Обработка и интерпретация теста — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Обработка и интерпретация теста

2020-04-01 163
Обработка и интерпретация теста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ключ к тесту:

Принятие / отвержение ребенка: 3, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32,41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «Да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «Нет» - 0 баллов.

Описание шкал:

Принятие / отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это - своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.
  Отношение к неудачам ребенка. Эта, шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Интерпретация результатов теста:

Шкала «Принятие \ отвержение»

Низкие баллы по шкале (от 5 до 9) - говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Высокие баллы по шкале (от 20 до 30) - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Шкала «Кооперация»

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

Низкие баллы поданной шкале (1-2 балла) - говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом.

Шкала «Симбиоз»

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.

Шкала «Контроль»

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - говорят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю.

Низкие баллы по шкале (1-2 балла) - напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

Шкала «Отношение к неудачам ребёнка»

Высокие баллы по шкале (6-7 баллов) - являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим воспитателем для ребёнка

Низкие баллы по шкале (1-2 балла), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим и воспитателем.

Для выявления уровня самооценки дошкольника использовалась методика «Лестница». Эта методика включает в себя задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные. Чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и, каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший - плохой», «добрый - злой», «умный - глупый», «сильный - слабый», «смелый - трусливый», «самый старательный - самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой.

 

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум. Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Анализ исследования

 

Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям:

 

№ семьи 1шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала
1 31,0 48,82 74,97 53,87 45,57
2 31,0 31,19 92,93 83,79 70,25
3 31,0 31,19 57,96 69,30 70,25
4 68,35 48,82 96,65 95,76 93,04
5 53,79 19,22 74,97 95,76 70,25
6 31,0 31,19 86,63 32,13 70,25
7 53,79 48,82 92,93 95,65 84,19
8 68,35 31,19 57,96 83,79 70,25
9 31,0 19,22 74,97 32,13 70,25
10 53,79 31,19 57,96 53,87 45,57
11 53,79 48,82 39,06 83,79 70,25
12 31,0 48,82 39,06 32,13 45,57
13 31,.0 31,19 74,97 53,87 14,55
14 39,0 31,19 74,97 53,87 45,57
15 12,02 48,82 74,97 69,30 14,55

 

Анализ результатов теста опросника родителей:

№ семьи Наиболее выраженная шкала Стиль воспитания
1 3 шкала симбиоз
2 3 шкала симбиоз
3 5 шкала маленький неудачник
4 3 шкала симбиоз
5 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
6 3 шкала симбиоз
7 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
8 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
9 3 шкала симбиоз
10 3 шкала симбиоз
11 4 шкала авторитарная гиперсоциализация
12 2 шкала кооперация
13 3 шкала симбиоз
14 3 шкала симбиоз
15 3 шкала симбиоз

 

Общий анализ:

По 1шкале - 0 семей

По 2шкале - 1 семья

По 3шкале - 9 семей

По 4шкале - 4 семьи

По 5 шкале - 1 семья

 

Проведя тестирование детей, я получила следующую картину:

№ ребёнка самооценка
1 адекватная
2 завышенная
3 заниженная
4 адекватная
5 заниженная
6 завышенная
7 заниженная
8 заниженная
9 завышенная
10 адекватная
11 неадекватно завышенная
12 адекватная
13 завышенная
14 адекватная
15 адекватная

 

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод:

№ семьи стили воспитания самооценка
11 семья авторитарная гиперсоциализация неадекватно завышенная
1 семья симбиоз завышенная
2 семья симбиоз завышенная
4 семья симбиоз завышенная
6 семья симбиоз завышенная
9 семья симбиоз адекватная
10 семья симбиоз адекватная
13 семья симбиоз адекватная
14 семья симбиоз адекватная
15 семья симбиоз адекватная
12 семья кооперация адекватная
5 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
7 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
8 семья авторитарная гиперсоциализация заниженная
3 маленький неудачник заниженная

 

Таким образом, видно, что стили воспитания - «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник» отрицательно влияют на самооценку дошкольника. У детей в таких семьях заниженная самооценка или же неадекватно завышенная.


Заключение

 

День, прожитый ребенком, не вернешь. Как часто родители с грустью обнаруживают, что - что-то не успели сделать, что-то упустили, не осуществили каких-то намерений, связанных с развитием ребенка.

О важном условии полноценного воспитания хорошо сказала в свое время Н.К. Крупская: «Если члены семьи люди отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребенка». [30.199]

Принцип единства слова и дела все более утверждается в нашей жизни. Применительно к воспитанию детей в семье этот принцип означает, что не одними лишь словами, наставлениями, назиданиями должны воздействовать родители на развитие личности ребенка, но прежде всего личным примером, живым участием во всех делах своего сына, своей дочери.

Разные точки зрения на воспитание естественны, важно только, чтобы родители не забывали о самом главном - как можно больше любви к ребенку, как можно больше подлинной, разумной заботы о его развитии - физическом, умственном, эмоциональном, нравственном. Как можно больше внимания к его внутреннему миру, к его человеческому своеобразию, как можно больше уважения, которое предполагает и веру в его силы, и исходящую из этой силы требовательность к нему.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

· Принимать активное участие в жизни семьи;

· Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

· Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

· Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

· Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

· Уважать право ребенка на собственное мнение;

· Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

· С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться. [2. 189]

 


Литература

 

1. В.В. Абраменкова Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в субкультуре. М, 2002г

. Б.С.Валков, Н.С.Волкова Детская психология. Схемы. Москва ГИЦ «ВЛАДОС», 2002г.

.А.Я.Варга Типы родительского отношения. Самара, 1997г.

.В.В.Столин Самосознание личности. М, 1986г.

. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2000. - 240с.

. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 1985. - №2. - С. 186 - 187.

. Голод С.И. Стабильность семьи. - Л.: Наука, 1984. - 136с.

. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 1976. - 40с.

. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. - СПб., 1999. - 224с.

. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. - 1996. - №4. - С. 17 - 29.

. Костицкий В. И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 1979. - №8. - С. 32.

. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. Не только любовь. - М.: Знание,1992. - 190 с.

. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. - 150с.

. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - М., 2001. - 240с.

. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. - Воронеж, 2000. - 256с.

. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.

. Папп П. Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 288с.

. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. - 380с.

. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. -200с.

. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.: Знание. 1981. - С. 95.

. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М., 1989. - 380с.

. Практическая психодиагностика./ Под ред. Д. Я. Райгородского. - Самара, 1998. 672с.

. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. Дубровиной. - М., 1999. - 160с.

. Психология. Учебник. - М.: Проспект, 1998. - 584с.

. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988. - 120 с.

. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1989. - 300с.

. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 2000. - 283с.

. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

. Теория личности в западно-европейской и американской психологии./Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996. - 480с.

. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160с.

. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М. - СПб., 1996. - 365с.

. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 1999. -656с.

. Д.Б.Эльконин Детская психология Москва AKADEMA,2002

 


Приложение

 

ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

(А.Я. ВАРГА, В.В. СТОЛИН)

Инструкция: “Внимательно прочитайте утверждения, против каждого поставьте ответ “верно”, если оно совпадает с вашим отношение к своему ребёнку, или “не верно”, если не совпадает.

.Я всегда сочувствую своему ребёнку.

.Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

.Я уважаю своего ребёнка.

.Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.

.Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

.Я испытываю к ребёнку чувство расположения.

.Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.

.Мой ребёнок часто неприятен мне.

.Я всегда стараюсь помочь моему ребёнку.

.Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.

.Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.

.Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.

.Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.

.Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.

.Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.

.Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.

.Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное, как “губка”.

.Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.

.Ребёнка следует держать в строгих рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

.Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.

.Я принимаю участие в своём ребёнке.

.К моему ребёнку “липнет” всё дурное.

.Мой ребёнок не добьётся ничего в жизни.

.Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немножко стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как бы мне хотелось.

.Я жалею своего ребёнка.

.Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

.Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свободное время.

.Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

.Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.

.Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

.Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого от него.

.Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.

.При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.

.Я очень интересуюсь жизнью моего ребёнка.

.В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.

.Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

.Я всегда считаюсь с ребёнком.

.Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.

.Основная причина капризов моего ребёнка - эгоизм, упрямство и лень.

.Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.

.Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.

.Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.

.Я разделяю увлечения своего ребёнка.

.Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.

.Я понимаю огорчения своего ребёнка.

.Мой ребёнок часто раздражает меня.

.Воспитание ребёнка - сплошная нервотрёпка.

.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

.Я не доверяю своему ребёнку.

.За строгое воспитание дети благодарят потом.

.иногда мне кажется, что ненавижу своего ребёнка.

.В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.

.Я разделяю интересы своего ребёнка.

.Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

.Мой ребёнок вырастет неприспособленным к жизни.

.Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.

.Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.

.Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.

.Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.

.Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.