Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы

2020-04-01 127
Дети в семьях разведенных родителей как объект социальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Влияние развода родителей на процесс социализации де­тей — особая тема в трудах исследователей. Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на них, среди ученых практически не вызывает дискуссий. При­знается, что если он изменяет к лучшему условия формиро­вания личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авто­ров, разрыв родителей — сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклоне­ний.

  Под социализацией нами понимается развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей сре­дой в процессе усвоения и воспроизводства общественных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализа­ции в том обществе, к которому он принадлежит. И здесь мы согласны с Э. Гидденсом, считающим, что в ходе социализации как процесса, в результате которого «беспомощный младенец превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился», решающую роль играет не контакт с матерью и даже не то, что подразумевается под отсутствием любви. Важнее «чувство бе­зопасности, обеспечиваемое регулярными контактами с любым близким существом. Таким образом: социальное развитие че­ловека фундаментальным образом зависит от наличия длитель­ных связей с другими людьми в раннем возрасте. Это ключевой аспект социализации для большинства людей во всех культу­рах, хотя точная природа социализации и ее последствий в раз­ных культурах варьируется». Для душевного рав­новесия ребенка необходимо ощущение справедливости и бла­гополучия. Распад же семьи как основного агента социализации из-за развода родителей — это полное разрушение его прежнего социального мира, утрата психологической поддержки, не­обходимость решать новые задачи. С ростом разводов ежегодно огромное число детей пере­живает сильный стресс. Только в период с 1990 по 1998 г. более 5 млн детей осталось вследствие расторжения брака родителями в неполной семье.

 Развод в семьях с детьми, возможности минимизации его негативных последствий представляют значительный интерес для научно-практического анализа. Основная масса работ оте­чественных авторов по этой проблеме посвящена изучению взаимосвязи между социальным самочувствием, развитием ребенка и влиянием на него развода. Понимание данного аспек­та осложняется тем, что во многих исследованиях все дети из семей с одним родителем рассматриваются как единая группа, а их трудности не дифференцируются, отождествляются.Системный анализ социологической, психологической, пе­дагогической, юридической, медицинской литературы позво­ляет выделить два крупных блока отрицательных послед­ствий развода родителей для социализации детей — крат­ковременные и долгосрочные. Первый связан с особенностями их реакции на конфликт между родителями, максимально обо­стряющийся перед разводом, саму бракоразводную процеду­ру и постразводную адаптацию. Долгосрочное воздействие раз­вода обусловлено в основном накоплением в течение многих лет эффекта отсутствия мужского начала в процессе воспи­тания и социализации1.

Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов фор­мирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, что на психологи­ческие травмы несовершеннолетнего влияет не столько факт

1.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990.

 

распада семьи, сколько конфликтные отношения между роди­телями как до, так и после расторжения брака, те социальные и психологические условия, в которые он попадает вследствие этого развода. Подчеркивается, что «адаптивность ребенка снижается пропорционально про­должительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающей среде». Особенно сложна жизнь де­тей в так называемой «распадающейся семье» — чрезвычайно обострившейся конфликтной ситуации, когда брак фактичес­ки уже распался, но супруги продолжают жить вместе, что «считается наиболее психотравмирующим источником для ре­бенка из-за длительности стрессовой ситуации и приводит к нарушениям в развитии личности». Дети в такой семье непрерывно пребывают в состоянии так называемого «кон­фликта лояльности», т. е. необходимости в случае ссоры роди­телей принимать чью-либо сторону. Существуют впол­не достоверные исследования, подтверждающие, что затяж­ной межсупружеский конфликт в семье разрушает личность ребенка, который обречен быть свидетелем ссор между роди­телями в течение ряда лет.

Отмечается, что развод вызывает у детей сильные переживания и психический надлом. М. И. Буянов указывает на такие последствия развода для несо­вершеннолетних, как заикание и мутизм (молчание), вызывае­мые психическими травмами шокового характера и часто на­блюдаемые у детей из конфликтных семей. А. И. Захаров утверждает, что каждый второй ребенок, больной неврозом, в течение своей жизни перенес разлуку с отцом вслед­ствие развода. К сожалению, еще мало известно, при каких обстоятельствах страдания, вызванные разводом родите­лей, приводят к последующим психическим отклонениям. Указанными ранее поведенческими признака­ми отрицательного влияния развода на детей могут проявлять­ся также соматические симптомы: боли в желудке, головные боли и др. Медики утверждают, что дети из семей после разво­да имеют повышенную (в 2 — 2,5 раза) заболеваемость в первые годы жизни и нередко отставание в физическом развитии. Неблагополучные показатели здоровья детей, воспитываю­щихся в разведенных семьях, отмечаются и в последующие годы. Так, уровень общей заболеваемости детей разведенных в два раза выше, чем в полных семьях, хроническая патология у де­тей этой группы — в три-четыре раза чаще.

Что же касается долгосрочных психолого-педагогических последствий разводов для детей, то последние исследования свидетельствуют, что ограничение (отсутствие) контактов с отцом затрудняет получение ребенком значительной части социального опыта не только из-за отсутствия прямого влия­ния на него еще одного воспитателя (с отличными от матери психологическими особенностями), но и по причине невозмож­ности приобщения к практике родительского, супружеского взаимодействия. Авторы отмечают, что дети, выросшие в не­полных семьях, лишенные возможности наблюдать, близкие и гармоничные отношения между двумя близкими людьми, ча­сто повторяют ошибки своих родителей; в результате развод становится как бы наследственным. 

В осиротевших, разведенных, а также в семьях одиноких матерей возникают неодинаковые пробле­мы, независимо от того, что основа по существу общая — воспитанием ребенка занимается только один человек. Без учета данной специфики невозможна точная диагностика проблем, а также грамотная и эффективная организация социальной работы с детьми.

К сожалению, сегодня в науке отсутствует типология се­мей разведенных, в силу чего говорить об адресности оказы­ваемой им на практике помощи довольно сложно1.

При всей важности проблем, связанных с состоянием де­тей, преимущественное внимание  к   ним   специалистов,  без  учета  морального

состояния родителей, чревато серьезными последствиями и может усугубить тяжелые эмоциональные и другие нарушения. К сожалению, в отечественной науке про­блемы детей и родителей в ситуации развода рассматрива­ются, как правило, отдельно.

Признавая определенные позитивные моменты развода для супругов, ученые немало трудов посвящают изучению его негативных последствий. В работах социологов, психологов, педагогов подтверждается, что жизнь взрослого человека в ситуации развода осложнена появлением нервно-психических расстройств и ухудшением состояния здоровья в целом, резкой реорганизацией повседнев­ной жизни и социальных связей, необходимостью одновременно адаптироваться к распаду брака и формировать новый стиль жизни, ухудшением материально-бы­тового положения, снижением соци­альной, общественной, производственной активности, появлением психологичес­ких проблем. В подобных услови­ях отмечается повышенная невротизация родителей, в част­ности, матерей, что является одним из факторов последую­щей невротизации их детей. Последнее особенно важно при разработке планов профилактической и реабилитационной со­циальной работы с ними1.

Таким образом, многие аспекты проблемы влияния роди­тельского развода на детей в современной науке хорошо изу­чены. Однако в социологии отсутствуют пока ответы на такие вопросы: когда начинается и заканчивается воздействие раз­вода на детей; почему многие люди безразличны к семье, к себе, к детям и не воспринимают себя всерьез в качестве суп­руга и родителя; почему развод формирует чувство вины у ребенка; почему самосохраняющие силы семьи, защищающие ее «баланс», ее гомеостатический механизм, малоэффектив­но противостоят распаду брака. Конечно, не все то, что обо­собляется от семьи, обречено на гибель, но современная на­ука до конца так и не знает, какие потери и приобретения имеют дети в результате развода. При рассмотрении  послед­ствий   развода,   как   правило,   не   дифференцировано

_______________

1.Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.- М.,2005


воздей­ствие на юных членов семьи предразводной и постразводной ситуации. Отсутствуют типологии разведенных семей, хотя и признается, что в каждом семейном типе создаются различ­ные условия и предпосылки для воспитания, а одни и те же, казалось бы, трудности пo-разному осложняют их жизнь. В трудах исследователей все дети, находящиеся на попечении семьи с одним родителем, рассматриваются как единая груп­па, в связи с этим нет четкого представления об особенностях проблем детей именно разведенных. Мало изучены проблемы взаимоотношений детей от разных браков, а также особенно­сти их воспитания, отношений со взрослыми в ситуации полиродительства. Все это позволяет сделать вывод о том, что особенности социализации детей в разведенных семьях требу­ют дальнейшего исследования.               

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.