Глава 1. Что такое невротический конфликт — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 1. Что такое невротический конфликт

2020-04-01 152
Глава 1. Что такое невротический конфликт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Невроз - психическое расстройство (Как правило, конфликтогенное) нервно психическое расстройство которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических, клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для возникновения невроза решающей является значимость для личности нарушенного отношения. В таком понимании невроз - болезнь, обусловленная действием информации, семантической (смысловой) её стороной - психологическими травмами и конфликтами, порождающими длительное эмоциональное напряжение.

Невротический конфликт обусловлен наличием одинаково сильных но противоречащих друг другу внутренних тенденций и потребностей, например таких, как борьба между выживанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Итогом становиться фиктивно символическое разрешение конфликта, ложное удовлетворения в форме осуществления навящевых ритуальных действий (третичные черты), значение которых может быть понято только на основе их генетического анализа, позволяющего установить тесную связь между симптомами болезненного состояния и характером внутренних противоречий.

При этом, если даже одна из тенденций становиться доминирующей, но продолжает встречать противодействия другой, благоприятные возможности для усиления напряжения и возникновения невроза, навящевых состояний продолжают сохраняться. Возможная причина подобного конфликта - воспитания в условиях запугивания и лишения собственной инициативы, предъявления к ребенку противоречивых требований, приводящих к чувству неполноценности и отрыва от реальной жизни, воспитание не реальных жизненных установок.

Актуальность. В условиях современной цивилизации каждый индивид сталкивается с ситуацией выбора между двумя равно значимыми для него факторами жизни, личные желания и требования социума вводят человека в состояние внутри личностного конфликта. Тогда как у нормального человека конфликт осознаваем, у невротика он происходит на уровне бессознательного, что осложняет для него процесс разрешения конфликта и приводит к серьёзным психотравмирующим последствиям.

Цель. Изучение степени влияния возраста на наличие невротического внутриличностного конфликта.

Задачи.

. Дать определение невротического конфликта.

.Рассмотреть теоретические модели невротического внутри личностного конфликта.

. Проанализировать возрастные особенности наличия невротического внутри личностного конфликта.

.Провести сравнительный анализ возрастных особенностей проявления неврозов в подростковом и среднем юношеском возрасте.

Объект исследования. Школьники 7-8 классов Гуманитарной школы гимназии №111 и студенты вечернего отделения АФ СПбГУП.

Предмет исследования. Влияние возраста индивида на наличие невротического внутриличностного конфликта.

Гипотеза. Если предположить что невротический внутриличностный конфликт зависит от возрастных особенностей, то за счёт психической и эмоциональной напряженности у подростков наибольшая склонность к появлению такого рода внутриличностного конфликта.

 


 

Глава 4. Перспективы

 

За несколько последних десятилетий все чаще возникают сомнения в том, что структурная модель, которая включает в себя ид, эго и супер-эго, подходит для определения и классификации психических конфликтов. Согласно традиционной концепции, конфликт обусловлен тем, что между тремя этими инстанциями личности нагнетается напряжение. Ко всему прочему одной из предпосылок формирования защитного механизма является определенный уровень развития эго. Некоторые психоаналитики до сего момента используют трактовку структурной модели для определения конфликтов, однако некоторые уже замещают ее представлениями, связанными с теорией объектных отношений. В данной теории речь идет о доэдиповых комплексах, возникающих задолго до появления эдиповых.

Основополагающими элементами модели конфликта, созданной в рамках теории объектных отношений, являются переживания, возникающие у ребенка в ходе взаимодействия со своими родителями, то есть отношения самости и объекта, в основе которых лежат конфликтные переживания в том случае, если речь идет о постоянном воспроизведении определенного стереотипа отношений.

Создатели теории объектных отношений и теории самости пролили свет на то, что помимо психосексуальных и агрессивных импульсов существуют и другие потребности удовлетворение которых необходимо для нормального развития ребенка. В данном случае следует обратить внимание не только на запреты продиктованные моральными принципами и соображениями, но и на отсутствие у родителей знаний мешающих учитывать те или иные потребности ребенка соответствующие стадии его развития.

В последние годы многие психоаналитики стали сомневаться стоит ли разделять конфликтные переживания личности на эдиповы конфликты и дефицит, возникающий до наступления эдиповой стадии. Сравнивая различия между дивергентным и конвергентным конфликтами они приходят к выводу, что даже в основе доэдипова дефицита лежит дивергентный конфликт.

Подобный конфликт представляет собой категоричную дилемму и выражается на уровне переживаний в виде резкого противопоставления двух импульсов. Примером подобной дилеммы могут служить следующие формулировки: либо я буду независимым, либо меня поработят; либо я буду превыше всего, либо меня удостоят презрения. В случае сближения с людьми индивиду угрожает полная потеря собственной личности, в случае автономного существования - абсолютное одиночество.

Иными словами, речь идет о дивергенции эмоциональных состояний, которая противоречит диалектическим принципам. Как правило, конфликты первого и второго типов сосуществуют дополняя друг друга. При наличии конвергентных конфликтов осознаванию бессознательных импульсов препятствуют тревога, стыд и чувство вины; дивергентные конфликты оказывают пагубное влияние на психологическую защиту от депрессивных аффектов, поскольку выражение определенных эмоций влечет за собой отказ от других переживаний. Конвергентные конфликты устраняются, как правило» с помощью анализа переноса и благодаря инсайту.

Дивергентные конфликты преодолеваются в ходе длительного процесса научения, благодаря которому анализанд постепенно избавляется от склонности к категоричности.


 

Заключение

 

Таким образом, подводя итоги, можно сказать следующее. Невратический конфликт - это противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно - тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и пр.

Фрейд назвал этот конфликт «эдиповым комплексом» и считал его «стержневым комплексом», то есть конфликтом, лежащим в основе невроза. Возникновение адекватного невротического конфликта является существенной предпосылкой нормального Психологического развития, поскольку условием противоречия между структурными и динамическими элементами психики является минимальный уровень их развития и дифференциации.

Карен Хорни определяла невротический конфликт как обычные внутриличностный конфликт, однако, возникающий у невротика. То есть она утверждала, что единственным отличием между невротическим и обычным внутриличностным конфликтом является наличие у индивида того или иного невротического расстройства.

Из проведенного эмпирического иледования можно сделать следующие выводы:

. Сравнительный анализ вероятности наличия невроза у подростков и юношей показал следующую картину. Наиболее высокий показатель у обеих групп это низкий уровень вероятности, наименее выражен высокий уровень, однако средний уровень вероятности проявления невроза проявляется только у подростков.

. Сравнительный анализ уровня выраженности невроза не показал особых различий между испытуемыми двух групп. Наиболее часто встречается низкий уровень, далее средний, и наименьшие показатели у высокого уровня выраженности невроза.

. Анализ уровня депрессии и уровня тревожности в обоих возрастах также не показал особых различий. Наиболее выражен средний уровень, далее заниженный и завышенный. Наименее выражены высокий и низкий уровни.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась. Вероятность наличия невроза не зависит от возраста индивида, это зависит исключительно от личных психических особенностей каждого испытуемого.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Аведисова А.С, Вериго Н.Н, Шизофрения и когнитивный дефицит, М.: «Диалектика» 2001 г. - 577 с.

. Адам Д., Восприятие, сознание, память, М.: «Речь» 1983 г. - 152 с.

. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, СПб.: 2000 г. - 272 с.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Издательство ЛГУ, 1968 г. - 339 с.

. Бардышевская М.К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: «Психология», 2003 г. - 320 с.

. Березин Ф.Б, Социально - психологическая адаптация при невротических и психосоматических расстройствах. М.: «Журнал невропатологии и психиатрии», 1994 г. - 38 - 43 с.

. Бернз Р., развитие Я - концепции и воспитания. М.: «Прогресс», 2009 г. - 442 с.

. Захаров А.И., Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: «КАРО», 2006 г. - 672 с.

. Зейгарник Б.В., Патопсихология. М.: «МГУ», 1986 г. - 278 с.

. Леонтьев А.Н., Пробема развития психики. М.: «МГУ» 2010 г. - 352 с.

. Осипов В.П., Руководство по психиатрии, М.: «Владос», 2008 г. - 596 с.

. Райковский Я., Эксперементальная психология эмоций. М.: «Москва» 2010 г.- 154 с.

. Собчик Л.Н., Психология индивидуальности. СПб.: «Речь» 2003 г. - 1056 с.

. Соколова Е.Т., Проективные методы исследования личности. М.: «МГУ» 1980 г. - 385 с.

. Урбанцев Л.П., Психология в соматической клинике. Ярославль.: 2003 г. - 913 с.

Введение

 

Невроз - психическое расстройство (Как правило, конфликтогенное) нервно психическое расстройство которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических, клинических феноменах при отсутствии психотических явлений.

Для возникновения невроза решающей является значимость для личности нарушенного отношения. В таком понимании невроз - болезнь, обусловленная действием информации, семантической (смысловой) её стороной - психологическими травмами и конфликтами, порождающими длительное эмоциональное напряжение.

Невротический конфликт обусловлен наличием одинаково сильных но противоречащих друг другу внутренних тенденций и потребностей, например таких, как борьба между выживанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Итогом становиться фиктивно символическое разрешение конфликта, ложное удовлетворения в форме осуществления навящевых ритуальных действий (третичные черты), значение которых может быть понято только на основе их генетического анализа, позволяющего установить тесную связь между симптомами болезненного состояния и характером внутренних противоречий.

При этом, если даже одна из тенденций становиться доминирующей, но продолжает встречать противодействия другой, благоприятные возможности для усиления напряжения и возникновения невроза, навящевых состояний продолжают сохраняться. Возможная причина подобного конфликта - воспитания в условиях запугивания и лишения собственной инициативы, предъявления к ребенку противоречивых требований, приводящих к чувству неполноценности и отрыва от реальной жизни, воспитание не реальных жизненных установок.

Актуальность. В условиях современной цивилизации каждый индивид сталкивается с ситуацией выбора между двумя равно значимыми для него факторами жизни, личные желания и требования социума вводят человека в состояние внутри личностного конфликта. Тогда как у нормального человека конфликт осознаваем, у невротика он происходит на уровне бессознательного, что осложняет для него процесс разрешения конфликта и приводит к серьёзным психотравмирующим последствиям.

Цель. Изучение степени влияния возраста на наличие невротического внутриличностного конфликта.

Задачи.

. Дать определение невротического конфликта.

.Рассмотреть теоретические модели невротического внутри личностного конфликта.

. Проанализировать возрастные особенности наличия невротического внутри личностного конфликта.

.Провести сравнительный анализ возрастных особенностей проявления неврозов в подростковом и среднем юношеском возрасте.

Объект исследования. Школьники 7-8 классов Гуманитарной школы гимназии №111 и студенты вечернего отделения АФ СПбГУП.

Предмет исследования. Влияние возраста индивида на наличие невротического внутриличностного конфликта.

Гипотеза. Если предположить что невротический внутриличностный конфликт зависит от возрастных особенностей, то за счёт психической и эмоциональной напряженности у подростков наибольшая склонность к появлению такого рода внутриличностного конфликта.

 


 

Глава 1. Что такое невротический конфликт

 

Невротический конфликт является основой психоневроза. Вследствие конфликта блокируется разрядка побуждений и возникает состояние «запруживания» психики. Из-за этой запруды способность эго справляться с возбуждением постепенно снижается. По сути все факторы располагающие к неврозам это своего рода травмы: стимулы, которыми без труда можно было бы овладеть, не будь запруды, теперь создают недостаточность.

Невротический конфликт, согласно одному из вариантов определения, представляет собой конфликт между тенденцией к разрядке и другой тенденцией, направленной на предотвращение разрядки. Выраженность стремления к разрядке, за частую зависит не столько от природы стимулов, сколько от физико-химического состояния каждого отдельного организма. В целом можно уравнять тенденцию к разрядке с влечениями (инстинктивными побуждениями). Фильтрация побуждений, или решение о допущении разрядки, определяется как функция эго. Таким образом получается что невротический конфликт возникает между влечениями, другими словами между ид и эго.

Невротический конфликт - термин Мясищева (1960), обозначает основное психологическое противоречие, способное повлечь развитие невроза. Например, это конфликт между бессознательным (желанием) и сознанием (чувством долга).

Невратический конфликт - это противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно - тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и пр. неполадки в значимых для индивида отраслях жизни, воплощается в психотравмирующих ситуациях. Закладывается в большинстве случаев в детстве, в условиях нарушенных отношений с микросоциальным обществом, особенно - с родителями. В психологии при изучении конфликта невротического исключительное внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности.


 

Глава 2. Концепция невротического конфликта по З. Фрейду

невротический конфликт подростковый эмоциональный

Невротическим конфликтом принято считать, прежде всего, конфликт бессознательный, а точнее, конфликт между полностью или отчасти бессознательными устремлениями. Несмотря на то, что подобные явления возникают под несомненным воздействием окружающего нас мира, невротический конфликт имеет сугубо интрапсихический характер. Другими словами, данное явление развивается на основе «психического аппарата».

Если рассматривать проблему с точки зрения индивидуальной психологии то невротический конфликт возникает между потребностями человека и требованиями социума. В тоже время на уровне метапсихологии это выглядит как конфликт между разными инстанциями (между эго, супер эго и ид). Прототипом невротического конфликта можно считать противоречие между естественными сексуальными и извращенными или агресивными потребностями. Также к этому можно отнести противостояние между писаными и негласными законами общества.

Как было сказано ранее, в контексте метапсихологии речь идет о противоречии между эго, супер-эго и ид. Из этой теории можно сделать вывод, что невротический конфликт не относится к патологии, так как является естественным способом выражения противостояния индивида обществу. Наличие данного вида конфликта лишь указывает на то, что интересы и потребности индивида не стираются без следа в процессе социализации.

Этот конфликт оборачивается неврозом исключительно в том случае, если под давлением возросших потребностей или участившихся случаев депривации порог минимального удовлетворения снижается, и отказывают некогда эффективные приемы психологической переработки переживаний.

В рамках клинической картины выражением этого состояния являются те или иные симптомы, а на уровне переживаний - душевные муки и страдания. Фрейд считал, что невротический симптом представляет собой лишь попытку разрешения ключевого конфликта. В этом случае конфликт может оказаться вполне осмысленным и изобретательным способом адаптации, благодаря которому индивид получает «на худой конец» возможность и в дальнейшем совмещать взаимоисключающие потребности. Согласно Фрейду, ключевой конфликт в жизни индивида происходит в детском возрасте на этапе перехода от двухсторонних отношений к трехсторонним отношениям.

Фрейд назвал этот конфликт «эдиповым комплексом» и считал его «стержневым комплексом», то есть конфликтом, лежащим в основе невроза. Возникновение адекватного невротического конфликта является существенной предпосылкой нормального Психологического развития, поскольку условием противоречия между структурными и динамическими элементами психики является минимальный уровень их развития и дифференциации.

В случае адекватного психосоциального развития их развитие и дифференциация достигают подобного уровня на эдиповой стадии, то есть в возрасте 4-5 лет.

Против фрейдовской концепции конфликта, которая лежит в основе психоаналитической традиции, можно выдвинуть несколько возражений:

) Фрейд переоценивал значение эдипова комплекса для развития человека; так как в центре внимания оказались тяжелые перемены, протекающие на эдиповой стадии, конфликты, возникающие на более ранних стадиях развития, отступили на второй план.

) В построенной Фрейдом теории конфликтов уделяется минимальное внимание так называемым постэдиповым конфликтам, которые протекают на более поздних стадиях развития. Они рассматриваются либо как способ разрядки, либо как результат повторного оживления инфантильных конфликтов. Такой подход может быть опасен тем, что значение последующих конфликтов для развития индивида недооценивается.

) В связи с тем, что в ходе развития психоанализа представления об анамнезе и социологические представления во многом оставались наивными, возникла тенденция к произвольному наделению специфического типа конфликта или особого паттерна развития конфликта статусом универсального фактора. Таким образом, невротическому конфликту в развитии ребенка не уделялось должного внимания, в следствие чего его последствия в жизни индивида были недооценены.

 


 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.