Темперамент и факторы его формирования — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Темперамент и факторы его формирования

2020-04-01 160
Темперамент и факторы его формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализ литературы по проблемам темперамента свидетельствует о том, что у психологов нет единого мнения о сущности этой стороны человеческой психики. Различные авторы указывают на разные свойства, считая их наиболее характерными для темперамента. Одни видят в нем, по существу, синоним личности, другие - лишь составную часть последней наряду со способностями, характером, мотивационной сферой и т.д. Некоторые психологи рассматривают темперамент как своего рода канву, на которой возникает и развивается личность. Есть и такие исследователи, которые вообще отрицают существование темперамента как особого психического явления. Стреляу в своей работе «Роль темперамента в психическом развитии» исходил из распространенной в польской психологической литературе концепции деятельности Т. Томашевского. Ее суть состоит в том, что человеческие действия образуют основной механизм, регулирующий равновесие между индивидом и средой. Поэтому он стремился к разработке такой концепции темперамента, которая не ограничивалась бы описанием свойств психики, составляющих темперамент, а указывала бы на его роль как механизма, влияющего на характер отдельных действий и деятельности человека в целом. И исходил из того, что темперамент - это совокупность формальных и относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций.

Называя характеристики темперамента формальными, можно подчеркнуть, что темперамент сам по себе не составляет содержания поведения - что существенно отличается от личности - и непосредственно не определяет это содержание. Это утверждение следует понимать так, что сам факт обладания теми или иными свойствами темперамента не указывает непосредственно (прямо), в каком направлении будет развиваться личность ребенка. Однако это не означает, что темперамент не связан с личностью. Как мы увидим в дальнейшем, он опосредованно влияет на формирование личности, являясь одним из факторов ее развития.

Темперамент проявляется в действиях независимо от их содержания и направленности, причем не, только в эмоциональных реакциях, как утверждают многие исследователи, но и в интеллектуальных действиях. Темперамент, обусловленный, прежде всего функционированием сложных физиологических механизмов, оказывает влияние на человеческие действия и реакции в двух основных измерениях: энергетического уровня и временной характеристики поведения - и потому служит одним из регуляторных механизмов деятельности. Он является определенной предрасположенностью или устойчивой особенностью, благодаря которой психические или психомоторные явления возникают легче или труднее, медленнее или быстрее, слабее или сильнее и т.д.

Следует подчеркнуть, что не всякая характеристика энергетического уровня поведения или временных параметров реакций представляет собой описание свойств темперамента. Так, мы говорим, что сила реакции или скорость действий могут зависеть также и от таких факторов, как мотивация, способности, объем навыков и умений, либо от значения ситуации (раздражителей), в которой действует индивид. В чистом виде свойства темперамента проявляются лишь тогда, когда эти факторы для определенной группы или популяции примерно одинаковы. Поэтому названные факторы, воздействуя в каком-либо конкретном случае на те параметры поведения, которые являются типичными проявлениями темперамента, могут затруднять его диагноз.

Второй характерной особенностью свойств темперамента является их относительная устойчивость. Говоря об этом, мы хотим подчеркнуть, что свойства темперамента не изменяются каждую минуту или со дня на день, как это следует из концепции ситуативного темперамента С. Герстмана и сотрудников. По их мнению, дети в различных ситуациях и в разное время ведут себя в соответствие с различными типами темперамента. Они обнаруживают то черты холерика, то сангвиника, а уже через минуту могут вести себя как типичный меланхолик и т.п. Изменения свойств темперамента связаны, прежде всего, с развитием индивида; другими словами, сангвиник в детском возрасте ведет себя иначе, чем взрослый или пожилой сангвиник; в то же время следует подчеркнуть, что вероятность превращения сангвиника во флегматика или меланхолика сравнительно невелика. Не исключено, однако, что такое превращение все-таки возможно под влиянием долговременных и последовательных воздействий среды.

Свойства темперамента в сравнении с другими психическими характеристиками относятся к наиболее постоянным и неизменным. В настоящее время накоплен обширный эмпирический материал, свидетельствующий об относительной устойчивости этим свойствам.

Приступая к описанию основных, измерений темперамента, начнем с характеристики энергетического уровня поведения. В литературе существует почти единодушное мнение, что энергетические характеристики, как бы они ни понимались, образуют - как относительно постоянные и характерные для отдельных индивидов - один из существенных элементов темперамента.

Энергетический уровень поведения охватывает все те свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление (кумуляцию) и разрядку (освобождение) накопленной энергии.

Различают два основных свойства темперамента, связанных с энергетическим уровнем: реактивность и активность поведения. Сущность их состоит в следующем. Применяя стимулы определенной силы, мы получаем реакцию, интенсивность которой пропорциональна силе стимула. Увеличение силы последнего, как правило, приводит к усилению реакции, и наоборот, реакция ослабевает вместе с падением силы стимула. Эта закономерность известна как закон силы, утверждающий, что величина (интенсивность) реакции является функцией силы стимула. Однако оказывается, что интенсивность реакций подвержена большим индивидуальным различиям, иначе говоря, раздражитель одной и той же силы вызывает у разных людей различную по интенсивности реакцию. Сила реагирования, свойственная данному индивиду, оценивается поэтому путем сравнения с интенсивностью реакций других индивидов на действие одного и того же раздражителя. При этом применяемый стимул имеет для всех индивидов примерно одинаковое значение - что может быть достигнуто в условиях эксперимента - либо является нейтральным.

Уровень интенсивности реакции, поскольку он относительно постоянен и характерен для данного индивида, мы называют реактивностью.

Эта характеристика является в известной мере устойчивой. В зависимости от уровня реактивности будут различаться так называемые пороги работоспособности отдельных индивидов, поэтому можно наблюдать нарушение этой закономерности.

Характеристика интенсивности реакций у индивидов, различающихся уровнем реактивности, на раздражители возрастающей силы. В пределах - нижнем и верхнем - реактивность проявляется в возбудимости (сенсорной, эмоциональной) и в работоспособности (выносливости) индивида. В этом смысле понятие реактивности во многом напоминает понятие силы нервной системы по отношению к возбуждению. Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын пришли к выводу, что сила нервных процессов, понимаемая как функциональная работоспособность (выносливость) при воздействии сильных или продолжительных раздражителей, находится в обратной зависимости от чувствительности нервной системы.

Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида или чем слабее раздражитель, вызывающий хотя бы еле заметную реакцию. На связь возбудимости с темпераментом указывают, в частности, исследования В.Д. Небылицына и его сотрудников. Концепцию возбудимости разделяют и Э. Кречмер, и У. Шелдон, в чьих типологиях подчеркивается значение эмоциональной возбудимости для характеристики отдельных темпераментов.

Как уже говорилось, противоположностью возбудимости является работоспособность, или выносливость, способность адекватно реагировать на сильные, продолжительные или часто повторяющиеся раздражители. В типологии И.П. Павлова она считается основным проявлением силы нервной системы. Выносливость индивида определяется измерением интенсивности реакции при увеличении силы или продолжительности раздражителя. Та сила стимула, при которой уже не наблюдается соответствующего ей повышения интенсивности реакции, составляет меру выносливости нервной системы данного индивида. Именно в этот момент перестает действовать закон силы. Индивид тем менее работоспособен (обладает тем меньшей выносливостью) и тем более реактивен, чем раньше перестает действовать этот закон и, следовательно, чем слабее раздражитель, при котором достигается предел работоспособности (превышение верхнего порога реагирования).

Реактивность проявляется, прежде всего, в реакциях, непосредственно вызванных действующим стимулом. Поэтому такой тип поведения называют также реактивным поведением, в отличие от произвольного поведения, которое, включая целевые действия, часто не находится в непосредственной связи с актуальной побудительной ситуацией. Говоря о высоко и низкореактивных индивидах, мы имеем в виду тех лиц, которые по усилению реакции при повышении интенсивности стимула занимают крайние позиции: максимальное и минимальное усиление. Большинство индивидов по своей реактивности, как и по другим характеристикам, занимают промежуточное положение.

Не углубляясь в подробное обсуждение физиологических механизмов реактивности, можно сказать, что у высокореактивных индивидов этот механизм вызывает более сильные по сравнению с низкореактивными индивидами реакции, если только интенсивность действующих стимулов не превышает порога выносливости, более низкого у высокореактивных индивидов; в последнем случае происходит явное снижение интенсивности реакции. В свою очередь у низкореактивных индивидов этот механизм действует так, что раздражители одной и той же силы вызывают у них меньшую реакцию, чем у более реактивных.

Вторым параметром, связанным с энергетическим уровнем поведения, является активность. Активность представляет собой индивидуальное свойство, отличающее данного индивида с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты выполняемых действий или деятельности любого рода.

Источником стимулов, вызывающих возбуждение могут быть различные факторы: ситуации, так же всевозможные изменения как вне, так и внутри организма. Хотя мы не располагаем объективной шкалой интенсивности раздражителей - это связано с тем, что физическая сила раздражителей часто не соответствует их физиологической силе,- в общем, говоря, можно допустить, что те сенсорные раздражители, которые не выступают как сигналы, обычно имеют меньшее стимулирующее значение, чем сигналы, обладающие определенным смыслом. В то же время раздражители, вызывающие эмоциональные состояния, обладают большим стимулирующим значением, чем эмоционально нейтральные раздражители.

Источником стимуляции могут быть также собственные реакции и действия индивидов. Они становятся раздражителями по принципу так называемой обратной афферентации. Это явление состоит в том, что изменения в мышцах, сухожилиях или костной системе, возникающие при определенных реакциях, передаются посредством соответствующих внутренних рецепторов как раздражители в центры нервной системы, становясь источником дополнительного возбуждения.

Большим стимулирующим значением характеризуется также такое поведение, когда сами выполняемые действия вызывают определенные эмоции. В этих случаях главным фактором, вызывающим данное состояние возбуждения, является эмоция, сопутствующая определенному действию (состояние напряжения, огорчение, удовольствие и др.). Поэтому действия имеют стимулирующее значение, прежде всего потому, что они вызывают определенные эмоции, оказывающие непосредственное влияние на состояние возбуждения. Примерами могут служить действия различной степени трудности, где эта степень становится источником эмоций определенной интенсивности. /4, с. 68-76/

Можно допустить, что в основе реактивности активности лежит один и тот же физиологический механизм, благодаря которому одинаковые по интенсивности стимулы вызывают у одних индивидов больший, а у других - меньший эффект. Это некоторый генератор со специфическими для каждого индивида параметрами преобразования энергии, поступающей к нему от всех рецепторов организма. В результате действия этого генератора, размещающегося на различных этажах нервной системы и тесно связанного с гормональной системой, один и тот же раздражитель вызывает у разных индивидов различный уровень возбуждения (генератор может быть более или менее чувствительным). Физиологический механизм у тех лиц, у кого, как правило, возникает более сильное в сравнении с другими возбуждение, усиливает стимуляцию. В свою очередь у индивидов, для которых характерно более слабое возбуждение, тот же механизм подавляет её.

Мы не можем определить, в какой момент от начала воздействия на рецептор до появления реакции происходят изменения, приводящие к пониженному или повышенному эффекту стимуляции. Следует ожидать, что индивидуальные различия в интенсивности реакций - помимо актуально действующих факторов - зависят от относительно постоянных свойств рецепторов, путей, проводящих биоэлектрические импульсы к нервным центрам и от них, а также от особенностей функционирования подкорковых и корковых нервных центров. Свойства всех упомянутых элементов физиологического механизма, усиливающего или подавляющего стимуляцию, являются специфическими для каждого индивида. Это подтверждают исследования Р. Уильямса, который, говоря об относительно постоянных индивидуальных различиях в строении и функционировании всех исследованных им органов тела, ввел понятие так называемой биохимической индивидуальности. Возникает вопрос: каково принципиальное различие между реактивностью и активностью, тесно связанными между собой общим физиологическим механизмом? Обратимся к некоторым свойствам, различающим эти измерения энергетического уровня поведения.

. Реактивность и активность поведения в определенном смысле не зависят друг от друга. Это нужно понимать так, что свойство, названное нами реактивностью, не определяет активность, хотя они имеют общую причину - механизм усиления и подавления стимуляции. Этот механизм непосредственно определяет реактивность поведения, тогда как в случае активности он представляет собой лишь исходный пункт формирования этого свойства. В зависимости от того, до какой степени индивид научается удовлетворять потребность в оптимальной стимуляции, активность поведения формируется по-разному. Допуская, что действия индивида с точки зрения регуляции стимуляции адекватны оптимальному уровню возбуждения, можно признать, что измерение активности поведения служит косвенным показателем реактивности данного индивида, и наоборот. Оценка реактивности - с учетом сделанных выше замечаний - может быть показателем активности.

. Реактивность, проявляющаяся в интенсивности, или силе, реакции, есть результат определенного возбуждения, в основе которого лежит индивидуально-специфический механизм усиления или подавления стимуляции. В то же время активность является одним из регуляторов уровня возбуждения. Отбирая соответствующие раздражители - адекватные данному механизму усиления или подавления стимуляции,- она позволяет сохранить оптимальный уровень возбуждения.

. Реактивность проявляется в реакциях, непосредственно определяемых стимулирующей ситуацией, иначе говоря, в поведении индивида, которое мы назвали реактивным. Активность же приобретает форму направленного на определенную цель поведения, часто непосредственно не связанного с данной стимулирующей ситуацией. Она находит выражение в человеческих действиях.

. Как следует из нашей концепции, между реактивностью и активностью существует обратное отношение. Высокореактивные индивиды, сильно реагирующие на непосредственные раздражители, обычно характеризуются пониженной активностью действий, их деятельность мало интенсивна; это связано с тем, что их физиологический механизм скорее усиливает стимуляцию. В свою очередь низкореактивные индивиды характеризуются большой активностью. Это означает, что, реагируя, в общем, слабее, чем высокореактивные индивиды, на непосредственные раздражители, они вместе с тем отличаются большой интенсивностью действий. Это связано с тем, что их физиологический механизм скорее подавляет стимуляцию.

Согласно определению, вторым основным элементом темперамента является совокупность черт, характеризующих протекание реакций во времени. Временная характеристика реагирования охватывает определенное количество свойств. Рассмотрим их по порядку, начиная с так называемой скорости реакции, измеряемой ее латентным периодом, то есть временем от начала стимула до возникновения реакции, либо быстротой выполнения некоторого действия, состоящего из ряда реакций. Если эта скорость является устойчивой, мы считаем ее свойством темперамента. Это свойство уже давно было отмечено в психологии темперамента; его описание можно найти, например, в типологии темпераментов И. Канта. Экспериментальные исследования скорости реагирования и ее связи с другими временными характеристиками в основном проводились советскими психологами, занимающимися проблемами темперамента.

Другой особенностью, характеризующей поведение во временном его аспекте, является подвижность, понимаемая как способность перехода от одной реакции (действия) к другой. Подвижность рассматривается здесь как свойство поведения, поэтому не следует смешивать ее с подвижностью нервных процессов, которая образует, возможно, главный, но не единственный физиологический механизм описываемой нами подвижности. Подвижность поведения, которую иногда называют эластичностью, или пластичностью, можно измерять наименьшим временным интервалом между стимулами, необходимым для адекватного реагирования на них или для перехода от одного действия к другому.

Противоположностью подвижности является инертность, которая проявляется в том, что реакция не поспевает за быстро меняющейся ситуацией. /4, 76-80/

Основные типы темперамента

 

Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и активность - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия - механизм психической деятельности, при которой наибольшей значимостью для человека являются объективные (вне человека) предметы и события.

Интроверсия - принципиально иной механизм, при котором наибольшей значимостью обладают внутренние психические процессы личности.

Поведение экстраверта определяется большой зависимостью от внешней среды, поэтому он стремиться установить большой круг общения, предпочитает работу с людьми, частые перемены, новые впечатления, зачастую плохо контролирует свои эмоции и чувства, импульсивный, поверхностный.

Поведение интроверта определяется больше способностями внутренней жизни, чем событиями внешнего мира. Ему свойственно стремление к общению с малым кругом людей. Он предпочитает работу с техникой, документацией, а не с людьми. Контролирует свои чувства, планирует свои действия заранее, не поддается внезапным побуждениям. Любит постоянно выполнять одну и ту же работу и доводить ее до конца.

Эмоционально устойчивый человек характеризуется психологической настойчивостью, хорошей адаптацией к окружающей социальной микросреде.

Эмоционально неустойчивый человек подвержен высокой эмоциональной чувствительности, тревожности, психической неуравновешенности. /6, с. 54-55/

Учитывая основные свойства темперамента, Я. Стреляу дает следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента.

. Сангвиник (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы). Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонацией и ударениями, уравновешенная и плавная, сопровождается живой жестикуляцией, выразительной мимикой и эмоциональным подъемом нервной системы./4, с. 63/ Сангвиник отличается повышенной активностью - проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны - он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

. Флегматик (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы). Положительные условные рефлексы образуются с нормальной скоростью, они прочны, как и тормозные условные реакции. Адекватное взаимодействие между корой и подкорковой областью обеспечивает контроль коры прирожденными рефлексами. Флегматик легко приспосабливается к социальной среде. Быстро учиться говорить, читать и писать. Его речь несколько медленнее, чем у сангвиника, она спокойна, равномерна, без резко выраженных эмоций, жестов и мимики. В отличие от сангвиника и холерика у него малая реактивность. Это проявляется в том, что его трудно рассмешить или рассердить. Высокая активность значительно преобладает над малой реактивностью, что и определяет терпеливость, выдержку, самообладание. Психический темп замедленный - движения неторопливы, медленная походка, на вопросы отвечает не сразу. Он отличается малой пластичностью и большой ригидностью. Он медлителен и спокоен, проявляет во всем основательность, склонен к порядку, но медленность мешает в процессе познания, уклоняется от споров. У него устойчивое настроение, уклоняется от ссор. Неудачи и неприятности не выводят его из себя.

. Холерик (в основе лежит сильный, неуравновешенный - с преобладанием возбуждения - тип нервной системы). Характеризуется сильными условными реакциями. Повышенная подкорковая деятельность не всегда достаточно регулируется корой. Условные связи образуются медленней, чем у предыдущих типов, что связано с повышенной возбудимостью подкорковых центров, которые тормозят центры коры. Условные тормозные реакции холерика неустойчивы. Дети такого типа учатся общению удовлетворительно, однако испытывают затруднения в приспособлении своих реакций и эмоций к требованиям школы. Их речь становится в меру быстрой, но не ровной и формируется труднее, чем у предыдущих типов. Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость). Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

. Меланхолик (в основе лежит слабый тип нервной системы). Это энергичный тип темперамента. Пониженная деятельность коры сочетается со слабой деятельностью подкорковых центров, что особо выражается в пониженных эмоциях. Быстро утомляется и перестает реагировать на слишком сильные или продолжительные раздражители. Безусловные рефлексы также слабые. Условные реакции образуются медленно, после многих сочетаний безусловного и условного раздражителей. Для меланхолика характерно преобладание внешнего торможения. Речь тихая, замедленная. Однако слабый тип нервной системы у ребенка является благоприятной почвой для возникновения нарушений деятельности коры. В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом - его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляются глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм. /4, с.62-64/

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.