Вопрос 1. Влияние изменений в доходе на потребление. Кривые Энгеля — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос 1. Влияние изменений в доходе на потребление. Кривые Энгеля

2020-04-01 113
Вопрос 1. Влияние изменений в доходе на потребление. Кривые Энгеля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вариант №10


Вопрос 1. Влияние изменений в доходе на потребление. Кривые Энгеля

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, с одной стороны, и ценами, сложившимися на рынке, с другой. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Экономический закон, предложенный британским экономистом А.Маршаллом, согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены, лежит в основе построения кривой спроса. Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными[1].

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика (График. 1), показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной стало экономической традицией, хотя не совсем верно математически. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая.

 

 

 


Кривые Энгеля

Зависимость объема спроса на товары от дохода потребителя в условиях стабильных цен, представленная в графическом виде, называется кривой Энгеля.

Знаменитый немецкий статистик Эрнст Энгель (1825 – 1896), работая над статическими данными разных лет и разных стран, заметил постепенное уменьшение относительной доли расходов на питание в бюджете по мере его роста. Можно привести его слова: «Исследование различных бюджетов показало не только то, что чем меньше доход, тем большая часть его тратится на питание, но также, что питание, кроме того, ухудшается; оно показало далее, что чем меньше доход, тем большая его часть приходится на физическое содержание и меньше остается для духовного развития».

На основе анализа взаимосвязи между изменением дохода и спросом на разные товары можно сказать, что при предположении о неизменности цены, расходы на приобретения благ напрямую зависят от уровня дохода потребителя.

По Энгелю все блага можно разделить на три категории:

ü Блага, на которые увеличение (уменьшение) спроса превышает увеличение (уменьшение) дохода, называются предметами роскоши ED>1.

ü Блага, спрос на которые с ростом доходов снижается, называются низкокачественными товарами 0<ED<1.

ü Блага, кривая спроса на которые при увеличении дохода (выше среднего) становится более пологой, называются нормальными товарами ED<0.

Итак, кривая Энгеля – это кривая, показывающая величину расходов на товары в зависимости от роста дохода, она полезна при определении степени влияния на спрос дохода и изменений в относительных ценах.

При построении кривых Энгеля, в отличие от кривых спроса и предложения, ценовой параметр откладываем по горизонтальной оси, а количество товара, на который предъявляется спрос—по вертикальной (рис. 1).

 

а)б)в)

     
 

 


Рис.1 Кривые Энгеля

Кривая на рис. 1,а отображает зависимость величины спроса QD товара Х от дохода I. Подобная кривая соответствует неэластичным нормальным товарам: приращения I превосходят приращения QDx. Речь идет о товарах первой необходимости, потребление которых мало меняется в зависимости от уровня дохода потребителей.

Кривая на рис. 1,б характерна для эластичных товаров. Такими товарами являются чаще всего предметы роскоши, недоступные для семей с доходами ниже I '. Если доход достигает величины I ', то по мере роста I приращения QDx значительно превосходят приращения I, и кривая резко поднимается вверх.

Кривая на рис. 1,в описывает некачественные товары: до тех пор, пока доход не достигает величины I ", потребление таких товаров растет, а затем, по мере повышения достатка потребителей, QD подобных товаров сокращается.

Значение эластичности зависит и от уровня доходов конкретной социальной группы. В группе с низким доходом Е d таких товаров, как хлеб и картофель, высока, и, следовательно, доля расходов на них в бюджете продолжает возрастать, а сами эти товары могут быть классифицированы для данной группы людей как блага высшего порядка. В группах с более высоким доходом все большую роль в бюджете начинают играть мясо, яблоки, некоторые виды овощей, а доля хлеба и картофеля начинает снижаться, хотя эти товары все еще могут рассматриваться как нормальные. Для слоев населения с еще более высоким уровнем дохода питание становится все более разнообразным и качественным, и в то же время увеличивается доля расходов на бензин, электроэнергию, товары длительного пользования, телефонные переговоры и т. д. Для этих слоев хлеб и картофель — безусловно, блага низшего порядка. Чем больше население страны тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния.[5]

Таким образом, знание эластичности отдельных товаров по доходу очень важно для прогнозирования потребительского спроса, поскольку при увеличении своего среднего дохода потребители предъявят спрос на большее количество эластичных по доходу товаров, чем на неэластичных, и сократят потребление некачественных товаров. А кривые Энгеля, в свою очередь, как раз являются эффективным методом их анализа. Если экономика переживает подъем и средние доходы потребителей возрастают, то отраслям, производящим товары с эластичностью больше 1 предстоит расширение, а отрасли с Ed<0 могут столкнуться с серьезными трудностями. Практическое значение коэффициента эластичности по доходу заключается в облегчении прогнозирования того, какие именно отрасли имеют шанс на процветание и расширение, а какие в будущем ожидает застой и сокращение производства. Высокая положительная эластичность по доходу означает, что вклад конкретной отрасли в экономический рост будет больше, чем ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент указывает на перспективу сокращения производства в отрасли.


Формула дисконтирования:

PV=FV*1/(1+i)n

Где PV - приведенная к настоящему времени ценность выгод или издержек

FV - будущая ценность выгод или издержек

i - ставка процента или коэффициент дисконтирования в текущем или реальном выражении

n - число лет или срок службы проекта

Двумя распространенными ошибками являются:

1.Путаница в выборе соответствующей процентной ставки

2.Непоследовательность в пользовании ею.

Процент в общем смысле есть стоимость капитала для инвестора, как например, ставка дохода по облигациям госсектора или базисная ставка (прайм рейт) для частной фирмы.

При условии, что ценность денег может падать в реальном выражении с течением времени в силу инфляции, в бизнес-плане можно пользоваться двумя ставками.

Реальная процентная ставка есть ставка дохода на капитал без учета инфляции. Если используются реальные ставки процента, то все цены в бизнес-плане и стоимость капитала должны показываться в постоянных ценах ("постоянных долларах", т.е. инфляция исключается.

Напротив, текущая (номинальная) ставка процента - это ставка дохода с точки зрения инвестора на частном рынке, поэтому она включает инфляцию, то есть текущая ставка есть сумма инфляции и реальной процентной ставки:

 

Текущая ставка процента = Реальная ставка процента + Инфляция

Если в анализе бизнес-плана используются только реальные (постоянные) цены для стоимости капитала, то нельзя инфлировать годовые, производственные и эксплуатационные расходы и выгоды. Аналогичным образом, если предполагается пользоваться постоянными ценами для производственных и эксплуатационных расходов, то в отношении стоимости капитала нужно применять реальную ставку процента[8].

Кроме того, в финансовом анализе часто пользуются ставкой дисконта равной реальной ставке процента.

И напротив, если в бизнес-плане пользуются текущими ценами, то ставка дисконта равна текущей процентной ставке (то есть реальному проценту плюс инфляция) и в анализе применяются текущие процентные ставки для всех производственных, эксплуатационных расходов и заемного капитала.

Согласованные ставки, которыми следует пользоваться в отношении разных видов кэш-фло.

 

Ставки Кэш-фло в постоянном выражении Кэш-фло в текущем выражении
Процент i = реальный i = текущий
Инфляция темпы инфляции = 0 темпы инфляции >0

 

Непоследовательность в использовании показателями процентных ставок является одной из самых распространенных ошибок при построении финансовой модели в бизнес-плане. Если пользоваться постоянными ценами, то следует применять реальную(а не текущую) ставку процента. Смешение реальных ставок с текущими приводит к большому искажению в пользу одних потоков выгод и издержек и в ущерб другим. В большинстве анализов проектов, проводимых международными организациями, применяются реальные показатели издержек, даже если нет непосредственных данных о реальных ставках для капитала.

Помимо проблемы выражения денег в текущих или постоянных показателях возникают дальнейшие проблемы с выбором ставки дисконтирования. Обычно используют два главных типа ставок дисконта: для оценивания в частном (финансовый) и общественном (экономический) секторах.

Частная ставка дисконта отражает либо текущую, либо постоянную ставку, то есть, соответственно включая или исключая инфляцию, основываясь на прогнозах финансового рынка (частная альтернативная собственность).

Считается, что для целей экономического анализа (общественный сектор) ставка частного сектора слишком высока, а иногда слишком низка по отношению к срочной ценности, которую общество придает деньгам. Тогда пользуются общественной ставкой дисконта (альтернативная стоимость в общественном секторе) вместо частной ставки. Так, например, в исследовании Всемирного Банка в качестве ставки дисконтирования выбирается «социальная ставка отдачи инвестиций» (social rate return on investment – SRRI), определяемая как

 

SRRI = r + uc

Где, r – истинная норма межвременных предпочтений,

u – эластичность предельной полезности дохода,

с – темп роста потребления на душу населения.

Использование именно социальной ставки дисконтирования обосновывается специалистами Всемирного Банка взглядом на экономику со стороны государства и общества, необходимостью в большей степени учитывать интересы всего населения и будущих поколений. По мнению специалистов Всемирного Банка, оценка SRRI для развитых стран находится на уровне от 2 до 4%, для развивающихся стран с высокими темпами роста потребления она возрастает до 7 – 9%.

Говоря же о конкретном значении ставки дисконтирования, нельзя употреблять определения «правильная» или «неправильная», так как это всегда индивидуальная оценка. Дискутировать имеет смысл о том, как она рассчитана, например на переговорах сторон о покупке или продаже какого-либо бизнеса, где значение ставки дисконтирования может повлиять на цену сделки.

Существуют следующие основные методы определения ставки дисконтирования (в порядке убывания объективности):

 


Определение средневзвешенной стоимости капитала (WACC)

Наиболее часто при инвестиционных расчетах ставка дисконтирования определяется как средневзвешенная стоимость капитала (weighted average cost of capital — WACC), которая учитывает стоимость собственного (акционерного) капитала и стоимость заемных средств. Это наиболее объективный метод определения ставки дисконтирования. При этом для определения стоимости собственного капитала применяется модель оценки долгосрочных активов (capital assets pricing model — CAPM).

Логика модели CAPM графически представлена на рисунке

 

 

Ставка дисконтирования (ставка доходности) собственного капитала (Re) рассчитывается по формуле:

 

Re = Rf + b*(Rm - Rf),

 

где Rf — безрисковая ставка дохода;

b — коэффициент, определяющий изменение цены на акции компании по сравнению с изменением цен на акции по всем компаниям данного сегмента рынка;

(Rm - Rf) — премия за рыночный риск;

Rm — среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке.

Ставка доходности инвестиций в безрисковые активы (Rf).

В качестве безрисковых активов (то есть активов, вложения в которые характеризуются нулевым риском) рассматриваются обычно государственные ценные бумаги. В США, например, безрисковыми активами считаются казначейские векселя. В России в качестве таких активов можно рассматривать российские еврооблигации Russia-30 со сроком погашения 30 лет. Информацию о доходности этих ценных бумаг можно найти во многих финансово-экономических изданиях, например в газетах «Ведомости», «The Moscow Times», «Коммерсантъ».

Коэффициент b

Этот коэффициент отражает чувствительность показателей доходности ценных бумаг конкретной компании к изменению рыночного (систематического) риска. Если b = 1, то колебания цен на акции этой компании полностью совпадают с колебаниями рынка в целом. Если b = 1,2, то можно ожидать, что в случае общего подъема на рынке3 стоимость акций этой компании будет расти на 20% быстрее, чем рынок в целом. И наоборот, в случае общего падения стоимость ее акций будет снижаться на 20% быстрее рынка в целом. В странах с развитым фондовым рынком коэффициенты рассчитываются специализированными информационно-аналитическими агентствами, инвестиционными и консалтинговыми компаниями и публикуются в финансовых справочниках и периодических изданиях, анализирующих фондовые рынки. В России информацию о значениях коэффициентов компаний, чьи акции наиболее ликвидны, можно найти в информационных выпусках рейтингового агентства АК & М, а также на его сайте в разделе «Рейтинги». Кроме того, коэффициенты рассчитываются аналитическими службами инвестиционных компаний и крупными консалтинговыми фирмами, например «Делойт и Туш СНГ», Merrill Lynch, Value Line.

Премия за рыночный риск (Rm - Rf)

Это величина, на которую среднерыночные ставки доходности на фондовом рынке превышали ставку дохода по безрисковым ценным бумагам в течение длительного времени. Она рассчитывается на основе статистических данных о рыночных премиях за продолжительный период. По данным агентства Ibbotson Associatess, размер долгосрочной ожидаемой рыночной премии, базирующийся на данных о разнице между среднеарифметическими доходами на фондовом рынке и доходностью безрисковых инвестиций в США с 1926 по 2000 год, составляет 7,76%. Это значение могут использовать для расчетов и российские компании (в ряде учебников премия за рыночный риск принимается равной 5%).

Если для финансирования проекта привлекается не только собственный, но и заемный капитал, то доходность такого проекта должна компенсировать не только риски, связанные с инвестированием собственных средств, но и затраты на привлечение заемного капитала.

Учесть стоимость и собственных, и заемных средств позволяет показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACС), который рассчитывается по формуле:

 

WACC= Re(E/V) + Rd(D/V)(1 - tc),

где Re — ставка доходости собственного (акционерного) капитала, рассчитанная, как правило, с использованием модели САРМ;

E — рыночная стоимость собственного капитала (акционерного капитала). Рассчитывается как произведение общего количества обыкновенных акций компании и цены одной акции; D — рыночная стоимость заемного капитала. На практике часто определяется по бухгалтерской отчетности как сумма займов компании. Если эти данные получить невозможно, то используется доступная информация о соотношении собственного и заемного капиталов аналогичных компаний;

V = E + D — суммарная рыночная стоимость займов компании и ее акционерного капитала; Rd — ставка доходности заемного капитала компании (затраты на привлечение заемного капитала). В качестве таких затрат рассматриваются проценты по банковским кредитам и корпоративным облигациям компании. При этом стоимость заемного капитала корректируется с учетом ставки налога на прибыль. Смысл корректировки заключается в том, что проценты по обслуживанию кредитов и займов относятся на себестоимость продукции, уменьшая тем самым налоговую базу по налогу на прибыль; tc — ставка налога на прибыль.[9]

Однако применение этого метода в российских проектах связано с определенными трудностями: Во-первых, данный подход имеет прямое отношение только к компаниям, которые являются открытыми акционерными обществами и, следовательно, их акциями торгуют на фондовых рынках. Во-вторых, этот метод применим только к предприятиям, у которых есть достаточная статистика для расчета своего b-коэффициента, а также существуют возможности найти предприятие-аналог, чей b-коэффициент мог бы использоваться в расчетах.


Задача

Совершенно конкурентная фирма использует ресурсы Х и У, покупая их также на совершенно конкурентном рынке по ценам: Цх = 120 руб., Цу = 90 руб. Определите цену товара, максимизирующую прибыль фирмы, если предельный продукт ресурса Х равен 20 ед., а ресурса У – 15 ед.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ФАКТОРА ПРОИЗВОДСТВА [marginal product of inputs] — понятие предельного анализа производственной деятельности — дополнительный выпуск продукции, полученный в результате добавления одной единицы64 данного фактора (ресурса) при неизменной величине остальных факторов производства.

ЦЕНА [price] — в условиях централизованно планируемой экономики рассматривается как “денежное выражение стоимости товара” и инструмент регулирующего планового воздействия на экономику в целях повышения эффективности экономической системы, поддержания равновесия в ней, правильного соизмерения затрат и результатов.

 Таким образом цена определяющая и являющаяся основой для максимизации прибыли при условии данной задачи будет рассматриваться как максимальная стоимость предельны ресурсов для выпуска единицы продукции

То есть:

 

120*20 = 2 400, 90*15 = 1 350

2 400 + 1350 = 3 750 руб. цена товара максимизируещего прибыль


Список использованной литературы:

 

1. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика (в двух томах). Т.1. СПб., 1996; Т.2. СПб., 1999.

2. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., Микроэкономика. СПб., 2006.

3. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ, 2004.

4. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.В. Сидоровича – М: МГУ, «ДИС», 2007.

5. Камаев В.Д. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: Владос, 2006.

6. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. - СПб.: «Литера плюс», 2004.

7. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

8. Нуреев Р.М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов.- М.: Высш.шк., 2006.

9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2002.


[1] Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика (в двух томах).; Т.2. СПб., 1999. с – 112.

[2] Микро-, макроэкономика: Практикум / Под общ. ред. Ю.А. Огибина. - СПб.: «Литера плюс», 2004. с – 231.

[3] Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/ Под общ. ред. А.В. Сидоровича – М: МГУ, «ДИС», 2007.

[4] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2002 с – 201

[5] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, 2002 с – 212.

[6] Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

[7] Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ, 2004. с – 213.

[8] Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ, 2004. с – 217.

[9] Нуреев Р.М. Основы экономических теорий: Микроэкономика: Учеб. для вузов.- М.: Высш.шк., 2006.

Вариант №10


Вопрос 1. Влияние изменений в доходе на потребление. Кривые Энгеля

Любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, с одной стороны, и ценами, сложившимися на рынке, с другой. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары. Общий спрос для некоторой группы покупателей является суммой индивидуальных спросов.

Экономический закон, предложенный британским экономистом А.Маршаллом, согласно которому величина спроса на товар или услуги в течение определенного периода времени обратно пропорциональна величине его цены, лежит в основе построения кривой спроса. Ясно, что для исследования спроса удобно определить его количественную трактовку. В целях анализа под спросом на определенный товар понимается зависимость платежеспособной потребности покупателей, имеющих доступ к определенному рынку, в определенном количестве этого товара от существующей цены на этот товар, то есть готовность покупателей приобретать данный товар в различном количестве при различных предлагаемых покупателю ценах на этот товар. При этом все иные факторы, существенные для решения о покупке, предполагаются неизменными[1].

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика (График. 1), показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной стало экономической традицией, хотя не совсем верно математически. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая.

 

 

 



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.