Монополизм в российской экономике — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Монополизм в российской экономике

2020-04-01 133
Монополизм в российской экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отра­жающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспе­чивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — третьего порядка).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (това­ропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетво­рению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функциони­рует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей эконо­мической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассорти­мент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о рос­сийском, американском, японском и других рынках.

Конкретной формой функционирования рыночных от­ношений является, как известно, конкуренция. Поэтому для исследования специфики рыночных отношений в РФ необходимо рассмотреть проблему конкуренции и монополизма в российской экономике. Кроме того в работе уделяется внимание специфике и тенденциям развития малого бизнеса. Малое предпринимательство, как обстоятельно пока­зано в литературе — существенная составля­ющая и массовая субъектная база цивилизован­ного рыночного хозяйства, неотъемлемый эле­мент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьез­ным фактором структурной перестройки и обес­печения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проб­лемы рыночного хозяйства. Вот почему станов­ление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) пред­ставляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

 

 

Таблица 1.1

 

Структура производства промышленной продукции*, %

  1991 г. 1995 г. 2000 г.
Всего промышленность 100 100 100
В том числе:      
Добывающая 9,5 15,9 15
Обрабатывающая 90,5 84,1 85
В том числе:      
Материалы и полуфабрикаты, комплектующие изделия   44,5   51,3   51,8
Машины и оборудование 13,6 9,3 9,2
Непродовольственные товары на родного потребления   28,6   10,8   11,1
Продовольственные товары 13,3 12,7 12,9

* Структурная перестройка и экономический рост. Среднесрочная программа. Проект. С. 127.

 

Приватизация - самое глубинное преобразование экономики в процес­се реформы. Ее функции многоплановы. Но, к сожалению, пока что преоб­ладают разрушительные.

Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и му­ниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфра­структуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народно­го хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения мас­штаба приватизации в 1993 - 1994 гг.

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Него­сударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди них структурная перестройка даже не предусмат­ривалась. Зато в соответствии с односторонними представлениями о мо­нополизме допущена возможность создания крупных финансово-промыш­ленных структур, ставших основой экономики развитых стран и способ­ных решить ряд насущных задач построения смешанной экономики в Рос­сии.

Более того, был нанесен серьезный ущерб существовавшим промыш­ленным объединениям. Разукрупнялись предприятия, образующие единый технологический комплекс, разрывались сложившиеся технологические цепочки.

 

Российского малого бизнеса

 

На начало 1997 г. в России насчитывалось около 800 тыс. малых предприятий, на которых работало 8,5 млн. человек (примерно 12% заня­тых в народном хозяйстве), а с учетом вторич­ной занятости — 15,2 млн.; эти предприятия произвели примерно 10% ВНП, и на них при­ходилось 20% полученной прибыли.[1]

Однако вопреки этому внешнему благопо­лучию есть, думается, основания настаивать на тезисе о том, что в современной России проис­ходит обострение противоречия малого пред­принимательства. С одной стороны, налицо рез­кое возрастание отмечавшейся выше значимо­сти малых предприятий, обогащение их функ­ций, а с другой стороны, нетрудно выявить тен­денцию снижения жизнеспособности малых форм бизнеса.

В содержании функций малых предприя­тий ныне появляются новые, «чрезвычайные» составляющие, обусловленные необходимо­стью смягчения кризиса в экономике и соци­ально-политической сфере. Экономическое зна­чение малых предприятий объективно возраста­ет в силу того, что они призваны: значительно и без существенных капитальных вложений рас­ширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь для бедней­ших слоев, составляющих ныне большинство населения с использованием местных источни­ков сырья; принять активное участие в конвер­сии через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ре­сурсов; приблизить производство товаров и ус­луг к потребителю, помочь выравниванию усло­вий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть мате­риальных и финансовых средств населения, ра­нее использовавшихся исключительно для лич­ного потребления; создать благоприятные пред­посылки для трудоустройства части рабочей силы, высвобождающейся на крупных пред­приятиях (в первую очередь относящихся к ВПК); ускорить демонополизацию производст­ва, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов; послу­жить источником ощутимых бюджетных по­ступлений.

Не менее весомо социально-политическое значение малого бизнеса: малые предприятия служат базой развития «среднего» класса, который в состоянии выступить гарантом стабиль­ности в обществе.

Кроме того, цивилизованное малое предпринимательство способно образовать элемент позитивной альтернативы «мафиозной» экономике.


Рис. 1. Динамика численности малых предприятий в РФ в 1991 —1997 гг., тыс.

Что же касается снижения жизнеспособ­ности малого бизнеса, то она рельефно проя­вилась в негативной динамике численности ма­лых предприятий и занятых на них работников. Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъек­тов малого бизнеса: если за 1992 г. их количество увеличи­лось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г.—в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 1994 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 1995 г. впервые наблю­далось абсолютное сокращение количества малых предприятий — до 877,3 тыс., или на 2,2%. Падение продолжилось и в 1997 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 1996 г. показа­тель составил 829,5 тыс. единиц малого бизнеса, или 92,5% от уровня 1994 г., самого удачного в новейшей истории российско­го малого предпринимательст­ва (см. рис. 1).

Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств: негативная ди­намика численности малых фирм сопровождается консер­вацией неблагоприятной отрас­левой и региональной структу­ры российского малого пред­принимательства (см. табл. 3.1 и 3.2). Доля промышленных малых предприятий застыла на отметке 14—15%, а в региональном аспекте сохраняется сверхконцентрация мелких фирм в Центральном районе (30—32% всех зарегистрированных в РФ малых предприятий, в том числе доля Москвы стабиль­но составляет 21 —22%).

Динамика численности постоянно за­нятых на малых предприятиях еще более нега­тивна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. че­ловек) составил лишь 70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995 г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство (см. рис. 2 и табл.3.3).

Кризисное положение дел в сфере россий­ского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих в его окружении. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпри­нимательства?

Таблица 3.1

Распределение и динамика численности малых предприятий по ведущим отраслям в 1994 —1996 гг.

  1994г., тыс. 1994г., % к итогу 1995г., тыс. 1995г., % к итогу Сен­тябрь 199бг., тыс. Сен­тябрь 1996г.,% к итогу Сентябрь 199бг. к 1994г. абсолют­ный при­рост (со­краще­ние), тыс.
Всего предприятий 896,9 100 877,3 100 829,5 100 -67,4
В том числе по важнейшим отраслям:              
Промышленность 127,2 14,2 128,5 14,6 129,8 15.6 +2,6
Строительство 123,5 13,8 145,5 16,6 136,9 16,5 +13,4
Торговля и общест­венное питание 419,4 46,7 374,6 42,7 347,6 41,9. -71,8
Общая коммерческая деятельность по обес­печению функциони­рования рынка 51,9 5,8 42,4 4,8 35,8 4,3 -16,1
Наука и научное об­служивание 51,7 5,8 48,8 5,6 47,9 5,8 -3,8

 

Первая из групп факторов связана с состо­янием важнейших ресурсных рынков. Характер­ные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие: 1) отсут­ствие широкой информации о наличии ресур­сов, порядке и условиях доступа к ним; 2) недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

Рис.2. Динамика численности постоянно занятых на малых предприятиях в РФ в 1991-1997 гг., млн.чел.

Таблица 3.2

Таблица 3.3

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим отраслям в 1994 —1996 гг.

  1994г. млн. чело­век 1994г. %к итогу 1995г., млн. чело­век 1995г., %к итогу Сен­тябрь 1996r., Сен­тябрь 1996r., %к итогу Сентябрь 1996r. к 1994г., абсо­лютный прирост (со­кращение), млн. человек
Всего постоянно работавших 8,48 100 8,94 100 6,01 100 -2,47
В том числе по отраслям:              
Промышленность 2,38 28 2,59 29,0 1,37 22,8 -1,01
Строительство 2,63 31 2,62 29,3 1,55 25,7 -1,08
Торговля и общественное питание 2,1 25 2,20 24,6 1,77 29,4 -0,33
Наука и научное обслужи­вание 0,2 2 0,23 2,6 0,17 2,8 -0,03

3) усложненность процедуры доступа к ресур­сам, обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств.

Вторая группа негативных факторов по­рождена характером взаимоотношений важней­ших рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством. Отношение к нему го­сударства характеризуется, во-первых, отсутст­вием должного протекционизма. Во-вторых, госорганы различных уровней возводят соответствующие административные барьеры, проявляющиеся в сложности и высокой стои­мости регистрации малых предприятий, несо­вершенстве системы лицензирования и в «уду­шающем» контроле со стороны многочислен­ных и дублирующих друг друга органов.

Следующая, третья, группа негативов сопряжена с состоянием правовых, социокультурных и политических отношений. Дест­руктивное влияние на малый бизнес сложившей­ся правовой среды проявляется: в нестабильности законодательства, в существенных законодательных пробелах, в отсутствии чет­кой регламентации того, какие правоотно­шения следует регулировать различными кате­гориями правовых актов.

Какова эффективность сложившей­ся к настоящему времени в России системы поддержки малого бизнеса?

Во-первых, эта система практически не защищает малый бизнес от деструктивного воз­действия негативных факторов, о чем свидетель­ствует вышеизложенное.

Во-вторых, она (система) не смогла задей­ствовать в интересах рассматриваемого сектора народного хозяйства два важнейших процесса, а именно: приватизацию и конверсию. Не сек­рет, что ставший результатом приватизации «передел собственности» обогатил главным об­разом крупные хозяйственные образования. В секторе же малых предприятий в выигрыше ока­зались лишь те из них, что были рождены на ос­нове государственных и муниципальных струк­тур. Вновь же созданные малые частные пред­приятия могут рассчитывать только на собст­венные производственные ресурсы. Как прави­ло, они располагают устаревшим оборудовани­ем с высокой степенью износа, что делает их продукцию и услуги неконкурентоспособными. Отсутствие финансовых средств не позволяет оперативно проводить ремонт и замену обору­дования и повышать его уровень, не говоря уж о закупках необходимой техники.

В-третьих, имеющая место помощь от­дельным предприятиям мизерна и бессистемна. По данным опроса 1600 руководителей малых предприятий, проведенного Рабочим центром экономических реформ при Правительстве РФ, 42,7% опрошенных вообще не догадываются, что бизнесу в нашей стране кто-либо помогает, 15,5% руководителей прямо заявили, что от местных властей помощи нет, а 18,7% выразили твердое убеждение: поддержка оказывается лишь «своим» фирмам. Результаты действия закона о господдержке малого бизнеса, равно как и итоги пер­вых соответствующих федеральных программ, к сожалению, ощущаются очень слабо. В 1996 г. на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета было запланировано 386,6 млрд.руб. Однако средства были выделены только в феврале 1997 г.[2]

Заключение

 

В данной работе была рассмотрена специфика и тенденции рыночных отношений в России. В результате можно сделать следующие выводы.

Для цивилизованной конкуренции почва в нашей стране образовалась крайне неблаго­приятная. Административно-командная систе­ма фактически культивировала монополизм, более того, довела его до невиданной степени. К началу 1990 г. доля государственной собст­венности в основных производственных фон­дах превышала 86%, внешняя торговля была монополизирована полностью, существовала и валютная монополия.

Сегодня можно считать установленным, что эффективно регулируемый государством крупнокорпоративный сектор призван высту­пить основой становящейся в России рыночной экономики современного типа. Разновидно­стью развивающихся российских корпоратив­ных структур являются финансово-промышлен­ные группы, способные решить ряд ключевых антикризисно-реформационных задач, а одной из необходимых форм госрегулирования этих структур служит их антимонопольный конт­роль.

Малый бизнес является своего рода фундаментом рыночной экономики, связывая воедино все ее звенья. Кроме того мелкие фирмы постоянно поддерживают конкуренцию благодаря своей многочисленности и гибкости, невысоким ценам, низким издержкам.

В контексте приведенных в работе аргументов представляется возможным сделать вывод о не­эффективности существующей системы под­держки российского малого бизнеса и о необ­ходимости изменения этого положения. Выяв­ленные деструктивные факторы внешней среды, а также внутренние проблемы малых пред­приятий задают основные направления повы­шения действенности функционирования дан­ной системы и требует активизации обеих ее подсистем: государственной (государственно-общественной) и интеграционной (связанной с интеграцией малых предпринимательских струк­тур с крупными).

 

Список использованной литературы

 

1. Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4.

2. Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12.

3. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы //Вопросы экономики. – 1997. - №1.

4. Куликов А. Место финансово-промышленных групп в экономике //Экономист. – 1998. - №3.

5. Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1.

6. Куликов В. Не торможение приватизации, а изменение ее концептуальной основы // РЭЖ — 1997. — №9.

7. Петров Ю. Формирование финансово промышленных групп и государство // РЭЖ — 1998. — №2.

8. Розинский И. Приватизация, фондовый рынок и перспективы «директорской модели» // РЭЖ — 1997. — №9.

9. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий //Вопросы экономики. – 1997. - №6.

10.Афанасьев В. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости //РЭЖ. – 1997. - №10.

11.Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. – 1997. - №11.

12.Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. – М., 1998.


1 См.: Батчиков С. Корпоративный сектор в переходной российской экономике //РЭЖ. – 1997. - №12. – с.37

1 См.: Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. – с.44

2 Там же. – с.44

1 Розинский И. Приватизация, фондовый рынок // РЭЖ — 1997. — №9. – с.75

1 Алексеев И. К концепции третьего этапа промышленной реформы в РФ (структурная перестройка в отраслях промышленности) // РЭЖ — 1998. — №4. – с.7

1 Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. С.59

1 Куликов В. Не корректировка, а переход к новой модели реформирования //РЭЖ — 1997. — №1. – с.64

1 Собрание законодательства РФ. – 1991. - №11.

[1] Брагина Е. Малый бизнес: состояние и перспективы //Свободная мысль. – 1997. - №11. – с.55-61

[2] Орлов А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы //ВЭ. – 1997. - №4. – с.132

Введение

 

В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отра­жающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспе­чивающая обмен продуктами труда.

Единство всех вышеназванных категорий в том, что они выражают единую сущность — экономические связи между людьми в процессе движения товаров, а различие (помимо указанных выше) в том, что каждая категория находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности (обмен — сущность первого порядка; обращение — второго; рынок — третьего порядка).

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (това­ропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетво­рению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но, так как рынок функциони­рует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей эконо­мической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования и т.д.). Наличие специфических черт у рынка (ассорти­мент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет говорить о рос­сийском, американском, японском и других рынках.

Конкретной формой функционирования рыночных от­ношений является, как известно, конкуренция. Поэтому для исследования специфики рыночных отношений в РФ необходимо рассмотреть проблему конкуренции и монополизма в российской экономике. Кроме того в работе уделяется внимание специфике и тенденциям развития малого бизнеса. Малое предпринимательство, как обстоятельно пока­зано в литературе — существенная составля­ющая и массовая субъектная база цивилизован­ного рыночного хозяйства, неотъемлемый эле­мент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьез­ным фактором структурной перестройки и обес­печения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проб­лемы рыночного хозяйства. Вот почему станов­ление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) пред­ставляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

 

 

Монополизм в российской экономике

Корпоративный сектор, как известно, яв­ляется основой современной экономики. Толь­ко транснациональными корпорациями произ­водится от трети до половины мировой про­мышленной продукции, контролируется поло­вина международной торговли.1 Крупные кор­порации и их объединения прежде всего и обес­печивают технологический прогресс, экономи­ческий рост и социальную защищенность граж­дан в развитых странах; особенно весомы их по­зиции в наукоемких, инфраструктурных и природоэксплуатирующих отраслях экономики. Конечно, индивидуально-предпринимательский сектор, наемные работники и профсоюзы, пот­ребители и их объединения, а также система го­сударственных институтов регулирования и содействия развитию экономики тоже суть необ­ходимые элементы эффективно функционирую­щего рыночного хозяйства. Однако по своей сущностной определенности последнее есть именно корпоративно-капиталистическая си­стема, базис которой составляют акционерные общества, банки, биржи, финансово-промыш­ленные группы и тому подобные институты. Вот почему стратегия рыночных реформ в России должна быть ориентирована в первую очередь на развертывание конкурентоспособного на ми­ровых рынках корпоративного сектора. Малый бизнес и индивидуальное предпринимательство должны поощряться государством лишь в опре­деленных, «естественных» для них областях: розничной торговле и бытовых услугах, производстве товаров народного потребления, НИОКР и т.п. «Челночество» же, становящееся существенной составляющей внешней торгов­ли, равно как и широкомасштабное оказание физическими лицами строительных, ростовщи­ческих, торгово-посреднических и риэлтерских услуг, — явления уродливые, вызванные недо­статками системы госрегулирования экономики и ее кризисом.

Экономика СССР имела весьма высокий уровень концентрации и централизации произ­водства. Крупные предприятия в качестве ее ос­новы и по сей день образуют фундамент рос­сийского народного хозяйства. Если в условиях закрытости по отношению к внешнему миру вы­сокая концентрация вела к монополизации про­изводства и торговли, то в условиях открытой экономики ситуация кардинально изменилась.

По международным меркам российские «гиганты», как правило, имеют весьма скром­ные размеры. Особенно это относится к пред­приятиям обрабатывающей промышленности, многократно сократившим обороты. Дроб­ление капитала и производства в обстановке за­вершенной либерализации внешней торговли (со всеми вытекающими для отечественных то­варопроизводителей последствиями) явно нера­ционально. К сожалению, мирохозяйственный аспект институциональных преобразований крайне слабо учитывается в нашей практике антимонопольного регулирования и приватиза­ции. Деструктивность стратегии «атомизации» промышленности очевидна в ситуации, когда резко усилилась конкуренция на мировых рын­ках, произошло несколько слияний крупнейших корпораций в аэрокосмической отрасли США, углубилась интеграция производителей в сфере производства компьютеров и в информатике. Для нормальной конкуренции в наукоемких отраслях достаточно наличие двух—трех ком­паний, тогда как соперничество нескольких де­сятков производителей ведет к многократному дублированию затрат на НИОКР и на создание товаропроизводящей сети, порождает падение конкурентоспособности отечественных товаро­производителей. Это произошло, в частности, в большинстве отраслей российской обрабатыва­ющей промышленности, на авиационном тран­спорте, в торговле и банковской сфере.

Известно, что структура экономики Советского Союза была недоста­точно рациональной, "утяжеленной", высоко монополизированной. И экономическая реформа должна была решать и эти задачи. На самом же деле за годы реформы структура экономики, и промышленности ухудши­лась. Об этом свидетельствуют данные табл. 1.1.

Как видно, структура промышленного производства значительно "потяжелела". Доля добывающей промышленности выросла на 60%1, а ма­шин и оборудования сократилась почти в полтора раза, непродовольст­венных товаров длительного пользования - почти в три раза.2 Сократился даже удельный вес продовольственных товаров. И все это при двукратном падении общего объема промышленного производства! Структура про­мышленного производства за годы реформы "перекосилась" настолько, что ее восстановление до уровня 1991 г., как следует из таблицы, пока что даже не предвидится и займет как минимум лет пятнадцать.

Причем разрушающее влияние на структуру экономики оказывали все три основных направления экономической реформы, массовое форсирова­ние приватизации, обвальная либерализация цен и форсированное откры­тие экономики.

Таблица 1.1

 

Структура производства промышленной продукции*, %

  1991 г. 1995 г. 2000 г.
Всего промышленность 100 100 100
В том числе:      
Добывающая 9,5 15,9 15
Обрабатывающая 90,5 84,1 85
В том числе:      
Материалы и полуфабрикаты, комплектующие изделия   44,5   51,3   51,8
Машины и оборудование 13,6 9,3 9,2
Непродовольственные товары на родного потребления   28,6   10,8   11,1
Продовольственные товары 13,3 12,7 12,9

* Структурная перестройка и экономический рост. Среднесрочная программа. Проект. С. 127.

 

Приватизация - самое глубинное преобразование экономики в процес­се реформы. Ее функции многоплановы. Но, к сожалению, пока что преоб­ладают разрушительные.

Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и му­ниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфра­структуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народно­го хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения мас­штаба приватизации в 1993 - 1994 гг.

К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Него­сударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута. Среди них структурная перестройка даже не предусмат­ривалась. Зато в соответствии с односторонними представлениями о мо­нополизме допущена возможность создания крупных финансово-промыш­ленных структур, ставших основой экономики развитых стран и способ­ных решить ряд насущных задач построения смешанной экономики в Рос­сии.

Более того, был нанесен серьезный ущерб существовавшим промыш­ленным объединениям. Разукрупнялись предприятия, образующие единый технологический комплекс, разрывались сложившиеся технологические цепочки.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.