Теоретические подходы к исследованию социализации — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Теоретические подходы к исследованию социализации

2020-04-01 154
Теоретические подходы к исследованию социализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Человек формируется, как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения и воспроизводства человеком культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит; иногда под социализацией также понимают результат этого процесса (в этом случае синонимом выступает понятие социализированность). В отечественной психологии понятие используется сравнительно недавно, будучи заимствовано из зарубежных психолого-педагогических концепций; ранее описываемое им явление трактовалось в терминах воспитания, хотя эти понятия, близкие по своей сути, не являются синонимичными. [1; с 150]

Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом социальных норм и освоение социальных ролей, принятых в данном обществе. Этот процесс начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости человека, продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении жизненного пути человеку приходиться осваивать множество социальных ролей, менять взгляды, привычки, правила поведения. Социализации объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

В разных социологических теориях приняты различные трактовки социализации, в силу этого описание закономерностей и механизмов социализации в разных источниках неоднозначно, порой противоречиво. Существуют разные толкования самого этого термина. В то же время социализация составляет ядро и становления личности, и основное содержание всех психолого-педагогических теорий определяется трактовкой этого явления. [2; с 80]

Истоки многих современных теорий социализации можно проследить в работах известного французского социолога и психолога Габриэля Тарда, первым попытавшегося описать процесс присвоения норм через социальное взаимодействие. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель-ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Само подражание Габриэль Тард возводил как к психологическим основаниям (желаниям, потребностям), так и к социальным факторам (престижу, повиновению и практической выгоде). [3; с 43]

Большое влияние на развитие теоретических подходов исследования социализации имела концепция К. Маркса. Он утверждал, что формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием. И результатом его деятельности. Люди в процессе своей деятельности и посредством неё изменяют и внешние обстоятельства, и самих себя. Это позволило раскрыть противоречивую природу социализации, её социокультурный смысл.

В концепции Эмиля Дюркгейма основная функция социализации приобщение индивида к «коллективному сознанию». По его мнению, «группа чувствует, мыслит, действует иначе, чем это сделали бы её члены, если бы они были раздельны». Ядром его концепции социализации стала теория морали, как системы объективных правил поведения отличительный признак которых - их императивность, обязательность.

В теории социального действия Макс Вебер выделял два аспекта социализации: субъективный смысл и направление на другого. Особый интерес представляет идея Макса Вебера об ориентации поведения на установленный порядок и возможных вариантах «неправильного» поведения, о реальном поведении индивида, которое может быть, ориентировано на несколько систем установлений, противоречащих друг другу.

Родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд выдвинул: идею на повседневное поведение индивида влияют и неосознаваемые мотивы, лежащие в глубинах психики. По его мнению, сфера психики человека сложна. Включает бессознательное («оно»), сознание индивида («Я»), и проявление коллективного сознания («Сверх-Я»).

Социализация противоречивый и конфликтный процесс: личность изнутри разрывается между двух сил: инстинкты, влечения, стремления остаться самим собой, отдаться удовлетворению своих желаний, следуя «принципу удовольствия», а с другой стороны, - влияние общества, его требований, законов, запретов и табу, направленные на подавление его желаний, на подчинение социальным нормам, на следование принципу реальности».

Зигмунд Фрейд отметил, что развитие цивилизации навязывает индивидам ограничения. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По мнению Зигмунда Фрейда, основными в социализации личности являются стадии психосексуального развития, при котором происходит и «развертывание» врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества.

По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает положение, ч то оптимальное чувство идентичности воспринимается, как ощущение адекватности самому себе. «Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство понимания того, что человеку нужно», и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей», поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

Широкое применение на Западе понятие «социализация» получило только с 1930-х годов в связи с повышением интереса к отношениям «человек-культура», с началом систематического исследования противоречий между практикой воспитания детей, подростков, молодёжи и требованиями общества. Потребность в исследовании процессов социализации в первой половине XX века связана с тем, что в этот период в науке и массовом сознании начинает утверждаться новый взгляд на место личности в обществе. Глубже осознается социальная природа человека, наивные представления о социальных институтах, как «плодах общественного договора», сменяются основательным функциональным анализом их природы. [4; с 7]

В разных научных школах акцентируются различные аспекты социализации и по-своему выделяются ее основные механизмы. Бихевиористы трактуют социализацию, как социальное научение посредством имитации поведения референтных моделей. В школе символического интеракционизма социализация рассматривается как результат социального взаимодействия, в котором ребенок и различные агенты социализации осуществляют «взаимопроникновение». В гуманистической психологии главное внимание уделяется явлению самоактуализации, которое всевозможные агенты социализации призваны способствовать этому процессу.

В отечественной психологии социализация долгое время отождествлялась с воспитанием, которое, в свою очередь рассматривалось в узком и широком смысле.

В первом случае речь шла о целенаправленном педагогическом воздействии, имеющем своей непосредственной целью формирование определенных знаний, умений, навыков, идеалов и пр.

Во втором - речь шла о стихийных воздействиях широкого круга условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка. Фактически все события жизни ребенка имеют воспитательный (социализирующий) эффект.

В современной психолого-педагогической науке социализация нередко отождествляется с воспитанием в широком смысле слова, а воспитание в узком смысле расценивается как один из ее частных механизмов. Однако такой подход не единственный.

В социологии эволюция теоретических взглядов на проблему социализации приобрела особую интенсивность в XX веке в трудах: Д. Дьюи, Ф. Знанецкого, Ч. Кули, Д. Мида, Т. Парсонса, Б.Ф. Скинера, У. Томаса. Они выступали за новое понимание сущности социализации. Подчеркивалось, что процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации принятых норм. Принятие социально значимых и профессиональных норм даст возможность молодому человеку более легко интегрироваться в общество. [5; с 44]

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.