Методика аудиторской проверки операций по продаже продукции — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Методика аудиторской проверки операций по продаже продукции

2020-04-01 187
Методика аудиторской проверки операций по продаже продукции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Возникновение аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов, и прежде всего таких, как акционерные общества, совместные предприятия, всякого рода общества и компании. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в выражении мнения о достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Одной из задач аудиторской проверки является также установление соответствия совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.

Проверка деятельности организаций требует определенных знаний методологии, специальных методических приемов и технических способов, раскрывающих содержание фактов хозяйственной жизни, а также влияющих на них факторов с целью познания предмета аудита. В данной работе рассматриваются вопросы аудита реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Объектом исследования в работе является ООО «АРТЭС». Основными видами деятельности организации являются оптовая торговля мебельной тканью и мебельной фурнитурой.

В работе дана экономическая характеристика и сделана оценка финансового состояния исследуемой организации. В работе показано проведение аудита реализации выполненных работ в организации, составлена программа проверки и описана методика проведения проверки. По результатам аудиторской проверки в конце работы дан отчет. По выявленным ошибкам и нарушениям сделаны выводы и даны предложения по их устранению.

 

1.1

.   Теоретические основы учета продаж в бухгалтерском учете

 

Понятие продажи продукции в бухгалтерском учете

 

Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, к счету 90 "Продажи".

Согласно данной Инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

) готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

) работам и услугам промышленного характера;

) работам и услугам непромышленного характера;

) покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

)строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;

) товарам;

) услугам по перевозке грузов и пассажиров;

) транспортно - экспедиционным и погрузочно - разгрузочным операциям;

) услугам связи;

) предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

) предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

) участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Определение термина "продажи" Инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю - продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.

 

Таблица 5. Ассортимент реализованной продукции ООО «АРТЭС»

№ п/п Виды продукции

Реализовано в 2012 г.

    тыс. руб. %
1 2 3 4

Мебельная ткань

1 Коллекция SOFT 28900 11,4
2 Коллекция SHIMMER 7016 2,8
3 Коллекция ROXANA 43100 17,1
4 Коллекция MIRAGE 27800 11
5 Коллекция ASERIAL 23400 9,3
6 Коллекция TIZIANO 18045 7,1
7 Коллекция TOSCANA 23156 9,2
8 Коллекция ROYALE 4139 1,6
9 Коллекция 1001 НОЧЬ 22156 8,8
10 Коллекция СКАЗКИ ВОСТОКА 5960 2,4
11 Коллекция OLYMP 17548 6,9
12 Коллекция LYONESE VELVETS 23569 9,3

Итого:

244789 96,9

Мебельная фурнитура

13 Ручки 1220 0,5
14 Декор 1900 0,7
15 Замки 1180 0,5
16 Крючки 360 0,1
17 Опоры 420 0,2
18 Для ванных 101 0,0
19 Петли 590 0,2
20 Изделия из латуни 2160 0,9

Итого:

7931 3,1

Сумма выручки

252720 100

 

Таким образом, в ООО «АРТЭС» в 2012 году было реализовано продукции на сумму 252720 тыс. руб., наибольший удельный вес в структуре реализованной продукции составляет мебельная ткань - 96,9% или 244789 тыс. руб., мебельная фурнитура реализована в сумме 7931 тыс. руб. или 3,1% от общего объемы реализованной продукции.

 

Планирование аудиторской проверки

 

На основании проведенного опроса необходимо составить план аудита. Процесс планирования включает следующие основные этапы, предусмотренные как ФСА № 3 «Планирование аудита», так и внутренними стандартами аудиторских организаций.

1) Предварительное планирование аудиторской проверки.

2) Составление общего плана аудита.

3) Составление программы аудита.

Проверяемая организация ООО «АРТЭС»

Период аудита с 1.11.12 г. по 5.12.12 г.

Состав аудиторской группы Шалаева Е.А.

Планируемый аудиторский риск 4,2 %

Планируемый уровень существенности 700 тыс. руб.

Количество человека - часов 149

Руководитель аудиторской группы Шалаева Е.А.


 

Таблица 8 Общий план аудита учета продаж.

№ п/п Перечень аудиторских мероприятий Период проведения Исполнитель Рабочие документы аудитора
1 2 3 4 5
1 Проверка соблюдения действующего законодательства. 1.11.12-7.11.12 Шалаева Е.А. ПБУ, план счетов
2 Проверка учета продаж. 8.11.12-11.11.12  Шалаева Е.А.  
2.1. Проверка соответствия оценки отгруженной продукции установленном учетной политикой 12.11.12-15.11.12 Шалаева Е.А. Расчет нормативной себестоимости, ведомость выполнения готовой продукции
2.2. Проверка правильности отражения в учете продукции 16.11.12-23.11.12 Шалаева Е.А. Расчет нормативной себестоимости, ведомость выполнения готовой продукции, договоры с клиентами
3. Проверка отгрузки и реализации готовой продукции 24.11.12-27.11.12 Шалаева Е.А. Приемо-сдаточная накладная, ведомость огрузки и реализации счетов- фактур, товаротранспортная накладная, ведомость отгрузки и реализации первичных документов по
4 Проверка инвентаризации готовой продукции 28.11.12-5.11.12 Шалаева Е.А. Карточка складского учета.

 

На начальном этапе аудиторской проверки нужно определить уровень существенности. Под уровнем существенности понимают максимально допустимый размер ошибки в отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя в заблуждение относительно интересующей его информации.

 


 

Таблица 9 Базовые показатели для расчета уровня существенности по данным ООО «АРТЭС» за 2012 год

Наименование базового показателя Значение базового показателя проверяемого экономического субъекта, тыс. руб. Доля % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности
Валовой объём продаж без НДС 3846 2 76,92
Балансовая прибыль 20882 5 1044,1
Валюта баланса 24800 2 496
Собственный капитал 22747 10 2274,7
Общие затраты предприятия 15792 2 315,84

 

Найдем среднее арифметическое значение показателей графы 9 таблицы.

(76,92+1044,1+496+2274,7+315,84): 5 = 841,512 тыс.руб.

Проверим отклонения наименьшего значения от среднего.

(841,512 - 76,92: 841,512) * 100 = 90,9%

Проверим отклонение наибольшего значения от среднего.

(2274 - 841,512: 841,512) * 100 = 170,2%

Так как отклонения максимального и минимального значения существенны (более 30%), то принимаем решение, отбросить их в дальнейших расчетах. Находим новое среднее арифметическое трех оставшихся показателей.

(1044,1 + 496 + 315,84): 3 = 618,6 тыс, руб.

Округлим найденное значение до 700 тыс. руб. и определим разницу до и после округления. Разница между округленной величиной и средней арифметической не может быть более 20%.

(700 - 618,6: 618,6) * 100 = 13 %

Так как округленная величина находится в пределах 20 %, то принимаем 700 тыс. руб. за уровень существенности для ООО «АРТЭС». Данное значение является единым уровнем существенности для отчетности предприятия в целом.

Определим величину неотъемлемого риска (Нр) на уровне 70 %, риск средств контроля (исходя из данных предварительного тестирования СВК) составит 40%, тогда риск необнаружения ошибки определим на уровне 15%. Аудиторский риск для ООО «АРТЭС» будет равен:

(1) Рси = 0,7*0,4*100% = 28%.

(2) АР = 0,28*0,15*100% = 4,2 %.

Далее проверка осуществляется по следующей блок-схеме:

Первоначально идет ознакомление с учетной политикой организации в части: 1) Метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости прибыли:

) Способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции:

)Признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения.

Далее следует ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции, проверить отражение в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками.

При проведении проверки необходимо установить:

) правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

) правильность определения производственной себестоимости готовой продукции;

) правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

) соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск продукции» записям в главной книге и балансе;

При проверке правильности отгрузки и реализации продукции (работ, услуг) необходимо установить:

) заключены ли договора на поставку готовой продукции и правильность их оформления;

) правильность оформления цен;

)своевременность предъявления в банк платежного требования-поручения за выполненные работы;

На заключительном этапе аудиторской проверки установим соответствие данных аналитического учета по реализации продукции (работ, услуг) с данными синтетического учета (журнала-ордера, Главной книги). Взаимной сверкой записей операций по реализации в разных регистрах можно установить точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям.

Предмет проверки:

) правильность определения затрат на реализацию и выручки от реализации;

) правильность определения финансового результата.

Аудиторские процедуры:

) сравнение на основе выборки вошедших в нее сумм с первичными документами и договорами с покупателями. Проверка правильности и своевременности отражения выручки по кредиту счета 90.

Следует иметь в виду, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) учитывается по кредиту счета 90 исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в момент отгрузки или в другой определенный в договоре момент перехода права собственности на продукцию к покупателю (заказчику);

) проверка наличия раздельного учета выручки, полученной при осуществлении различных видов деятельности;

) проверка правильности и своевременности отражения в учете выручки от реализации продукции (работ, услуг), осуществляемой организацией в рамках выполнения своих обязательств по договорам мены;

) проверка отражения сумм, указанных в актах о взаимозачетах с контрагентами организации, на счетах бухгалтерского учета. Проверка отражения выручки в полном объеме;

) ознакомление с условиями поставки продукции, указанными в договорах с покупателями. Проверка правильности отражения в учете расходов по доставке продукции;

) проверка правильности отражения в учете выручки от реализации товаров, работ, услуг за иностранную валюту; выручки от экспортных операций, осуществленных на условиях товарообмена;

) проверка правильности исчисления и отражения в учете НДС с объема реализации продукции (работ, услуг), а также акцизов;

) в случае реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше их фактической себестоимости проверка исчисления НДС в соответствии с требованиями налогового законодательства (или проверка наличия необходимых обоснований);

) оценка правильности определения финансового результата от реализации продукции (работ, услуг) (использовать данные проверок по разделам «Затраты и себестоимость», «Готовая продукция», «Товары», «Товары отгруженные» и др.).

Систематическое отражение зачетов кредиторской задолженности дебиторской без отражения этих операций по счету 90 "Продажи" является нарушением порядка отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций ли операций, осуществляемых на бартерной основе, установленного Письмом МФ РФ от 30.10.92 г. № 16-05/4.

В ходе проверки аудитор установил, что все затраты, учтенные на счете 20 "Основное производство", по окончании отчетного периода списываются на себестоимость готовой продукции и потом реализованной продукции на счета 43 и 90. Аудитор присутствовал при инвентаризации, которой были выявлены фактические остатки незавершенного производства.

Результаты инвентаризации выявили расхождение между фактическим наличием остатков незавершенного производства и данными бухгалтерского учета. Отсутствие в учете сальдо по счету 20 "Основное производство" является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета. В соответствии Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. №34 н (в ред. 26.03.2007 г.) продукция, не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, неукомплектованные, не прошедшие испытания технической приемки, относятся к незавершенному производству. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 №94н), стоимость незавершенного производства на конец месяца должна отражаться как остаток по счету 20 "Основное производство".

Списание предприятием стоимости незавершенного производства на себестоимость готовой, а затем реализованной продукции приводит к завышению себестоимости и, следовательно, к занижению прибыли.

В данной ситуации аудитор рекомендует ООО "АРТЭС":

) сделать сторнировочную запись на стоимость незавершенного производства: Дт 43 Кт 20 на сумму 10930 руб.

) по данным результатов инвентаризации скорректировать себестоимость реализованной продукции и прибыль от ее реализации на сумму 10930 руб.;

) доначислить и перечислить бюджет налог на прибыль 2623 руб.

Предприятием отгружено продукции за декабрь по нормативной стоимости на 165 000 тыс. руб., из них 48 000 тыс. руб. - продукция неоплаченная. Согласно учетной политике, расходы на продажу распределяются между видами отгруженной и оплаченной продукции.

Расходы на продажу за отчетный период (транспортировка продукции), составили 150 тыс. руб., которые в полной сумме были списаны проводкой: Дт 90 Кт 44. Аудитором было установлено, что из стоимости отгруженной продукции на 48 000 тыс. руб. было неоплаченной продукции, которую следовало принять во внимание при определении себестоимости отгруженной и реализованной продукции. При этом для определения суммы списания расходов на продажу следовало составить расчеты:

)   реализованной продукции по нормативной себестоимости за декабрь отчетного года 165000-48000=117000 руб.;

)   расчет отношения расходов на продажу к сумме отгруженной продукции (150000*100)/165000=9,09%

3) расчет суммы расходов на продажу, подлежащих списанию на себестоимость реализованной продукции отчетного периода (117000*9,09)/100%=10635,3 тыс. руб.

на указанную сумму сделать запись: Дт 90 Кт 44;

) сумма отклонений 15000-10635,3=4364,7 тыс. руб.

На сумму выявленных отклонений (4364,7 тыс. руб.) из-за несоблюдения учетной политики завышена себестоимость проданной продукции и соответственно занижена прибыль о продаж на сумму 4364,7 тыс. руб.. Кроме того, это несоответствие повлекло недоплату налога на прибыль на сумму 1048 тыс. руб.

Также выявлены следующие нарушения порядка учета расходов ООО "АРТЭС".

Приобретенные подотчетным лицом материалы (по чеку ККТ и товарному чеку) списываются в учете ОО "АРТЭС" на расходы по продаже товаров без оприходования их на счетах материальных ценностей (счет 10 "Материалы"). В бухгалтерском учете при этом делается проводка: Дт 44 "Расходы по продаже" Кт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".

В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, счет 10 "Материалы" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и иных ценностей организации (в том числе находящихся в пути и переработке). Пунктом 2 ПБУ 5/01 установлено, что к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

) используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

) предназначенные для продажи;

) используемые для управленческих нужд организации.

Вследствие некорректного оформления данной операции в бухгалтерском учете:

) нарушается методология ведения бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением материальных ценностей;

) возникают риски искажения данных бухгалтерской отчетности по строкам: 020 "Себестоимость проданных товаров, работ, услуг", 040 "Управленческие расходы", 140 "Прибыль, убыток до налогообложения" отчета о прибылях и убытках (форма N 2).

Однако общая сумма расходов и налогооблагаемая прибыль не искажены.

 


 

Заключение

 

Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, к счету 90 "Продажи".

Согласно данной Инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации.

Общество с ограниченной ответственностью «АРТЭС» является торговой компанией и является дилером. Основными поставщиками организации являются торговые компании, находящиеся в г. Москва.

Основными клиентами ООО «АРТЭС» являются организации, занимающиеся производством мебели, которые нуждаются в продукции, исследуемой организации.

После проведения проверки внутреннего контроля операций по учету продаж в ООО «АРТЭС» была установлена ее средняя надежность. Данная организация подлежит обязательному аудиту, так как актив баланса превышает 20 млн. руб., а выручка 50 млн. руб.

Систематическое отражение зачетов кредиторской задолженности дебиторской без отражения этих операций по счету 90 "Продажи" является нарушением порядка отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций ли операций, осуществляемых на бартерной основе, установленного Письмом МФ РФ от 30.10.92 г. № 16-05/4.

В ходе проверки аудитор установил, что все затраты, учтенные на счете 20 "Основное производство", по окончании отчетного периода списываются на себестоимость готовой продукции и потом реализованной продукции на счета 43 и 90. Аудитор присутствовал при инвентаризации, которой были выявлены фактические остатки незавершенного производства.

Результаты инвентаризации выявили расхождение между фактическим наличием остатков незавершенного производства и данными бухгалтерского учета. Отсутствие в учете сальдо по счету 20 "Основное производство" является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета. В соответствии Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ (Приказ МФ РФ от 29.07.98 г. №34 н (в ред. 26.03.2007 г.) продукция, не прошедшая всех стадий, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия, неукомплектованные, не прошедшие испытания технической приемки, относятся к незавершенному производству. Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ МФ РФ от 31.10.2000 №94н), стоимость незавершенного производства на конец месяца должна отражаться как остаток по счету 20 "Основное производство".

Списание предприятием стоимости незавершенного производства на себестоимость готовой, а затем реализованной продукции приводит к завышению себестоимости и, следовательно, к занижению прибыли

 


Введение

 

Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов контроля финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов в условиях рынка является независимый контроль - аудит. Возникновение аудита как новой доверительной формы финансового контроля деятельности экономических субъектов вызвано появлением новых организационно-правовых форм этих субъектов, и прежде всего таких, как акционерные общества, совместные предприятия, всякого рода общества и компании. Независимый контроль (аудит) проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика - клиента (проверяемого субъекта), в отдельных случаях - за счет бюджетных средств.

Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в выражении мнения о достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчетов. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Одной из задач аудиторской проверки является также установление соответствия совершенных экономическим субъектом финансово-хозяйственных операций действующему законодательству.

Проверка деятельности организаций требует определенных знаний методологии, специальных методических приемов и технических способов, раскрывающих содержание фактов хозяйственной жизни, а также влияющих на них факторов с целью познания предмета аудита. В данной работе рассматриваются вопросы аудита реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Объектом исследования в работе является ООО «АРТЭС». Основными видами деятельности организации являются оптовая торговля мебельной тканью и мебельной фурнитурой.

В работе дана экономическая характеристика и сделана оценка финансового состояния исследуемой организации. В работе показано проведение аудита реализации выполненных работ в организации, составлена программа проверки и описана методика проведения проверки. По результатам аудиторской проверки в конце работы дан отчет. По выявленным ошибкам и нарушениям сделаны выводы и даны предложения по их устранению.

 

1.1

.   Теоретические основы учета продаж в бухгалтерском учете

 

Понятие продажи продукции в бухгалтерском учете

 

Специального определения понятия "продажи" бухгалтерское законодательство не содержит. Его косвенно можно вывести из пояснений Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, к счету 90 "Продажи".

Согласно данной Инструкции счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

) готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;

) работам и услугам промышленного характера;

) работам и услугам непромышленного характера;

) покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

)строительным, монтажным, проектно - изыскательским, геолого - разведочным, научно - исследовательским и т.п. работам;

) товарам;

) услугам по перевозке грузов и пассажиров;

) транспортно - экспедиционным и погрузочно - разгрузочным операциям;

) услугам связи;

) предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);

) предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);

) участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Определение термина "продажи" Инструкцией по применению Плана счетов заключается в установлении перечня хозяйственных операций организаций, квалифицируемых как продажи для целей бухгалтерского учета. Таким образом, под продажами для целей бухгалтерского учета понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организации и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю - продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав.

 

Методика аудиторской проверки операций по продаже продукции

 

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

Первичные документы включают:

) Приказ об учетной политике организации;

) Договоры на реализацию продукции;

)Приказ-накладная (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);

) Счет-фактура;

) Товарно-транспортная накладная;

) Счета-фактуры для целей налогообложения;

) Карточки складского учета;

) Приемо-сдаточная накладная по сдаче на склад готовой продукции;

) Акт сдачи на склад готовой продукции;

) Инвентарные описи;

) Накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.

Регистры синтетического и аналитического учета включают:

) Главную книгу;

) Журнал-ордер №11;

) Ведомость выпуска готовой продукции;

) Ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;

) Количественно суммовые карточки, оборотные ведомости.

Отчетность включает:

) Форму №1 (бухгалтерский баланс)

Бухгалтерская отчетность, в которой отражается раздел (Участок, бухгалтерский счет), должна включать в себя в частности, строки баланса:

Стр. 215 «Готовая продукция и товары для перепродажи»;

Стр. 216 «Товары отгруженные»;

Стр.218 «Прочие запасы и затраты», по которой показываются запасы и затраты, не нашедшие отражения в других строках подраздела «запасы» раздела II бухгалтерского баланса;

Стр. 231 «Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков».

) Форму №2 (Отчет о прибылях и убытках) Подготовительный этап.

Первоначально следует ознакомиться с учетной политикой организации в части:

1) Метода учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости прибыли;

2) Метода распределения по видам выпускаемой продукции затрат вспомогательного производства;

3) Метода распределения по видам выпускаемой продукции общепроизводственных расходов;

4) Метода распределения по видам выпускаемой продукции коммерческих расходов;

5) Порядка оценки незавершенного производства и готовой продукции;

6) Способа ведения бухгалтерского учета готовой продукции;

7) Списания счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

8) Использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

9) Признания выручки от продажи продукции для целей налогообложения.

Отражение в учетной политике данной прибыли продиктовано п.12 Положения по бухучету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 №60н.

Проверить наличие приказа на материально-ответственных лиц организации и договоров на полную материальную ответственность с работниками предприятия.

Ознакомиться с договорами на реализацию готовой продукции.

Проверить наличие и отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации готовой продукции и расчетов с покупателями.

При проведении проверки необходимо установить:

) правильность и своевременность оформления документа на сдачу продукции из производства на склад;

) правильность отражения в бухгалтерском учете операций связанных с выпуском готовой продукции;

) правильность определения производственной себестоимости готовой продукции по видам заказов;

) достоверность отражения фактической себестоимости отгруженной продукции (дебет счета 45 «Товары отгруженные» кредит счета 43 «Готовая продукция»); 5) правильность расчета суммы отклонений фактической себестоимости от плановой и их списания;

) правильность составления бухгалтерских проводок по учету выпуска готовой продукции (работ, услуг);

) в случае, когда продукция отпускается покупателям непосредственно со складов, следует обращать внимание на наличие надлежащим образом оформленных доверенностей на ее получение.

) правильность ведения журнала-ордера №10/1 и ведомости №16 «Движение готовых изделий в ценностном выражении» (при журнально-ордерной форме учета);

) проверка правильности отражения в учете продукции, выработанной из давальческого сырья;

) проверка правильности отражения в учете результатов инвентаризации готовой продукции

) соответствие записей аналитического и синтетического учета по балансовым записям счета 43 «Готовая продукция» и счета 40 «Выпуск продукции» записям в главной книге и балансе;

) правильность оценки готовой продукции.

В настоящее время применяется шесть основных видов оценки готовой продукции:

По фактической производственной себестоимости.

Этот способ используется сравнительно редко, в основном на предприятиях индивидуального производства, выпускающих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применятся на предприятиях с ограниченной номенклатурой массовой продукции.

По неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции.

Исчисляемой по фактическим затратам без общехозяйственных расходов. Может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции.

По оптовым ценам реализации.

Оптовые цены применяются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывается на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции является самым распространенным, так как позволяет сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска.

По плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены.

При этом способе обуславливается необходимость отдельного учета отклонений фактической производственной себестоимости продукции от плановой или нормативной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заключается в обеспечении единства оценки в планировании учета. Однако если плановая и нормативная себестоимость продукции изменяется часто, то переоценка остатков готовой продукции усложняется. Вариантом этого способа оценки готовой продукции является оценка по сокращенной плановой производственной себестоимости. По свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС и спецналога. Используется этот способ при выполнении единичных заказов и работ.

По свободным рыночным ценам.

Этот вариант оценки применяется для учета товаров реализуемых через розничную сеть. При проверке правильности отгрузки и реализации продукции необходимо установить:

1) заключены ли договора на поставку готовой продукции и правильность их оформления;

2) правильность оформления цен на отгруженную продукцию. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:

а) по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

б) по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам увеличенным на сумму НДС;

в)по государственным регулируемым розничным ценам и тарифам, включающим НДС (продажа товаров населению и оказанию ему услуг);

3) правильность установления отпускной цены с учетом расходов по доставке продукции от поставщика до покупателя в соответствии с заключенным договором поставки.



Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.