Основные положения учётной политики предприятия — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные положения учётной политики предприятия

2020-04-01 124
Основные положения учётной политики предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По действующему законодательству все предприятия и хозяйственные организации Республики Беларусь должны вести учёт в соответствии с общим концептуальным подходом, принятым в стране, и нести ответственность за методику и организацию учета, и содержание отчётности.

В настоящее время расширились возможности предприятий в области бухгалтерского учёта. Им предоставлено право разрабатывать свою учётную политику, самостоятельно определять конкретные методики, формы и технику ведения бухгалтерского учёта исходя из действующих правил и особенностей хозяйствования. Предприятия сами выбирают методы оценки товарно-материальных и иных ценностей, решают другие вопросы учётной политики.

Учётная политика предприятия - совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся: методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов; приемы организации документооборота, инвентаризации; способы применения счетов бухгалтерского учета; системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. Учётная политика предприятия оформляется приказом или распоряжением руководителя.

На формирование учётной политики влияет много факторов. Схема факторов, определяющих учётную политику предприятия, показана в Приложении 4.

Основная цель формирования учётной политики – формирование полной объективной и достоверной информации о деятельности предприятия. При разработке учётной политики предприятию необходимо выбрать способы учёта хозяйственных операций, по которым нормативными документами предусмотрены альтернативные варианты.

Учетная политика организации разрабатывается руководителем учетной службы (главным бухгалтером), оформляется в виде отдельного документа.

Формирование учётной политики предприятие осуществляет путём выбора одного способа ведения бухгалтерского учёта из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учёта в Республике Беларусь. Если указанная система не устанавливает способа ведения бухгалтерского учёта по конкретному вопросу, то при формировании учётной политики предприятие самостоятельно разрабатывает соответствующий способ исходя из действующих положений по бухгалтерскому учёту.

Способы ведения бухгалтерского учёта, выбранные предприятием при формировании учётной политики, применяются с 01 января года следующего за годом издания соответствующего организационно - распорядительного документа. При этом они применяются всеми структурными подразделениями предприятия (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их расположения.

Помимо выбранных способов ведения бухгалтерского учёта, приказом по учётной политики утверждаются:

ü Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий применяемые на предприятии синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями современности и полноты учёта и отчётности;

ü Формы первичных учётных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные (типовые) формы первичных учётных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчётности;

ü Методы оценки некоторых видов имущества и обязательств;

ü Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств предприятия;

ü Правила документооборота и технология обработки учётной информации;

ü Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для правильной постановки бухгалтерского учёта.

Избранная предприятием учётная политика считается принятой со дня приобретения прав юридического лица.

Учётная политика предприятия может быть изменена в следующих случаях:

· Реорганизация (слияния, присоединения, разделения) предприятия;

· Изменения законодательства Республики Беларусь или нормативных актов по бухгалтерскому учёту;

· Изменение нормативных актов по регулированию бухгалтерского учёта;

· Изменения условий деятельности;

· Разработки новых способов ведения бухгалтерского учёта.

Изменения в учётной политике должны быть обоснованными и оформленными в таком же порядке, как и учётная политика, то есть приказом или распоряжением руководителя.

К учётной политике предъявляются следующие основные требования:

-- полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов (хозяйственных операций) деятельности предприятия;

-- отражение фактов хозяйственной деятельности исходя из правовых норм и экономических условий хозяйствования;

-- равенство данных аналитического и синтетического учёта на первое число каждого месяца, а также с данными бухгалтерской и налоговой отчётности;

-- рациональное и экономное ведение учёта исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия по его экономическим показателям.

В понятие «выбора способов ведения бухгалтерского учёта» входят такие вопросы, как:

1. выбор учётных регистров;

2. погашение первоначальной стоимости основных фондов;

3. формирование фондов и резервов;

4. погашение стоимости нематериальных активов;

5. оценка материальных ресурсов;

6. учёт затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг);

7. признание и использование прибыли предприятия;

8. отражение курсовых разниц;

9. другие вопросы.

При ведении бухгалтерского учёта и составлении учётной политики надо помнить о том, что расходы и доходы предприятия относятся к тому месяцу, к которому они имели отношение независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.

Учётную политику предприятия обязаны знать:

§ руководитель предприятия, который несёт ответственность за её формирование;

§ бухгалтер предприятия, при участии которого можно грамотно и всесторонне обосновывать содержание учётной политики;

§ аудитор, поскольку учётная политика является одним из объектов исследования, с изучения которых начинается процесс аудиторской проверки;

§ налоговый инспектор, ведь от большинства принципов учётной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

При ведении бухгалтерского учёта необходимо обеспечить:

§ неизменность на протяжении текущего года принятой методологии отображения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества. Замена методологии на следующий год должна предусматриваться в примечаниях к годовой финансовой отчётности;

§ полноту отображения в учёте за отчётный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, которые были проведены за это время, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

§ правильность соотношения доходов и расходов к соответствующим отчётным периодам, независимо от времени поступления доходов и оплаты затрат, если остальное не установлено действующим законодательством;

§ разграничение в учёте поточных расходов на производство и капитальные инвестиции;

§ тождественность данных аналитического отчёта оборотам и остаткам синтетичного учёта на первое число каждого месяца.

Учётная политика предприятия отображается в Приказе об учётной политике. Приказ об учётной политике включает перечень всех пунктов принятый на отчётный год учётной политики. Желательно за каждым пунктом в приказе приводить его нормативное обоснование (указывать, на основании какого нормативного документа принято то или иное положение об учётной политике).

В широком понимании учётная политика предприятия оформляется системой внутренней документации при разных участках учётной работы, её содержание часто раскрывается и в учрежденческих документах предприятия.

Составною частью организации учёта на предприятии является перечень документов, которые используются для первичного отображения хозяйственных операций, а также перечень учётных регистров, необходимых для накопления и систематизации информации.

Учётная политика организации серьёзно влияет на размер налоговых платежей в бюджет. Больше всего это влияние проявляется через такие элементы учётной политики, как способ начисления амортизации основных средств и МБП, методы оценки материально-производственных запасов, порядок учёта доходов и расходов при выполнении работ (услуг) по долгосрочным договорам, порядок учёта курсовых разниц и иное.

В течение многих лет руководители, бухгалтеры и налоговые органы считали, что в учётной политике может быть установлен только один, выбранный организацией, способ оценки имущества и отражения операций в учёте. Но практика показывает, что такие ограничения не всегда обоснованы.

Если организация уверена в постоянстве условий хозяйствования, она может зафиксировать в учётной политике только конкретные методы ведения учёта.

В учётной политике ООО «БАССинвест» на 2005 год отмечено, что учёт и оценка готовой продукции оценивается по фактической себестоимости её изготовления.


3.2 Учёт реализации продукции (работ, услуг)

 

Завершающей стадией процесса кругооборота средств предприятия является реализация продукции (работ, услуг), в результате чего готовые изделия (работы, услуги) превращаются в деньги.

Датой или моментом реализации готовой продукции в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения считается дата возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, как наиболее ранняя из дат: день отгрузки готовой продукции; день оплаты готовой продукции.

Оплатой готовой продукции признается прекращение встречного обязательства покупателя соответствующей готовой продукции перед продавцом, которые непосредственно связаны с поставкой (передачей) этой готовой продукции, за исключением прекращения встречного обязательства путем выдачи покупателям – векселедержателем собственного векселя.

Реализация – основной объемный показатель деятельности предприятия. Процессом реализации является совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции. Планирование процесса реализации начинается с обеспечения предприятия заказами. На их основе составляется план по ассортименту, являющийся основанием организации производственного выпуска соответствующих видов продукции. Заказы согласовываются с заказчиками продукции и поставщиками сырья. С покупателями заключаются договоры, в которых указывается ассортимент, сроки отгрузки, количество и качество продукции, цена, форма расчетов, срок действия договора.

Готовая продукция на складе учитывается материально-ответственными лицами в карточках складского учёта или в складских книгах, в которых записывается каждый приходный и расходный документ и выводится остаток готовой продукции. При наличии ПЭВМ складской учёт механизируется.

Основными объектами при реализации являются: готовая продукция; товары отгруженные; реализованная продукция; финансовый результат от реализации (прибыль или убыток).

Основными задачами учёта процесса реализации являются:

Ø определение фактического объёма реализации продукции (работ, услуг);

Ø определение полной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг);

Ø определение финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).

Отгрузка продукции покупателям производится по договорам поставки, и основным документом является товарно-транспортная накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2) с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для списания у поставщика и оприходования у грузополучателя, а также проведения безналичных расчётов с включением ставки, суммы НДС и всего с НДС.

Все документы на отгруженную продукцию, работы, услуги передаются в бухгалтерию или финансовый отдел для выписки расчётно-платёжных документов: счетов-фактур, платёжных требований, счетов-фактур (форма СФ-1) по работам и услугам для расчёта НДС. На продукцию, доставляемую автотранспортом, выписывается товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1). Выполненные работы и услуги оформляются приёмосдаточными актами. При предварительной оплате продавец выписывает счёт (счёт-фактура) для перечисления денежных средств за предстоящую отгрузку.

Для учёта доходов и расходов и выявления финансовых результатов деятельности используются следующие счета:

90 «Реализация»;

91 «Операционные доходы и расходы»;

92 «Внереализационные доходы и расходы».

Счёт 90 «Реализация» используется для учёта доходов и расходов, связанных с видами деятельности, указанными в уставе организации, и выявления финансовых результатов по реализации:

· готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства;

· работам и услугам промышленного и непромышленного характера; строительным, монтажным, научно-исследовательским и другим работам;

· товарам;

· услугам по перевозке грузов и пассажиров;

· услугам связи;

· услугам по транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным работам;

· предоставлению за плату во временное владение и пользование своих активов по договору аренды (лизинга);

· предоставлению за плату прав интеллектуальной собственности (промышленные образцы и другое).

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности» предусмотрено два варианта отражения в учёте реализации продукции, товаров (работ, услуг):

1. продукция, товары, услуги считаются реализованными, когда они отгружены покупателям и расчётные документы предъявлены покупателю или сданы в банк, то есть когда право собственности на отгруженную продукцию сразу переходит к покупателю;

2. по мере оплаты расчётных документов покупателями и поступления средств на расчётный счёт продавца.

Записи по счётам при первом варианте следующие:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Оприходована готовая продукция по фактической себестоимости 43, 41 20
Отгружена покупателям продукция (работы, услуги) по договорным ценам 62 90
Списание фактической себестоимости продукции, товаров 90 43, 41
Поступление оплаты за отгруженную продукцию, товары по договорным ценам 50, 51, 52, 55 62
При поступлении на расчётный счёт предоплаты от покупателей (заказчиков) 50, 51, 52 62
Отгрузка продукции в счёт предоплаты (по фактической себестоимости) и одновременно на сумму по договорным ценам 90 62 43 90
Списание фактической себестоимости продукции, сданных заказчикам работ, услуг 90 20
Списание расходов на реализацию 90 44

 

При втором варианте учёта реализации по мере оплаты за отгруженную продукцию – применяется счёт 45 «Товары отгруженные».

Записи по счётам при втором варианте следующие:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Списание отгруженных товаров, продукции по фактической себестоимости 45 43, 41
Поступление выручки за отгруженную продукцию, товары по договорным ценам 50, 51, 52, 55 90
Списание реализованных товаров и продукции со счёта 45 «Товары отгруженные» по фактической себестоимости 90 45
Списание фактической себестоимости отгруженной продукции, услуг, оказанных на сторону 45 20
Списание полуфабрикатов собственного производства 45 21
Списание услуг вспомогательного производства по фактической себестоимости, оказанных на сторону   45   23
Списание фактической себестоимости услуг обслуживающих производств и хозяйств на сторону (общежитий, парикмахерских и так далее) 45 29
Отнесение транспортных услуг за счёт покупателя продукции, услуг 45 60
Списание командировочных расходов лиц, сопровождавших груз в пути, которые возмещаются покупателями 45 71
Начисление налогов (акцизы, НДС, налог с продаж, налог на услуги) 90 68

 

Аналитический учёт отгруженной продукции (работ, услуг) должен вестись на счёте 45 «Товары отгруженные» по каждому покупателю, по каждой отгрузке, также как и расчёты за отгружаемую продукцию и услуги.

Регистром такого учёта является при журнально-ордерной полной форме учёта Ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», при сокращённой – в журнале-ордере № 06, а при упрощённой – ведомость № 13-6 «Отгрузка и реализация». Дебетовое сальдо на активном счёте 45 «Товары отгруженные» показывает стоимость отгруженной продукции (работ, услуг), но ещё не оплаченной покупателями.

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учёт товаров по продажным ценам, по кредиту счёта 90 «Реализация» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учёта денежных средств и расчётов), а по дебету – их учётная стоимость (в корреспонденции со счётом 41 «Товары» на предприятии общественного питания «БАССинвест») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товара (в корреспонденции со счётом 42 «Торговая наценка»).

К счёту 90 «Реализация» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка от реализации»;

90-2 «Себестоимость реализации»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-5 «Прочие налоги и сборы из выручки»;

90-6 «Экспортные пошлины».

Записи по субсчетам 90.1, 90.2, 90.3, 90.4, 90.5, 90.6 производятся накопительно в течение года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90.2, 90.3, 90.4, 90.5, 90.6 и кредитового оборота по субсчёту 90.1, определяется финансовый результат от реализации за отчётный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно списывается с субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от реализации» на счёт 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, счёт 90 «Реализация» сальдо на отчётную дату не имеет.

По окончании отчётного года все субсчета счёта 90 «Реализация» (кроме 90.9) закрываются внутренними записями на субсчёт 90.9 «Прибыль/убыток от реализации».

Расходы на реализацию можно сразу при их возникновении предварительно собирать на счёте 44 «Расходы на реализацию», а потом ежемесячно списывать на счёт 90 «Реализация»:

 

Д-т счёта 90 «Реализация»

К-т счёта 44 «Расходы на реализацию»

 

К таким расходам в производственных предприятиях относятся: тара и упаковка изделий на складах готовой продукции; доставка груза на станцию отправления; расходы на рекламу и другие.

Не относится к расходам на реализацию та тара, которая в ТТН-1 включается отдельной строкой и взыскивается с покупателя продукции.

К активному счёту 44 «Расходы на реализацию» открывается два субсчёта:

44-1 «Коммерческие расходы» (для производственных предприятий);

44-2 «Издержки обращения» (для торговых предприятий).

Учёт товаров и тары в торговых предприятиях всех форм собственности имеет свои особенности. Эти особенности вызываются наличием торговых скидок и торговых надбавок, реализацией товаров оптом и в розницу, разнообразием форм реализации (оптом, мелким оптом, за наличные деньги, в кредит и другое).

Для учёта покупных товаров в снабженческо-сбытовых, торговых предприятиях, предприятиях общественного питания и промышленных предприятиях используется активный счёт 41 «Товары».

Эти предприятия на счёте 41 «Товары» учитывают также покупную тару, кроме инвентарной, которая служит для производственных и хозяйственных.

Справочно в балансе указывается сумма по продажным ценам и сумма торговой наценки (скидки, накидки).

Все виды расходов в торговле учитываются в течении месяца по дебету активного счёта 44/2 «Издержки обращения».

При учёте товаров по продажным ценам (с наценкой или скидкой) разница между продажной ценой и покупной ценой относится на пассивный счёт 42 «Торговая наценка», который имеет субсчета:

42-1 «Торговая наценка»

42-2 «Скидка поставщиков»

42-3 Налог на добавленную стоимость в цене товара

42-4 «Налог с продаж»

К счёту 41 «Товары» могут быть открыты субсчета:

41-1 «Товары на складах» учитываются товары на оптовых базах, складах, овощехранилищах, холодильниках, в общественном питании;

41-2 «Товары в розничной торговле» учитываются товары в магазинах, ларьках, киосках, в буфетах предприятий общественного питания; стеклянная посуда (бутылки, банки);

41-3 «Тара под товаром и порожняя» учитывается тара под товаром и порожняя (кроме стеклянной посуды);

41-4 «Покупные изделия» учитываются покупные товары, изделия для последующей их реализации;

41-5 «Продукция подсобного сельского хозяйства» учитывается наличие и движение продукции подсобных сельских хозяйств и другие.

Продукция собственного производства реализуется:

* в столовых, закусочных, предприятиях быстрого обслуживания через обеденный зал за наличный расчет;

* в ресторанах, барах и кафе через официантов, обслуживающих отдельных посетителей или группы посетителей при проведении юбилейных торжеств, банкетов, свадеб и т.п.;

* рабочим и служащим с последующим удержанием из заработной платы:

* субъектам хозяйствования по безналичному расчету.

Продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки юридическим лицам и предпринимателям по безналичному расчету подразделяется на: реализацию включаемую в розничный товарооборот; реализацию включаемую в оптовый товарооборот.

Отпуск собственной продукции другим субъектам хозяйствования оформляют товарной накладной (форма №ТН-2) или товарно-транспортной накладной (форма №ТТН-1).

Товары в буфетах и в розничной торговой сети общественного питания учитываются на счете 41 "Товары", субсчете 2 "Товары в розничной сети".

Основанием для учёта поступления и реализации товаров является товарный отчёт материально ответственных лиц магазина, склада.

Однако передача готовой продукции с центрального склада для реализации в торговый павильон будет отражена в учете на предприятии общественного питания «БАССинвест» проводками:

 

Д-т счёта 41.2 «Товары в розничной сети»

К-т счёта 41.0 «Склад готовой продукции»

 

Разумеется, такое перемещение готовой продукции внутри организации не является объектом налогообложения.

По итогам реализации материально ответственное лицо составляет и передает в бухгалтерию соответствующий отчет, а так же сдает в кассу организации полученную выручку.

Порядок и сроки составления и сдачи в бухгалтерию отчетов о реализации, а также сдачи наличных денег, полученных от покупателей, организация определяет самостоятельно.

При этом необходимо, чтобы были выполнены следующие условия: бухгалтерия должна получать своевременную и полную информацию о реализации продукции для отражения этих операций в учете и для расчета налогов; должен соблюдаться лимит остатка наличных денег в кассе, установленный обслуживающим организацию банком.

Так на предприятии ООО «БАССинвест» товарный отчёт составляют заведующие складами: готовой продукции, сырья.

Товарный отчёт (Приложение 5) заведующего складом готовой продукции заполняется следующим образом:

1. Сначала записывается остаток готовой продукции на начало отчётного периода (из предыдущего товарного отчёта).

2. В приходной части отчёта записывается: каждая товарная накладная (ТН-2) на поступление готовой продукции с основного производства 20.9 «Общественное питание»; товарно-транспортные накладные (ТТН-1) от покупателей по возврату продукции с истёкшим сроком реализации.

3. В расходной части записываются: все товарно-транспортные накладные (ТТН-1) на реализацию готовой продукции; сумма скидок по всем накладным; акты на списание продукции, поступившей от покупателей с истёкшим сроком реализации.

4. Вычисляется остаток готовой продукции на конец отчётного периода (остаток на начало отчётного периода плюс приход за отчётный период - расход за отчётный период).

При определении выручки от реализации по моменту оплаты отгруженной продукции, широко используемому в Республике Беларусь, для учета отгруженной, но еще не реализованной продукции используют синтетический счет 45 «Товары отгруженные». При этом отгруженную готовую продукцию списывают с кредита счета 40 «Готовая продукция» или счета 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». По мере оплаты расчетных документов поступившие от покупателей платежи зачисляют на счет 51 «Расчетный счет» или другие денежные и расчетные счета с кредита счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Одновременно реализованную продукцию и оплаченные работы и услуги списывают со счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг). При данном методе реализации продукция считается реализованной, если она отгружена или передана покупателю и платежное требование поставщика оплачено полностью.

Если организация определяет выручку от реализации продукции в момент ее отгрузки или отпуска покупателю, то счет 45 «Товары отгруженные» при обычных условиях поставки не используется. Для организации-продавца отгруженная или отпущенная продукция считается реализованной, и ее списывают следующей записью:

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.