Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе

2020-04-01 779
Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе.

1.1. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З.Фрейда

1.2. Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

1.3.Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже

Глава 2.Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.

2.1.Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

2.2.Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

2.3.Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н.Леонтьева

Заключение

Литература


Введение

 

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн,, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.

Развитие психики это прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики:филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называетсяонтогенезом (от греч. «онто» – сущее + «генез»- развитие). Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель данной работы рассмотреть основные периоды развития психики индивида.

Объектом нашего исследования является психическое развитие.

Предмет исследования – развитие психики человека в онтогенезе.

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.


Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе

Глава 2. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе

Заключение

Современная психология развития отказалась от рассмотрения вопроса о природе развития психики в терминах: или биологическое, или средовое (социальное, культурное) в пользу понимания важности и того и другого факторов в психическом развитии. Современная психология рассматривает и изучает взаимодействие биологических (генетических) и культурных (средовых) факторов как неразрывных звеньев процесса психического развития. Однако перед психологией стоит задача раскрыть представление о единстве генетических и средовых факторов в психическом развитии человека.

Развитие человека – неравномерный процесс становления разных психических функций, способностей, формирования характера и личности. В этом процессе важно учитывать как генетические возможности человека, так и воздействия среды, общества и культуры. Следует помнить, что генетика – это только возможность, которая реализуется в конкретной среде. Поэтому генетическая предрасположенность к тем или иным нарушениям развития есть только возможность, которая может быть реализована, а может быть и нет. В развитии человека выделяются возрастные циклы. Это периоды качественных изменений в психической организации человека и его поведения. Возрастные циклы психического развития человека отражают универсальные закономерности возникающих изменений. Однако существует и индивидуальный темп развития человека, который может быть смещен относительно общего хода жизненных изменений.

Возрастные циклы жизни человека имеют разную периодизацию. В зависимости от критерия выделяются разные периоды в жизни человека в разных психологических концепциях. Однако, не смотря на разные основания периодизаций развития, большинство теорий выделяют одни и те же возрастные этапы. Например, младенческий период описывается как возраст становления доверия к миру (Э. Эриксон), или период оральной стадии (З.Фрейд), или период тесного эмоционального общения с матерью (Д.Б. Эльконин), или стадии сенсомоторного интеллекта (Ж.Пиаже). Разные концепции выделяют в качестве главного признака этого этапа разные стороны психического развития. Но все они выделяют именно этот возрастной цикл как качественно особый этап психического развития человека. Особое внимание также уделено развитию психики ребенка, а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Чем определяется психическое развитие человека, каковы основные возрастные этапы его развития, что приобретает человек на каждом этапе и какие главные аспекты психического развития выделяются в каждом возрастном периоде. Эти ответы на эти вопросы имеют не только научное, но и практическое значение. От знания и понимания причин, закономерностей, возрастных особенностей человека зависит организация системы обучения и воспитания, организации различных общественных институтов таких как детский сад, школа, профессиональное обучение, отношение к пожилым людям.


Литература

1. Б.Г.Ананьев. Человек как предмет познания.- Л.:Изд. ЛГУ,1968- 338 с.

2. Ариес Ф. Века детства // Журнал практического психолога.1997,№1

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.-318 с

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М, Просвещение, 1968г. 179 с.

5. Божович Л.И.. Этапы формирования личности в онтогенезе. - В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Тексты.- М.: Изд. МГУ,1992.

6. Выготский Л.С.. Вопросы детской психологии // Собр. соч. в 6 т. Т.4. М., 1984.

7. Выготский Л.С.. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т.Т.3,. М., 1983.

8. Выготский Л. С. Мышление и речь//Собр. соч.: 6 т. Т.2 Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.

9. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии, 1972, N 2.

10. Выготский Д.Б. Ранее детство. Кризис трех лет. // Собр. соч. в 6 т. Т.4 М., 1984.

11. Гальперин П.Я. Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления // Ж.Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей/ Сост. общ. ред. Обуховой Л.Д и Бурменской Г.В. М., 2001

12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию, курс лекций. - М.: «ЧеРо», 2005.- 336 с.

13. Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М.: Просвещение,1986 - 223 с.

14. Кон И.С. Психология юношеского возраста-М.: Просвещение,1979 -175 с.

15. Коссаковский А. Психическое развитие личности в онтогенезе. - В кн.: Психология личности в социалистическом обществе. Активность и развитие личности. - М.: Наука, 1989 - 183 с.

16. Леонтьев А.H. Деятельность.Сознание.Личность М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

17. Литвак М.Е.. Если хочешь быть счастливым. - Ростов-н-Д.: Феникс, 1995 - 640 с.

18. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2006.-583 с.

19. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 191 с.

20. Основы общей и прикладной акмеологии/ Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодаралева, Н.В.Кузьминой и др.М., 1995

21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб: СОЮЗ, 1997. – 256 с.

22. Психология. Учебник./под ред. А.А.Крылова -М.:ПБОЮЛ Гриженко Е.М.,2002г.-584 с.

23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006.-713с.

24. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология, изд.4.-Рост/Н-Дону, Феникс, 2006, -542 с.

25. Фигурин Н.Л., Денисова М.П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.,1949.-192 с.

26. Фрейд З.. Введение в психоанализ. Перевод Г.В.Барышниковой. Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой. СПб., Алетейя СПб, 1999.

27. Фрейд З.. Три очерка по теории сексуальности. - В кн.: Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989 - 448 с..

28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с

29. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Ин-т психологии РАН; Когито-центр, 1996 - 16 с.

30. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию // Избр. псих. труды, М., 1989

31. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В.Давыдова, В. П.Зинченко. М 1989.

32. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С.Выготского// Избр. псих. труды, М.,1989.

33. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы детской игры // Психолгическая наука и образование.1996.№3

34. Эриксон Э.. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд "Университетская книга", 1996 - 592 с.

35. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности.-Архетип,1995, №1.

36. Юнг К.Г. Конфликт детской души. – Изд. «Канон»,М., 1995. – 333 с.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе.

1.1. Психическое развитие с позиции психоаналитической теории З.Фрейда

1.2. Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона

1.3.Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже

Глава 2.Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе.

2.1.Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского

2.2.Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе

2.3.Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н.Леонтьева

Заключение

Литература


Введение

 

Наука о психическом развитии зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн,, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Психика – это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения.

Развитие психики это прежде всего закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики:филогенез - историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез - развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий необратима и предсказуема.

Развитие человека представляет непрерывную динамику изменений. Эти изменения особенно очевидны при сравнении младенца, школьника, взрослого человека и старика. Развитие человека от момента образования зародыша будущей жизни до его смерти называетсяонтогенезом (от греч. «онто» – сущее + «генез»- развитие). Много веков существует загадка появления сознания, эмоциональных переживаний, творческих взлетов, сложного внутреннего мира у человека, который при рождении так хрупок и беспомощен, лишен возможности сказать о своих переживаниях и нуждах.

Цель данной работы рассмотреть основные периоды развития психики индивида.

Объектом нашего исследования является психическое развитие.

Предмет исследования – развитие психики человека в онтогенезе.

Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности.


Глава 1. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.