Воинские должностные преступления как специальный субъект преступления — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Воинские должностные преступления как специальный субъект преступления

2020-04-01 289
Воинские должностные преступления как специальный субъект преступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разглашение военной тайны.

Жизнь, многолетняя практика подтверждают необходимость сохранения этих воинских должностных преступлений наряду с аналогичными составами общеуголовных должностных преступлений, и это объясняется особым характером воинской службы, специфической ролью должностных лиц армии и флота. Особенность их деятельности выражается не только в том, что она регламентирована соответствующими законами, воинскими уставами, направлениями, приказами министра обороны и другими нормативными актами, но и в том, что их деятельностью обеспечивается высокая боевая готовность войск в самом широком смысле этих слов.

В Уголовном кодексе предусмотрены следующие составы воинских должностных преступлений: злоупотребление властью, бездействие, превышение власти (ст. 380) и халатное отношение к службе (ст. 381).

Непосредственным объектом этих преступлений является порядок деятельности военных начальников или иных должностных лиц, обеспечивающих надлежащую боеспособность подразделения, части или армии в целом.

Речь идет об определенном порядке деятельности военных начальников или иных должностных лиц, который установлен для надлежащего руководства работой штабов, учреждений, воинских частей в целях должной организации боевой подготовки личного состава, для поддержания высокой боевой   готовности войск, а также по их своевременному материально - техническому обеспечению, по соблюдению законности, обеспечению прав и интересов военнослужащих или иных граждан

С объективной стороны воинские должностные преступления выражаются в действие или бездействие. [43]

Злоупотребление властью или служебным положением есть противоправное деяние, которое совершается начальником или должностным лицом благодаря своему служебному положению и вопреки интересам военной службы.

Бездействие начальника или должностного лица есть невыполнение им своих обязанностей по службе.

Под превышением власти понимается совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или полномочия, предоставленные им по закону, уставами, приказами.

Халатное отношение к службе выражается в недобросовестном, ненадлежащем выполнении начальником или должностным лицом своих служебных обязанностей, в их формальном отношении к нуждам и запросам людей, нанесшим существенный вред (ч. 1 ст. 381 УК) в виде причинения воинской части материального ущерба, легкого и средней тяжести телесного повреждения военнослужащим или гражданам. Квалифицированным видом халатного отношения к службе является наличие при этом тяжкого последствия (ч. 2 ст. 381 УК): срыв выполнения боевого задания, гибель людей, причинение воинской части крупного материального ущерба.

Злоупотребление властью, бездействие, превышение власти образуют воинское должностное преступление, если оно совершалось из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, а равно, если оно причинило существенный вред интересам Вооруженных Сил, правам и законным интересам военнослужащих и иных граждан (ч. 1 ст. 380 УК).

Под корыстными побуждениями понимается стремление виновного получить для себя или для других лиц материальную выгоду: незаконное использование военного транспорта, приобретение строительного материала и т.д.

Если злоупотребление служебным положением военного начальника или должностного лица явилось способом присвоения или растраты государственных средств, то в этом случае содеянное нужно квалифицировать как кражу государственного имущества (ст. 175 УК). [44]

Иная личная заинтересованность характеризуется получением выгод материального характера (например, незаконное продвижение по службе, получение поощрения без достаточных к тому оснований).

Причинением существенного вреда признается нанесение серьезного ущерба интересам воинской части или учреждения, а также охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан. Существенный вред может выражаться в виде уничтожения или повреждения военной техники, срыва выполнения боевого задания воинской частью, причинения вреда здоровью людей и т.д.

Более сурово карается злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, если такое деяние повлекло тяжкие последствия (ч. 2 ст. 380 УК): срыв выполнения боевой задачи, разглашение военной тайны, гибель людей и т.п.

С субъективной стороны злоупотребление властью, бездействие и превышение власти предполагает вину лишь умышленную. Однако к последствиям субъект может относиться как умышленно, так и неосторожно. Халатное же отношение к службе совершается только неосторожно.

Субъектом анализируемых преступлений являются военные начальники и иные должностные лица.

Понятие «начальник» как в общегражданских, так и в армии - это должностное лицо, которое руководит людьми, обладает организационно - распорядительными функциями.

Понятие «военный начальник» имеет ряд специфических черт: он военнослужащий, на него полностью распространяются все обязанности воина, вытекающие из факта состояния на военной службе. Роль начальника в армии своеобразна. Он полновластный руководитель не только чисто служебной деятельности всего личного состава, но и отвечает буквально за все стороны его жизни, быта, что не может быть во всех случаях характерно для начальников в обычном понимании.

Военный начальник - это лицо, занимающее постоянное или временно определенные должности и имеющее по службе подчиненных. Он обладает правом отдавать приказания подчиненным как на службе, так и вне службы, как в распоряжении части, так и вне ее. [45]

Под иными должностными лицами понимаются так - же военнослужащие, наделенные административно - распорядительными и организаторско - хозяйственными функциями. Такими лицами могут быть, например, ротный писарь, санитарный инструктор и другие, не являющиеся начальниками, но наделенные определенными распорядительными функциями.

Простое злоупотребление властью, превышение или бездействие власти наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет, а квалифицированное (ч. 2 ст. 380 УК) - лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Злоупотребление властью, превышение власти или бездействие власти в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 380 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Халатное отношение к службе (ч. 1 ст. 381 УК) наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет, а повлекшее тяжкие последствия (ч. 2 ст. 381 УК) - лишением свободы на срок до семи лет.

Халатное отношение к службе в военное время или в боевой обстановке (ч. 3 ст. 381 УК) наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 381 УК, может быть освобожден от уголовной ответственности при смягчающих обстоятельствах.

Быть бдительным, строго хранить государственную тайну - важная обязанность каждого гражданина Республики Казахстан.

Бдительность - неотъемлемое моральное качество всех граждан.

Быть бдительным, строго хранить военную тайну и государственную тайну - требование военной присяги, воинских уставов.

Соблюдение порядка охраны военной и государственной тайны военнослужащим является не только его высоким гражданским долгом, но и священной воинской обязанностью, законом его жизни, служебной деятельности.

Быть бдительным - это значит твердо знать, какие сведения военного характера составляют военную тайну, то есть сведения, разглашение которых причинило бы срыв боевых операций, крупные непоправимые потери, в конечном счете причинило бы ущерб военной мощи Республики Казахстан.

Непосредственным объектом разглашения военной тайны и утраты документов, содержащих военную тайну, является установленный в армии и на флоте порядок хранения сведений, составляющих такую тайну.

Военная тайна - это информация военного характера, разглашение которой может нанести ущерб Вооруженным Силам Республики Казахстан.

С объективной стороны рассматриваемые преступления совершаются путем разглашения сведений военного характера и утраты документов, содержащих такие сведения.

Субъективная сторона. Разглашение государственной тайны может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. Если же виновный, заведомо выдавая военную тайну иностранному агенту, желает причинить ущерб оборонной мощи нашей страны, то такое деяние следует квалифицировать по статье 165 УК как измену Родине. Утрата документов совершается неосторожно.

Субъектом анализируемых преступлений может быть любой военнослужащий, который располагал сведениями, составляющими военную тайну.

Утрата документов или предметов, содержащих секретные сведения военного характера, наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до одного года.

Разглашение секретных сведений военного характера (ч. 2) наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

Квалифицированный вид разглашения военной тайны или утраты документов, содержащих военную тайну (ч. 3), наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. [46]

Сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК).

Непосредственным объектом этого преступления является порядок ведения боевых действий.

С объективной стороны данное преступление совершается путем сдачи противнику вверенных начальнику средств ведения войны, то есть прекращение боевых операций с противником и последующим пленением вверенных ему войск и захватом укреплений, боевой техники и средств ведения войны. Оставление противнику средств ведения войны означает, что начальник не принял необходимых мер к уничтожению или приведению в негодность этих средств и по этой причине они стали или могли стать достоянием неприятеля.

Для квалификации по данной статье сдачи или оставления начальником средств ведения войны нужно обязательно установить, что такое оставление не вызывалось боевой обстановкой. Если же начальник принял все необходимые меры по спасению вверенных ему средств ведения войны, но в связи со сложившейся обстановкой не имел реальной возможности к их эвакуации или уничтожению, то в этом случае нет данного преступления.

С субъективной стороны сдача или оставление противнику средств ведения войны, как правило, совершается неосторожно. Однако в отдельных случаях это преступление может быть совершено умышленно, например, в результате трусости и малодушия.

Если же начальник преследовал цель пособничества врагу, то такое деяние надо квалифицировать как измену Родине, по ст. 165 УК.

Субъектом данного преступления может быть только начальник, которому были вверены средства ведения войны.

Сдача или оставление противнику средств ведения войны наказывается лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет либо смертной казнью ил пожизненным лишением свободы.

Когда армия и флот от повседневной учебы в мирное время переходят к непосредственному выполнению своих задач в военное время, в этот период резко меняется воинский правопорядок: он становится более строгим, от воина требуется стойкость, инициатива и решительность в борьбе с противником.

В военное время, в боевой обстановке существенно возрастает общественная опасность воинских преступлений и резко повышается ответственность военнослужащих за их совершение, ибо как некогда, в это время нарушение порядка несения воинской службы чревато наступлений самых тяжких последствий: поражением войск, гибелью людей и т.д.

Суровые условия войны возлагают на военнослужащих дополнительные функции, в этом числе и по отношению к мирному населения в районе военных действий.

Резко повышается общественная опасность халатности, бездействие командиров или начальников, их трусости на поле боя, нераспорядительность.

В современных условиях война может быть ракетно - ядерной и потребует от начальника не только оперативного и правильно оценить обстановку, но и быстро принимать решение по выполнению исключительных сложных задач в использовании военной техники, людей и иных сил, имеющихся в их распоряжении, для достижения поставленных правительством цели по разгрому врага. Отсюда трудно переоценить значение борьбы с преступниками, совершаемыми в боевой обстановке, в районе военных действий. [47]

Добровольная сдача в плен. Мародерство.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный в армии порядок несения воинской службы во время боя, обеспечивающий боеспособность части, подразделения.

С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется добровольной, по собственному желанию, без принуждения сдачей в плен, то есть военный служащий прекращает борьбу с врагом, слагает оружие перед ним, хотя имел возможность продолжать с ним борьбу, и сдается в плен. В данном случае для квалификации не имеет значения, ушел ли виновный в сторону противника, сдался ли в плен или он был пленен в результате неоказания сопротивления.

Преступление считается оконченным с момента пленения виновного врагом.

С субъективной стороны добровольная сдача в плен предполагает вину с прямым умыслом: виновный сознает, что он сдается в плен противнику, и желает пленения.

Добровольную сдачу в плен следует отличать, с одной стороны, от насильственного захвата военнослужащего врагом (например, в связи с тяжелым ранение, контузией, болезнью), с другой стороны, от измены Родине. Если виновный сдается в плен не по трусости или малодушию, а желая вести враждебную деятельность против страны или из иных побуждений, то в этом случае налицо состав преступления, предусмотренного ст. 165 УК.

Субъектом этого преступления может быть любой военнослужащий.

Добровольная сдача в плен наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

Непосредственным объектом мародерства является установленный в армии и на флоте порядок несения воинской службы, гарантирующий воинский авторитет Вооруженных Сил, обеспечивающих крепкую воинскую дисциплину.

Предметами посягательства могут быть любые вещи убитых или раненых: одежда, деньги, часы и т.д. При этом не имеет значений, чьи это вещи: убитых или раненых, нашей армии или армии противника, государства или общественной организации. Важно, что они находились при убитых или раненых и это сознается виновным, совершающим хищение.

Однако изъятие у таких лиц оружие или иных средств ведения войны не могут образовать данное преступление, если будет установлено, что оно было изъято не в корыстных целях, а в целях использования для борьбы с врагом.

С объективной стороны оно выражается в похищении вещей, находящихся при убитых или раненых. При этом для квалификации не влияет, было ли похищение без насилия. Во всяком случае, такое похищение должно совершаться на поле сражения, где происходит бой или только что было сражение. Таким местом может быть как сухопутное, так и морское пространство.

В современных условиях под полем сражения следует понимать не только пространство на передней линии фронта, но и глубокий тыл, где пострадали от воздушного или иного нападения врага мирные граждане городов или иных объектов.

Похищение военнослужащими в этих районах военных действий у убитых или раненых граждан также надо расценивать как мародерство.

Оконченным это преступление считается с момента изъятия вещей у убитых или раненых.

С субъективной стороны мародерство может быть совершено только с прямым умыслом. При этом у виновного должна быть цель наживы, корыстный мотив.

Субъектом преступления может быть любой военнослужащий.

Мародерство наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет. [48]

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.