Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Профессиональное самоопределение и профконсультация

2020-04-01 368
Профессиональное самоопределение и профконсультация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Так что же такое самоопределение? Какое место это понятие занимает в жизни человека и общества в целом? Какую роль оно играет для каждого человека в отдельности?

Профессиональное самоопределение - это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. (30)

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Специфические моменты самосознания, формирование Я - концепции, включающей образ «Я - профессионала», зависят от степени согласованности идеального и реального «образа - Я» и идеального и реального образа профессии. Соотношение «Я - реального» и «Я - идеального» определяет требование человека к себе. Потребности в удовлетворении собственного «Я» (самоуважении, собственной значимости и компетентности) должна реализоваться в самоутверждении и самовыражении человека в его стремлении проявить себя.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Психологическое консультирование, прежде всего, помогает человеку увидеть и осознать свои проблемы, стимулирует развитие личности, очерчивает зону возможных действий для разрешения проблем, высвечивает сильные и слабые стороны индивидуальности, намечает реальные шаги к успеху. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Определение зоны ближайшего профессионального развития является психологическим основанием для выбора способов и методов. Прежде всего, необходимо определить, насколько запросконсультируемого (т.е. то, и в чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности.

Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

— ценностные ориентации и установки;

— ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;

— уровень сформированности представлений о профессии;

— уровень развития самооценки;

— способности, склонности и интересы;

— уровень развития профессиональной мотивации;

— личностные особенности;

— реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобыопределить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним, прежде всего, относятся:

1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.

2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.

3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора

4. Неадекватная самооценка.

Решение любыхпсихологических проблем связано, прежде всего, с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека.

Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии.

Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованиемклассических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека. Знания наиболее значимых и актуальных параметров самосознания и самооценки позволяют в определенной мере определить способы психологического воздействия.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа «Я» связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентаций. Коррекция реального «Я» связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой. (29)

1.4 Старший школьный возраст и возрастная проблема профессионального самоопределения

 

Различные авторы предлагают разные периодизации развития человека, которые должен знать профконсультант не только для планирования жизненных перспектив консультируемого, ведь большинство людей проходят все эти этапы, но и для учета особенностей поведения человека, которые также зависят от того, на каком этапе развития он находится.

В профессиональном консультировании наиболее известна периодизация Е.А, Климова, где как раз и выделяется стадия "оптации" (Климов, 1983, с. 53-62):

1) стадия пред-игры (от 0 до 3 лет);

2) стадия игры (от 6 до 8 лет);

3) стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);

4) стадия "оптации" (от 11-12 до 14-18 лет);

5) стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);

6) стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).

Рассмотрим юношеский возраст более подробно.

Ученые дают разные возрастные рамки данного периода. И.Ю. Кулагина выделяет старший школьный возраст – ранняя юность (16-17 лет), юность – от 17 до 20-23 лет.

Юность – это время выбора жизненного пути. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит формирование как личности.

Самоопределение, как личностное, так и профессиональное, - характерная черта юношества.

Ведущая деятельность – учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию.

Мышление в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Эмоциональность проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы, появляется самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность.

Юность – решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззренческий опыт включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности.

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни. (11, 164-165)

Особую известность за рубежом имеет периодизация '' Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов "профессиональной зрелости" (см. Михайлов, 1975; Super, 1983, 1985):

1) рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет);

2) исследовательский: апробация своих сил (14-25 лет);

3) утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);

4) поддержание создания устойчивого профессионального положения (45- 64 года);

5) спад: уменьшение профессиональной активности (65 - и более лет...).

Определение специфики профессионального самоопределения для школьников имеет важное значение, хотя бы для того, чтобы обозначать более адекватные школьному возрасту цели профконсультационной работы и более строго разрабатывать и подбирать конкретные практические методики профессионального самоопределения.

Соотношение специфических задач профессионального самоопределения и различных образовательно-возрастных групп населения представлено в виде таблицы (см. табл. 1), являющейся модифицированным вариантом схемы, предложенной Е.Ю.Пряжниковой, где по одной оси выделены специфические задачи, а по другой - группы населения, с которыми может работать профконсультант. Специфические задачи профессионального самоопределения:

1 - постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;

2 - психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретного трудового поста);

3 - психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);

4 - совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;

5 - освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.

Особенности профессионального самоопределения на разных этапах возрастного развития ребенка (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст)

Периодизация развития человека как субъекта труда. (По Е.А. Климову) (30)

Название этапа Возраст   Особенности человека как субъекта труда
Пред-игра   до 4 лет Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду               
Игра 5-8 лет Овладение "основными смыслами" человеческой деятельности
Овладение учебной деятельностью 8-12 лет Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности     
Стадия оптации     12-18 лет Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути          
Стадия адаптации   17-20 лет Профессиональная подготовка по выбранной специальности
Стадия интернала 23-26 лет Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, "свой среди своих"          
Мастер взрослость Лучший профессионал среди обычных хороших
Авторитет зрелость Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры          
Наставник           зрелость Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. “Учителя- это не те, кто нас учит, а те - у кого мы учимся”

1.5 Условия успешного профессионального самоопределения

Объективные и субъективные условия успешного профессионального самоопределения.

Среди объективных условий можно выделить:

Социально-экономическое положение в стране.

Полноту предоставленной информации о мире профессий.

Специфика рынка труда конкретного региона.

К субъективным условиям обычно относят:

Внутриличностные особенности и профессионально важные качества оптанта.

Мотивация профессионального самоопределения оптанта.

Уровень активности в процессе профессионального и личностного самоопределения.

При выборе конкретной специальности полезно знать как можно больше о том, что она требует. Вне зависимости от того, пытаетесь ли Вы принять решение о специальности в настоящее время или готовитесь заняться ею в будущем, знание о том, какое образование или навыки требуются, или о чем-либо, связанном с условиями труда, помогут Вам сделать информированный выбор. Например, важным могут быть знания о том, имеются ли в какой-либо специальности возможности работать неполный рабочий день, или знания о том, что какая-то работа требует или не требует работы с людьми или физической силы.

При выделении типов самоопределения был использован критерий потенциальной возможности для свободы самореализации (диапазон маневра в рамках выполняемой осваиваемой деятельности). Мы предлагаем следующие основные типы самоопределения человека:

- самоопределение в конкретной трудовой функции операции;

- самоопределение на конкретном трудовом посту;

- самоопределение в специальности;

- самоопределение в профессии (в группе родственные специальностей);

- жизненное самоопределение (где профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью);

- личностное самоопределение (как высший уровень жизненного самоопределения);

- самоопределение в культуре, выход на "социальное бессмертие" - по А.Г. Асмолову - как высший уровень личностного самоопределения. (8, 126)


Глава 2 Исследование особенностей профессионального самоопределения старшеклассников


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.