Проблематика классификации санкций в международном праве — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Проблематика классификации санкций в международном праве

2020-04-01 267
Проблематика классификации санкций в международном праве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Исторически санкции первоначально применялись в порядке самопомощи. «По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функциональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в определенных уставом пределах».

Различают санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкциями, осуществляемыми в порядке самопомощи, являются реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

«Реторсии -- это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение». Когда реторсии применяются в ответ на недружественный акт (т.е. несправедливое, предвзятое, но правомерное с точки зрения международного права поведение), они санкциями не являются.

Международная практика выработала следующие формы реторсий: установление ограничений на импорт товаров из государства-нарушителя; повышение таможенных пошлин на товары из этого государства; введение системы квот и лицензий на торговлю с данным государством; предъявление завышенных требований к товарам и компаниям из страны-нарушителя; повышение налоговых платежей и др.

Репрессалии -- это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение. Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады и т.п.), которые рассматриваются как акты агрессии.

Выработаны следующие формы репрессалий: эмбарго (запрет продавать имущество и технологии на территорию страны-нарушителя), бойкот (запрет покупать и ввозить на территорию имущество, происходящее из данного государства); замораживание вкладов страны-нарушителя в своих банках; изъятие своих вкладов из банков нарушителя.

К политической форме репрессалий следует относить: денонсацию или аннулирование договоров с этим государством; непризнание (отказ государства признавать ситуации или действия, порожденные неправомерными с точки зрения международного права актами правонарушителя).

Самостоятельный вид санкций образуют разрыв или приостановление дипломатических и консульских отношений. При этом разрыв дипломатических отношений не означает автоматического разрыва консульских отношений. Данные меры могут применяться и в ответ на недружественный акт, но тогда они не имеют характера санкций.

Санкциями, осуществляемыми с помощью международных организаций, являются приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности. Приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, может осуществляться в следующих формах: «лишение права голоса государств, не выполняющих принятых на себя обязательств; лишение права представительства в организации (неизбрание в органы организации, неприглашение на проводимые в ее рамках конференции); лишение права на получение помощи, получаемой в рамках этой организации, временное приостановление членства в международной организации; исключение из международной организации».

В случае особо опасных посягательств на международный мир и безопасность международные организации могут принять решение об использовании коллективных вооруженных мер по поддержанию международного мира и безопасности. Возможность применения мер такого рода предусмотрена Уставом ООН, Уставом ОАГ, Пактом ЛАГ, документами других региональных организаций. Меры, осуществляемые по Уставу ООН, могут применяться в двух формах: отдельными государствами от имени и по специальным полномочиям ООН; специально создаваемыми вооруженными силами ООН. Определение порядка применения вооруженных мер относится к компетенции Совета Безопасности ООН.

Коллективные меры применяются при необходимости предотвращения угрозы миру и подавления акта агрессии, однако они могут осуществляться не только для пресечения агрессии конкретного государства, но и в целях предотвращения усугубления международного вооруженного конфликта. Санкции вооруженного характера должны применяться, если исчерпаны остальные меры воздействия.

Таким образом, учитывая большое разнообразие форм санкций в международном праве, их представляется возможным свести в единую классификацию:

санкции, осуществляемые в порядке самопомощи: реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений.

санкции, осуществляемые с помощью международных организаций: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

 


Заключение

 

Заканчивая рассмотрение проблемы санкций в международном праве, можно сделать следующие выводы:

Понятие санкции едино для права внутреннего и международного. Поскольку, однако, нарушение международно-правовой нормы есть всегда нарушение установленного ею субъективного права и субъективного международного обязательства, то применительно к государствам международная санкция - это предусмотренные международным правом неблагоприятные юридические последствия для государства, нарушившего свое международное обязательство.

Отсюда прямая и непосредственная связь между международной санкцией и международной ответственностью государства. Так, всякое международно-противоправное деяние государства (нарушение им своим поведением международного обязательства) влечет за собой международную ответственность этого государства. А международная ответственность государства есть, в частности, возможность применить к нему предусмотренную международным правом санкцию.

Современное международное право вовсе не исключает применения принуждения, силы вообще, иначе оно перестало бы быть правом. Другими словами, существует как противоправное применение силы в урегулированном международном правом межгосударственном общении в соответствии с п. 4 ст. 2 Устава ООН, так и законное применение принуждения в межгосударственных отношениях.

Применение силы, принуждения в отношении государства возможно, согласно международному праву, лишь в ответ на международно-противоправное его деяние.

Санкции - установленной международным правом мере ответственности за то или иное международно-противоправное деяние государства - всегда присущ принудительный характер как выражение обязанности государства-нарушителя претерпеть юридические последствия своего международно-противоправного деяния.

Социальная роль санкции как меры международной ответственности - поддержание и укрепление международного правопорядка.

Санкции рассматриваются как мощный инструмент воздействия на правонарушителя. Их введение оказывает влияние на население подвергающегося санкциям государства и на его отношения с другими странами. Поэтому введение санкций должно быть крайней мерой, которая допустима в случаях, когда иные способы воздействия не дали результата и когда Совет Безопасности определит наличие угрозы международному миру и безопасности. Самое существенное значение имеет правильная оценка Советом степени такой угрозы. Санкции должны вводиться в строгом соответствии с Уставом ООН, с принципами и нормами международного права, преследовать четко определенные цели, быть предельно адресными, подлежать регулярному обзору и предусматривать условия отмены.

Применение санкций как формы ответственности открывает возможности для функционирования института ответственности в условиях отсутствия мировых вооруженных конфликтов. Однако этому, помимо очевидных политических трудностей, и в первую очередь нежелания западных Держав соглашаться на далеко идущие централизованные меры против государств, осуществляющих международные преступления, мешает и недостаточно четкое определение функций и характера международно-правовых санкций именно как формы ответственности государств.

Можно сказать, что международно-правовые санкции, известные международному праву и ранее, с появлением в международном праве категории международных преступлений превратились в основное средство борьбы с ними и реализации ответственности за них. При этом все большее значение приобретают санкции, осуществляемые международными организациями, и в первую очередь те санкции, решения в отношении которых принимает Совет Безопасности ООН.

Учитывая большое разнообразие форм санкций в международном праве, их представляется возможным свести в единую классификацию:

санкции, осуществляемые в порядке самопомощи: реторсии, репрессалии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений.

санкции, осуществляемые с помощью международных организаций: приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в международной организации, исключение правонарушителя из международного общения, коллективные вооруженные меры по поддержанию международного мира и безопасности.

санкция международное право


Список использованной литературы

 

Акты международный организаций:

1. Устав Организации Объединенных наций и Статут Международного суда: Официальное издание ООН. - Нью-Йорк, 1968.

2. Проекта статей об ответственности государств за международные правонарушения. Материалы международного уголовного права в документах, составитель Кудайбергенов М.Б., в 3 томах, Алматы, 2002г.

3. Принципы международного права, признанные уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2. - М., 1996.

.   ООН. Доклад Комиссии международного права о работе ее сорок шестой сессии. 2 мая-22 июня 1994г. Генеральная Ассамблея Офиц. Отчеты Сорок девятая сессия. Сборник нормативно-правовых актов, Москва, 1996.

5. Декларации тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 года. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

Научная литература:

1. Василенко В. А. Ответственность государства за международные правонарушения. Киев, 1976.

2. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. - Киев: «Вища школа», 1982. - С. 229.

.   Жданов Ю.Н. Принудительные меры в международном праве. Диссертация док. юрид. наук. - М., 1998. - C. 378

.   Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. - М., 1975. - С. 61

5. Лобанов С.А. Международно-правовые аспекты уголовного судопроизводства по делам о военных преступлениях // Государство и право. - 1998. - № 5.

.   Лукашук И.И. Кодификация права международной ответственности. // Московский журнал международного права. - 2002 г. - №3. - С. 8

.   Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.

8. Лукашук И.И., Наумова А.В., Международное уголовное право, Москва, 1999.

9. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Сб. документов / Сост. П.Н. Бирюков, В.А. Панюшкин. Воронеж, 1997.

.   Менжинский В.И. Проблема международной ответственности (в свете советской концепции международного права). Автореф. канд. дис. - М., 1951.

.   Нешатаева Т.Н. Санкции системы ООН. Международно-правовой аспект. - М.: Изд-во Иркутского ун-та, 1992. - C. 149.

12. Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. - М., 1983.

.   Тункин Г.И. Вопросы теории международного права. - М., 1962. - С. 299

14. Ушаков Н.А. Основания международной ответственности государств. М. 2001г.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.