Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии

2020-04-01 316
Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Индонезия - удивительная страна. Она поражает любого тропической роскошью природы и ярким своеобразием культуры, которая сохранила обычаи аборигенов, впитала традиции переселенцев из Индии и Китая, восприняла и трансформировала плоды напористого влияния европейских колонизаторов и миссионеров.

Жилище - это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы. Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе. Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и общественного быта, верований, искусства.

На разных этапах развития общества жилище выполняло разнообразные функции. Первоначально оно служило для изоляции людей от неблагоприятных природно-климатических условий. На протяжении длительного времени жилище сохраняет ряд традиционных функций, выступая как место ведения домашнего хозяйства, приготовления и потребления пищи, удовлетворение различных бытовых нужд. Соответственно тема жилищ будет актуальна во все времена и самых разных уголках земного шара.

Целью данной работы является описание различных видов жилых построек в Индонезии. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в выделении общих черт жилых построек и объяснении имеющихся между ними различий. В связи с этим работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются особенности традиционных жилищ в сельской местности, даётся краткая характеристика региональных отличий, касающихся планировки поселений, материалов, из которых возведены постройки, и интерьеров сельских домов в Индонезии. Во второй главе даётся описание традиционных домов и интерьеров городского типа, которые можно охарактеризовать как жильё «колониального» стиля.

В качестве теоретической базы исследования были использованы труды Демина Л. М., Черепневой Е.А., Ревуненкова Е.В., Ожегова С.С., и др. в областиразнообразия жилищных построек в Индонезии, а также была использована литература на индонезийском языке.


Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии

 

Жилища народов Суматры

 

Архитектура деревень Суматры интересна и многообразна, так как население острова состоит из нескольких племенных групп. Поселения народа миннангкабау отражали общинный уклад их жизни с чертами матриархата. Они располагались обычно на крутом труднодоступном берегу реки и укреплялись валами и рвами. План больших селений обычно представлял собой прямоугольник с площадью в центре с общественным домом. Селение делилось на четыре части, которые занимали четыре материнских рода, и подразделялось на более мелкие материнские группы, делившиеся в свою очередь на джураи. Каждая джураи с 35-40 членами семьи занимала отдельный дом.

Жилой дом на столбах суматранского типа поднимается над землей на 1,5-6 метров и имеет одну лестницу. Под полом оставляется незастроенное пространство, которое можно огородить и использовать для содержания скота.

Бамбуковый пол имеет, как правило, толщину 5-8 см и сверху выстилается циновками. Отличительной особенностью построек Суматры является оригинальное устройство высокой седлообразной крыши из пальмовых листьев с приподнятыми краями в виде своеобразных рогов. Фронтоны, столбы и балки часто украшаются резьбой. Деревянные стены красят темно-красной краской и украшают тонкой резьбой, подчеркнутой золотистой, черной и белой краской.

Характерная черта поселений минангкабау - большие красивые дома с массивной крышей из иджука (пальмового волоса), слегка прогнутой по коньку, и с выступающими с боков меньшими крышами, венчающими боковые пристройки. Стены и сваи обшиты досками, на которые часто нанесена богатая резьба; дома раскрашены, а нередко и инкрустированы кусочками стекла и зеркала. Этот тип жилищ - одно из свидетельств сохраняющихся до настоящего времени норм материнского права. Особенностью минангкабау является то, что они сочетают верность традициям материнско - родового строя с мусульманской религией, проповедующей, как известно, патриархальные устои.

Материнско - родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица - это большая материнская семья сапаруи, что означает «плоды одного чрева». Ее ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме, имеют все права на имущество и участвуют в управлении делами данной сапаруи. Пришлая часть - это мужья женщин большой семьи; они принимают определенное участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. Собственное имущество же мужей находится в их материнском роде, т. е. фактически принадлежит их матерям, сестрам, детям сестер. Во главе большой семьи стоит мамак - старший брат старейшей женщины.

Батаки - коренное население Северной Суматры, наиболее типичные представители древне-индонезийской (протомалайской) культуры. Народ батаки испытали культурное влияние со стороны индуизированных государств Явы и Суматры (Шривиджайя, Маджапахит и др.), создали собственное письмо на основе южноиндийской письменности.

Сельская община батаков обычно состояла из членов двух отцовских родов, каждый из которых занимал большой общинный дом, разгороженный внутри по числу малых семей. Батакские деревни строились на вершинах холмов и были настоящими крепостями. Высокая каменная стена с круглыми или квадратными башнями окружала деревню. За стеной шла полоса непроходимых зарослей бамбука. С двух сторон в деревню вели небольшие ворота, закрываемые на ночь.

Деревня делилась на две части: жилую часть и хранилища для риса, стоящие на отдельной каменной террасе.

Жилые дома батаков, квадратные в плане, на мощных деревянных столбах поднимаются на высоту до 4 м. На широкую площадку, вроде балкона, ведёт деревянная лестница, с которой открытый проем ведёт внутрь помещения. Низкие стены имеют высоту около 1,5 м и наклонены наружу. Изогнутая крыша выдается далеко вперед и высоко поднята. Две бычьи головы венчают ее коньки. Деревянные фасады домов покрываются резьбой.

Традиционное поселение тоба-батаков, ангкола и мандайлинг - рядовой, каро-батаков - кольцевой или разбросанной планировки, насчитывает 5-20 больших домов, имеет общинный дом (сопо) и амбары для риса. Традиционные жилища каркасные, свайные, с высокой седлообразной крышей, вход в них через отверстие в полу. Вилообразные коньки украшены рогами буйвола, сваи и балки - резьбой. Внутренние перегородки изготавливаются из циновок. Особенно живописны дома каро, представляющие весьма сложное сооружение: огромная, очень крутая черная иджуковая крыша имеет четыре фронтона. Дома знатных лиц, кроме того, украшены несколькими уменьшающимися надстройками, в миниатюре повторяющими конструкцию основной кровли. Число этих надстроек определяет важность семьи, занимающей дом. В доме живет одна большая семья, состоящая, как правило, из нескольких малых семей. В общественном строе батаков господствуют отцовско-родовые нормы, хотя по общему уровню социально- экономического развития они до последнего времени и отставали от минангкабау.

Дома вождей и старейшин окрашены традиционно в чёрный, белый и красный цвета. С середины XX века среди этих народностей распространяется наземное жилище общеиндонезийского типа.

На крайнем севере Суматры живут аче. В этом районе, именуемом «порогом Индонезии», уже с давних пор встречались торговцы Запада и Востока, что привело к раннему развитию здесь классовых отношений. На севере Суматры раньше, чем где-либо в Индонезии, утвердился ислам (еще в XIII в.), и среди аче немало фанатично настроенных мусульман. Несмотря на это, в их социальной организации отчетливо заметны следы былой родовой структуры. В семейно - брачной жизни обнаруживаются признаки как материнско-, так и отцовско-родовых отношений.

Юго-запад и юг Суматры (Лампунг) - это подлинная мозаика народов, в культуре которых можно увидеть и оригинальные черты, и влияние соседей, и иноземные воздействия. Многие из этих народов достигли довольно высокого уровня культуры. Например, у реджангов издавна существовала слоговая письменность. В то же время у некоторых из этих народов сохранились древние материнско-родовые пережитки.

Искусство резьбы по дереву используется как для украшения дома, так и мебели. Характерными чертами резьбы по дереву Южной Суматры является плотность и избыточность оформления с использованием растительных мотивов и символики. Самые популярные цвета отделки деревянных резных изделий - золотое покрытие и красный лак, предполагается, это влияние китайского декоративно-прикладного искусства. Если говорить о традиционном текстиле, то для него характерно использование шелка и золотых нитей. Особенно популярен батик, выполненный узелковой техникой и с вплетенными золотыми и серебряными нитями. Ткань может быть многоцветной, а может быть с черно-белым узором. Стены могут быть украшены изделиями из раковин, скорлупы кокосового ореха, панциря черепахи, бисера, кожи. Колоритны ритуальные маски, ярко раскрашенные. Очень интересны панно, из раскрашенного клейкого риса, мозаики из полосок листьев пальмы, бамбука, сахарного тростника, изготавливаемые по случаю различных торжеств.

Народы, живущие на островах у западного побережья Суматры, сохраняют в малоизмененном виде свою культуру, в том числе общинно-родовые отношения. Остров Ниас расположен у западного берега Суматры. Культура жителей осталась нетронутой влияниями извне и восходит к древнейшим народным традициям. Так, у ниасов и поныне в какой-то мере живы мегалитические традиции: хотя новые сооружения из каменных монолитов сейчас не строятся, сохранившиеся широко используются и в наши дни. Например, центральные улицы ниасских селений вымощены большими каменными плитами, к горным деревням ведут каменные лестницы с установленными по краям массивными изображениями людей и животных, некоторые деревни обнесены каменной стеной. По-видимому, ниасы представляют тот пласт древнего населения Суматры, который предшествовал появлению здесь батаков и был оттеснен последними на маленький островок у западного суматранского побережья.

Деревни располагаются на вершинах холмов и окружены зарослями бамбука. Из долины к деревне обычно ведёт длинный ряд лестниц, высеченных в скалах и украшенных резьбой. План деревни представляет собой прямоугольник с домами вдоль единственной улицы. В одном конце улицы располагается площадь с храмом и домом главы деревни. Другой конец служит входом в деревню.

Ближе к храму и дому правителя находятся дома деревенской знати с высокой кровлей, построенные из лучших сортов дерева и украшенные резьбой. Остальные дома строятся главным образом из бамбука, саговых листьев и трав. Перед домами стоят каменные сооружения, напоминающие древние мегалитические памятники.


 

Жилища Сулавеси

 

В культуре и образе жизни расселенных в центральной части Сулавеси тораджей много общего с батаками, даяками, ниасами и другими народами, пришедшими на архипелаг в составе ранних волн миграций.

Так, дом тораджей по конструкции и внутреннему устройству напоминает дом тоба-батаков. Почти тождественны у этих народов многие ритуалы, например похоронные обряды. Но у тораджей немало и своеобразного. В частности, у них высоко развито искусство изготовления тканей из древесной коры, причем одежда орнаментируется и ярко раскрашивается.

Богатым геометрическим орнаментом украшены деревянные части домов и многие бытовые изделия, например сосуды из тыквы и бамбука. Некоторые группы тораджей сохранили традиции родовой и большесемейной организации.

На Сулавеси в поселениях есть главная улица, в центре или на одном конце которой находятся храм и дом главы племени. По обе стороны от дома располагаются дома других членов общины. Возле домов расположены навесы для повседневной работы. Деревни традиционно окружались частоколом или высокими заборами с воротами с двух сторон. В горах деревни часто окружались земляными или каменными стенами с узкими входами.

Общинные дома у народов Сулавеси рассчитаны на несколько семей. Жилые дома имеют много общих черт. Основная конструкция имеет следующую структуру: по углам, а иногда посередине длинной стороны дома камни кладутся парами. На камни кладутся мощные лаги, на которые ставятся столбы. На столбы в свою очередь, в несколько ярусов укладываются бревна, поднимающие пол на два метра над землей. Наружные стены чаще всего делаются из плетеных циновок, тростника или дерева, покрытого растительным или геометрическим орнаментом. Крыша поддерживается столбами, стоящими на полу. Конек крыши имеет поднимающиеся вверх концы, на них вырезаются рога буйвола. Концы крыши опираются на столбы с кронштейнами и сильно выступают вперед, образуя террасу. Такая конструкция крыши помогает добиться наибольшего затенения в жару и наибольшую защиту от тропических ливней.

 

Городские дома

 

В 19-м веке английские и французские колонии имели разные планы городов, однако большинство городов делилось на две части; европейскую и туземную. Они имели общие черты. В той части, где жило коренное население, была скученная, почти лишенная зелени неблагоустроенная и грязная застройка. Европейская часть была благоустроена и застроена виллами, утопающими в зелени.

Во французских колониях видно влияние французских градостроительных принципов. Больше внимания уделялось соответствию природным условиям. Но в общем основное различие было между туземными и европейскими кварталами. В жилищном строительстве было несколько направлений. Коренные жители строили главным образом традиционные (деревенские) жилища. В европейских районах, начиная с середины 19-го века, дома были другими. Это были особняки.

Сначала дома строили из дерева. Они были одноэтажными с каркасной конструкцией, приподнятые на столбах на 3-4 м над землей. Иногда они стояли на земле. Стены обшивали двумя слоями досок. На окнах были деревянные жалюзи и ставни. Жилые комнаты размещались вокруг холла с открытой террасой. Широкие свесы деревянной или черепичной крыши защищали стены от солнца. Такие дома часто строились одновременно с каменными.

Но так как отдых для индонезийцев является ключевым элементом жизни, то вторым типом домов были особняки - каменные коттеджи и виллы. Они обычно были двухэтажными - с парадными помещениями на первом этаже и жилыми комнатами на втором. В деловых районах стояли одно- и двухэтажные дома, тянущиеся на несколько метров вдоль улицы и на 10-15 м в глубину квартала. На первом этаже жилого дома находились магазины, на втором - жилые комнаты. Туземное население жило в тесных небольших кварталах с узкими улицами без водопровода и канализации, с открытыми сточными канавами.

В колониальный период получил распространение голландский тип каменного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами. Значительное влияние на яванский стиль оказал европейский неоклассицизм, который и сегодня является доминирующим в здешней архитектуре и дизайне. Ведь, по сути, как такового колониального стиля и не было, существовали лишь колониальные разновидности европейских, главным образом, английских, архитектурных и мебельных стилей. В колониальный период внедрялись привычные для европейцев архитектурные формы. Возводились форты и другие оборонительные объекты (до настоящего времени сохранились остатки крепости Батавия в Джакарте). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами. Строились пышные католические соборы в псевдоготическом стиле и более скромные протестантские церкви. В конце XVIII - первой половине XIX века появились постройки в стиле «классический ампир». В начале XX века получают распространение сооружения, стиль которых соответствует определению «тропический модерн».

С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии; наметилась тенденция (с проникновением дешёвых европейских товаров) к сокращению изготовления традиционных ремесленных изделий. В XX в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона.

Только в начале 20-го века стали строить доходные многоквартирные и многоэтажные каменные дома. В 1940-е годы улицы ещё имели сплошную застройку. На фасадах домов появились балконы и галереи. На первом этаже находились лавки, рестораны, конторы. В середине 20-го века стали строить жилье в соответствии с современными требованиями, но, так как подражали европейским образцам, не всегда учитывали климатические особенности.

 

Интерьер городского жилища

дом сельский городской индонезия

Образцы европейского интерьера, возрождаясь в местном материале, претерпевают соответствующие местным традициям изменения, слегка огрубляясь и приобретая особую прелесть примитивизма. В таком видоизмененном качестве яванская мебель известна в Европе и Соединённых Штатах, имеет всюду большой успех.

Особый интерес представляют двери. Иногда и резьба, и рисунок явственно демонстрируют влияние как китайского, так и европейского стилей. Впрочем, индонезийским интерьерам всегда была свойственна эклектичность. Особенно ценятся двери из Кудуса (Восточная Ява), в оформлении которых отчетливо просматривается местный почерк: тонкая высокорельефная резьба, иногда дополняемая раскраской. Рисунок традиционный - растительный орнамент в сочетании с геометрическим узором.

Традиционный интерьер в «островном духе» формируют неизменно популярные модели судов и корзиночки из высохших цветов гвоздичного дерева, изделия из бамбука - табакерки и шкатулки для драгоценностей. Колчаны для стрел и духовых ружей, украшенные затейливой резьбой с изображениями батальных сцен. Коллекция оружия, размещенная на стене, - также традиционное оформление интерьера.

Украшают внутреннее пространство любого дома эксклюзивные образцы индонезийской керамики - от монументальных напольных ваз (влияние Китая) до миниатюрных горшочков и подсвечников.

Часто встречающийся элемент декора - уникальные статуэтки из редких пород дерева - от черного эбенового до белого крокодилового - и эксклюзивных металлических сплавов. Стилизованные фигурки людей, животных, птиц, рыб, драконов, наполняя интерьер, придают ему не только колорит, но и осмысленность. Так, например, рыбы символизируют силу и богатство, драконы - мудрость и власть.

Не менее интересны знаменитые индонезийские театральные куклы. Варианты использования кукол в интерьере можно наблюдать в домах Джакарты. Объемные куклы - тростевые марионетки для театра ваянг голек - обычно расставлены как действующие лица в спектакле перед зеркалом в деревянной позолоченной раме, украшенной пышной резьбой. Зеркало не только позволяет рассмотреть экземпляры с разных сторон, но и создает эффект глубины пространства, придает динамизм композиции застывших фигурок. Они вырезаны из дерева, одеты в костюмы из бархата и хлопчатобумажных тканей и тщательно раскрашены.

Сиденья, по высоте привычные для европейцев, в древних индонезийских изображениях встречаются редко - главным образом, у буддийских и индуистских божеств. Даже принцы и святые изображались сидящими на низких пьедесталах.

Традиционные яванские стулья также «приземлены», в них доминируют горизонтальные элементы. Поперечная перекладина, поддерживающая спину сидящего, намного шире и обычно имеет вогнутый контур, как бы охватывая туловище. Это позволяет расположиться на стуле непринужденно, вольготно - большое преимущество в условиях тропического климата. Подлокотники и передние ножки могут быть украшены резьбой. Сиденье - плетеное, из ротанга.

Наиболее зримо влияние неоклассицизма на индонезийскую мебель прослеживается на примере разработанных в начале XIX века так называемых раффловских стульев, история которых связана с именем Раффлса - тогдашнего губернатора Явы. Эти стулья вошли в моду в период его правления. Разработку базовой модели упомянутых стульев приписывают Томасу Шератону. Характерная деталь - тонкие подлокотники, плавные изгибы которых завершаются завитками, опирающимися на штыри в форме узкой высокой вазы, как бы продолжая прямые передние ножки. Однако между шератоновскими и раффловскими стульями, популярными на Яве и по сей день, просматривается существенное различие.

Любопытна конструкция так называемого «плантаторского» кресла - гобанга. Его необычность в том, что достаточно простые по форме подлокотники - на самом деле двойные. Они раскладываются, и в этом виде служат опорой не только для рук, но и для вытянутых ног. Сильно откинутая назад и плавно переходящая в сиденье спинка создает идеальные условия для релаксации. Гобанги делают как целиком из дерева, так и с плетеными сиденьями и спинками, материалом для изготовления которых обычно служит тростник.

Довольно оригинальна еще одна разновидность яванского стула-кресла, сконструированного по мотивам велорикши, в стиле арт - декора 20-х годов прошлого века. Использовалось оно как мебель для веранды. Плавный изгиб его подлокотников, создавая иллюзию единого целого с полукруглыми передними опорами, повторяет линию велосипедного колеса. Ножек как таковых нет - передние и задние опоры соединены низкой планкой, что усиливает сходство с велорикшей, впрочем, как и широкое плетеное сиденье, чуть наклоненное в сторону плетеной спинки, обладающей характерным изгибом. Все вместе взятое, как ни странно, делает это весьма забавное кресло очень удобным для отдыха, благодаря чему оно до сих пор остается востребованным.

Еще одним характерным приемом яванских мебельщиков является тройное повторение деревянной вертикальной планки - для поддержки подлокотников и спинки. Причем наблюдать это можно в разных вариантах - будь то стул по мотивам бидермейеровского, когда старинные неоклассические формы в яванском исполнении становятся более обтекаемыми. Но к какому бы стилю не относилась яванская мебель, неизменным остается материал - тик, иногда красное дерево, ротанг.

В наши дни старинные сундуки, украшенные резьбой и рисунком, находят свое место в интерьере современного дома и в новом качестве - из них получаются оригинальные столы, диваны и даже кровати для дневного отдыха. Впрочем, в своем первоначальном виде и качестве сундуки служат прекрасным завершением интерьера спальни на своем традиционном месте - в ногах кровати, лучше старинной яванской или под старину. В таком сундуке хранят постельное белье, а поверхность крышки используют как столик.

Интересны традиционные лемари - большие шкафы, часто украшенные позолоченной резьбой. Ажурный фронтон венчает это произведение из темного тика, а на резных дверцах вертикально расположены овалы - тиковые медальоны в форме глаза. Хотя на Яве довольно часто дверцы оставляли без украшений - если позволяло качество древесины.

Мастерство яванских резчиков по дереву, кажущаяся простота европейского классицизма и неброская изощренность китайского стиля соединились в популярных и поныне вариантах кабинетной мебели, моделях буфетов и горок. Такого рода шкаф стоит на кабриолях - изогнутых ножках, завершающихся львиными лапами. Активный элемент - украшенная резьбой нижняя накладка - иногда с позолотой, иногда с прорисованным орнаментом. Некоторые сохранившиеся экземпляры такого буфета имеют внизу ряд ящиков, отделанных, как дверцы и боковые панели, позолотой.

В конце прошлого века в моду вошли довольно простоватые, где-то даже грубоватые, а-ля деревенские шкафы. Иногда - со вставками из старого тика, иногда мастера используют уцелевшие фрагменты старинной, явно не дворцовой, мебели. При этом обыгрывается как раз простота формы изделия в сочетании с фактурностью старой древесины и наивной прелестью незатейливой утвари былых времен.

Круглый стол на одной ножке - главный элемент европейского интерьера XVIII века - характерен и для колониальной Индонезии, где такие столы получили распространение уже в XIX-XX веках. Небольшие столы обязательно накрывали кружевной или из более плотного материала скатертью.

Как и в других странах Юго-Восточной Азии, в Индонезии широко распространены викторианские столы - круглые, на резных ножках, соединенных замысловатой фигурой - произведением резчиков по дереву. Столешница - мраморная или из тика.

Влияние европейского неоклассицизма прослеживается на примере письменных столов прошлого века. За таким столом-конторкой легко представить его хозяина - десятника на каучуковых плантациях. Характерны ножки - резные, как бы набранные из нескольких круглых деталей разной толщины. Создается впечатление, что они резко «набухают» книзу и завершаются у пола неожиданно тонкими стерженьками.


Заключение

 

Индонезия - это та страна, которая имеет культурное, языковое и этническое разнообразие и богатство. До сих пор существует множество племен и регионов в Индонезии, которые сохранили традиционные дома в попытке сохранить ценность - ценность культуры, но все больше их вытесняет культура модернизации. Обычно такие дома используется в качестве музеев, мест для встречи, или просто как достопримечательность.

Огромное разнообразие типов жилых домов объясняется наличием труднодоступных мест, изолированностью отдельных племен (проживающими на отдельных островах, в непроходимых джунглях и т.п.), различными местными условиями и народными традициями. Кроме того, многие племена и народности сохранили свою древнюю самобытную культуру, так как жили далеко от побережья, и на них долго не сказывалось индийское и яванское влияние. Поэтому описания очевидцев и сохранившиеся постройки помогают представить характер традиционных поселений на различных островах архипелага.

Итак, основной тип индонезийского жилого дома - большой общинный дом на несколько родственных семей, входящих в состав одного рода.

Рассмотрев различные типы домов в Индонезии, можно сделать вывод о том, что яванский тип можно считать основным. Теплый климат позволяет строить легкие сооружения, однако опасность нападения диких животных и врагов заставляет окружать дома и деревни высокими мощными заборами и зарослями деревьев и поднимать дома на деревянных столбах. Частые и сильные тропические дожди требуют применения высоких крыш с кровлей из толстого слоя травы, листьев пальмы или из деревянной черепицы.

Жилые дома индонезийцев в каждой местности имеют свою специфику, но во всех случаях они связаны с традиционными представлениями о вселенной и воспринимаются как центр мироздания, а также как отражение социальной организации общества. Деса - деревня и одновременно сельская община - чаще всего состоит из нескольких деревянных домиков, выстроившихся вдоль дороги. Дома обычно имеют две главные части: «мужскую» переднюю часть - омах нгареп и «женскую» заднюю - омах бури. Их соединяет промежуточная комната - кампунг, где раньше показывали театральные представления. Гостей принимают на веранде, выходящей на восток. В специальных комнатах хранят провизию и домашнюю утварь, держат ткацкий станок и прялку и т.п. Комната - кобонган выделяется как алтарь, сакральный центр дома; о ней заботится уважаемая пожилая женщина.

Основа индонезийского интерьера - природные материалы - древесина, бамбук, солома и волокна. Соломенный материал может быть из листьев кокосовой пальмы и тростникового сахара, травы аланг-аланг и рисовой соломы. Плетеная мебель, сложные конструкции, различные аксессуары из банановых растений, бамбука и ротанга создают атмосферу индонезийского дома. Среди таких аксессуаров - корзины, циновки, подносы, светильники и подсвечники, различные шкатулки, украшенные геометрическим орнаментом, аппликациями из ракушек.

Кровать, традиционная для индонезийского жилища, очень похожа на индийскую - низкая, с колоннами по углам, навесом и пологом. Только более пышно украшена деревянной резьбой. Мебель также выполняется, как и в Индии, из тика. Ее немного, как правило, она довольна низка, порою округлых, «одутловатых» форм, с ножками, стилизованных под лапы животных. Трудно не заметить активное использование в интерьере множества подушек и длинных валиков.

Выделим также самое характерное для жилья индонезийских островитян - высокую крышу в виде седла. Балки и реечный вид потолка, крутыми склонами поднимающегося над узкими длинными помещениями дома, - наиболее «знаковая» черта традиционного индонезийского жилища. Балки, рейки, перекладины, много открытого пространства - само жилье в Индонезии напоминает лодку или этажерку.

С установлением голландского господства в Индонезии города строились по европейскому образцу. Как жилье, так и мебель начали приобретать более современные очертания. Индонезийцы стали строить коттеджи и виллы. В начале 20-го века стали строить многоквартирные и многоэтажные каменные дома. Также на фасадах домов появились лавки и галереи. А мебель стала более разнообразной и изысканной.


Список литературы

 

Литература на русском языке

1.      Демин, Л. М. На дальних островах. - М.: Наука, 1980. - 183 с.

2. Дёмин, Л. М. Остров Бали. - М.: Наука, 1964. - 304 с.

3. Жилище. Историко-архивное обозрение. Особенности жилых построек Индонезии [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.infozium.ru/hv1_house6/>

.   Круглов, Л. Диалог с живущими на деревьях.// Вокруг света. - 1998, №7 [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/776/>

.   Муриан, И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в., М. - 1981

.   Ожегов, С. С., Проскурякова Т.С., Хоанг Дао Кинь. Архитектура Индокитая. - М.: Наука, 1988. - 312 с.

.   Ольгин, Л. Длинные дома даяков.// Вокруг Света. - №8, 1986 [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3501/>

.   Ревуненкова, Е. В. Народы Малайзии и Западной Индонезии. - М.: Наука, 1980. - 274с.

.   Сондерс., Грэхем. Индонезия. Обычаи и этикет. - М., 2009. - 127с.

.   Страны и народы. Зарубежная Азия. Юго-восточная Азия. // Редкол. Пучков П. И. (отв. ред.) и др. - Москва: Мысль, 1979. - 381 с.

.   Черепнева, Е. А. Индонезия глазами индонезийцев. - М.: Наука, 1989. - 220с.

.   Членов, М. А. Население Молуккских островов. - М.: Наука, 1976. - 285с.

.   Шестакова, Н. Островная культура. Современный интерьер [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.sovinterior.ru/stat1.php?t=12&n=33>

.   Энциклопедия народов мира. Батаки [Электронный ресурс]. - URL: <http://www.etnolog.ru/people.php?id=BATA>

Литература на индонезийском языке

15. Rumah Adat Indonesia Rumah Tradisional Khas Daerah [Electronic resource]. - URL: <http://www.mitrabaca.com/rumah-adat-indonesia-rumah-tradisional-khas-daerah.html>

Традиционные дома Индонезии в различных районах.

16. Rumah Adat Indonesia Dan Nama Rumah Tradisional Indonesia [Electronic resource]. - URL: <http://indonesia-liek.blogspot.com/2011/12/rumah-adat-indonesia-dan-nama-rumah.html>

Традиционные дома Индонезии и описание традиционных домов в Индонезии.

Введение

 

Индонезия - удивительная страна. Она поражает любого тропической роскошью природы и ярким своеобразием культуры, которая сохранила обычаи аборигенов, впитала традиции переселенцев из Индии и Китая, восприняла и трансформировала плоды напористого влияния европейских колонизаторов и миссионеров.

Жилище - это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. На развитие жилища оказали влияние многообразные факторы. Не зная, в каких домах жили люди в определенную историческую эпоху, нельзя составить достаточно яркого и конкретного представления о самой этой эпохе. Знание жилища помогает решению многих проблем этногенеза, хозяйства, семейного и общественного быта, верований, искусства.

На разных этапах развития общества жилище выполняло разнообразные функции. Первоначально оно служило для изоляции людей от неблагоприятных природно-климатических условий. На протяжении длительного времени жилище сохраняет ряд традиционных функций, выступая как место ведения домашнего хозяйства, приготовления и потребления пищи, удовлетворение различных бытовых нужд. Соответственно тема жилищ будет актуальна во все времена и самых разных уголках земного шара.

Целью данной работы является описание различных видов жилых построек в Индонезии. Задачи, которые способствуют достижению данной цели, заключаются в выделении общих черт жилых построек и объяснении имеющихся между ними различий. В связи с этим работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются особенности традиционных жилищ в сельской местности, даётся краткая характеристика региональных отличий, касающихся планировки поселений, материалов, из которых возведены постройки, и интерьеров сельских домов в Индонезии. Во второй главе даётся описание традиционных домов и интерьеров городского типа, которые можно охарактеризовать как жильё «колониального» стиля.

В качестве теоретической базы исследования были использованы труды Демина Л. М., Черепневой Е.А., Ревуненкова Е.В., Ожегова С.С., и др. в областиразнообразия жилищных построек в Индонезии, а также была использована литература на индонезийском языке.


Общая характеристика архитектуры сельских домов Индонезии

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.