Понятие и классификация эмоций — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие и классификация эмоций

2020-04-01 78
Понятие и классификация эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

До сего времени среди учёных нет единства ни в определении эмоций, ни в их классификации. И это неслучайно. Проявления эмоций могут иметь настолько много оттенков, что порой их очень трудно как-то собрать воедино.

Одни ученые считают, что эмоции – это реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. [14, c.1556]

Другие называют эмоциями такие чувственные переживания человека, характерными примерами которых являются страх, ужас, радость, горе, типичными для них является наличие целого ряда телесных изменений. [4, c. 616]

По словам Дарвина: "эмоции - пережитки прошлого, либо продукты разложения инстинкта, дезорганизующие всякую человеческую деятельность, либо неотлучные спутники инстинктов".

Можно было бы найти множество определения эмоций, но самое важное это не прочитать высказывание каких-то выдающихся людей, а самому прочувствовать это состояние эмоций. К тому же каждое из данных определений в чём-то похоже на другое. За основу берутся у всех одни и те же понятия. Но эмоции определяются не только этими словами.

Нелегко ограничить эмоции и от близких к ним явлений. Одни учёные склонны связывать эмоции с потребностями, другие отождествляют с инстинктами. Но разве можно так поступать? Эмоции - это отдельно сложившееся явление, которое может взаимодействовать с окружающими, но никак не приравниваться к ним. Если эти явления отождествлять друг с другом, то можно совершить огромную ошибку. Например: одна эмоция может возникнуть на основании множества потребностей, а инстинкты обязательно сопровождаются с эмоциями, т.к. они являются как бы "первичными эмоциями", доставшимися нам от животных. Чтобы наше восприятие было целостным, нам надо принимать во внимание три компонента, характеризующие эмоции:

а)   переживаемое или осознаваемое ощущение эмоций;

б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной системах;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, которые отражаются на лице.

Благодаря эмоциям человек к чему-то стремится и в конечном итоге это подкрепляется либо положительными, либо отрицательными эмоциями. Если мы достигли поставленной цели, то появляются положительные эмоции. Но если наш результат оказался отрицательным, цель не была достигнута, и человеку приходиться заново работать для достижения её.

Эмоции возникают между потребностью и действием для удовлетворения. Чтобы лучше понять их сущность, нам надо обратиться к теориям, которые выдвигали различные учёные. С помощью них мы сможем проникнуть в тайный мир эмоций.

Глава 1. Сущность эмоций

Теории эмоций

Психоаналитическая теория: её основатель Зигмунд Фрейд и его теория занимает особое место в психологии. Он анализировал функционирование личности и затрагивал тему эмоций. Ядром классической психоаналитической теории являются инстинктивные влияния. Наиболее признанными в этой теории являются высказывания Рапапорта, поэтому они и станут источником для изложения дальнейшей информации. Рапапорт считает, что в основе инстинктивного влияния лежит четыре характеристики:

а) безусловность; б) цикличность; в) избирательность; г) замещаемость.

Из этого следует, что влечения различаются по степени.

Представить целостное определение эмоций у Фрейда очень тяжело, т.к. это понятие в его теории рассматривается довольно широко, и ему приписываются различные роли в процессе развития данной теории.  В своих ранних работах эмоции для Фрейда были лишь побудительной силой в психической жизни человека, и только в поздних своих работах он отмечал, что они дают толчок к фантазиям и мечтаниям.

Рапапорт давал следующие заключения эмоциям: "воспринимаемый объект служит инициатором бессознательного процесса, который мобилизует неосознанную инстинктивную энергию, если для этой энергии нет открытых свободных путей ее проявления, она находит разрядку через другие каналы, нежели произвольные действия. "Эмоциональное выражение" - может возникать одно за другим, либо же это одиночные эмоциональные разрядки различной интенсивности, которые постоянно случаются, поскольку в нашей культуре редки открытые проявления инстинктов."

Разрядка рассматривается как выражение эмоций. Прежде всего, теория Фрейда касалась отрицательных эмоций. Этим объясняется преобладающая роль подавления, как защитного механизма. Если такое подавление неудачно, то происходит конфликт между сознательным и бессознательным, и эмоции могут всплывать в сознании. Другое понятие Фрейда - желания. Он показал, что они являются основанием сновидений. Потому что эти инстинкты проявляются у нас во сне фантазиями с эмоциями.

На современном этапе немало теоретиков продолжили теорию Фрейда, одним из которых является Шехтел, который подчеркивает организующую и конструктивную функцию эмоций. Он приписывает им важную роль в социальных взаимоотношениях. Проводит различие между внутренними и активизирующими эмоциями. Внутренние существуют у ребенка, а активирующие возникают у взрослых. Он рассматривает два вида восприятия: субъективное и объективное.

Теория Рапапорта была продолжена Клейном, который говорил, что однажды испытанная эмоция приобретает значение, которое возникает раньше сенсорного удовольствия или неудовольствия. Клейн в отличии от Фрейда допускает поиск напряжения и его сохранение.

Теория Симонова - информационная теория: основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга.

Им сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимойдля организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличием информации, которая могла бы быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н - С).

Эмоция не возникает:

1. если потребность отсутствует или она удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована;

2. при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации;

3. положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

Эмоции возникают по Симонову при рассогласовании между потребностью и возможностью её удовлетворения. Рассматривается как обобщённая оценка ситуации. Это основные постулаты, взятые из теории Симонова.

Теория Анохина: в её основу входят Дарвиновские представления о понимании эволюции приспособительных реакций организма. С помощью них можно утверждать, что эмоции когда-то сыграли свою положительную роль в эволюции, закрепились и передавались из поколения в поколение. Решающей чертой эмоционального состояния является его исключительность по отношению к другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они предают состоянию человека определённый тип переживания. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма. Эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий или конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - определять благодаря эмоциям качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия - придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Если дать грубую и общую картину поведения, то они могут быть разделены на две непрерывно чередующиеся стадии. Первая - формирование потребностей и основных влечений, а вторую - удовлетворение этих потребностей. Теория Анохина называется биологической, которая раскрывает нам тайну происхождения эмоций. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий отражению как отдельной особи, так и всего вида.

В эмоции выделяют две основные части: первую (и главную) - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера): и вторую - эмоциональное выражение, т.е. сопутствующее этому переживанию изменение мимики, жестов, позы, а также вегетативных реакций. Им особое внимание уделял У.Джеймс и К.Ланге, которые впоследствии выдвинули психологическую теорию эмоций. Джеймс следующим образом объяснял свою теорию: "Телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта: осознание нами этого возбуждения и есть эмоция. Обыкновенно принято выражаться следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем, мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство, мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим удар. Согласно защищаемой мной гипотезе порядок этих событий должен быть несколько иным: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым; между ними должны быть телесные проявления, и поэтому наиболее рационально выражаться следующим образом: мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость, потому что бьём другого, боимся, потому что дрожим, а не говорить: мы плачем, бьём, дрожим, потому что опечалены, приведены в ярость, испуганы. Если бы телесные проявления не следовали бы немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме своей чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной "теплоты". Мы в таком случае могли бы видеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы нанести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования".[12, c.565]  Эмоции отождествляются с осознанием органических изменений. Аналогичную точку зрения развивал Ланге в своей сосудодвигательной теории эмоций. Для него эмоции - это осознание происходящих в организме сосудодвигательных изменений и их последствий. Таким образом, теории Джеймса и Ланге очень похожи друг на друга, поэтому их соединили, и принято называть теория Джеймса-Ланге. Но Джеймс не сводил значение эмоций к такому узкому физиологическому понятию. Они показали действие вегетативной и центральной нервных систем в организации эмоций. Но в их теории это была не составляющая часть эмоций, а основная. В этом состоит их минус, т.к. даже сейчас физиологи доказали, что эмоции не сводятся только к периферическим реакциям.

Но как обычно каждая теория сразу же тщательно рассматривается, принимается или оспаривается. Так произошло в данном случае. Известный английский нейрофизиолог Ч.Шеррингтон показал несостоятельность этой теории. Он лишил мозг подопытного животного возможности получать импульсы со стороны внутренних органов, мышц, перерезав для этого соответствующие нервные проводящие пути, и, тем не менее, оказалось, что эмоциональные проявления у такого животного сохранились. Так было доказано, что эмоциональные переживания возникают первыми при восприятии той или иной ситуации, а изменения со стороны соматического и периферического отделов - явление вторичное.

Теория Рубинштейна: человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является созерцателем и в тоже время автоматом, производящим хорошо отлаженные движения, эмоции и т.д. Он переживает то, что с ним происходит и что им совершается, относится определенным образом к себе, окружающим. Эти переживания и являются эмоциями. Их можно охарактеризовать несколькими отличительными признаками:

Во-первых, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Во-вторых, эмоции обычно отличаются полярностью, т.е. обладают положительным и отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречия.

Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер по отношению зависимости воздействия к положительным или отрицательным потребностям, интересам, установкам. Если все происходящее может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно тесной является действительная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эта связь взаимная: с одной стороны, ход или исход человеческой деятельности вызывают у человека обычно определенные чувства, с другой - чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на деятельность. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: органическая жизнь, интерес материального порядка и духовные, нравственные потребности.

Можно брать во внимание еще множество теорий, но наша задача на данный момент приоткрыть тайну эмоций и дать человеку самые малые представления, которые будут последовательно раскрыты дальше. Попробуем дать первую оценку эмоциям. Каждая теория имеет свои плюсы и минусы, чем сложнее она изложена, тем сложнее нам проникнуть в ее истинный смысл. Если говорить об описанных выше теориях, то, выражая свое собственное мнение, я скажу, что однозначно ни одна из теорий не была мною воспринята.

Фрейд в основу всех своих изучений ставил одну и ту же проблему - инстинктивные влечения. На этом у него строятся многие его темы. Это можно рассмотреть как "+", так и как "-". Хорошо рассматривать одно явление в разных его проявлениях, при взаимодействии с множеством других структур. Но всегда есть но. По моему мнению, инстинктивные влечения являются далеко не основой эмоций, хотя и имеют к ним отношение. Понятие эмоций у него очень широко и объемно и тяжело выделить самое главное. Все последователи пытались выразить свои отношения к его теории, и часть из нее у них в конечном итоге все равно присутствовала.

 

Функции эмоций

Для чего же нужны эмоции? Возможно, было бы лучше без них? Они, наоборот, очень мешают жить, а сформированный навык осуществляется вообще без участия эмоций, они могут только отодвинуть от достижения заданной цели. Отрицательное их влияние было доказано не только у человека, но и у животных. Хорошо известно, что стадо животных, охваченное паникой, нередко мчится навстречу смерти. Это не просто банальный вопрос, возникающий почти у каждого. Он очень важный и совершенно неслучайный. Дело в том, что некоторые ученые считали, будто эмоции совсем не нужны для людей и животных, среди других психических состояний, но это не так. Эмоции в организме человека и животного выполняют очень важную функцию – регуляторную.

Выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и представляют почти мгновенную и интегральную оценку поведения в целом, что позволяет определить полезность и вредность воздействующих на существо факторов еще до того, как будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека или животного, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, он немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоция как особое внутреннее состояние и субъективное переживание выполняет функцию оценки обстоятельств ситуации на основе возникшей потребности и интуитивного представления о возможностях ее удовлетворения. Эмоциональная оценка отличается от осознанных когнитивных оценочных операций ума, она выполняется на чувственном уровне.

Предвосхищающие эмоции успешно изучались в составе мыслительной деятельности при решении творческих задач (шахматных). Эмоции предвосхищения связаны с появлением переживания догадки, идеи решения, которая еще не вербализована.

П.В. Симонов выделяет у эмоций подкрепляющую функцию. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Так, у сытой кошки нельзя выработать условные пищевые рефлексы. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения, в данном случае отражающегося в чувстве голода. Однако соединения индифферентного раздражителя с голодовым возбуждением еще недостаточно для выработок условных пищевых рефлексов. Требуется третий компонент - воздействие фактора, способного удовлетворить существующую потребность, т.е. пищи.

Переключательная функция эмоций состоит в том, что они часто побуждают к изменению своего поведения. Переключательная функция эмоций наиболее ярко обнаруживается в экстремальных ситуациях, когда возникает борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Конфликт потребностей переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок субъекта.

Важной функцией эмоций является коммуникативная функция. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком чувств» и позволяют передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д.

Эмоции человека и животного

История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека очень сложен. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся как у животных, так и у человека, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных - антропоидов - и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вот один довольно забавный пример. Демонстрация оскала - широчайше распространенная у позвоночных инстинктивная программа. Ее цель - предупредить при встрече с кем-либо, что вы вооружены и готовы за себя постоять. Приматы очень широко пользуются ею при контактах.

Человек тоже скалит зубы при сильном страхе или гневе. Оказаться адресатом такой демонстрации неприятно и совсем не хочется. Но у программы показа зубов есть еще два куда более мягких варианта. Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается человек, вступая в контакт с тем, кого побаивается. Второй - это широкая улыбка. Так улыбается другому спокойный, уверенный в себе человек. В сущности, он тоже показывает вам, что вооружен и готов за себя постоять и в вашем снисхождении не нуждается. Но эта форма демонстрации настолько мягкая, что не только не вызывает у вас страха, а напротив, действует приветливо и умиротворяюще. Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший человек, ему от меня ничего не надо, мне от него тоже, но если бы он мне понадобился, мы бы легко вступили в контакт". Давно замечено: когда человек, всю жизнь проживший при тоталитарном режиме, попадает в страну, где люди чувствуют себя свободно, его поначалу удивляет, почему окружающие все время улыбаются друг другу и ему тоже. Путешественник, привыкший, что вокруг никто не улыбается, а если и улыбается, то заискивающе, в первые дни думает, что от него чего-то хотят.

Вы замечали, наверное, не раз, как склонный к авторитарности начальник, видя в зале совещания улыбающихся друг другу подчиненных, приходит в волнение и требует прекратить улыбаться. Во-первых, начальник привык, что ему при встрече сотрудники улыбаются иной улыбкой - заискивающей. Во-вторых, когда начальник подсознательно ощущает, что среди подчиненных есть люди, чувствующие себя свободно, он настораживается: "Свободны от кого? От начальника? Не боятся? Значит, не уважают? Я этого не заслужил!"

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так.

Основное отличие всякой деятельности животных от деятельности человека, в том числе и эмоций, состоит в том, что она является деятельностью непосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах их инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности также являются принципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому у животных в противоположность человеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности. Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Итак, первое отличие эмоций человека от эмоций животного состоит в том, что эмоции животного напрямую зависят от его биологических потребностей, а эмоции человека зависят так же и от его социальных и духовных потребностей.

Животные для удовлетворения всех своих потребностей часто идут на все, вплоть до убийства другой особи того же вида. Но человек – существо социальное, наделенное разумом. Он должен уметь подавлять часть своих желаний и думать, к каким последствиям может привести реализация той или иной его потребности. Детям чрезвычайно эмоциональным от рождения надо поставить интеллект над эмоциональной сферой. Отсюда следует, что эмоции играют огромное влияние в формировании характера человека. Люди делятся на две категории: те, у которых эмоции преобладают над разумом и те, у которых разум преобладаем над эмоциями. Эти две категории заложены в человеке уже с рождения, но это не означает, что поменять ничего нельзя.

Отсюда можно сделать вывод о втором отличии – человек наделен разумом и способен контролировать свои эмоции, оценивать их (правда, иногда не совсем верно), скрывать их или давать им волю, или даже симулировать их в зависимости от ситуации.

Оба названных выше отличия можно проиллюстрировать на примере такой эмоции, как оборонительная агрессия, что и делает в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Эрих Фромм.

Оборонительная агрессия есть реакция человека или животного на какую-либо угрозу. Проявляется эта эмоция у человека и у животного по разному.

Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, существующую в данный момент, и, конечно, его врожденные инстинкты, а также генетическая память и индивидуальный опыт способствуют тому, что животное часто более остро ощущает опасность, чем человек. Однако человек, обладающий даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представле­ние о вероятности угрозы. Он может, например, вообразить, что соседнее племя, имеющее опыт ведения войны, когда-либо может напасть на его собственное племя, чтобы завладеть его богатствами; или ему может прийти в голову, что сосед, которому он "насолил", отомстит за это при благоприятных условиях. "Вычисление грозящей опасности" — это одна из главных задач политиков и военачальников. Таким образом, механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но он еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее в действительности нет. Так начиналось большинство современных войн, они были подготовлены именно пропагандистским нагнетанием угрозы, лидеры убеждали население в том, что ему угрожает опасность нападениях уничтожения, и так воспитывалась ненависть к другим народам, от которых якобы исходит угроза. На самом деле угроза была чаще всего чистой фикцией.

Дополнительное усиление оборонительной агрессиичеловека (в сравнении с животным) обусловлено спецификой человеческого существования. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту. И самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат, ценностной ориентации. От нее зависит и способность к действию, и в конечном счете - осознание себя как личности. Если человек обнаруживает идеи, которые ставят под сомнение его собственные ценностные ориентации, он прореагирует на эти идеи, он воспримет их как угрозу своим жизненно важным интересам. Он отвергнет эти идеи и притом попытается дать этому рациональное толкование, чтобы объяснить свое неприятие этих идей. Он может, например, сказать, что новые идеи по сути своей "аморальные", "некультурные", "безумные" и т. д. Но все это только рационализации. На самом деле антагонизм имеет под собою только одну почву - это просто ощущение угрозы извне.

Как было сказано в предыдущей главе, различаются низшие эмоции, связанные с безусловно-рефлекторной деятельностью, основанные на инстинктах и являющиеся их выражением (эмоции голода, жажды, страха и т.п.), и высшие, подлинно человеческие эмоции - чувства.

Первичные эмоции, из которых затем и сформировалась универсальная эмоциональная жизнь, человек унаследовал от животных.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания.

Эмоции изменяются не только в эволюции от низших форм развития к высшим, но и изменяются в онтогенезе человека (его индивидуальном развитии). Эмоции ребенка очень примитивны и связаны в основном с удовлетворением простейших потребностей (голод, жажда и пр.). Однако, позднее "эмоциональная жизнь" человека пополняется и обогащается, к ней прибавляются эмоции, которые уже связаны с восприятием окружающего мира (взаимодействием мыслей с окружающим миром). Изменяется "степень эмоциональности": она достигает своего апогея в юности, а затем постепенно начинает ослабевать. Эмоциональные переживания детей и подростков оставляют более глубокий след в душе, чем у взрослых. Обеднение "эмоциональной жизни" каждый из нас может заметить у людей в старческом и постстарческом периодах. В этом возрасте разум преобладает над ощущениями и эмоциями, отодвигая их на последнее место нашей психической деятельности. Это состояние рассматривается с двух сторон: первое - это положительное влияние, трезвый взгляд на жизнь очень нужен. Но с другой стороны человек, который не может, не хочет выражать свои эмоции, не воспринимается нами положительно, и мы называем его "черствый сухарь".

У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание.

Так мы приходим к третьему отличию: человек способен обучаться в процессе своего развития, и в зависимости от его онтогенеза изменяются и его эмоции. С животными же такого не происходит.

Следующее отличие состоит в том, что у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

 Чувства связаны с удовлетворением социально выработанных потребностей. Чувство долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и  т.п. формируются у человека по мере его включения в социальные связи,  т.е. по мере становления индивидуума как личности. Переживая те или иные чувства, человек оперирует исторически выработанными нравственными и эстетическими понятиями ("добро", "зло", "справедливость", "прекрасное", "безобразное" и т.д.),

Многие люди считают, что животные так же могут испытывать чувства. Это не так. Чувства зависят от высших потребностей, которых у животных нет. Рассмотрим несколько примеров.

Интерес - распространенная положительная эмоция, обеспечивает поддержание определенного уровня активации организма. Интерес организует внимание, управляет восприятием и мышлением. Это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Обуславливает исследовательское поведение, творчество, приобретение навыков и умений при отсутствии внешнего побуждения к этому. Устремленность интереса человека на определенные объекты, на определенные виды деятельности во многом определяется его системой ценностей. Интерес животного в исследовании какого-либо объекта заключается в ответах на вопросы «Не опасно ли это?», «Можно ли это съесть?» и т.д., то есть объясняется через биологические потребности.

Радость - основная положительная эмоция человека. Однако это переживание человек не может вызвать произвольным усилием. Радость может следовать за достижением или творческим успехом личности, но они сами по себе не гарантируют радости. Радость является побочным продуктом усилий, направленных на другие цели. Радость может успокаивать. Радость дает человеку ощущение способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью, облегчает повседневную жизнь, помогает справиться с болью, достигать трудных целей. Более счастливые люди более уверены в себе, более оптимистичны и более успешны в жизни, имеют более тесные и взаимообогащающие контакты с другими людьми. Они обладают чувством собственной значимости, владеют навыками и достижениями, необходимыми для достижения своих целей, получают огромное удовлетворение от самого процесса этого достижения. Радость позволяет почувствовать, что существуют разнообразные связи между человеком и миром, острое чувство торжества или сопричастности с объектами радости и с миром в целом. Чувство радости связано с реализацией человеком своих возможностей. Радость является нормальным состоянием жизни здорового человека.

Животные так же могут чувствовать радость. Здоровые животные, бегая, прыгая и играя, чувствуют удовольствие и всем своим видом показывают, что они счастливы. Очевидно, что многим животным нравится играть, и они используют любую возможность для игр с себе подобными. Можно объяснить с эволюционной точки зрения то, что щенкам нравится играть, потому что это помогает им развить навыки, которые впоследствии им пригодятся. Эту эмоцию у животных так же можно объяснить через биологические и, частично, социальные потребности.

Удивление - внешней причиной обычно является внезапное и неожиданное событие, которое оценивается как менее приятное по сравнению с теми, что ведут к радости. Оно характеризуется высоким уровнем импульсивности и расположенности к объекту. Удивление - быстро проходящее чувство. Оно выполняет функцию приспособления к внезапным изменениям во внешнем мире, побуждения к изменению, переключения внимания. Само по себе удивление просто тормозит текущую деятельность, переключает внимание на произошедшие изменения. Если человек часто испытывает удивление, которое он оценивает как неприятное, то у него может развиться боязливость и неэффективность в присутствии нового и необычного. Если же человек часто испытывает приятное удивление, то он обычно оценивает его как позитивную эмоцию. Животное так же может испытать удивление, но не может оценить его как эмоцию позитивную или негативную.

Горе - обычно реакция на потерю, утрату - временную или постоянную, реальную или воображаемую, физическую или психологическую (это может быть утрата каких-либо привлекательных качеств в себе, позитивных установок на себя). Внутренняя работа, которую выполняет переживание горя, помогает человеку отдать дань потерянному, приспособиться к утрате, восстановить личностную автономию. Горе заразительно вызывает у окружающих людей сочувствие, способствует усилению групповой сплоченности. Животное может чувствовать горе в связи с утратой хозяина, детеныша, члена стаи. У животных эта эмоция носит социальный характер.

Причиной агрессии обычно является чувство физического или психологического препятствия чему-то, что человек очень хочет сделать. Это могут быть также правила, законы или собственная неспособность сделать то, что хочется. Разгневанный человек испытывает сильное напряжение, его мышцы напрягаются, кровь "кипит". Эмоция агрессии характеризуется импульсивностью выражения и высоким уровнем уверенности в себе. Состояние агрессии мешает ясному мышлению. Эволюционная функция агрессии заключалась в мобилизации энергии индивида для активной самозащиты. С развитием цивилизации эта функция агрессии почти исчезла, во многом превратилась в помеху - большинство случаев выражения гнева являются нарушением юридического или этического кодексов. О различии проявления агрессии у человека и животного было сказано выше.

Когда человек испытывает отвращение, он стремиться устранить объект, вызвавший это чувство или отстраниться от него самому. Отвращение способствует переключению внимания. У животного отвращение вызывается физиологическими факторами, которые оцениваются как «приятное - неприятное». Это может быть вкус, запах, звук и т.д. У человека отвращение как и гнев, отвращение может быть направлено на себя, вызывая самоосуждение и понижая самооценку или на других людей.

Презрение - чувство превосходства над каким-либо человеком, группой людей или предметом. Презирающий человек чувствует себя сильнее, умнее, лучше в каком-либо отношении, чем презираемое лицо, смотрит на него "сверху вниз", создает преграду между собой и другим. Презрение часто связано с ситуациями проявления ревности, жадности, соперничества. Оно может проявляться как сарказм, ненависть, жестокость к другим. Возможно, презрение эволюционно возникло как форма подготовки к встрече с противником, как демонстрация своей силы и непобедимости, стремление воодушевить себя и испугать соперника. У животных такая эмоция обусловлена социальными потребностями.

Страх является опасным из всех эмоций. Ощущение страха варьирует от неприятного предчувствия до ужаса. Причиной его обычно являются события, условия или ситуации, сигнализирующие об опасности. Природными стимулами страха являются одиночество, внезапное изменение стимула, боль и др. Страх переживается как незащищенность, неуверенность, чувство опасности и надв


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.