушают равновесие всей системы в целом. Наибольшее влияние, и, прежде всего негативное, они оказывают на развитие культуры, духовной жизни. Происходящая переоценка ценностей приводит к падению значимости определенных норм. Ценностно-нормативная неопределенность, характерная для современного российского общества, актуализирует проблему изучения девиантности в его среде.

В наиболее сложном положении в переходные периоды развития общества оказывается молодежь, система мировоззрения которой находится в процессе становления, а не оформившаяся пока еще система ценностей трансформирующегося социума не может предоставить необходимые ориентиры поведения. Студенчество в данном контексте представляет особый интерес в силу своего положения в социуме как потенциально наиболее значимой движущей силы социокультурных изменений. С одной стороны, являясь наиболее динамичной, восприимчивой частью молодежи, студенчество быстро реагирует на любые изменения, происходящие в обществе. В этой связи по нравственному состоянию данной социальной группы можно судить о состоянии молодежи и общества в целом. В настоящей работе был сделан анализ девиантного поведения студенческой молодежи, который опирается в основном на социологические традиции, как основателей социального направления, так и ряда современных исследователей.

Последние социологические исследования[1] [20] и данные официальной медицинской статистики[2] [13, 14, 16] показывают, что употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет. Одновременно в числе факторов, формирующих паттерны девиантного поведения в студенческой среде, исследователи называют: общесоциальные проблемы современного российского общества; ценностные ориентации студентов (высокая субъективная ценность денег, низкая оценка со стороны окружающих); универсальный превентивный фактор – профессиональная деятельность [20].

Целью настоящей курсовой работы является исследование причин и способов преодоления антиобщественных форм девиантного поведения студенческой молодежи в России.

В первой главе дается теоретическое обоснование рассматриваемой проблеме, на примере работ Э. Дюркгейма и Р. Мертона обосновывается методика решения проблемы. Далее рассматриваются общие причины девиантного поведения студенческой молодежи в современном обществе с учетом переоценки ею нравственных ценностей в период переходной экономики.

Во второй главе описаны и проанализированы адиктивные формы поведения, а также способы их преодоления.

В заключении приведены возможные способы предотвращения антиобщественных форм девиантного поведения в условиях современного российского ВУЗа.

 

Глава I      Теоретико-методологический подход к изучению девиантного поведения студенческой молодежи

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.