Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты

2020-04-01 223
Тренировка музыкального слуха. Музыкальные диктанты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В пособии Барабошкиной (и для первого, и для второго классов) настройке слуха уделяется особое внимание. Каждому параграфу, начиная с параграфа 6, [4] предшествует рекомендация «настроить слух». Настройка слуха начинается с того момента, когда в упражнениях наряду с движением по гамме появляется и движение по интервалам. Через настройку слуха (то есть запоминание звучания тех или иных нот), по мнению автора учебника, должны усваиваться и трезвучия. Также через попевки и слуховые упражнения на практике в этом пособии даются, например, некоторые важные особенности классического аккомпанемента (ход тоника - доминанта - тоника). Двухголосию в пособии Барабошкиной уделяется меньше места, чем в пособии Металлиди, но достаточно хорошо представлены подготовительные упражнения к двухголосию. Возможно, пособие Барабошкиной строится на том принципе, что двухголосие станет более легким для усвоения и запоминания, если у учащегося хорошо «настроен слух», то есть учащийся достаточно твердо помнит, как звучат ноты.

Музыкальные диктанты выносятся за пределы данного пособия; предполагается, что их выбор зависит от предпочтений самого преподавателя.

В пособии Металлиди - Перцовской для второго класса [31] также особое внимание уделяется интонационным упражнениям (предполагается, что им должно отводиться 5-7 минут на каждом уроке). При изучении тональностей рекомендуется петь группой гаммы равными длительностями в разных размерах, пение по цепочке (каждый ученик поет один из звуков гаммы), пение вслух и про себя (например, пропевание вслух только устойчивых звуков или только неустойчивых), пение гамм по тетрахордам, пение устойчивых звуков в разном порядке, других ступеней в разном порядке.

Также присутствуют интонационные упражнения для усвоения интервалов (пение интервалов как соотношение ступеней лада, пение интервалов от звуков вверх и вниз, исполнение чистых, малых, больших интервалов) и трезвучий.

Слуховые упражнения, предусмотренные пособием Металлиди для второго класса, также включают в себя определение на слух лада той или иной мелодии, вид минора, узнавание того или иного ритмического рисунка и интервала в звучащих музыкальных примерах.

Из диктантов в пособии Металлиди рекомендована только ритмическая разновидность: требуется оформить ритмически записанную на доске мелодию с необозначенным ритмом после ее прослушивания. Также предлагается определять на слух тетрахорды той или иной гаммы, звуки трезвучия в разном порядке и т.д.

§ 3.3. Игровые и творческие задания

Пособие А. Барабошкиной творческих и игровых заданий не включает, так как в то время, в которое это пособие впервые было выпущено, игровым методикам обучения не уделялось должного внимания.

В пособии Ж. Металлиди и А. Перцовской, напротив, игровые и творческие задания предстают как неотъемлемая часть учебного процесса. Через игру и самостоятельное творчество учащиеся лучше усваивают основные понятия и правила музыкального языка.

Так, большое внимание уделяется музицированию учащихся, причем не только на фортепиано. Возможно, именно желанием избежать тех психологических трудностей, которые подстерегают еще не умеющего играть на фортепиано юного музыканта во время упражнений на инструменте в классе, продиктовано введение авторами учебника в курс сольфеджио музицирования в шумовом оркестре. Шумовые инструменты (ложки, бубен, металлофон) не требуют практически никакой исполнительской техники и при этом они равно незнакомы учащимся любой специальности (специальность «ударные инструменты» существует в весьма ограниченном количестве школ). Музицирование в шумовом оркестре (сопровождение согласно приложенной партитуре партии фортепиано, которую ведет педагог) помогает развитию чувства ритма (партии шумовых инструментов иногда представляют собой достаточно сложный ритм, по рисунку несколько отличающийся от партии солирующего инструмента), но также вырабатывает навыки игры в ансамбле (следование своей партии и при этом слушание партнеров), которые в дальнейшем могут оказаться полезны на уроках специальности на старших курсах (где в программу входят ансамблевое и оркестровое музицирование).

Также существенную роль в учебном процессе играют элементы сочинения музыки (задание написать «ответ» на предложенную преподавателем тему - «вопрос», сочинить мелодию на предложенные стихи). При выполнении этих заданий учащиеся могут применить на практике все те теоретические знания (об интервалах, движении мелодии и т.д.), которые они приобрели на занятиях сольфеджио.

На основе анализа двух пособий можно сказать следующее.

Пособие Барабошкиной, более бедное по материалу, но более «щадящее» по режиму работы с учащимися и более тщательно презентующее изучаемый материал, можно порекомендовать использовать в группах учащихся со средними музыкальными способностями, или учащихся, по каким-то причинам (страх ошибки, физическая слабость, утомляемость, стеснительность или что-либо подобное) не могущих справляться с интенсивной подачей материала, характеризующей более современные учебники.

Пособие Металлиди - Перцовской следует использовать в группах, где обучаются дети более сильные или имеющие дошкольную музыкальную подготовку, а также дети, не боящиеся креативно мыслить и заниматься творчеством. Программа, предусмотренная этим пособием - достаточно интенсивная - позволит им работать в полную силу и проявлять творческие способности. Невозможность работать в полную силу на уроках нередко приводит к тому, что одаренные и энергичные дети теряют интерес к занятиям, становятся вялыми, ленятся потому что учиться им слишком легко и они не видят смысла в том, чтобы уделять такому обучению должное внимание; потеря навыков работы с учебным материалом может привести к тому, что такие дети уже не смогут работать с по-настоящему сложным материалом.

 


Заключение

 

Обучение сольфеджио в младших классах ДМШ - процесс сложный и трудоемкий, имеющий свои специфические черты. Важно осознание сольфеджио как фундаментальной дисциплины, закладывающей основы развития у учащихся музыкального мышления.

При обучении сольфеджио нужно учитывать сразу несколько параметров. Во-первых, это особенности детской психологии: степень развитости у них того или иного вида мышления, способы познания и особенности восприятия мира. Во-вторых, собственно-музыкальные способности детей в той или иной конкретной группе. Наконец, в-третьих - степень готовности детей к изучению той или иной темы (наличие или отсутствие тех или иных умений и навыков).

С сольфеджио оказываются связаны все предметы, входящие в курс ДМШ, и программа сольфеджио, с одной стороны, помогает усвоению других дисциплин, с другой - опирается на эти дисциплины.

Психофизиологические возрастные особенности младших школьников являются источником затруднений при обучении сольфеджио. Поэтому задача педагога - оптимизировать процесс обучения исходя из этой психофизиологической специфики.

На уроке сольфеджио (как на уроке иностранного или родного языка) должны быть задействованы все виды деятельности: слушание, пение, письменные упражнения, чтение с листа, работа с инструментом. Навыки в обучении сольфеджио лучше всего отрабатываются при синкретическом подходе: развитие музыкального слуха (основной предмет занятий по сольфеджио) тренируется через работу не только органов слуха, но и других органов - голосовых связок (чему способствуют интонационные упражнения), мелкой моторики кисти (письменные упражнения, работа с инструментом), других мышц (задания на тактирование, определение ритма, которые в младших классах могут выглядеть и как нечто наподобие пластических этюдов). Немаловажное значение имеет в обучении сольфеджио развитие музыкальной памяти.

Для поступающего в музыкальную школу 6-8-летнего ребенка многое в программе курса сольфеджио является трудным в силу неразвитости у него абстрактного мышления, недостаточной развитости музыкального слуха. Разумеется, в ДМШ зачисляют только детей с наличием музыкального слуха, но эта способность у них находится, за редким исключением, в практически неразвитом состоянии - отсутствуют ладовое чувство, гармонический слух, часто бывают сложности с восприятием метроритма, дети не всегда умеют правильно интонировать (из-за недостаточной развитости голосовых связок). Наконец, при обучении музыкальной грамоте дети сталкиваются с той же проблемой, что и при обучении чтению и письму в общеобразовательной школе: трудности ассоциирования зрительного и слухового образа в музыкальном тексте. Причем трудностей здесь еще больше, чем при обучении чтению: если при чтении той или иной буквы нас не интересует ее высота и длительность, то при чтении нот необходимо учитывать оба указанных параметра. Кроме того, детям с относительным слухом (каких в музыкальной школе подавляющее большинство) трудно воспроизводить ноты точно без предварительной настройки слуха и голоса. В проанализированных нами в главе 3 учебных пособиях приводятся задания на настройку слуха и голоса, на развитие основных навыков, которые должны развиваться при пении с листа в младших классах ДМШ, умение различать в музыкальном тексте различные виды мелодических ходов (по гамме, по трезвучию, по интервалам), определять устойчивые и неустойчивые звуки и тональность (по знакам у ключа и тонике), ориентироваться в ритмическом рисунке и уметь пульсировать на определенные длительности при исполнении текста в указанном размере.

Наилучшим образом требуемые навыки вырабатываются у учащихся младшего возраста при синкретическом подходе (когда развивается несколько навыков одновременно и в тесной взаимосвязи). При этом важен игровой момент, так как дети младшего возраста еще не готовы к «академическим» методам обучения, и при этом им легче обучаться по синкретическим методам, чем взрослым, поскольку у них речевая деятельность более тесно, чем у взрослых, связана с телесной пластикой и жестом. А как уже было сказано ранее, обучение сольфеджио имеет много общего с обучением видам речевой деятельности.

Полезными при обучении сольфеджио младших школьников являются игровые и творческие задания, потому что они соответствуют принципу синкретизма (в игре задействованы все виды деятельности) и помогают развитию у ребенка навыков, нужных ему как будущему артисту-исполнителю - креативности, образного мышления, умения проникнуть в характер музыкального текста и изобразить тот или иной характер или настроение в музыке.

 


Литература

сольфеджио преподавание урок музыкальный

1. Абелян Л. Забавное сольфеджио. СПб, 2003

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб, 1998

.   Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио. Для 1 - 2 классов ДМШ. М, 2002

.   Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. М, 1992

.   Барабошкина А. Сольфеджио. 1 класс. Методические рекомендации для педагогов. М, 1972

.   Барабошкина А. Сольфеджио. 2 класс. М, 1998

.   Белая Н. Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Уроки-игры. Комплект наглядных пособий. СПб, 2003

.   Блонский П.П. Психология младшего школьника. М. - Воронеж, 1997

.   Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методические рекомендации. Подготовительная группа, 1-2 классы ДМИ и ДШИ. М, 2005

.   Варламова А.А. Сольфеджио: пятилетний курс. Учебное пособие для учащихся ДМШ и ДШИ. М, 2004

.   Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детских музыкальных школах. М, 1978

.   Вейс П.Ф. Абсолютная и относительная сольмизация // Вопросы методики воспитания слуха. Л., 1967

.   Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли Ваш ребенок к школе? М., 1994

.   Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986

.   Давыдова Е.В. Методика преподавания музыкального диктанта. М., 1962

.   Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вагнера. М., 1981.

.   Дьяченко Н.Г. и др. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев, 1987

.   Заика Е.В. Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии, 1997, №4

.   Запорожец А.В. Развитие мышления // Психология детей дошкольного возраста. М, 1964

.   Зебряк Т. Интонационные упражнения на уроках сольфеджио в ДМШ. М, 1998

.   Зеньковский В.В. Психология детства. М, 1995.

.   Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. М, 2001

.   Камаева Т., Камаев А. Азартное сольфеджио. Иллюстративный и игровой материал. М, 2004

24. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек // Педагогика, 2001, №10

25. Кирюшин В.В. Технологическая работа над записью музыкального диктанта. М, 1994

.   Коленцева Н.Г. и др. Воспитание и обучение в ДМШ. Сольфеджио: 1й класс. Киев, 1988

27. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

28. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. М, 1985

29. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской школе. М, 1967

30. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.

Сольфеджио для 1 класса музыкальной школы. СПб, 1998

31. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем.

Сольфеджио для 2 класса музыкальной школы. СПб, 2003

32. Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997

33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000

.   Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Вагнера. М., 1988.

.   Первозванская Т.И. Мир музыки. Полный курс музыкально-теоретических дисциплин (учебно-методический комплекс). СПб, 2005

.   Первозванская Т.И. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. СПб, 2003

.   Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М, 1969

.   Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М, 1978

.   Привалов С.Б. Сольфеджио на материале музыкальной литературы. СПб, 2003

.   Развитие ребенка // Под ред. А.В. Запорожца. М., 1976.

.   Современные требования к уроку сольфеджио в ДМШ. Методические рекомендации. Минск, 1987

.   Сочинение и импровизация мелодий. Методические разработки для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. М, 1989

.   Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М., 2002.

.   Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1974

.   Травин Е. Урок умер… да здравствует игра? // Учительская газета, 2. 03. 2004

.   Третьякова Л. Сольфеджио для 1 класса ДМШ. М, 2004

.   Чо Е.Н. Музыкально-слуховая деятельность и развитие учащегося в курсе сольфеджио. Автореф. дисс…. канд. искусствоведения. Киев, 1990

.   Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.