Экономические основы действия налоговой системы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Экономические основы действия налоговой системы

2020-04-01 111
Экономические основы действия налоговой системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом и включали принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета. Эти принципы не утратили своей значимости до настоящего времени.

Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков. К сожалению, в странах с переходной экономикой этой нейтральности практически не существует. Широкая дифференциация налогов, разнообразие льгот отраслям и фирмам дискредитируют общество и подрывают экономическую стабильность.

Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.

Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налого-сборщикам и налогоплательщикам.

В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам Федерации.

Количественно уровень налогового бремени можно представить как отношение суммы налогов на душу населения к платежеспособности дохода, или суммы, оставшейся после уплаты налога к платежеспособности.

 

 (1)

 

где Нх - - средняя сумма налогов на душу населения; ДН - доход населения после уплаты налогов; ПН - платежеспособность па селения. Можно исчислять уровень налогового бремени по доле налогов в валовом внутреннем продукте:

 

 (2)

 

где Н - сумма налогов; ВВП - валовой внутренний продукт.

Надо заметить, что такой метод сравнительного сопоставлении рекомендуется международной организацией ЮНЕСКО.

Правда, исчисление этих количественных характеристик связано с рядом методологических трудностей: это различная покупательная способность денег, трудности суммирования государственных и местных налогов, различия в классификации доходов и счетоводства, в составе населения по уровню доходов и т.д. Вместе с тем этот метод, безусловно, применим при сопоставлении отдельных экономических районов в пределах одного государства.

Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот.Важнейшими из них являются инвестиционным налоговый кредит, ускоренная амортизация, скидка на истощение недр при добыче природных ресурсов.

Инвестиционный кредит по существу представляет косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательстваза счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. Он рассчитан в основном на внедрение инновационных технологий, замену устаревшего оборудования, производство конкурентоспособных изделий. Сумма льгот, рас считанных в процентном отношении к стоимости оборудования вычитается из суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода. Это уменьшает стоимость вновь закупаемого оборудования на величину скидки.

При ускоренной амортизациигосударство разрешает списывать амортизацию в масштабах, существенно превышающих реальный износ основного капитала. По сути это не что иное, как налоговая субсидия предпринимателю. Повышение амортизационных отчислений уменьшает сумму прибыли, облагаемой налогом, а это ускоряет оборот основного капитала.

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и рациональных налоговых ставок, обеспечивает действие стимулирующей функции развития производства и увеличения налоговой базы. Напротив, неоправданное увеличение ставок создает условия снижения объемов производства и «ухода» от уплаты налогов.

Повышение или понижение налоговых ставок оказывает тормозящее или стимулирующее воздействие на динамику инвестиций.

Налоговая система любого государства по своей сути не статична, а довольно динамична.Это связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического роста.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного необходимо сделать следующие выводы:

Главным недостатком большинства действующих налоговых систем является рассмотрение отдачи каждого из налогов в статической системе, не учитывающей развития общественных отношений. Конкретные фазы экономического цикла: подъем или падение производства во всех отдельных отраслях экономики, изменение прожиточного уровня, изменения в распределении личных доходов, не говоря уже о глобальных экстремальных обстоятельствах (неурожай, аварии с тяжелыми последствиями, стихийные бедствия и пр.), - изменяют действенность тех или иных налогов, рассчитанных на функционирование в определенных, зафиксированных статической моделью условиях.

Являясь мощным инструментом финансовой политики, величина налоговой ставки и общая масса изымаемых в государственный бюджет ресурсов оказывают непосредственное влияние на динамику социально-экономического развития общества, в результате чего с течением времени изменяется степень их полезности для общества и государственной власти. Проведение экспертиз и исследований воздействия налоговых систем или отдельных налогов на развитие общественного производства и экономико-политическое состояние основывается на дискретном изучении этих воздействий в определенные моменты, и на этой основе делаются выводы о целесообразности и обоснованности каждого конкретного налога. Такие исследования имеют смысл и могут оказаться неплохим инструментом в разработке бюджетных планов в условиях абсолютно стабильного общества. Однако таких обществ в природе не существует - любое государство постоянно развивается, изменяются представления людей о потребностях, потребности самого государства происходят изменения во внешнем мире и т.д.

 


Заключение

На основании всего вышеизложенного следует сделать вывод о том, цель курсовой работы достигнута: проведен анализ прямых и косвенных налогов.

В целом по результатам проведенной работы можно заключить:

Налоговая система России строится на сочетании прямых и косвенных налогов. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, косвенные - включаются в виде надбавки на цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителями. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну; при косвенном - субъектом налога становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц с источника дохода или по декларации, при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже неоднородны. Они отличаются простотой взимания, их применение дает фискальный эффект даже в условиях спада производства.

Если рассматривать налоговую систему как часть финансовой системы государства, то необходимость рационального распределения государственных средств по наиболее перспективным направлениям является одной из наиболее острых в сфере перераспределения получаемых государством средств. Чрезмерное внимание к социальным программам снижает заинтересованность части населения в повышении своего жизненного уровня, что, в конечном счете, пагубно сказывается на общем уровне производства в стране. Здесь, как и в случае с определением предельных ставок налогов, необходима золотая середина, значительное отклонение от которой в ту или иную сторону может негативно отразиться на общеэкономическом и политическом состоянии государства.

Современная гибкая система налогообложения российского бизнеса сочетается с переложением на государство необходимости субсидирования платежей в пенсионную систему в отношении работников, занятых в малом предпринимательстве. С другой стороны, такая система дает возможность снизить налоговую нагрузку на современный российский бизнес и повысить уровень его легализации. Данное обстоятельство способствовало увеличению налоговых поступлений от бизнеса. Однако наряду с позитивным воздействием на экономику рассматриваемые налоговые режимы имеют и отрицательную сторону: для среднего и крупного бизнеса возникли новые возможности минимизации налогов, что осуществляется не только через дробление бизнеса, но и путем передачи дорогостоящего имущества в аренду малым предприятиям, что позволяет крупным предприятиям снизить налог на имущество. В данной связи необходимо вносить коррективы в систему налогообложения современного российскогоо бизнеса, имея в виду создание барьеров для использования льготных режимов недобросовестными налогоплательщиками.

Интересы общества и государства на практике могут совпадать, а могут значительно различаться, в результате чего уровни заинтересованности в налогах у них также будут различаться. Интересы государства, формально являющиеся отражением интересов общества, на практике значительно отклоняются от них, поскольку в ходе своего функционирования государство, которое представляет далеко не все общество, а лишь какую-либо его часть, проводит соответствующую интересам этой части политику. Таким образом, потребности в сумме налоговых сборов для общества и государства зачастую различаются, что создает проблему определения «идеальной» суммы налогов, которую необходимо собрать. На каждом этапе своего развития государство определяет величину ресурсов, необходимых для исполнения доходной части бюджета. И здесь на первый план выступает подход к определению налоговой ставки - неправомерное ее завышение или занижение способны значительно снизить прогнозируемую величину собираемых налогов.


Список литературы

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н., Мировая экономика и международные экономические отношения, Ростов-на-Дону, Март, 2009.

2. Белоглазова Н.Г. Экономическая сущность налогов: современное состояние и перспективы развития. // Экономика и жизнь. №6. 2010.

3. Вахрин П.И. Налоговая система Российской Федерации. М.: Юнити-Дана. 2009.

4. Ковалева А.М. Реформирование налоговой системы Российской Федерации // Вопросы экономики. 2009. №7.

5. Кроливецкая Л.П. Современные налоговые системы. // Хозяйство и право. 2010 №2.

6. Курс экономической теории / учебник, под общ. Ред. Проф. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселевой, М.:АСА, 2010.

7. Максимова В.Ф., Шишов А.Л. Основы экономики. т. 1. ч. 2., Москва, Центр, 2010.

8. Мысляев И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. М.: Инфра-М. 2010.

9. Финансы и кредит. учебник. издание 2. / под ред. Т.М. Ковалевой. М.: Кнорус. 2009.

10.Финансы. Учебник для вузов. / под ред. Г.Б. Поляк. М.: Юнити-Дана. 2010.

11.Черников Г.П., Черникова Д.А. Мировая экономика / учебник, М.: Дрофа, 2010.

12.Экономическая теория / учебник, под общей редакцией В.И. Видяпина, М.: Инфра-М, 2010.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.