Общие правила осмотра, фиксации и изъятия следов — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие правила осмотра, фиксации и изъятия следов

2020-04-01 146
Общие правила осмотра, фиксации и изъятия следов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие трассологии

Трассология является отраслью криминалистической техники и представляет собой систему научных положений, а также соответствующих им технических средств и методов обнаружения, фиксации и исследования материальных следов с целью раскрытия преступлений.

Следами принято называть изменения, возникшие на месте происшествия. Следователь с целью выяснения по таким следам обстоятельств расследуемого события нередко обращается за помощью к специалистам, использующим знания из различных областей науки и техники, например, для определения природы и свойств вещества, которым образован след. Судебно-следственная практика наряду с этим выявила необходимость научной разработки в рамках трассологии специальных средств и методов.

В криминалистике следом в широком смысле называется результат любого материального изменения первоначальной обстановки, происшедшего вследствие совершения преступления. Это - следы отображения, предметы или их части, различного рода вещества, изменившееся взаимное расположение предметов.

Следом в узком смысле является материально фиксированное отображение внешнего строения одного объекта на другом, а также наслоение, отслоение и другие подобные им результаты механических, термических, химических и иных воздействий, не передающие внешнего строения воздействовавшего объекта. В трассологии изучаются вопросы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования именно следов в узком смысле.

На месте происшествия очень часто обнаруживают следы рук, ног, транспортных средств, орудий взлома и т.п. При их изучении возможно выяснить ряд обстоятельств, помогающих раскрыть преступление и изобличить преступника. Так, по следам ног иногда удается определить место проникновения преступника в помещение, выяснить особенности его походки, размер обуви, идентифицировать ее. По следам рук человека нередко осуществляется индивидуальная идентификация оставившего их человека.

Технические средства и методы трассологии разрабатываются на основе следующих научных положений.

Объекты материального мира индивидуальны. Все объекты материального мира тождественны только самим себе, то есть каждый объект индивидуален. Многие объекты сходны по ряду признаков внешнего строения, но вся совокупность признаков делает каждый объект неповторимым. Особенно важны частные признаки, к которым трассология относит детали, особенности внешнего строения тех или иных частей объектов. В материальном мире не бывает абсолютно гладких поверхностей, все они имеют неодинаковые по форме и размерам и различающиеся по месту расположения неровности (выпуклости, вогнутости и т.п.).

При определенных условиях внешнее строение одного объекта может отобразиться на другом. При этом воспроизводятся не только форма и размеры объекта, но часто и микроструктура его поверхности. Отображение внешнего строения объекта в следе можно использовать для его идентификации путем выделения индивидуальных признаков, отобразившихся в следе, и сравнения их с признаками объекта, которым предположительно мог быть образован этот след. Возможность идентификации объекта по следу устанавливается полнотой и четкостью отображения признаков внешнего строения объекта в следе, зависящих от условий следообразования. При этом наиболее существенными из них являются физические свойства материала, на котором образуется след, и объекта, его образующего, а также механизм взаимодействия объектов.

Отображение в следе внешнего строения предмета является преобразованным. При возникновении следы отображения признаков внешнего строения предмета всегда оказываются негативными по отношению к самим признакам. Так, при вдавливании одного предмета в другой вогнутости в следе соответствуют выпуклостям на предмете, и наоборот. В зависимости от условий возникновения следа могут наблюдаться и иные преобразования, например, выпуклости на следообразующем предмете отразятся в виде царапин.

Объектами трассологического исследования могут быть только твердые тела, свойства которых относительно неизменяемы. Трассологическая идентификация возможна тогда, когда признаки оставившего след объекта и отображения признаков в следе в течение определенного времени существенно не изменяются. Только твердые тела имеют относительно устойчивое внешнее строение, благодаря чему после образования следа практически мало изменяются, сохраняя необходимую для исследования информацию. Это обуславливает возможность отождествления объектов по истечении некоторого времени после образования следа.

2. Виды следов и механизм их образования

Следы, изучаемые трассологией, возникают обычно при непосредственном контакте двух объектов. Объект, на котором образовался след, называется следовоспринимающим, объект, который оставил след- следообразующим, а участки соприкосновения поверхностей объектов во время образования следа - контактными поверхностями.

Материально фиксированные отображения могут формироваться при различных условиях взаимодействия объектов. Совокупность таких условий называется механизмом образования следа.

Практика и экспериментальные исследования показывают, что наиболее существенно на следообразование влияют такие факторы, как характер движения объектов относительно друг друга в момент следообразования, свойства их материалов, а также характер и место локализации изменений, являющихся результатом взаимодействия.

Следы, изучаемые в трассологии, делятся на статические и динамические, объемные и поверхностные, локальные и периферические.

След может образоваться только при плотном контакте двух объектов, а входить в такой контакт они могут лишь при взаимном встречном движении либо при передвижении одного относительно другого. Если объекты передвигаются относительно друг друга только по нормали (прямой, проходящей перпендикулярно к поверхности объекта), их контактные поверхности в момент следообразования не смещаются (нажим, удар). В данном случае образуется статический след - оттиск, отпечаток. Если же объекты движутся и по нормали и по касательной (скольжение, разрез, разруб), образуется динамический след.

В статическом следе особенности контактной поверхности следообразующего объекта отражаются обычно без существенных изменений. Поэтому по такому следу можно определить форму и размеры следообразующего объекта. Не претерпевают существенных изменений и частные признаки его внешнего строения, что облегчает установление тождества. Типичными следами такого вида являются следы обуви в грунте, пальца руки на том или ином предмете.

Разновидностью статического следа является след качения. При качении, несмотря на общее смещение объектов относительно друг друга, контактные поверхности их в момент следообразования не сдвигаются (следообразующая поверхность как бы разворачивается). Примером такого следа является след протектора автомобильной шины.

В динамическом следе особенности внешнего строения следообразующего объекта отображаются с существенным изменением - в виде различных трасс (царапин) различной ширины и глубины. Обычно наблюдаемые в следе трассы являются отображением крупных особенностей внешнего строения следообразующего объекта, поскольку отображения мелких особенностей часто перекрываются отображениями более крупных. Взаиморасположение отображений особенностей следообразующего объекта в следе может меняться в зависимости от угла встречи контактных поверхностей. По динамическому следу не всегда можно установить размеры и форму следообразующего объекта, однако идентификация по динамическому следу все-таки возможна.

По характеру изменений, возникающих на следовоспринимающем объекте, следы делят на объемные и поверхностные.

Объемными (вдавленными) следами называют следы, образованные за счет деформации следовоспринимающего объекта и представленные в трех измерениях - по длине, ширине и глубине. Они образуются, например, на грунте, металле, древесине, пластилине в результате надавливания или удара каким-либо предметом (обувью, инструментом, шиной транспортного средства и т.п.). Такие следы содержат обычно достаточно полную информацию о следообразующем объекте, позволяющую установить его групповую принадлежность и индивидуальное тождество.

Качество следа зависит от ряда физических свойств вещества следовоспринимающей поверхности: чем пластичнее вещество и мельче элементы его структуры, тем полнее и четче отобразятся мелкие особенности следообразующего объекта. Например, на имеющем мелкозернистую структуру мягком металле небольшие особенности орудия взлома отобразятся полнее и точнее, чем на дереве, которое имеет крупные элементы структуры.

Следы, образованные в результате поверхностных изменений следовоспринимающего объекта в виде наслоения или отслоения вещества и характеризуемые по двум измерениям - длине и ширине, - называют поверхностными, или плоскостными. Строго говоря, эти следы имеют и глубину, однако она настолько мала, что обычно ей пренебрегают. Подобные следы возникают либо при отделении части вещества от следообразующего объекта и нанесении его на следовоспринимающую поверхность, либо наоборот, при отслаивании части какого-либо вещества от следовоспринимающей поверхности. Поэтому такие следы, в свою очередь, делят на следы наслоения и следы отслоения.

Типичными примерами поверхностных следов являются отпечатки пальцев рук человека на твердых поверхностях, обуви на полу, протектора автомобильной шины на дороге с твердым покрытием (асфальт, бетон).

В зависимости от места расположения изменений следовоспринимающей поверхности, за счет которых образуются следы, последние делят на локальные и периферические.

Локальные образуются в результате изменений следовоспринимающей поверхности в месте взаимодействия контактных поверхностей, периферические - за пределами контактных поверхностей. К первым относятся, например, следы, оставленные загрязненной подошвой обуви, ко вторым - следы обуви с чистой подошвой, но загрязненным верхом. Последние могут образоваться в случае, если верх обуви обильно покрыт каким-либо сыпучим веществом (цементом, мукой и т.п.). При резком опускании ноги частицы этого вещества, осыпаясь, могут очертить контуры подошвы обуви.

На практике в качестве объектов трассологического исследования наиболее часто встречаются следы рук, ног человека, обуви, орудий взлома, транспортных средств, зубов и ногтей человека.

Следы рук

Наиболее успешно из всех следов при расследовании преступлений используются следы рук. Их ценность обусловлена особыми свойствами кожи ладоней.

Кожа ладоней имеет многочисленные мелкие линейные возвышения, повторяющие рельеф нижнего слоя кожи - дермы. Кожа состоит из двух основных слоев: верхнего - эпидермиса (надкожицы) и нижнего - дермы (собственно кожи). Дерма в верхней части состоит из сосочков, в средней части которых расположены протоки потовых желез. Линейные возвышения эпидермиса по строению и взаимному расположению соответствуют сосочкам дермы; они называются папиллярами. Между этими возвышениями находятся углубления-бороздки. Чередующиеся возвыше-ния и бороздки делают кожу поверхностей ладоней рук рельефной. Папиллярами покрыта вся поверхность ладоней. На коротких участках они прямолинейные, а на значительном - изгибающиеся. Папиллярные линии никогда не пересекаются, но могут сливаться, прерываться, разъединяться, образовывать сложные сочетания, называемые папиллярными узорами.

Папиллярные узоры как объекты трассологического исследования характеризуются тремя свойствами: индивидуальностью, относительной устойчивостью и восстанавливаемостью. Папиллярные линии образуются при внутриутробном развитии плода, а уничтожаются после смерти человека при разложении трупа, не изменяя в течение всей жизни свое относительное взаиморасположение. Устойчивость папиллярного узора очень важна с криминалистической точки зрения. Восстанавливаемость папиллярного узора - это его способность восстанавливаться после повреждения кожи (порез, ожог и т.п.), если не был затронут сосочковый слой дермы. Индивидуальность папиллярного узора заключается в неповторимости совокупности характеризующих его признаков. Признаки папиллярного узора делятся на общие, к которым относятся вид узора (дуговой, петлевой, завитковый), разновидность (петли обычные, пирамидальные и т.д.), размеры; и частные, т.е. различные особенности строения папиллярных линий в виде крючков, вилок, обрывков и т.п.

Идентификацию человека можно произвести даже по отпечатку небольшой части ладони, но наиболее часто для этого используют отпечатки ногтевых фаланг пальцев.

Папиллярные узоры ногтевых фаланг тщательно изучены и классифицированы. Классификация используется для регистрации преступников и при производстве дактилоскопических экспертиз.

Другие участки пальцев и ладоней не обладают такими четко классифицируемыми узорами. Папиллярные линии средних и основных фаланг пальцев менее изогнуты. На ряде участков ладони папиллярные линии образуют фигуры в виде треугольников; имеются и эллипсовид-ные узоры, а также подобные дуговым, петлевым, завитковым. Однако строгая классификация всех этих узоров пока не создана. Несмотря на это, в ряде случаев папиллярные узоры ладоней успешно используются для идентификации, так как имеют значительное количество частных признаков.

При идентификации человека по следам рук в качестве дополнительных особенностей могут быть использованы отображения потовых пор, флексорных складок и "белых линий". Флексорные складки - это складки кожи на ладонных поверхностях, расположенные в местах сгиба частей ладони, а "белые линии" - отображения морщин кожи в поверхностном следе.

Виды следов рук

С наибольшим успехом идентификация проводится по статическим поверхностным следам рук, в которых обычно четко отражаются особенности папиллярных узоров. Они могут быть следами-отслоениями и следами-наслоениями. Следы-наслоения делятся на видимые, маловидимые и невидимые.

Видимые следы рук образуются обычно за счет отделения от ладоней или пальцев какого-либо постороннего вещества (краска, чернила, грязь).

Маловидимые следы появляются за счет отделяемых от пальца или ладони потожировых выделений кожи человека, которые бесцветны и не образуют контраста со следовоспринимающей поверхностью. Маловидимые следы образуются на предметах с гладкими, твердыми, невпитывающими поверхностями.

Невидимые следы - это тоже потожировые выделения кожи, но на поверхностях, которые их впитывают. Такие следы остаются на бумаге, картоне, фанере и т.п.

Следы-отслоения на практике встречаются реже. Они образуются за счет уноса с поверхности запыленного либо свежевыкрашенного объекта части вещества, прилипшего к папиллярным линиям.

Следы ног

Следы ног нередко являются объектами трассологических исследований и способны оказать существенную помощь в установлении истинных обстоятельств происшествия. На практике чаще всего встречаются следы обуви, реже - следы босых ног. Они бывают статические и динамические, объемные и поверхностные.

Наибольшее идентификационное значение имеют объемные статические следы обуви. Они образуются обычно в мягком грунте или в снегу. При изучении их можно определить не только размер и форму обуви, которой они оставлены, но и установить ее индивидуальное тождество.

Следы обуви обычно образуются при ходьбе или беге. При этом на опорную поверхность сначала опускается каблук, оказывающий давление в направлении вперед и вниз. Потом в контакт с поверхностью вступают промежуточная и подметочная части, наконец, происходит отталкивание носка от грунта, причем давление направлено уже назад и вниз.

Продольный профиль объемного следа обуви или босой ноги в грунте имеет вид дуги с углублениями в пяточной и носочной частях. Поэтому точно длина следа в грунте определяется по длине дуги.

Поверхностные следы образуются обычно обувью с загрязненной подошвой на ровных поверхностях - паркете, линолеуме, листах бумаги и т.п. Идентификационное значение таких следов невелико. По ним можно установить лишь форму и размеры обуви и в редких случаях - идентифицировать ее.

Поверхностный след, пригодный для исследования, может оставить и ступня босой ноги. След обычно образуется за счет потовых выделений, смешанных с грязью или пылью. Кожа ступней ног, как и ладоней рук, имеет папиллярные узоры, обладающие такими же свойствами, однако рисунок их заметно проще.

Индивидуальная идентификация по следам папиллярных узоров ступней ног возможна. При этом вначале определяют участок ступни, отобразившийся в следе, а затем сравнивают признаки, которыми данный участок характеризуется.

Пригодные для исследования динамические следы обуви остаются на месте происшествия очень редко. Они образуются металлическими деталями (шпильками, гвоздями, набойками) подошвы обуви и могут использоваться при идентификации.

Рассматриваемые следы обычно хорошо видимы. Исключение составляют отдельные следы обуви и потовые следы ступней ног.

Невидимые следы может оставить на линолеуме, крашеном и лакированном полу, бумаге, мраморе, кафеле, стекле обувь с каучуковой, резиновой или резиноподобной синтетической подошвой. Их проявляют путем обработки порошком железа, а затем переносят на листы специально приготовленной бумаги с липкой поверхностью.

Потовые маловидимые следы ног обнаруживают при осмотре предметов под различными углами освещения и зрения. Для их проявления применяют раствор нингидрина и порошок железа крупного помола.

При обнаружении следа обуви или босой ноги его измеряют и описывают в протоколе. Следует иметь в виду, что наименование частей следа соответствует названию частей стопы и подошвы обуви.

В следе обуви общую длину подошвы, длину подметочной, промежуточной частей и каблука измеряют по линии, проходящей через крайние точки закруглений каблука и носка; ширину подметочной части - в самом широком месте; ширину промежуточной части - в самом узком месте; ширину каблука - в самой широкой его части или по его переднему краю.

В объемном следе обуви общую длину и длину отдельных частей измеряют по кривой линии профиля дна следа.

В следе босой ноги прежде всего измеряют общую длину по линии, проходящей через крайнюю точку закругления пятки и центр подушечки ногтевой фаланги третьего пальца, до точки пересечения продольной линии с перпендикуляром, восстановленным к этой линии из крайней передней точки большого пальца. Затем измеряют ширину плюсневой, промежуточной и пяточной частей (по тем же линиям, что и в следе обуви), длину и ширину пальцев.

При обнаружении на месте происшествия дорожки следов важно определить и описать в протоколе ее элементы: линию ходьбы, длину и ширину шага, угол шага, линию стопы, угол разворота стопы.

Единичные следы обуви и дорожку следов рекомендуется сфотографировать. Элементы дорожки целесообразно показать на схеме. С объемных следов изготовляют слепки, а поверхностные следы копируют при помощи бумаги с липкой поверхностью.

Путем криминалистического исследования следов ног удается установить важные для дела обстоятельства. По конфигурации следа подошвы, отпечаткам деталей ее рисунка, форме и размерам каблука и иным признакам можно составить представление о виде и фасоне обуви.

По следу обуви устанавливают примерный рост человека, который в 6-7 раз превышает длину подошвы обуви человека. Исследованиями установлено, что длина подошвы стопы находится в пропорциональной зависимости от роста человека и у жителей России составляет у мужчин - примерно 15,8% роста, у женщин - 15,5% роста.

По походке можно судить о некоторых особенностях человека. У левши, например, длина левого шага больше правого, у хромого длина и угол шага ноги, на которую он хромает, меньше и т.д.

На экспертизу следов ног и обуви направляются следы либо слепки или отпечатки с них, обувь или отпечатки босой ноги подозреваемого.

Следы транспортных средств

Следы транспортных средств - это материально фиксированные отображения отдельных частей транспорта (чаще всего колес), по которым можно выяснить ряд обстоятельств расследуемого дела, относящегося как к самому транспорту, так и к особенностям его использования.

В следственной практике чаще всего встречаются следы колесного транспорта, реже - санного и гусеничного.

Следы колесного транспорта по механизму образования относятся к следам качения. В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности (грунт, асфальт, бетон и др.) они могут быть объемными и поверхностными: первые образуются за счет деформации мягкого грунта и отображают рельеф поверхностей колес, вторые являются отпечатками смоченной или загрязненной поверхности колес.

Колеса транспортных средств при торможении образуют динамические следы.

Следы транспортных средств изучают для установления групповой принадлежности и индивидуальной идентификации транспортного средства, оставившего их, а также обстоятельств использования транспорта - направления движения, мест остановок, торможений и т.п.

Следы механического колесного транспорта и особенно автомобилей, мотоциклов, мотороллеров являются наиболее частыми объектами исследования. Эти транспортные средства имеют пневматические шины с рельефными рисунками (рисунками протектора), которые отображаются в следах. Они характеризуются также числом осей и количеством колес на каждой оси (по одному колесу на двух осях у мотоциклов и мотороллеров, по два колеса на двух осях у легковых автомобилей, два колеса на передней оси и четыре на задней у легких грузовиков и т.д.).

Механизм образования следов автотранспортных средств имеет особенности. Число и расположение оставляемых следов обычно не соответствует количеству осей и колес. Это объясняется тем, что при прямолинейном движении транспортного средства следы передних колес обычно полностью или частично перекрываются задними (исключение составляют грузовые мотороллеры с одним колесом на передней оси и двумя на задней).

Следы передних и задних колес двухосного транспорта удается различать лишь на поворотах, где они не совпадают. При движении на поворотах трехосных транспортных средств различаются только следы колес передней и задней осей, а следы колес средней оси перекрываются следами колес задней.

Групповую принадлежность (вид, марку, модель) автомототранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображаемым в следах, и сравнения этих данных с данными специальных таблиц, характеризующими ходовые части автомототранспортных средств, которые имеются в специальной литературе.

По ширине колеи устанавливают расстояние между колесами, находящимися на одной оси. Эта величина постоянна для отдельных марок автотранспортных средств.

Различают ширину колеи от колес передних и задних осей. Она определяется измерением расстояния между центрами следов одинарных колес, между средними линиями следов сдвоенных колес либо между отпечатками аналогичных частей рисунков протекторов шин правого и левого колес.

По следам колес определяется модель шины. Для отдельных видов, марок и моделей автомототранспортных средств предназначаются определенные модели пневматических шин. Шина характеризуется внешним (наружным) диаметром, внутренним диаметром, шириной, высотой профиля, шириной и рисунком протектора.

Внешний диаметр шины определяется приблизительно по длине окружности колеса, которая примерно соответствует длине следа одного оборота колеса. Она устанавливается путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками какой-либо одной особенности протектора в следе.

Длина окружности колеса несколько изменяется от нагрузки, давления в шине, вида и состояния грунта, скорости движения.

Ширина следа протектора при обычных условиях следообразования (протектор не очень изношен, нормально накачана шина и т.п.) соответствует ширине беговой части шины.

Чаще всего шина каждой модели имеет особый рисунок протектора. Некоторые модели шин, впрочем, могут иметь одинаковый рисунок, который тем не менее у разных моделей шин имеет разные размеры.

Для определения модели пневматической шины результаты измерений и изучения рисунка сравнивают с данными соответствующих таблиц. Затем по моделям пневматических шин, ширине колеи передних и задних осей, количеству колес определяют возможную марку автомототранспортного средства, оставившего следы. При этом также используют данные специальных таблиц.

По следам колес гужевого транспорта можно судить о его устройстве. Для этого по следам нужно определить вид шины колеса (пневматическая, монолитная резиновая, железная), количество колес, осей, их ширину, длину окружности колеса.

По следам гусеничного транспорта, в которых отображаются траки (звенья гусеницы), тоже можно судить о виде и модели транспортного средства. Следы гусениц обычно четко отображают размеры, устройство и мелкие характерные особенности траков.

Следы саней и лыж для установления обстоятельств расследуемого события используются редко. По ним удается установить только ширину и профиль полозьев (лыж). При этом следует учесть, что при движении полозья или лыжи раскатываются, то есть скользят не только по ходу движения, но и в стороны и следы получаются несколько шире статического положения полозьев (лыж). По следам саней можно определить и ширину колеи.

Следы животных. Наибольшее практическое значение имеют следы подков лошади. Они могут быть поверхностными (на асфальте, бетоне) и объемными (на мягком, мелкозернистом грунте). Объемные следы подков позволяют выяснить не только размеры и устройство подковы, но и произвести ее индивидуальное отождествление, так как шипы подковы, гвоздевая дорожка, шляпки гвоздей обычно характеризуются большим количеством индивидуальных признаков. Отождествление неподкованной лошади по следам копыт практически затруднено из-за быстрой изнашиваемости копыт.

Для обнаружения, осмотра и фиксации следов транспорта применяются общие правила осмотра и фиксации трассологических объектов. Следы колес фотографируют панорамным способом, с масштабом. С отдельных участков таких следов, содержащих наибольшее количество частных признаков, изготовляют гипсовые слепки. Целесообразным является вычерчивание схемы следов транспортных средств с указанием необходимых размеров. Если следы оставлены на листе бумаги, одежде потерпевшего и т.п., то после фотографирования объекты со следами изымаются.

При авариях, наездах следы могут быть оставлены не только колесами, но и другими частями транспортного средства - бампером, решеткой радиатора, выступающими частями кузова и др. - на теле и одежде человека, заборах, столбах, частях другого транспорта, участвовавшего в происшествии. Определить по ним вид, модель и марку транспортного средства хоть и трудно, но иногда тем не менее удается установить групповую принадлежность детали машины, оставившей след, и даже ее индивидуальное тождество.

Направление движения транспорта, места стоянок и торможений определяются по следующим признакам:

При переезде луж, канав, жидкой грязи образуются брызги, летящие в сторону движения. Об этом же можно судить по поверхностным следам на сухих участках пути, образованным влажными колесами после переезда луж.

Тонкая ветка, палка, стебель травы при переезде их колесом ломаются, образуя угол, открытый в сторону движения.

Падающие с движущегося транспортного средства капли жидкости (масла, бензина и пр.) на дороге оставляют пятна, лучи, неровные края которых направлены в сторону движения.

Места торможений определяются по следам скольжения колес, которые образуются ввиду прохождения транспортом некоторого расстояния при застопоренных колесах. Такие следы имеют вид полос, в которых рисунок протектора не отображается. При торможении на грунтовой дороге в результате смещения грунта в конце следа может образоваться валик, указывающий направление движения транспорта.

Места стоянок автомототранспорта с известной степенью вероятности можно определить по следам потеков масла, воды, горючего.

На трассологическую экспертизу с целью отождествления транспортного средства по его следам направляются копии следов (слепок, масштабный фотоснимок), схему расположения следов, а также шины, которые могли оставить эти следы. При невозможности или затруднительности предоставления шины направляются отпечатки рисунков протекторов шин, сделанные при помощи типографской краски на белой бумаге. Длина такого отпечатка должна составлять полторы длины окружности шины.

Следы зубов и ногтей

Следы зубов обнаруживаются обычно на продуктах питания (сыр, масло, шоколад, яблоки и т.п.), а иногда на теле потерпевшего или преступника. По ним можно судить о некоторых обстоятельствах происшествия, например, о характере борьбы потерпевшего с преступником; иногда по ним возможна и индивидуальная идентификация личности.

Зубы по внешнему строению индивидуальны. Их форма, размеры, взаиморасположение, характерные особенности могут четко отображаться в следах.

На практике чаще всего встречаются следы передних зубов, особенно верхних. Они бывают двух видов: надкуса (когда в следе отображаются режущие или жевательные поверхности зубов) и откуса (когда след образуется передними поверхностями зубов. Следы надкуса имеют вид вдавленных площадок, а откуса - ряды последовательно расположенных трасс (валиков и желобков).

Эти следы фиксируются по общим правилам, но с учетом характера следовоспринимающего объекта. Использование силиконовых паст расширяет возможности получения копий с таких следов. Следы зубов на теле человека фиксируются и изымаются с помощью специалиста в области судебной медицины.

Следы ногтей встречаются чаще всего на теле человека. Идентификационное их значение невелико. Поскольку ногти не имеют ярко выраженных частных признаков, а кожа человека очень эластична, такие следы обычно не содержат ярко выраженных особенностей. Однако место расположения следов, их число и характер могут давать некоторое представление об обстоятельствах происшествия, например, о характере борьбы жертвы с преступником. Поэтому следы ногтей рекомендуется тщательно описывать и фотографировать.

Если у задержанного под ногтями сохранились частички кожи или какого-либо постороннего вещества, захваченного с тела жертвы, из-под ногтей вычищают содержимое, а сами ногти остригают и все это направляют на экспертное исследование.

9. Практические примеры

Приведем несколько примеров из следственной практики, описанных в литературе.

К главе 4:

В квартире дома по улице Л. был найден труп молодой женщины А. При осмотре места происшествия понятым пригласили ее соседа Б., который повел себя неестественно, чем и навлек на себя подозрение в причастности к преступлению.

Наряду с другими вещественными доказательствами следователь изъял с места происшествия бутылку из-под пива "Жигулевское", на которой отчетливо виднелись жирные следы ладони. Однако на допросе Б. заявил, что до приезда на осмотр оперативно-следственной группы он из любопытства со своим другом В. заходил в квартиру А. и переставил бутылку с пола на стол. Объяснить, зачем он это сделал, Б. не смог. В. подтвердил показания товарища, заметив, что так и не понял, зачем тот зазвал его в квартиру убитой и, взяв с пола пивную бутылку, поставил ее на стол.

Обнаруженные в этом случае на бутылки отпечатки пальцев, кажется, не могли иметь доказательственного значения. На это и рассчитывал преступник. Однако в ходе дактилоскопической экспертизы удалось установить, что Б. брал эту бутылку в правую руку не один раз, а трижды. Об этом свидетельствовал механизм образования следов пальцев и ладони, их взаимное расположение и прочие характерные признаки.

Прочитав экспертное заключение, Б. сознался, что в тот день был в гостях у А., распивал с ней спиртное, а затем задушил из ревности.

К главе 4:

В городе Н. ограбили столовую. След пальца преступника был обнаружен на разорванной пополам фотокарточке кассира, лежащей вместе с выручкой в ящике взломанного кассового аппарата. След остался на глянцевой стороне, причем частично на черном, а частично на белом фоне.

Чтобы сфотографировать его, что было необходимо для раскрытия преступления, следователю К. пришлось проявить немалую изобретательность, поскольку ни один из известных способов съемки не позволял получить четкое изображение папиллярных линий на столь необычном фоне. После нескольких экспериментов была применена следующая оригинальная методика. След пальца преступника опылили цветным магнитным порошком "Агат", а затем наложили на него ватный тампон, смоченный раствором ослабителя по Фармеру. Черный фон обесцветился, и это позволило получить отчетливый след пальца на белом фоне, сфотографировать его и поместить в картотеку следов рук, изъятых с нераскрытых преступлений.

Сравнивала этот отпечаток с другими ЭВМ, работавшая по специальной программе. Она отобрала самые похожие. В результате экспертизы было установлено, что отпечаток на фотографии оставлен большим пальцем правой руки вора-рецидивиста М., который вскоре был задержан.

К главе 5:

В кустах на пустыре в городе Д. нашли едва живую восьмилетнюю Т. Придя в себя в больнице после операции, девочка вспомнила, что во время прогулки ее позвал посмотреть на зайчиков какой-то дядя, одетый в спецовку. Он завел ее в кусты, где вдруг больно схватил руками за шею. Больше Т. ничего не запомнила и описать внешность преступника не смогла.

Единственное, что могло помочь в розыске, это четкая дорожка следов на влажном снегу, описанная следователем в протоколе осмотра места происшествия. На снегу хорошо отпечатались подошвы поношенных кирзовых сапог 43-го размера, которые следователь сфотографировал и с которых снял объемные гипсовые слепки-копии.

Два месяца велись интенсивные поиски, выдвигались, проверялись и отбрасывались самые различные версии, но затраченные усилия не дали сколь-нибудь ощутимого результата. Расследование по делу было приостановлено, однако розыскную работу милиция не прекращала.

Минул год. Преступление почти забылось жителями города, начала забывать о нем и Т. Только родители ребенка, следователь прокуратуры и сотрудники уголовного розыска не имели права забыть о преступнике, до сих пор разгуливающем на свободе. И они нашли его.

В поле их зрения попал некий Р., в сарае которого при обыске были найдены под кучей мусора поношенные кирзовые сапоги 43-го размера. В них подозреваемый, как выяснилось, еще недавно ходил на работу. Р. отрицал свою причастность к преступлению, утверждая, что видит Т. впервые, а в день совершения преступления лежал дома больной. Последнее обстоятельство подтвердила его жена. В бумагах бухгалтерии предприятия, на котором работал Р., нашлось и документальное подтверждение его болезни - листок нетрудоспособности. Сама потерпевшая не смогла его опознать в группе других мужчин. В такой ситуации решающее "слово" принадлежало сапогам, которые могли подтвердить, был ли Р. в момент происшествия на пустыре.

При сопоставлении подошв сапог с хранившимися в уголовном деле гипсовыми слепками и фотоснимками эксперт-криминалист выявил многочисленные совпадения. Одинаковыми были размеры подметки и каблука, ширина выступающего ободка и промежуточной части, длина и форма переднего среза каблуков, места расположения и размеры потертостей на них. Аналогичным оказалось и количество гвоздей, их утопление в подметки, другие характерные особенности. Хо


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.