Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ

2020-04-01 168
Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Дипломная работа

 

Проблема пропаганды наркомании на страницах
печатных и виртуальных молодежных изданий

 

Допустить к защите:

_______________

Заведующий кафедрой

 

Выполнила

Студентка V курса

Нарыжная Марина Викторовна

 

Научный руководитель:

Александрова Н. Н.,

к.и.н., доцент

 

 

МОСКВА 2006

Оглавление

 

 

Введение…………………………………………………………………….С.1

 

Глава I Современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ ……………………...С.5

1.1. Общие характеристики современных молодежных СМИ……...…..С.7

1.2. Цель CМИ при освещении проблемы наркомании………...……….С.8

1.3. Причины актуальности проблемы пропаганды в молодежной прессе…………..……………………………………………………………С.9

1.4. Влияние идеологии Запада…….……………………………………..С.14

1.5. Законодательство РФ о понятии «пропаганды наркотических веществ»…………………………………………………………………...С.17

1.6. Ситуация с пропагандой наркомании в Интернете...………………С.20

1.7. Правила освещения журналистом проблемы наркомании……...…С.22

Глава II Практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных молодежных СМИ …………...…………………………………………………………..С.25

2.1. Темы, от освещения которых следует отказаться..………………...С.26

2.2. Выбор источника информации………………………………………С.35

2.3. Безграмотное построение материала………………………………..С.37

2.4. Ошибки при обращении со словом………...……………………….С.39

2.5. Использование статистических данных…………………...………..С.41

2.6. Значение выбора заголовка……………………………………….…С.41

 

Заключение……………………………………………………….…….….С.43

Литература…………………………………………………………………С.46

 

Введение

 

Современное общество всерьез обеспокоено эпидемией наркомании, ежегодно уносящей сотни тысяч человеческих жизней.

Федеральная служба наркоконтроля оценивает количество наркоманов в России в миллионы человек (от трех до восьми миллионов).

Средства массовой информации являются основным источником информации в современном обществе, играют важную роль в формировании общественного мнения и молодежной культуры. Именно СМИ могут создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотических средств. Поэтому СМИ отведена главная роль в борьбе с наркоманией, в профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни среди населения России.

В то же время, несмотря на запрещение законом пропаганды наркотиков, открыто продолжают выходить в свет материалы, пропагандирующие наркоманию и сводящие на нет всю профилактическую деятельность СМИ. Без преувеличения можно сказать, что каждый материал, каждое неосторожное слово способно подтолкнуть человека к употреблению наркотиков (особенно подростка, более подверженному влиянию средств массовой информации).

Проблема пропаганды наркомании в средствах массовой информации всерьез беспокоит журналистское сообщество. Именно сейчас, чтобы препятствовать пропаганде наркомании в СМИ, известными журналистами все чаще ставятся вопросы о создании специальной экспертной комиссии, для отслеживания фактов пропаганды в СМИ; о создании единой концепции для СМИ при освещении проблемы наркомании; об обучении журналистов, пишущих по проблеме; о создании специализированного профессионально-этического кодекса для журналистов; о регулировании законодательной базы и др.

Вопрос об устранении пропаганды наркомании в прессе требует скорейшего разрешения, так как регулярная пропаганда наркомании в прессе приведет к тому, что через несколько лет употребление наркотиков будет рассматриваться обществом как допустимое, пусть и нежелательное, поведение, так же, как употребление алкоголя и никотина. А это абсолютно недопустимо, учитывая разрушительное влияние наркотиков на организм человека (наркоман с момента начала употребления живет, в среднем, от трех до пяти лет).

Можно сделать вывод, что промедление решения проблемы пропаганды наркомании в СМИ через несколько десятилетий поставит под вопрос существование человеческого сообщества.

Для начинающих журналистов очень важно не только понять значение проблемы пропаганды наркомании, но и построить свою журналистскую деятельность таким образом, чтобы избежать в материалах пропаганды наркомании и вести в СМИ борьбу с пропагандой наркомании.

Именно по этой причине целью данного исследования является анализ современного состояния проблемы пропаганды наркомании в средствах массовой информации. 

Задачи исследования – рассмотреть современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ; разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков в печатных и виртуальных СМИ.

Объект исследования – пропаганда наркомании в современных российских молодежных СМИ.

    Предмет исследования – технологические приемы, методы усиления эффективности пропаганды отрицательного отношения к наркотикам.

    В качестве источников мы определили молодежные печатные и виртуальные издания, т.к. именно молодежные газеты и журналы часто становятся объектом обвинений в пропаганде наркотиков. Материалы молодежных виртуальных изданий по проблеме наркомании имеют ряд общих черт с материалами молодежных печатных СМИ, как по тематике, так и по содержанию. Это дает нам возможность объединить для исследования проблемы пропаганды наркомании в данной работе как печатные, так и виртуальные молодежные СМИ.

Хронологические рамки исследования – 2001 – 2006 год.

Критерием отбора печатных изданий стали результаты рейтинга популярности печатных СМИ в молодежной аудитории1. Таким образом, в процессе данного исследования нами были проанализированы молодежные журналы «Молоток», «Ровесник», «Кул» (Cool), «Кул-гел» (Cool girl), «Штучка», «Неон».

    Критерием отбора виртуальных изданий стали результаты рейтинга антинаркотических ресурсов Narcotop2, определяющего самые посещаемые сайты, посвященные проблеме наркомании. Так, нами были проанализированы виртуальные молодежные издания «Без наркотиков» и «Наркозона».

    Структура работы. Дипломное сочинение состоит из введения, двух глав, посвященных теоретическому и практическому разбору проблемы пропаганды наркомании, и заключения.

    В первой части рассматривается современное состояние проблемы пропаганды наркомании в молодежных печатных и виртуальных СМИ:

- приводятся общие характеристики современных молодежных СМИ;

- рассматривается теория о влиянии идеологии Запада на современные СМИ;

- определяется цель СМИ при освещении проблемы наркомании;

- освещаются причины актуальности проблемы пропаганды наркомании в молодежной прессе;

- выявляются противоречия в российском законодательстве относительно пропаганды наркомании в СМИ;

- оценивается ситуация с пропагандой наркомании в сети Интернет;

Вторая часть посвящена попытке разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.

На основе виртуальных и печатных молодежных материалов, посвященных проблеме наркомании, мы рассмотрели:

- наиболее часто освещаемые журналистами аспекты проблемы наркомании;

- используемые журналистами источники информации;

- способы построения материалов о наркомании;

- выбираемые для описания проблемы слова;

- примеры использования в материалах статистических данных по наркомании;

- примеры заголовков материалов по проблеме.

На основе изученных материалов мы постарались определить, где чаще всего журналисты допускают неосторожные высказывания по отношению к наркотикам, которые можно расценивать как пропагандирующие наркоманию, и разработать требования для работы журналиста над материалами по проблеме, чтобы свести к минимуму возможность пропаганды наркомании.

Данная работа носит, прежде всего, практическое значение. Мы постарались объяснить начинающим журналистам, пишущим материалы по проблеме наркомании, необходимость борьбы с пропагандой наркомании на страницах молодежных изданий; составить рекомендации, при использовании которых материал будет способствовать возникновению у читателей отрицательного отношения к наркотикам.

 

 

Влияние идеологии Запада

 

Существует теория, что все современные средства массовой информации (не только молодежные), считающие своей аудиторией, в том числе, молодежь 12-25 лет, занимаются скрытой пропагандой наркомании. Создатель данной теории – Н.Е. Маркова, руководитель центра коммуникативных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, автор научно-популярной монографии «Культуринтервенция» - первой в России предложила рассматривать эпидемию наркомании как результат информационного воздействия – драгмаркетинга – и разработала методику борьбы с ним.

Сущность теории в следующем. Все каналы СМИ поставляют для детской и юношеской аудитории один и тот же набор явно идеологически окрашенной тематики2:

1) Секс-пропаганда, содержащая дискредитацию секса как личностного акта половой любви и пропаганда секса в качестве развлечения. В основном это тема Fast-love (моментального спаривания), извращений и гомосексуализма.

2) Молодежная мода. Пропаганда шокирующей эпатажной моды с пропагандой различных субкультур, моды для дискотеки, унисекс, клеймения (татуировки, выбривания головы и т.п.). Таким образом, молодежной аудитории навязываются такие признаки внешнего облика, которыми раньше наделяли людей, от которых хотелось оградиться (заключенные, умалишенные).

3) Девиантность (отклонение, уход с пути, разрушение табу и общепринятых норм поведения). Сюда относится описание различных видов преступлений, публичного полового акта, нецензурная брань и т.д.

4) Мифология наркотиков. В неё входит пропаганда «безбашенности», «экстремальности», экстремальных видов спорта. Под этим всем скрывается завуалированная для непосвященного взгляда пропаганда наркотиков. Для того, чтобы нормальный человек пришел к наркотикам, надо, чтобы у него появилась «легкость в мыслях необыкновенная», чтобы он, по Пушкину, оказался «у бездны мрачной на краю». Для этого распространяется информация о возможности постижения мистики и сверхчувственного: об астрологии, ужасах, пришельцах, НЛО1. Таким образом, вокруг человека образуется мифологическая оболочка, которая способствует полной потере ориентации в жизни. Становится зыбкой грань между реальным и воображаемым. Непонятно, что хорошо, а что плохо. Все это подталкивает молодого человека к безответственному входу в мир наркотиков.

5) Рок-звезды и рок-музыка. Реклама звезды, сведения о её гонорарах, описание успеха и богатства, любовных приключений, сообщения о преступлениях и подверженности наркомании. Время от времени какая-нибудь из рок-звезд вдруг снимается в фильме в роли наркомана. Поскольку с образом «звезды» у молодых людей связываются их поступки и стиль жизни, понятно, какие примеры для подражания им навязываются.

6) Реклама мест и способов развлечений: реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других «тусовок».

Эти темы самым чудовищным способом вторглись в западное искусство, западные СМИ, а теперь и в нашу культуру. «Практически, все информационные продукты, которые поставляет нам Запад, имеют совершенно определенное воздействие, определенную идеологию, моделирующую у молодежи поведение человека, употребляющего наркотики, - говорит Наталья Маркова, - в настоящее время вполне уместно говорить об идеологическом захвате российской культуры, и, как ни грустно это осознавать, мы находимся в состоянии агрессивной культурной интервенции со стороны США и стран Западной Европы». 

Как считают современные исследователи, на сегодняшний день практически нет ничего более опасного молодежи, чем смотрение телевизора или чтение молодежных журналов, потому что идеология, которая совершенно незаметным образом навязывается под видом отсутствия идеологии, пропагандирует наркоманию.

Средство борьбы с западной идеологией и пропагандой наркомании в СМИ, ориентированных на молодежь, Наталья Маркова видит в «оздоровлении информационного пространства»1. «Необходимо научить детей гасить информационные зажигалки»2. Уже второй год исследовательская группа Натальи Марковой проводит учебный курс для школьников 8-10-х классов, состоящий из шести уроков - «Барьер». В доступной форме подросткам объясняется, как работают разные информационные ловушки. В ближайшее время планируется обучение преподавателей для чтения курса в Петербурге, Новосибирске, Кирове, Вологде, Ставрополе.

Н.Е. Маркова считает, что если распространить этот опыт на всю Россию, то поменяются интересы аудитории, а значит, газетам и журналам придется печатать другие статьи, телекомпаниям – показывать другие передачи. Это и есть оздоровление информационного пространства.

К сожалению, эксперимент Натальи Марковой не получил широкой огласки и в качестве профилактики наркомании школьные преподаватели рекомендуют детям отслеживать, как освещается проблема наркомании в молодежных изданиях.

 

 

Наркотики и рок-звезды

Каждый подросток мечтает стать успешным и счастливым. В качестве объекта подражания молодежные СМИ предлагают ему рок-звезд. Эти люди обаятельны, знамениты и богаты. Их сфера деятельности, шоу-бизнес, тесно связана с наркотиками.

Регулярные публикации о рок-звездах, которые употребляли (или употребляют) наркотики, в сознании подростков закрепили следующие представления.

- Рок невозможен без наркотиков.

Александр Васильев, лидер рок-группы Сплин, недоумевает, откуда появился стереотип, что все рок-звезды употребляют наркотики, несмотря на то, что сам лично пробовал1.

«Все музыканты либо колются, либо нюхают, либо курят. Это известно каждому»2.

«Наркотики – неотъемлемая часть рок-культуры»3.

Этот стереотип появился ввиду того, что журналисты освещая деятельность рок-звезд, обязательно рассказывают о присутствии наркотиков в их жизни. Ведь «порок привлекает население к герою, потому что растленный и порочный герой вызывает зависть и желание соответствовать. Рок-музыка как никакое другое искусство воспевает пороки и дурные привычки… Большой и трезвый рок-музыкант - нонсенс»1.

- Наркотики необходимы для творчества.

Журналисты часто указывают на взаимосвязь наркотиков с талантом музыкантов, которые творят благодаря действию наркотиков, а не вопреки ему. «На определенном этапе наркотики кажутся даже необходимыми для творчества»2.

- Наркотики - атрибут славы и успеха.

Показывая успех и богатство звезд, журналисты невольно убеждают подростка, что все достижения рок-звезд - заслуга наркотиков. В качестве примера можно привести статью о популярной рок-группе Red hot chilli peppers «RHCP: «Без кайфа, но в кайф»3. Наркотики употребляли все члены группы. «Альбом под кайфом - альбом в постнаркотической депрессии, и так по кругу». В настоящий же момент RHCP «находятся на такой высоте, что рассказ о них следует начинать с километрового списка достижений», группа «признана «одним из лучших коллективов всех времен и народов».

- Наркотики - способ развлечься и расслабиться.

Насыщенная событиями жизнь рок-звезд требует такого же насыщенного отдыха. Журналистские материалы об отдыхе звезд, непременно упоминают наркотики в компании с алкоголем. Складывается впечатление, что наркотики действительно обладают развлекающими и расслабляющими свойствами.

 «Это все равно, что ты идешь пешком по улице, устал, и тут кто-то предлагает тебе велосипед»4.

«Во время тура наркотики и горячительные напитки у нас строго запрещены для всех участников. Человек может развлекаться как угодно, но если уж ты берешь на себя ответственность выступать перед людьми, нужно поддерживать достойную форму»1.

- Безнаказанность звезд-наркоманов.

Создается иллюзия, что звезды-наркоманы не подвергаются общественному осуждению или уголовным взысканиям ввиду собственного авторитета и возможности откупиться от правоохранительных органов.

Так, певец и наркоман Мэрлин Мэнсон, может «безнаказанно изрекать такие пагубные афоризмы, как «Я не люблю наркотики, но наркотики любят меня». И ему все сходит с рук: он же дьявол»2. В молодежных журналах практически не появляются статьи о судебных процессах против звезд за употребление и распространение наркотиков.

- Легкость отвыкания от наркотической зависимости.

Редко изображается, насколько тяжело происходит отвыкание звезд от наркотиков. Поэтому складывается впечатление что рок-звезде, чтобы бросить наркотики, нужно только захотеть.

«Одно время я действительно злоупотреблял, но бросил после того, как умер мой близкий знакомый»3.

«Он пробовал многие тяжелые наркотики - героин, кокаин и другие. О траве даже не говорю. И вот однажды он на какой-то очередной вечеринке разбежался и врезался в дверной косяк. Он даже упал - такой сильный был удар. С тех пор он ничего не употребляет»4.

С 2002 года в «Ровеснике» - молодежном журнале, посвященному рок-культуре - появилась только одна статья, в которой показывается вся сложность отвыкания рок-звезды от наркотиков – «Пять лет немоты (исповедь бывшего наркомана)»5. «Несколько лет ушло только на то чтобы привести свою жизнь в порядок и избавиться от пагубной привычки, я имею ввиду наркотики», - говорит в своем интервью Трент Резнор, лидер группы Nine Inch Nails, - «Сейчас я чувствую себя человеком, заряженным энергией, человеком, который наконец-то может контролировать собственную жизнь».

История наркомании

Общий смысл материалов, информирующих об истории употребления различных наркотиков, можно свести к следующему - для употребления наркотиков существует историческая необходимость. «Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества, потребление которых влияет на сознание»1.

То есть, журналистами бессознательно внедряется миф о том, что наркомания - глубоко традиционное явление для общества. Известно, что слово «традиция» вызывает в нашем сознании ассоциации с чем-то спокойным, правильным и нерушимым. Таким образом, в сознании происходит соединение образа традиции с информацией об употреблении наркотиков2.

Легализация

Выступая за легализацию марихуаны, журналисты приводят доводы (научно не обоснованные), которые можно расценивать как рекламу наркотиков, например, «марихуана не вызывает физической зависимости, а психическая зависимость гораздо слабее чем от никотина и алкоголя»3.

Высказывания из серии «если она будет легализована, милиция оставит в покое курильщиков и сможет заняться более серьезными делами» или «если марихуана станет легальной, интерес к ней через некоторое время утихнет» также являются голословными.

Использование в материалах информации о положительном опыте Голландии - страны, которая, легализовав марихуану, якобы снизила количество употребляющих и уровень преступности - недопустимо.

Во-первых, эффективность легализации в борьбе с наркоманией необоснованна. Голландия на протяжении нескольких лет отказывается предоставлять отчеты о преступности и заболеваемости, связанных с наркотиками, по стандартам «группы Помпиду» - международной организации, отслеживающей эпидемическую ситуацию с наркоманиями. Страны по ЕЭС возмущены тем фактом, что в приграничных с Голландией областях намного больше преступлений, чем в других1. К тому же, репрессивная политика Пакистана и Сингапура, где за употребление сажают, а за торговлю - казнят, действительно снизила уровень потребления наркотиков2.

Во-вторых, по оценкам экспертов, легализация наркотиков в России приведет к тому, что снизится средний возраст потребителей марихуаны и значительно увеличится количество потребляющих.

Рецептура

Некоторые журналисты допускают в своих материалах описание изготовления различных видов наркотиков. Например, материал «От винта»3, перечисляет средства для изготовления «дешевого героина» - винта (сокращение от «первитин»): солутан (или другое эфедринсодержащее средство), едкий натр, соляная кислота, кристаллический йод, красный фосфор, бензин. Исчерпывающий список. Подростку остается только подобрать пропорции. Материал явно содержит пропаганду наркомании.

    Всеми названными выше темами не исчерпывается список допускающих скрытую пропаганду наркомании тем. Так, в своем стремлении осветить новые аспекты проблемы наркомании, журналисты пишут о способах перевозки наркотиков4, о преимуществах употребляющих наркотики студентов перед школьниками1, о способах добычи денег для покупки наркотиков2 и др.

Мы советуем начинающим журналистам чаще задумываться над тем, чем может обернуться широкая огласка в молодежной прессе тем, содержащих скрытую пропаганду наркотиков и осторожнее относиться к выбору темы.

Выбор источника информации

 

Часто журналисты ошибаются в выборе интервьюируемого, от этого получаются не полезные, а вредные статьи. На примере молодежной прессы, рассмотрим, от каких источников следует вовсе отказаться, а к каким нужно относиться с предельной осторожностью.

Наркоман

Наркоман, как источник информации, для молодежи представляется наиболее авторитетным – лично пробовал, лично знает. Именно по этой причине молодежная пресса изобилует «письмами в редакцию» и персональными историями наркоманов.

Подобная информация представляется подросткам достоверной вне зависимости от того, действительно ли материал основан на истории конкретного наркомана, или является фантазией журналиста.

За истину принимаются высказывания от лица главного героя. Основная ошибка журналистов – стараясь максимально достоверно воспроизвести образ наркомана, от его лица произносят слова, которые можно расценивать как призывающие к употреблению наркотиков.

«Без стимуляторов долго на ногах не продержишься, … без таблеток не просечешь, в чем кайф от такой музыки»3; «Я не променяла бы пять лет кайфа на здоровье и возможность родить ребенка»4; «Наркотики – это как анестезия, ведь ты на какое то время перестаешь испытывать эмоции, следовательно, тебе не больно»1; «Физических ломок от «винта» практически нет»2.

Продавец товара

Сам факт появления материалов от лица торговца наркотиками, рассказывающего о специфике собственной деятельности и оправдывающим свое поведение, можно расценивать как высшую степень безответственности журналистов и стремление подтолкнуть подростков к продаже наркотиков.

Так, в материале «Я – твой продавец»3, дилер:

- изображается более совестливым торговцем – «есть дилеры, а есть барыги – это которые совсем без совести»;

- представляется другом – «к нему можно прийти в гости, легко занять, если надо, он сам привезет, практически друг»;

- рисуется спасителем – «если не он, то кто будет этим заниматься? Кто будет рисковать перед ментами? Бояться бандитов? По 100 грамм с собой возить? Ночью подрываться? Стрематься, что телефон прослушивают? И при этом все еще говорят что он чмо»;

- дает рекомендации по «разбодяживанию» товара – «магнезией, побелкой, колесами, сахаром»;

- описывает технологию продажи наркотиков – «для наркомана этот расклад так заманчив, что сам побежишь торговать»;

Специалисты

Хорошим источником информации могут быть наркологи, психологи, специалисты некоммерческих организаций, так как компетентны в проблеме наркомании. Но и они могут допускать высказывания, от публикации которых в собственных материалах лучше отказаться.

Так, Олег Зыков в 2005 году давал следующее интервью в качестве детского нарколога (как выяснилось позднее, Олег Зыков еще в 2003 году был отстранен от почетной должности за «деятельность, не совместимую с занимаемой должностью», он использовал свое имя нарколога для пропаганды идей свободного хождения наркотиков1): «Не будет марихуаны – будет еще какое-то вещество, экстази, эфедрон, эфедрин. Вся история человечества на этом построена…То есть исторически каждое общество выбирает свое химическое вещество. Химическое вещество вторично. Первичнно – желание человека свои эмоциональные и нравственные проблемы решить с помощью химического вещества»2; «Самые серьезные потери личностные, человеческие – от употребления табака. Самые маленькие во всем мире – от употребления классических наркотиков»3.

Лев Левинсон, эксперт института прав человека: «Я не говорю, что нужно свистнуть и все легализовать… Но в принципе, мир движется в этом направлении. Тысячелетиями человечество жило с наркотиками теми или иными, а с растительными жило всегда… Надо научиться жить с наркотиками»4.

Причиной подобных высказываний, оправдывающих употребление наркотиков, специалисты считают получение прибыли наркологами от наркомафии.

 

Ошибки при подборе слов

 

Проблема наркомании, одна из немногих, где без преувеличения можно сказать, что каждое слово способно повлиять на мнение человека относительно наркотиков. Мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки неосторожного обращения со словом при освещении проблемы наркомании.

Слова, означающие наркотические вещества, помещаются журналистами в привычный всем контекст «еды» - «Стимуляторы на втором месте после марихуаны - их едят около 43 млн. человек»2, «они закроются на кухне и будут варить кашу»3, «самочувствие после каждой новой вечеринки «с начинкой» было все хуже и хуже»4, «наличие в них ядовитых химикатов предусмотрено «рецептурой» конечного продукта5.

Наркотик встает в один семантический ряд с едой, меню, качеством, тем самым, слово «наркотик» вырывается из привычного ассоциативного ряда и переносится в группу слов обыденной семантики6.

Значение выбора заголовка

 

Чем более интригующим и небанальным будет заголовок, тем больше вероятность, что материал о вреде наркотиков будет прочитан. В особенности это касается виртуальных тематических изданий, в которых статьи собраны в архивы. Проанализировав рейтинг статей на сайте «Без наркотиков»2 можно выявить наиболее удачные (с одной стороны, интригующие, с другой - коротко отражающие суть материала) и неудачные примеры подбора заголовка к материалу. В скобках указано количество просмотров статей.

"Наркотики и дети" В. Иванов (4498)

"Наркотики и подростки" А. Надеждин (4471)

"Химический секс" В. Хлыстун (3587)

"Наркомама" В. Хлыстун (2752)

Разительный контраст по количеству просмотров статей представляется следующими заголовками:

"Наркотическое отрезвление" (610)

"Изъятие героина в Красноярске" (142)

"Изъято 5 килограммов героина" (175)

Мы не призываем журналистов виртуальных изданий делать броские заголовки, не соответствующие содержанию материалов. Тем не менее, чтобы материал был более читаемым, необходимо подходить к подбору заголовка достаточно ответственно.

    Подведем итоги. В данной главе мы постарались разработать практические рекомендации для журналистов, пишущих на тему наркомании, по созданию установки на неприятие наркотиков. Рассмотрев материалы печатных и виртуальных молодежных изданий сделана попытка:

- обозначить темы, в освещении которых чаще всего журналисты допускают неосторожные высказывания по отношению к наркотикам;

- рассмотреть наиболее распространенные ошибки при выборе источника информации и при обращении журналистов со словом;

- привести примеры безграмотного построения журналистского материала;

-  разработать рекомендации по работе со статистическими данными;

- определить значение выбора заголовка для материала по проблеме наркомании.

 

Заключение

 

В данной работе нами было рассмотрено современное состояние проблемы пропаганды наркомании в материалах молодежных печатных и виртуальных изданий в период с 2001 по 2006 год.

Мы пришли к выводам, что причиной пропаганды наркомании в большинстве случаев можно считать непрофессионализм журналистов, которые не понимают сущность проблемы наркомании, не владеют специальными медицинскими познаниями в данной области. К другим причинам можно отнести влияние западной идеологии, отсутствие единой концепции для СМИ и отсутствие практических разработок для журналистов, на которые следует опираться при работе над материалами по проблеме наркомании.

Неэффективность антинаркотической деятельности в сети Интернет мы видим в том, что вместе с молодежными изданиями (в целом, антинаркотической направленности) действуют сотни сайтов явно или скрыто призывающих к употреблению наркотиков.

Причиной безнаказанности журналистов, пропагандирующих наркоманию, мы определили наличие противоречий в законодательстве, в том числе, отсутствие в Уголовном кодексе статьи за пропаганду наркомании, отсутствие специального ведомства по контролю за рекламой наркотических средств и пропагандой наркомании.

    В работе были прокомментированы некоторые положения Декларации «Об ответственности журналистов российских электронных и печатных СМИ в освещении проблем профилактики злоупотребления наркотиками и противодействия их незаконному обращению», определяющей некоторые профессионально-этические аспекты работы журналиста по проблеме наркомании. Положения Декларации призывают журналистов не допускать в собственных материалах прямой и косвенной пропаганды наркомании.

    В результате изучения материалов печатных и виртуальных молодежных изданий по проблеме наркомании, нами была предпринята попытка разработать практические рекомендации по созданию установки на неприятие наркотиков.

В частности, были обозначены темы, от освещения которых начинающим журналистам следует отказаться, чтобы избежать возможности пропаганды наркомании:

- наркотики и рок звезды;

- история наркомании;

- персональная история наркомана;

- положительное влияние наркотиков на организм человека;

- освещение прибыли от продаж наркотиков;

- описание сцен употребления наркотиков;

- реклама частных клиник и описание сомнительных достижений в области медицины;

- легализация наркотиков;

- описание изготовления различных видов наркотиков.

Рассмотрены примеры неудачного выбора журналистом источника информации, из-за которого материал из антинаркотического превращается в материал, пропагандирующий наркоманию. Начинающим журналистам предложено отказаться от следующих источников: наркоман, продавец товара, сомнительные специалисты.

В работе подчеркнута важная роль понимания журналистом значения используемых для освещения проблемы наркомании слов. Приведены примеры наиболее распространенных ошибок при обращении журналистов со словом, в частности, разделение наркотиков на «легкие» и «тяжелые», манипуляции с помощью использования обыденной семантики и манипуляции с помощью повтора.

Приведены примеры безграмотного построения журналистских материалов, которые, несмотря на содержащуюся в них достоверную информацию, вызывают у читателя желание попробовать наркотики.

Разработаны рекомендации по работе со статистическими данными по проблеме наркомании. Перечислены частые ошибки журналистов по работе со статистическими данными, в том числе, использование в одном материале большого количества статистических данных, использование противоречивых или недостоверных данных.

Определено значение выбора заголовка для материала по проблеме наркомании, как средства сделать журналистский материал более эффективным. Приведены примеры удачных и неудачных заголовков материалов по проблеме наркомании.

Самая же большая ошибка начинающих журналистов при работе над проблемой наркомании – равнодушие: нежелание осознавать серьезность проблемы и безразличие к сотням сверстников, ежедневно умирающих от употребления различных наркотиков.

К счастью, очень немногие допускают эту ошибку – по оценкам специалистов, большая часть журналистов, освещающих проблему, по тем или иным причинам, сталкивалась с наркоманией1 (употребляли сами, употребляли друзья или родственники) и знают о ее пагубном воздействии не понаслышке. Большинством журналистов, работающих по проблеме, движет стремление предостеречь ровесников от употребления наркотиков.

Мы надеемся, что со временем в молодежной среде будет сформирована мода на неприятие любых видов наркотиков. И именно молодые журналисты смогут способствовать этому, демонстрируя своей аудитории принципиальность собственной позиции по отношению к проблеме наркомании и нетерпимость к любым видам наркотиков.

 

Литература

 

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: Издательство МГУ, 2003.

2. Авраменко Б. Наркомания: глобальный ответ на глобальный вызов// Международная жизнь. - 1992. - №11-12.

3. Акопов А.И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета// Акценты. - 1999. - № 1-2.

4. Андреева Т. Интернет и профилактика наркотических проблем. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999.

5. Артюхов С.М. Бездна. Пьянство, наркомания, СПИД. – М.: Молодая гвардия, 1988.

6. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: учеб. пособие.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1990.

7. Бажанов Е. Какого цвета мак: Размышления о наркомании и наркобизнесе// Россия молодая. - 1990. - №4.

8. Баймухаметов С.Т. Сны золотые: Исповеди наркоманов. - М.: Знание, 1998.

9. Баушева И.Л. Двенадцать шагов//Семейная психология и семейная психотерапия. – 1998.- №2.

10. Белогуров С.Б. О конопле для любознательных/ http://www.narkotiki.ru/expert_2754.html.

11. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. - СПб.: Невский Диалект, 1998.

12. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. – М.: Речь, 2005.

13. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. - Самара, 1997.

14. Берестов А. Возвращение в жизнь. Духовные основы наркомании. Наркомания и право. – М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоана Кронштадского, 2004.

15. Богданович Л.А. Белый ужас. – М.: Московский рабочий, 1988. – С.141.

16. Веселовская Н.В., Коваленко А.Е., Папазов И.П., Галузин К.А., Москаль И.В., Шибанова Н.И. Наркотики. Свойства, действие, фармакокинетика, метаболизм. – М.: Нарконет, 2002.

17. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике. Курс лекций. – М.: Михайлов В.А., 2004.

18. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 1990.

19. Горный Е.Г. Интернет и киберкультура в России/ http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/icr_contents.html

20. Гурски С. Внимание – наркомания. - М.: Медицина, 1988.

21. Данилин А.Г., Данилина И.В. Героин. – М.: Центрполиграф, 2000.

22. Данилин А.Г., Данилина И.В. Как спасти детей от наркотиков. - М.: Центрополиграф, 2000.

23. Драгунский Д. После культуры: Культурная легализация наркомании способствует ее дальнейшему распространению//Итоги. - 1997. - №14.

24. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. – Л.: Медицина, 1990.

25. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.: Дидактика Плюс, 2002.

26. Ермаков Ю.М., Исаков С.А., Симоненко А.В., Новиков В.П. Незаконный оборот наркотиков. Вопросы теории и практика противодействия. – М.: Юнити-Дана, 2005.

27. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособ. для студентов средних и вы<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.