Глава III . Совершенствование правового регулирования выборов в органы местного самоуправления на современном этапе — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава III . Совершенствование правового регулирования выборов в органы местного самоуправления на современном этапе

2020-04-01 162
Глава III . Совершенствование правового регулирования выборов в органы местного самоуправления на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

В настоящем исследовании рассмотрены изменения, внесенные в законодательство в 2009 году, касающиеся исключения участия общественных объединения при проведении выборов по пропорциональной системе. Действующая редакция Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ предоставляет возможность участия для общественных объединений в выборах депутатов представительных органов муниципальных образований только в одномандатных и (или) многомандатных избирательных округах, исключая их участие в выборах по пропорциональной системе.

Автор приходит к выводу что, выдавливание общественников из избирательного процесса, которые хорошо знакомы с проблематикой своего муниципального образования и во многом представляют интересы граждан, не способствует развитию демократии на муниципальном уровне, где она больше всего нужна и где она наибольшим образом адекватна природе местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 8–13 Федерального закона от 19.05.1995 N 82–ФЗ "Об общественных объединениях" к общественным объединениям относятся как политические партии, так и другие общественные организации, общественные движения, фонды и т.д. Равенство пред законом всех общественных объединений закреплено статьей 13 Конституции РФ. Как представляется автору работы, нельзя предоставляя возможность выдвижения кандидатов только партийным организациям при пропорциональной системе, лишать этой возможности другие общественные объединения, т.к. это не согласуется с конституционным принципом.

По нашему мнению, т.к. указанная возможность не предусмотрена законодательством ни на федеральном, ни на региональном уровне выборов, нельзя исключать участие кандидатов от общественных объединений при проведении выборов по пропорциональной системе на муниципальном уровне.

В связи с этим можно внести предложение о возврате действовавшего до 2009 года положения, когда списки кандидатов на муниципальных выборах по пропорциональной системе могли выдвигать не только политические партии, но и иные общественные объединения и изложить подп. 25 ст. 2 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ в новой редакции:

25) избирательное объединение – политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне.

Реализация данного предложения, по мнению автора, позволит обеспечить принцип равенства общественных объединений, закрепленных в ст. 13 Конституции РФ, предоставит возможность участия в муниципальных выборах для общественных объединений не только при проведении выборов по мажоритарной системе, но и по пропорциональной. Это позволит стать активными участниками местных выборов общественным организациям, различным общественным объединениям, действующим на территории муниципального образования, в первую очередь таких, как органы территориального общественного самоуправления, кооперативно–хозяйственные объединения (жилищные, гаражные, садово–огородные кооперативы), экологические и иные природоохранные общественные движения, а также объединения представителей малого и среднего бизнеса. Наличие в составе выборного органа местного самоуправления представителей подобных групп даст возможность реально учитывать мнение населения при решении вопросов именно местного значения, повысить эффективность ведения хозяйства и обеспечить социально–экономическое развитие муниципального образования.

Также в представленной работе рассмотрена система закрытых и открытых списков используемых при проведении выборов по пропорциональной системе. Автор определяет что, главный недостаток закрытых списков – невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка, выбрать не только партию, но и кандидата в ее списке, которому он доверяет и считает его наиболее достойным, и как результат – слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями.

Система закрытых списков способствует прохождению в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка.[43]

Можно согласиться с тем что, в определенной мере решает эту проблему, делает список кандидатов более "прозрачным" для избирателя, способствует их осознанному выбору разделение закрытого списка кандидатов на региональные части. Но применительно к выборам в органы местного самоуправления деление на региональные части в пределах одного муниципального образования по нашему мнению видится необоснованным.

Конституционным Судом в Постановлении N 15–П от 7.07.2011 года было сформулирована позиция о том, что законодательное регулирование видов избирательных систем, в рамках которых происходит формирование состава представительных органов муниципальных образований, должно соотноситься с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти.

На наш взгляд, система закрытых списков не сочетается с конституционной природой местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти. Если применять на муниципальных выборах пропорциональную систему, то в форме открытых списков, которая позволяет избирателям голосовать не только за список, но и за отдельных кандидатов внутри списка, и выражать предпочтение в отношении одного, либо нескольких кандидатов из списка.

В действующей редакции п. 3 ст. 8 Областного закона "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" при применении пропорциональной системы, рассматривает использование только пропорциональной системы закрытых списков.

Автор данного исследования предлагает внести изменения в п. 3 ст. 8 Областного закона "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" и изложить в следующей редакции:

3) пропорциональная избирательная система с открытыми спискамикандидатов, при которой депутаты представительного органа муниципального образования избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов (далее – пропорциональная избирательная система).

Внесение указанного изменения о применении пропорциональной системы открытых списков существенно расширяет возможности избирателей непосредственно участвовать в формировании персонального состава представительного органа местного самоуправления, исключит обезличенное голосование за список. Система открытых списков имеет ряд схожих признаков с системой мажоритарной, при которой так же необходимо выбрать конкретного кандидата. Но в отличие от мажоритарной, она позволяет исключить ее самый большой минус – потерю голосов части избирателей, т.к. распределение мандатов происходит с учетом голосов, как за список избирательных объединений, так и за каждого кандидата в отдельности.

На стадии выдвижения и регистрации кандидатов автором была определена проблема, связанная с невозможностью запрета выдвижения кандидата на выборах, назначенных в связи со сложением им полномочий ранее по собственному желанию. В качестве примера автор рассматривает ситуацию, сложившуюся в 2011 году в муниципальном образовании Великий Новгород.

В марте 2011 года депутат Думы Великого Новгорода по одномандатному избирательному округу N 25 Моисеев А.А. подал личное заявление о сложении полномочий по собственному желанию. В связи с этим в сентябре 2011 года Избирательной комиссией Великого Новгорода были назначены дополнительные выборы депутата Думы Великого Новгорода по одномандатному избирательному округу N 25. День голосования был совмещен с выборами в Государственную Думу ФС РФ и Новгородскую областную Думу, назначенными на 4 декабря 2011 года.

Бывший депутат Думы Великого Новгорода Моисеев А.А. в октябре 2011 года подал документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты на выборах в Думу Великого Новгорода по одномандатному избирательному округу N 25, которые назначены в связи с тем, что он ранее сложил полномочия. Расходы на проведения выборов по данному округу в случае совмещения выборов составляют около 230 000 руб. из местного бюджета.

Мы рассматриваем данную ситуацию как недопустимую, и все выше изложенное дает автору основания для предложения о внесении изменений в п. 6 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ. В настоящее время статья ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ предусматривает ограничение для выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, и не распространяет этот запрет на выдвижение кандидата в представительный орган местного самоуправления в связи с указанным выше основанием.

Таким образом, можно предложить внести изменения в законодательство связанные с исключением возможности для гражданина Российской Федерации, являвшегося депутатом представительного органа местного самоуправления и сложившего полномочия по собственному желанию, выдвигать свою кандидатуру в качестве кандидата на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, и изложить п. 6 ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ в следующей редакции:

Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования или депутата представительного органамуниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования (депутата представительного органа муниципального образования), либо отрешенный от должности главы муниципального образования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.

Внесение в законодательство указанного дополнения должно указать на ответственность депутата, слагающего полномочия по собственному желанию, за совершаемые им действия и поступки, а так же предотвратить необоснованную возможность расходования средств из местного бюджета.

Во второй Главе данной работы рассматриваются правовые основания включения граждан в списки избирателей при их составлении и уточнении. Особая категория граждан, на которую автор обращает внимание – иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования и проблему, связанную с реализацией их избирательных прав.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на условиях, что и граждане Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ст. 17 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.

Порядок реализации указанного пункта закона в настоящее время не регламентирован. Регистрация (учет) иностранных граждан в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67–ФЗ не осуществляется. Действующим законодательством не возложена обязанность на какой–либо орган либо должностное лицо осуществлять полномочия по регистрации (учету) таких избирателей, в настоящее время включение иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, осуществляется при фактическом обращении такого гражданина в участковую избирательную комиссию, при наличии у него документа, подтверждающего его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (вид на жительство). В данном документе указывается регистрация по месту жительства, а также указывается гражданство лица. Регистрация гражданина дает возможность определить, на каком избирательном участке гражданин обладает активным избирательным правом. Гражданство лица определяет, обладает ли гражданин активным избирательным правом в соответствии с заключенным международным договором.

В соответствии с действующими международными договорами Российской Федерации активным избирательным правом на выборах главы муниципального образования и на выборах в представительные органы муниципальных образований обладают граждане Киргизской Республики, Туркменистана и Республики Беларусь.[44]

Договор между Российской Федерацией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории РФ, подписан в городе Бишкеке 13.10.1995 г. Статья 4 Договора Российской Федерации с Киргизской Республикой устанавливает, что постоянный житель не вправе избирать и быть избранными на высшие государственные должности и в представительные органы власти Стороны проживания, а также участвовать во всенародном голосовании (общегосударственном референдуме), проводимом Стороной проживания; занимать должности глав областных, районных, городских, сельских, поселковых администраций и их заместителей. Таким образом, граждане Киргизии, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, но не могут при этом становиться Главами муниципальных образований.

Договор между Российской Федерацией и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории РФ, подписан в городе Москве 18 мая 1995 года. Статья 5 Договора РФ с Туркменистаном устанавливают, что постоянный житель не вправе избирать и быть избранными на высшие государственные должности и в высшие органы государственной власти Стороны проживания, а также участвовать во всенародном референдуме, проводимом Стороной проживания. Таким образом, граждане Туркменистана, постоянно проживающие в РФ, обладают активным и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах без ограничений.

28 апреля 1998 года был подписан Договор о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, действующий в отношениях между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. Российская Федерация данный договор не ратифицировала, в связи, с чем он не вступил в силу. Договор между РФ и Республикой Грузия о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Грузия, и граждан Республики Грузия, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, подписанный 15 сентября 1995 года, в силу не вступил, так как не был ратифицирован сторонами.

Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 года прекратил свое действие одновременно с прекращением действия Договора о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года, составной частью которого он являлся, в соответствии со статьей 70 Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года.

В тоже время статья 14 Договора о создании Союзного государства в совокупности со статьей 3 Федерального закона 138–ФЗ от 26.11.1996[45] может рассматриваться как основание для предоставления гражданам Беларуси, постоянно проживающим на территории РФ, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Таким образом, на выборах в органы местного самоуправления активным избирательным правом обладают граждане Киргизской Республики, Туркменистана и Республики Беларусь.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как уже было отмечено автором ст. 16 Федерального закона от 12.06.2002 N 67–ФЗ не возлагает обязанность по учету и передаче сведений об иностранных гражданах на какие–либо органы. В связи с этим автор вносит предложение о регламентации и упорядочивании выше рассмотренного процесса и предлагает дополнить п. 6 ст. 17 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67–ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и изложить его в следующей редакции:

Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума – военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Сведения об избирателях – иностранных гражданах указанных в п. 3 ст. 17 формирует и уточняет УФМС субъекта (отдел виз и регистрации иностранных граждан). Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых – в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, – в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

Внесенные изменения позволят регламентировать порядок осуществления активного избирательного права иностранных граждан, проживающих на территории муниципального образования и обладающих им в соответствии с международным договором. Передача сведений от УФМС субъекта в избирательную комиссию муниципального образования позволит включить их в списки избирателей при формировании списков избирателей наравне с гражданами РФ.

На стадии голосования на муниципальных выборах автором была выявлена проблема, связанная с реализацией активного избирательного права граждан, которые не смогут прибыть на избирательные участки в день голосования, и находятся за пределами территории избирательного участка.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Областного закона Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" и п. 14 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67–ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пребывание гражданина вне места своего жительства во время проведения в избирательном округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основание для ограничения его избирательных прав на участие в выборах депутатов представительного органа муниципального образования.

На наш взгляд, конкретный механизм реализации указанного положения должен быть закреплен в законе субъекта РФ и предусматривать, что при проведении выборов в органы местного самоуправления активное избирательное право может быть предоставлено гражданину не только в пределах территории избирательного округа, в котором расположено его место жительства, но и в пределах любого избирательного округа, где он временно пребывает на законных основаниях.

Для реализации указанной нормы автор вносит предложение об использовании голосования по почте при проведении муниципальных выборов.

Введение голосования по почте видится особенно актуальным в связи с ликвидацией института досрочного голосования в 2010 году. Досрочное голосование было отменено, а адекватная замена ему не найдена. Указанный институт был единственной возможностью для избирателей, не имеющих возможности придти в день голосования на избирательный участок, реализовать свои избирательные права.

Правовая основа регламентации почтового голосования определена в Постановление Центризбиркома РФ от 05.10.2011 N 41/353–6 "О Временном порядке голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума".

Фактически голосование по почте является формой досрочного голосования: избиратель, который не сможет присутствовать в день выборов на участке или у себя дома для голосования вне помещения, должен заранее написать заявление в свою территориальную избирательную комиссию (ТИК) с указанием адреса постоянного проживания, указав причину, по которой не может прийти на участок в день голосования (по возможности приложив "подтверждающие причину" документы), а также номер паспорта, и поставить подпись. Если обращение отправлено по почте, то подпись, должна заверяться нотариально. ТИК же должен рассмотреть обращение. В ответ на заявление ТИК пришлет заказным письмом конверт с пометкой «Выборное», в котором будут лежать еще два конверта и бюллетень. Один вложенный в письмо конверт будет белым и непрозрачным, чтобы сохранить голосование в тайне до вскрытия письма в ТИКе, а на втором будет стоять штамп «досрочное голосование» и указан адрес избирательной комиссии. Бюллетень, вложенный в два конверта, надо будет отправить по почте заказным письмом на адрес ТИК.

В связи с отменой досрочного голосования на муниципальных выборах и отсутствием открепительных удостоверений, голосование по почте становится единственной возможностью осуществления избирательных прав на участие в выборах при пребывании гражданина вне места своего жительства во время проведения выборов в избирательном округе, где он имеет регистрацию по месту жительства.

Избиратели, которые по объективным причинам не могут принять участие в голосовании на своем избирательном участке, например члены избирательных комиссий и представители кандидатов, занятые с открытия избирательных участков и до окончания подсчета голосов, сотрудники ОВД, занятые обеспечением общественного порядка на избирательном участке, фактически лишаются своего конституционного права.

В качестве примера представляется возможным привести количественный состав указанных выше категорий избирателей.

В муниципальном образовании Великий Новгород количество участковых избирательных комиссий – 84. В каждой из них 10–12 членов УИК. При наличии 25 округов – 25 окружных комиссий, в каждой из которых 5–9 членов. Сотрудники ОВД, задействованные на обеспечении порядка на избирательном участке, 2–3 человека на каждом из участков. Наблюдатели и представители кандидатов 1–4 человека на каждом из участков. Итого суммарное количество избирателей, задействованных в организации избирательного процесса в день голосования ~ 2000, что составляет более 1% от численности всех избирателей на территории муниципального образования (~183 000).

Военнослужащие по призыву во время прохождения службы фактически лишены права голосовать на муниципальных выборах, как в месте прохождения службы, так и по месту регистрации. Данная категория граждан в муниципальном образовании Великий Новгород составляет ~ 600 человек, что составляет более 0,3% от числа избирателей на территории муниципального образования.

Категория студентов, имеющих регистрацию по месту жительства в муниципальном образовании, но обучающаяся на очной форме образования и имеющие регистрацию по месту пребывания в общежитии этого учебного заведения, получают активное избирательное право на выборах федерального и регионального уровня по месту их пребывания. Активным избирательным правом на местных выборах в том муниципальном образовании, где они пребывают, студенты не обладают. А для того чтобы участвовать в выборах в муниципальном образовании, где они имеют регистрацию по месту жительства, им необходимо присутствовать там в день голосования. Данная категория избирателей составляет ~2000 человек, что составляет еще 1% от числа избирателей.

Проблема, связанная с невозможностью граждан прибыть в день голосования на избирательный участок, связана и с соблюдением избирательных прав инвалидов, которому в настоящее время уделяется большое внимание.

Примерно 11 процентов избирателей в РФ, к сожалению, имеют инвалидность, а это – 12,5 миллиона граждан, обладающих активным избирательным правом. По муниципальному образованию Великий Новгород – 26 тысяч инвалидов I, II, III группы.

В настоящее время ЦИК РФ проводиться работа, направленная на обеспечение избирательных прав граждан РФ, являющихся инвалидами.

Обязанностью избирательных комиссий в РФ является создание всех необходимых условий для реализации избирательных прав инвалидов. В настоящее время на это направлены конкретные программы:

- совместная работа избирательных комиссий с Пенсионным фондом РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ по получению и уточнению заблаговременно сведений об избирателях, являющихся инвалидами;

- специальное оборудование избирательных участков, адаптация новых технических устройств для голосования для нужд инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями функций опорно–двигательного аппарата, в т.ч. инвалидов–колясочников;

- проект ЦИК России «Дорога на избирательный участок».

В федеральное законодательство о выборах и референдумах в 2011 году были внесены дополнения, которые позволят избирателям, являющимся инвалидами, в полной мере реализовать свое избирательное право, гарантированное Конституцией.

В соответствии с Конституцией РФ указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан РФ, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав. Инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме.

На основании приведенного анализа автор предлагает добавить п. 4.1 в ст. 5 Областного закона Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области" в следующей редакции:

Избирателю, не имеющему возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования избирательного участка, где он включен в список избирателей, предоставляется возможность голосования по почте. Избирательная комиссия субъекта вправе принимать решения, регулирующие вопросы голосования по почте, в соответствии с порядком голосования по почте, определенным на основании Федерального закона Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

В результате реализации указанного предложения о введении института голосования по почте на муниципальных выборах появиться возможность обеспечить активное избирательное право граждан, пребывающих вне места своего жительства во время проведения выборов на территории избирательного округа, где он зарегистрирован. Автор считает, что именно на уровне муниципальных выборов наиболее сложно обеспечить активное избирательное право граждан, пребывающих вне места своего жительства во время проведения выборов на территории избирательного округа, где он зарегистрирован.

На наш взгляд, введение почтового голосования будет являться заменой отмененному институту досрочного голосования, и предоставит возможность реализации избирательных прав членам УИК и другим участникам избирательного процесса в день голосования; военнослужащим, проходящим военную службу по призыву; студентам, обучающимся в учебных заведения, расположенным в иных муниципальных образованиях. Введение практики голосования по почте позволит решить ряд проблем в обеспечении активного избирательного права уязвимым группам населения (инвалиды, слабовидящие, лежачие больные), и предоставляет для них новые возможности.

Выводы по Главе III:

Таким образом, в третьей Главе автор на основании теоретического материала изложенного в первых двух главах, его анализа с практической точки зрения и обозначенных проблем, определил предложения по внесению изменений в законодательство.

Первое предложение касается участия общественных объединений на муниципальных выборах по пропорциональной системе. Второе предложение о введении не закрытых, а открытых списков при использовании пропорциональной системы. Третье предложение о введении ограничения, исключающего возможность для гражданина РФ, замещавшего мандат депутата представительного органа, и сложившего полномочия по собственному желанию, выдвигать свою кандидатуру на выборах в связи с указанными обстоятельствами.

Четвертое предложение о регламентации процесса учета и внесения в списки иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования. Пятое предложение о введении новой формы голосования на муниципальных выборах – почтового голосования, взамен ликвидированного института досрочного голосования, и позволяющей обеспечить активное избирательное право граждан, пребывающих вне места своего жительства во время проведения выборов на территории избирательного округа, где он зарегистрирован.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В настоящей выпускной квалификационной работе рассматриваются наиболее существенные и актуальные с точки зрения автора, аспекты правового института выборов в органы местного самоуправления.

Автором исследования изучены нормативные правовые материалы, научные статьи, работы, монографии различных авторов по муниципальному праву, по вопросам местного самоуправления, муниципальным выборам, на основании анализа которых было определено, что основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации. Местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти в решении вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления являются муниципальные выборы.

Автор работы изучил существующие избирательные системы, их достоинства и недостатки, и пришел к выводу о том, что мажоритарные системы максимально просты и понятны для избирателя, но недостаток такой системы – большая потеря голосов и искажение воли избирателей. К достоинствам пропорциональных систем можно отнести максимальное представительство различных политических слоев общества, повышение значения партий в качестве посредников между государством и обществом. Но при этом возникают другие минусы, связанные с использованием пропорциональной системы: невозможность гарантированного пассивного избирательного права для граждан, не являющихся членами партий, искажение результатов при пропорциональном делении, невозможность осуществления такого демократического института, как отзыв депутата.

Автор делает вывод о том, что использование системы открытых списков при применении пропорциональной системы позволяет учесть достоинства мажоритарной системы, связанные с персонифицированным голосованием, и совместить их с плюсами пропорциональной системы, которые позволяют исключить большую потерю голосов избирателей.

Изучив и проанализировав существующие методы распределения мандатов, автор констатирует, что наиболее справедливой является методика Хэйра–Нимейера, которая и используется при распределении мандатов в соответствии с Областным законом Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ.

Определяя нормативно–правовую базу регулирования муниципальных выборов на примере муниципального образования городской округ Великий Новгород, автор обозначает документ, являющийся рамочным – Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67–ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также другие федеральные и областные законы: Конституция РФ, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131–ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Областной закон Новгородской области от 21.06.2007 N 121–ОЗ "О выборах Главы муниципального образования в Новгородской области", Областной закон Новгородской области от 30.07.2007 N 147–ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Новгородской области", Устав муниципального образования – городского округа Великий Новгород, принятый решением Думы Великого Новгорода от 28.04.2005 N 116.

При рассмотрении изменений внесенных в избирательное законодательство в 2011 году, связанных с введением пропорциональной системы на муниципальном уровне, автор возвращается к системе закрытых списков при пропорциональной избирательной системе, и существующих недостатках, связанных с невозможностью для избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка, и прохождением в представительный орган кандидатов, не известных избирателям, за счет авторитета кандидатов, стоящих в начале списка.

При изучении избирательного процесса, автор определяет что, избирательный процесс состоит из ряда последовательных, сменяемых друг друга стадий, которые подчинены одной общей цели – реализации избирательного права граждан на непосредственное осуществление своей власти.

Рассматривая последовательно каждую из стадий, автор определяет их характерные черты и выделяет пробелы в законодательстве, возникающие на этих стадиях:

- исключение кандидатов от общественных объединений при проведении выборов по пропорциональной системе на муниципальном уровне;

- возможность для гражданина Российской Федерации, замещавшего мандат депутата представительного органа местного самоуправления и сложившего полномочия по собственному желанию, выдвигать свою кандидатуру в качестве кандидата на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами;

- отсутствие регламентированного порядка осуществления активного из


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.249 с.