Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства

2020-04-01 139
Основные элементы системы государственной поддержки и развития предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и среднего бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

Широкомасштабное развитие частной инициативы граждан во многих странах должно являться общегосударственной доктриной проводимых социально-экономических преобразований.

Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса включает в себя [33, с. 37-39]:

- предоставление дополнительных возможностей для сектора малого бизнеса, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и т.д.);

- организацию системы мер, направленных на стимулирование деятельности сектора малого бизнеса;

- подготовку и переподготовку людей к занятию собственным бизнесом;

- формирование соответствующего общественного мнения и содействие устранению разобщенности предпринимателей, осознанию ими общих корпоративных интересов, объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;

- радикальное упрощение государственных регулирующих процедур в отношении малого и среднего бизнеса (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.);

- наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку малого бизнеса средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

- гибкость системы государственной поддержки, предусматривающую специфические меры применительно к различным этапам деятельности малого и среднего бизнеса, особенностям каждой отрасли и отдельных групп предпринимателей;

- внедрение действенных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги;

- стимулирование опережающих темпов роста малого бизнеса в инновационной сфере и производстве наукоемкой продукции с использованием научного потенциала страны;

- учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

- постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого бизнеса к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

- значительное расширение прав и возможностей региональных властей и местного самоуправления в сфере регулирования деятельности малого бизнеса и его государственной поддержки при сохранении единства стратегических целей и информационного пространства;

- разработку и применение рациональных механизмов использования бюджетных средств, выделенных для поддержки малого и среднего бизнеса;

- координацию деятельности и четкое разграничение полномочий и ответственности органов исполнительной власти, решающих в той или иной степени вопросы государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне;

- использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве мощного источника ресурсного обеспечения малого бизнеса и создания объектов его инфраструктуры;

- формирование инфраструктуры, обеспечивающей создание благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной адресной поддержки малых и средних предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем и т.д.;

- создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации субъектов малого бизнеса.

Таким образом, рассмотренная структура системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса позволяет обозначить следующие основные элементы: [34, с.11]:

1. Разработка программ поддержки малого и среднего бизнеса.

2. Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

3. Оказание комплексной (интегральной) поддержки.

4. Создание благоприятных условий внешней среды для предприятий малого и среднего бизнеса.

5. Оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого бизнеса.

6. Государственные гарантии.

Программы поддержки малого бизнеса являются одной из основных составляющих системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, направленные на увеличение численности субъектов малого бизнеса, а также на создание наиболее благоприятных условий для их формирования и дальнейшего развития. Основными принципами реализации программ поддержки малого бизнеса являются:

а) комплексность - обеспечение минимально необходимого спектра услуг для малых предприятий;

б) системность - обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктуры поддержка малого бизнеса;

в) конкурсность - обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов;

г) распределенность - перенесение значительной части функций по поддержке малого бизнеса с государственного на региональный уровень;

д) гласность - наличие полной и доступной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки;

е) интерактивность - рассмотрение процессов развития малого бизнеса как комплексной системы «сигналов рынка» и адекватной реакции государственной системы поддержки бизнеса;

ж) делегирование функций - обеспечение участия предпринимательских кругов, объединений и союзов предпринимателей в реализации программ поддержки бизнеса.

Программы по государственной поддержке малого и среднего бизнеса должны быть главным образом направлены на поддержку [35, с.59-62]:

- начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения;

- всех видов инновационного бизнеса, главным образом, в высокотехнологичных и интеллектуальных отраслях;

- проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу;

- проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке и проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;

- проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие малого бизнеса в Казахстане;

- проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей и экспорт продукции, а также проектов направленных на импортозамещение.

Существует широкий спектр консультационных услуг для новых и развивающихся предприятий и многие способы оказания этих услуг. В то же время потребность фирм в таких услугах может варьироваться в зависимости от степени их развития, сектора и местоположения. В этом отношении можно сделать важное разграничение между потребностями фирм в поддержке во время образования предприятия и стадии, предшествующей этому, и потребностью в поддержке, которую испытывают уже существующие малые предприятия, в данном случае их потребности более конкретизированы. В этом отношении бизнес-инкубаторы обладают важным потенциалом для предоставления поддержки новым предприятиям в период их образования и исключительно важный период становления. Вследствие этого любое политическое действие в этой области должно основываться на тщательном анализе потребностей малого и среднего бизнеса в поддержке и возможного ряда консультационных услуг, требуемых для удовлетворения этих нужд [36, с.101-105, 37, с.5].

У субъектов малого бизнеса есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий. Таким образом, предоставление консалтинговых услуг более мелким предприятиям представляет собой определенные трудности, особенно если получатель помощи обладает небольшим (или вовсе не обладает) профессиональным образованием и опытом управления. В этом контексте наиболее эффективным оказывается консультирование, основанное на опыте клиента [38, с. 13].

Существуют также и определенные недостатки рынка консалтинговых услуг, что характеризуется нестабильностью и концентрацией внимания на сиюминутных результатах, а не на долгосрочном развитии.

Что касается бизнес-инкубаторов, то основная цель их создания направлена на помощь предпринимателям в организации своих предприятий, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и т.д. Преимущество бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путем совместной оплаты административных и коммуникационных услуг, положительные последствия взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени [39, с.46-49].

Оказание непрерывной помощи в период бизнес-инкубации от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок. В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов [40, с.214-217, 41, с.40-46].

Создание благоприятных условий внешней среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает [42, с.64-68]:

- формирование самостоятельной законодательной и нормативной базы, основанной на учете специфических условий деятельности субъектов малого бизнеса и их отношений с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

- изменение налоговой системы в отношении субъектов малого бизнеса;

- минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров, препятствующих развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;

- обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

- повышение роли объединений предпринимателей в процессе регулирования предпринимательской деятельности и принятии решений на всех уровнях власти по всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса;

- формирование благоприятного общественного мнения и популяризация идей бизнеса;

- обеспечение научного подхода к решению проблем малого бизнеса на основе достоверных сведения о его состоянии и тенденциях развития;

- распространение отечественного и зарубежного опыта поддержки малого бизнеса.

Финансовая поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов [43, с.6-13]:

- льготные кредиты (займы) субъектам малого бизнеса (в т.ч. через фонды поддержки малого бизнеса);

- лизинг и аренда оборудования;

- венчурное финансирование инновационных проектов малого бизнеса;

гарантии по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;

- компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;

- развитие и поддержка механизмов самофинансирования;

- привлечение зарубежных инвестиций.

Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для малых предприятий, должна предполагать принятие следующего комплекса мер [44, с.5-15]:

- законодательная установка порядка и условий проведения специализированных конкурсов на приобретение и аренду объектов недвижимости, участниками которых могут быть только малые предприниматели;

- создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий и организаций его инфраструктуры;

- развитие практики создания с государственным финансовым и имущественным участием объектов интегральной поддержки малого бизнеса (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и т.д.).

- передачу нежилых помещений в собственность малых предприятий в рассрочку.

Государственная гарантия. Основная цель системы государственной гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования малым предприятиям, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись бы вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.

Общий порядок функционирования системы государственной гарантии [45, с.72]:

1. Предприятие обращается в банк за получением кредита.

2. Банк в свою очередь обращается в фонд, предоставляющий государственную гарантию, если считает, что его риск слишком велик, и он не может взять его полностью на себя. Фонд решает, предоставлять свою гарантию или нет.

3. Банк платит гарантийному фонду комиссионное вознаграждение, которое затем включает в кредитную процентную ставку, устанавливаемую им для своего клиента. Данное комиссионное вознаграждение в любом случае значительно ниже, чем стоимость риска, которую банку, в случае отсутствия гарантийного фонда, пришлось бы учитывать при начислении своей процентной ставки. (Например, во Франции комиссионное вознаграждение, взимаемое гарантийным фондом, соответствует 0,60 % годовых от общей суммы кредита с 50% гарантированием, то есть 1,2 % от гарантируемой части кредита).

4. Гарантийный фонд рассчитывается с банком в случае неплатежеспособности предприятия.

Относительно структуры гарантийных фондов наиболее оптимальным является создание представительств в областях в форме филиалов республиканского гарантийного фонда, получающего государственную бюджетную дотацию, при этом каждый филиал имеет свой собственный гарантийный фонд (может быть два фонда, если один - специальный фонд предоставляет кредиты только на создание предприятий) [46, с 145].

Каждый филиал должен иметь свой собственный кредитный комитет, объединяющий банки и профессиональные организации, представленные на его территории. В отсутствие профессиональных организаций можно пригласить видных представителей профессий. Этот комитет изучает предложенные банками инвестиционные проекты и делает предложение республиканскому органу, которому принадлежит право окончательного решения (кроме тех случаев, когда принятие решения делегируется филиалу) [47, с.55-59].

Такая система гарантии, на наш взгляд, является основным элементом стимулирования банков к финансированию малых предприятий, но сама по себе она не решает всех проблем. Требуется, чтобы финансовая система (банки и лизинговые компании) обладали среднесрочными и долгосрочными ресурсами, позволяющими финансировать соответственно среднесрочные и долгосрочные инвестиции.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственная поддержка малого бизнеса должна реализовываться посредством создания системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Система государственной гарантии должна реализовываться посредством создания гарантийных фондов на республиканском и региональном уровнях.

 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.