Экзистенциально-гуманистический подход. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Экзистенциально-гуманистический подход.

2020-04-01 131
Экзистенциально-гуманистический подход. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В его рамках подчеркивается важность проблем человеческого становления и ответственности человека за него, за наполнение жизни собственным смыслом и реализацию общечеловеческих ценностей.

Психодрама.

В ней большое значение придается проигрыванию и отреагированию внутриличностных конфликтов и межличностных ситуаций, моделируемых участниками в театральной форме [26].

Телесно-ориентированный подход.

Придает большое значение раскрепощению тела, освобождению его от зажимов, возвращению человека к состоянию искреннего удовольствия, испытываемого от свободы телодвижений. Основные приемы связаны с массажем, дыханием, голосовыми и физическими упражнениями.

Психосинтез.

При помощи специальных процедур человек узнает о различных составляющих своей личности, расширяет поле сознания и открывает объединяющее эти составляющие психологический центр. Психосинтез означает кульминацию самораскрытия, самореализации и интеграцию личности вокруг нового центра.

Трансперсональный подход.

Признает значимость духовного и космического измерений и возможностей для эволюции сознания. Использует различные медитативные, дыхательные и трансовые техники для расширения сознания [11].

Гештальттерапия.

Этот подход имеет много заимствований по методам из других подходов, направленных на завершение каких-либо действий, незавершенных в прошлом (гештальтов) и сознавание бытия "здесь и сейчас" в целостности мыслей, чувств, деятельности и с учетом внешней среды (так называемая гомеостатическая модель личности).

Все вышеперечисленные подходы представлены в русле современной психотерапии, которая в широком, немедицинском (личностно ориентированном) смысле направлена на оказание психологической помощи здоровым людям в ситуации психологических затруднений, или в случае потребности улучшить качество жизни. Таким образом, целью психотерапии является: помощь при психических расстройствах легкой и средней степени тяжести (медицинский аспект); содействие в разрешении проблем и преодолении психологических затруднений; актуализация резервов личностного роста [17]. В настоящем исследовании внимание сосредоточено на феномене психокоррекционных групп. Так называют "специально создаваемые малые группы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия" [30, с.6]. Достигаемый результат-обогащение опыта участников, основное используемое средство-опыт переживания.

Совершенствование опыта, внутреннего и внешнего, как правило включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося наличного потенциала. Именно этот момент акцентируется в названии подобных групп психокоррекционными, хотя существуют варианты названия, более полно отражающие содержательную сторону протекающих в этих группах процессов ("группы опыта", "группы роста" и так далее).

Среди психокоррекционных групп могут быть выделены: группы организационного развития, или решения проблем; группы подготовки руководителей и обучения межличностным умениям; группы личностного роста; терапевтические группы. К. Рудестам выделяет следующие основные виды психокоррекционных групп: Т-группы (в том числе группы сенситивности); группы встреч; гештальтгруппы; психодрама; группы телесной терапии; группы танцевальной терапии; группы терапии искусством; группы тренинга умений. Диапазон групп каждого типа широк: от ориентированных на информацию или задачу до ориентированных на личность или понимание; от центрированных на руководителе до центрированных на участнике; от рациональных до аффективно спонтанных; от жестко структурированных до неструктурированных; от кратковременных до существующих длительное время; от объединяющих здоровых людей до состоящих из людей с отклонениями в физическом или психическом здоровье [9 с.24-26]. От конкретного подхода и целей, которые он ставит перед собой, зависят методы групповой психологической работы.

 

Возрастные психологические особенности подросткового возраста

 

Познавательное развитие в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется возрастанием познавательной активности ("пик любознательности" приходится на 11 - 12 лет), расширение познавательных интересов[5,c.42].

В отрочестве интеллектуальные процессы подростка активно совершенствуются. В западной психологии развитие интеллекта в подростковом возрасте рассматривается с точки зрения совершенствования его структуры: происходит переход к формально - логическим операциям (Ж. Пиаже). В отечественной психологии в рамках системно - функционального подхода считается, что в подростковом возрасте центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функции постепенно преобразуются в хорошо организованные, произвольно управляемые процессы. Изменения в когнитивной сфере влияют на отношение подростков к окружающей действительности, а также на развитие личности в целом.

Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико - синтетической деятельностью. Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом. Память внутренне опосредствована логическими операциями; запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер. Увеличивается объем памяти избирательность и точность мнемической деятельности. Постоянно перестраиваются процессы мышления - оперирование конкретными представлениями сменяется теоретическое мышление. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. В связи с развитием самостоятельного мышления, переходом к индивидуальной познавательной активности усиливаются индивидуальные различия в индустриальной деятельности[45,c.41].

Идеальная модель того уровня психического и личностного развития, которого при благоприятных условиях (обучения и воспитания) должен достигнуть каждый подростков, реализуется далеко не всегда.

Решающее значение для развития теоретического мышления и логической памяти имеет организация и мотивация учебной деятельности в средних классах школы, содержание учебных программ, систем методов подачи учебного материала и контроля за его усвоением.

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества[22,c.84].

Сравнивая развитие рано и поздно созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики - акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "Я". Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью. Меняется содержание писем, которые теряют свой стереотипный и описательный характер, в них появляются описания переживаний; делаются попытки вести интимные дневники и начинаются первые влюбленности.

Таким образом, подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

 

Основные факторы развития лидерства в подростковом возрасте

 

Лидерство личности в коллективе формируется на основе превосходства личностных качеств отдельных субъектов деятельности и взаимодействия в группе, при психологической готовности личности решить групповую задачу в практической сфере деятельности. Под лидером мы понимаем члена группы, который спонтанно выдвигается группой на роль неофициального руководителя в условиях определённой, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной внутри коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели, стоящей перед данной группой.

По-видимому, ни одна отдельно взятая личностная черта не может служить предпосылкой признания человека лидером, хотя специфическими лидерскими чертами являются энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе и ум. Славсон выделяет такие личностные качества лидера, как уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила "Я", высокий порог возникновения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать рефлексии, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и неопределенности. По-видимому, безусловно необходимым является осознание лидером собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов и ценностей. Хэр (Hare, 1976) полагает, что лидеры обладают тем же набором черт, что и другие члены группы, но по шкале положительных черт оцениваются выше[13,c.76].

На групповых лидеров может оказать воздействие предварительная подготовка в русле конкретного группового подхода. Тренировочные программы преднамеренно или неосознанно формируют лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, личностные черты лидера могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

Современный учащийся - лидер, среди прочих положительных качеств должен непременно обладать коммуникативными способностями, уметь работать в команде, адаптироваться к переменам; его лидерство можно определить, как способность влиять на других студентов в направлении достижения определённой цели, делая их не "подчинёнными", а соисполнителями. Лидер, в основном, призван осуществлять регуляризацию межличностных отношений в группе, в условиях микросреды.

Признав саму возможность развития лидерства, нужно понять, какие лидерские качества необходимо развивать, как перестроить систему воспитания учащихся, культуру образования в целом, чтобы во время выявлять будущих лидеров, воспитывать их, поддерживать и продвигать их лидерский потенциал; необходимо обеспечить возможность создания педагогических условий для формирования лидерских качеств у учащихся в процессе их обучения.

Им (лидерам) предстоит научиться решать многие задачи, такие как умение анализировать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям, уметь убеждать других людей проявлять гибкость в ситуациях межличностного взаимодействия, рассматривать возможные пути разрешения конфликта, научиться пользоваться моделями планирования как инструментом эффективной деятельности; развивать способность видеть проблему в многообразии подходов, умение работать в группе слаженно над поставленной целью, концентрироваться на партнёре, распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совместной деятельности; научиться выстраивать модель поведения в кризисной ситуации, в условиях неизвестности, научиться передавать и воспринимать информацию.

Вполне справедливо считать, что основу процесса становления лидерских качеств личности у современного учащегося составляют: во-первых, объективные макрофакторы социального порядка (общественные отношения и социально-экономическая среда); во-вторых, мезофакторы действия ближайшей среды (морально-психологическое единство руководителей и подчинённых, социальное и служебное положение, официальные функции руководящего состава и т.п.); в-третьих, микрофакторы (личностно-психологические условия, воздействующие на процесс становления лидерских качеств личности)[11,c.87].

Основными критериями проявления лидерства являются: психологическая готовность личности к лидерству (внутренний критерий) и реальное проявление лидерских качеств личности в деятельности и взаимодействии с коллективом (внешний критерий). Эти критерии позволяют объективно увидеть результативность процесса становления лидерских качеств у студентов, сам феномен лидерства, как он реально проявляется в поведении будущего специалиста как лидера.

Следует отметить, что в связи с изменением в России социально-экономических условий в настоящее время активизировалась работа по формированию лидерских качеств у подрастающего поколения, в частности, по определению педагогических условий формирования, воспитания этих качеств. Разработаны различные тесты, тренинги, упражнения для развития лидерских качеств, повышения лидерского потенциала, начиная с дошкольников и заканчивая руководителями крупных предприятий. Такой процесс реален и актуален, так как дальнейшее развитие российского общества зависит от людей, обладающих нестандартным мышлением, творческим воображением, демократической культурой, способных

взять на себя ответственность в решении насущных задач [11].

Анализ литературы, положений позволяет выделить четыре группы лидерских качеств, которые можно трактовать как определённые компетенции:

. Интеллектуально-творческие компетенции, проявляющиеся в готовности к выполнению профессиональных задач, в способности генерировать идеи и уйти от стандартных решений, в умениях практически оценивать ситуацию, обоснованно и целесообразно использовать информацию, обращать внимание на главное;

. Организаторские компетенции, выражающиеся в способностях самостоятельно принимать решения, добровольно брать ответственность на себя за решение групповой задачи, управлять собой (умение организовать продуктивные личностные контакты, внутриколлективное общение), обладании психологической готовностью к работе в команде, умении нахождения индивидуального подхода к людям (учитывая индивидуальные особенности);

. Исполнительские компетенции, включающие готовность к длительному выполнению работ с высокой эффективностью, способности находить нестандартное решение и адекватно оценивать достигнутые результаты, навыки рациональных действий в обращении с информацией; способность действовать целенаправленно, по чёткому алгоритму действий с упорным стремлением достичь поставленной цели; умение выдвигать идеи и намечать пути их воплощения;

. Социально-коммуникативные компетенции, включающие способность вести людей за собой, умение гасить конфликты при разрешении групповой задачи и находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других; способность подмечать характерные и малозаметные особенности предметов и явлений.

Несмотря на свои различия, перечисленные качества, рассматриваемые в системе, имеют системообразующий элемент; на наш взгляд - это творческие способности (креативность) личности лидера.

психологический подростковый лидерство учащийся


Выводы по первой главе

 

1. Групповым методом может быть назван любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или иной целевой группе, независимо от содержания поставленных задач. Эти задачи могут быть: учебно-познавательные; творческие; психокоррекционные. Активные групповые методы можно условно классифицировать следующим образом: 1) дискуссионные методы; 2) игровые методы; 3) сенситивный тренинг.

. Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д.

. Вполне справедливо считать, что основу процесса становления лидерских качеств личности у современного учащегося составляют: во-первых, объективные макрофакторы социального порядка (общественные отношения и социально-экономическая среда); во-вторых, мезофакторы действия ближайшей среды (морально-психологическое единство руководителей и подчинённых, социальное и служебное положение, официальные функции руководящего состава и т.п.); в-третьих, микрофакторы (личностно-психологические условия, воздействующие на процесс становления лидерских качеств личности).

 


2. Эмпирическое исследование влияния групповых форм работ на развитие лидерских качеств учащихся

 

Организация и методы исследования

 

Цель исследования: выявление влияния групповых форм работ на развитие лидерских качеств учащихся.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный нами тренинговые упражнения поспособствуют проявлению лидерских качеств личности подростков.

Эмперическая база: исследование проводилось в 2009-2010 году в ГОУ НПО Ямало-Ненецкого Автономного Округа "Губкинском профессиональном училище" среди учащихся 1 курса.

В исследовании принимало участие 40 учащихся, разделенные на две группы, первая группа -контрольная, вторая - экспериментальная. По 20 человек подросткового возраста в каждой группе.

Методы исследования:

При проведении эмпирического исследования, направленного на выявление влияния групповых форм работ на развитие лидерских качеств учащихся проводилось тестирование с помощью методик:

. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде.

. Методика выявления "Коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС-2).

Дадим краткое описание методикам.

1. Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Методика предназначена для выявления лидерских способностей в своем составе имеет 50 высказываний, на которые требуется дать ответ "да" или "нет". Среднего значения в ответах не предусмотрено.

2. Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде.

Методика предназначена для диагностики ролевых позиций в управленческой команде. Методики состоит из 7 утверждений и вариантов ответа. В каждом разделе следует распределять сумму в 10 баллов между утверждениями, которые, по вашему мнению, лучше всего характеризуют ваше поведение. Эти баллы можно распределить между несколькими утверждениями. В редких случаях все 10 баллов можно распределить между всеми утверждениями или отдать все 10 баллов какому-либо одному утверждению.

В данной методике исследуются следующие ролевые позиции.

I - председатель. Функции: впитывает всевозможные мнения и принимает

решения. Свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный. Тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе.

II - формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое. Свойства: динамичный, решительный, напористый. Тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, целой группе.и II - два противоположных подхода к общему управлению группой.

III - генератор идей. Функции: источник идей. Свойства: умен, богатое воображение, креативность. Тип; нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи.оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль. Свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, "якорь группы", возвращает к реальности. Тип: рассудительный, волевой склад личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей.- организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения. Свойства: организатор, волевой, решительный. Тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях, идеях группы.- организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы.- исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой. Свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный. Тип: "напористый экстраверт", нуждается в свободе действий.- завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца. Свойства: профессиональная педантичность, обязательность, ответственность. Тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности.

Чтобы управленческая команда была эффективной, нужно, чтобы все эти роли были представлены в группе, чтобы члены группы взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может играть две и больше ролей.)

3. Методика выявления "Коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС-2)

Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).

Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или "нет". Время выполнения методики 10-15 мин. При этом отдельно определяется уровень коммуникативных и организаторских склонностей.

Краткое описание методов математической статистики.

U-критерий Манна - Уитни (англ. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Mann - Whitney U-test) - статистический критерий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9>, используемый для оценки различий между двумя выборками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B0> по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.

Х - среднее арифметическое, служит оценкой математического ожидания М (Х) генеральной совокупности.

Диагностика проводилась следующим образом: каждому испытуемому предлагалось 4 бланка для заполнения четырех тестов, потом зачитывалась инструкция и вопросы теста.

Далее нами были произведены расчеты по всем четырем методикам и занесены в сводный протокол, на основании данных которого нами затем производился расчет средний значений в целом по выборке.

 

Описание и интерпретация полученных результатов

 

Обнаружено, что после проведенных мероприятий на развитии лидерских качеств у экспериментальной группы прослеживается динамика изменений результатов, что отчетливо видно на рисунках.

Полученные результаты по методике диагностики лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).

 


Рис.1. Результаты тестирования до и после проведенных коррекционных мероприятий в экспериментальной группе

 

В показателе лидерские способности выявились достоверные различия (U=44; р £ 0,01) в показателях до и после проведенных коррекционных мероприятий.

До проведенных коррекционных мероприятий результаты тестирования подростков имели средний уровень выраженности, после проведенных мероприятий результаты увеличились и стали иметь высокий уровень выраженности.

Для сравнительной характеристики показателей изменения мы провели данную методику на контрольной группе и провели повторную диагностику результатов после двух недель, получили следующие результаты, которые представили в виде рис.2.

 


Рис.1. Результаты тестирования до первичной диагностики и после вторичной диагностики в контрольной группе

 

Достоверных различий между первичной диагностики и вторичной обнаружено не было. В не зависимости от временных изменений лидерские проявления подростков остались на среднем уровне.

Для наглядности полученных результатов рассмотрим в сравнении результаты контрольной и экспериментальной группы.

Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной группы

 

Таблица 1

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  До первичной диагностики После проведенных коррекционных мероприятий До первичной диагностики После вторичной диагностики
Уровень выраженности лидерских способностей 31,2 37 23,2 24,5

 

Таким образом, полученные результаты доказали влияние тренинговых упражнений на лидерские качества подростков. Далее рассмотрим полученные результаты по методике диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде, полученные результаты представили в виде рис.2,3 и таблицы №2.

 

Рис.2. Результаты экспериментальной группы функционально-ролевых позиций в управленческой команде

 

Достоверные различия в показателе формирователь как функциональная ролевая позиция в управленческой команде (U=43; р £ 0,01) и организатор групп (U=42; р £ 0,01), обнаружились в экспериментальной группе. Это говорит о том, что подросткам данной группы свойственно быть организаторами и формирователями. Они способствует согласию группы, улаживают разногласия, знают потребности, проблемы членов группы, соединяют усилия членов группы в единое целое.

Коррекционные мероприятия кардинально не изменили результаты. Результаты стали более выражены.

Далее по данной методике рассмотрим результаты контрольной группы.

 


Рис.3. Результаты контрольной группы функционально-ролевых позиций в управленческой команде

 

Достоверных различий и изменений в показателях обнаружении не были после первичной и вторичной диагностики. Это говорит о том, что в не зависимости от временных изменений результаты остались на том же уровне. Данной группе подростков свойственно быть председателями в группе. То есть подростки выслушивают всевозможные мнения и принимают решения.

Сравнительный анализ показателей представителей двух групп.

 

Таблица 2

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  До первичной диагностики После проведенных коррекционных мероприятий До первичной диагностики После вторичной диагностики
 I - председатель 3,4 3,2 6,6 6,7
II - формирователь 4,5 6,9 2,9 2,8
III-генератор идей 3,7 3,6 3,3 3,2
IV- оценщик идей 3,2 3,4 2,9 3,1
V-организатор работ 3,1 3,2 1,8 1,9
VI- организатор группы 5,6 6,8 1,2 1,3
VII-исследователь ресурсов 3,2 3,1 2,9 2,7
VIII- завершитель 2,3 2,4 2,4 2,5

Таким образом, по полученным результат мы можем констатировать вывод о том, что коррекционные мероприятия и временные характеристики не изменили показатели функционально-ролевых позиций в управленческой команде у подростков, лишь только усилили их проявления.

Далее рассмотрим полученные результаты по третьей методики выявления "Коммуникативных и организаторских склонностей" (КОС-2), полученные результаты представим в виде рис.4,5 и таблицы № 3.

Первоначально рассмотрим полученные результаты в экспериментальной группы.

 

Рис.4. Результаты экспериментальной группы коммуникативных и организаторских склонностей

 

Достоверные различия были обнаружены в показателях коммуникативности (U=43; р £ 0,01) и организаторских склонностях (U=41; р £ 0,01) до и после проведенных мероприятий.

Полученные результаты кардинально не изменились, изменения произошли лишь в степени проявления данных показателей, данной группе свойственны организаторские склонности.

Далее рассмотрим полученные результаты в контрольной группе.

 

Рис.5. Результаты контрольной группы коммуникативных и организаторских склонностей

 

Достоверные различия были обнаружены в показателях коммуникативности (U=37; р £ 0,01) и организаторских склонностях (U=38; р £ 0,01) до и после первичной диагностики. Полученные результаты кардинально не изменились, изменения произошли лишь в степени проявления данных показателей, данной группе в равной степени свойственны как организаторские склонности, так и коммуникативные.

Сравнительный анализ показателей представителей двух групп.

 

Таблица 3

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

  До первичной диагностики После проведенных коррекционных мероприятий До первичной диагностики После вторичной диагностики
Коммуникативные склонности 9,6 7,8 7.3 12,5
Организаторские склонности 15,6 17,8 8,9 13,8

Таким образом, проведенные нами тренинговые занятия усилили проявления лидерских качеств подростков, а так же склонности к ним, но показатели функционально-ролевых позиций в управленческой команде кардинально не изменились, лишь только возросло их проявление, как до тренинга, так и после, возможно, что на данный показатель личностного проявления стойкое качество личности и для влияния, а него требуется большее количество времени и больший пакет тренинговых упражнений. Что касается контрольной группы, результаты в общем рассмотрении существенно не изменились как после первичной диагностики, так и после вторичной.

Нами было разработана и апробирована коррекционная методика на влияние лидерских качеств подростков, после проведенных мероприятий мы выявили, что изменения произошли, результаты изменились именно так как мы на них влияли, то есть у подростков усилились лидерские качества личности.

 

Коррекционные мероприятия


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.