Участие в важнейших событиях эпохи, роль в них — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Участие в важнейших событиях эпохи, роль в них

2020-04-01 118
Участие в важнейших событиях эпохи, роль в них 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Огромное влияние оказывал на общественно-политический строй того времени священник Сильвестр. Он укорял царя в допуске бояр к власти и обратился к нему с требованием, отстранив бояр, взять правление страной в свои царские руки. Расправа была скорой и жестокой. Молодой царь жестко подавил народные волнения, но, воспользовавшись поводом, отстранил Глинских, которые к тому времени под предлогом малолетства царя сосредоточили в своих руках слишком большую власть, ослабляя единодержавие государя.

Для царя была понятна необходимость коренного реформирования внутренней жизни страны, и он сразу начинает приближать к себе людей реформаторского склада, политически активных общественных деятелей того времени, которые были озабочены судьбой России как великого государства. К 1549 г. вокруг молодого царя группируются его единомышленники, в числе которых был и Сильвестр Благовещенский, священник. В составе думы была учреждена «Избранная рада» (о которой говорилось ранее) из доверенных лиц царя.

Задачи, стоявшие перед реформаторами, были очевидны: завершить формирование всей системы управления государством, укрепить центральную власть, поддерживаемую влиятельными органами народного представительства, Боярской думой, церковью, реформировать управление на местах, создать единое для всей страны законодательство. Реформаторы - люди, приближенные и возвышенные молодым царем, в течение десятилетия определяли направление развития России и успешно вели государство избранным курсом. Реформаторы были люди разного возраста, разного было и их социальное положение. Объединяли этих людей общие черты: глубокие знания, широкая образованность, боль за будущее страны, возрождавшейся как единое государство.

Группа этих людей согласно своим воззрениям стремилась установить в России такое государственное устройство, где царь силен и справедлив, а народ благоденствует. Идеал «Избранной рады» - справедливое общество, живущее по высшим законам, законам христианства.

Царь и члены Избранной рады сошлись в главном - России нужна сильная верховная власть. Ту же линию на укрепление единодержавной власти царя поддерживала и церковь. Еще при венчании Ивана IV на царство митрополит Макарий изложил программу будущей деятельности царя в союзе с церковью. Русская православная церковь отныне являлась «матерью» церковной власти. Союз царя и церкви должен был укрепить «суд и правду», помочь Ивану IV укреплять и расширять границы государства.

Вполне может быть, что Сильвестр и его окружение появились рядом с царем вследствие тщательно спланированного и правильно осуществленного политического заговора. Использовав трагическую ситуацию с пожаром, они настроили народ против угнетателей Глинских, уничтожили своих политических оппонентов при помощи москвичей и взяли власть в свои руки. Сильвестр и его «Избранная рада» совершили настоящий переворот, как в сознании самого государя, так и в жизни Московской державы в целом. В своей политике они не опирались исключительно на кружок бояр и временщиков, а приобщили к широкой общественной деятельности весь народ. «Царь, - говорил один из членов Избранной рады - Курбский, - должен искать совета не только у своих советников, но и у всенародных человеков».

Несомненно, прогрессивным достижением явилось возникновение в этот период нового, еще не известного отечественной истории общественно-политического органа. От имени царя были созваны Земский собор и Земская дума из избранных людей русской земли. В старину у каждого из племен существовало вече, но постоянные раздоры между удельными князьями не позволяли создать единое вече для всех русских земель. Теперь, когда много русских земель было собрано воедино, ситуация изменилась. Сама жизнь требовала возникновения подобного политического органа.

К сожалению, до нас не дошли сведения о том, из кого и каким образом выбирались депутаты в Земский собор и Земскую думу. Источники указывают лишь на то, что произошло это прогрессивное явление в один из воскресных дней. После обедни царь с митрополитом и духовенством вышли на площадь. Иван Васильевич кланялся народу. Его речь была полна раскаяния: «Люди божии, дарованные нам Богом! Умоляю вас, ради веры к Богу и любви к нам! Знаю, что уже нельзя исправить тех обид и разорений, которые вы понесли во время моей юности, и пустоты, и беспомощества моего от неправедных властей, неправосудия, лихоимства и сребролюбия; но умоляю вас, оставьте к друг другу вражды и взаимные неудовольства, кроме самых большых дел; а в этом, как и во всем прочем, я вам буду, как есть моя обязанность, судьею и обороною». Свою немаловажную роль в данных словах Царя сыграла и роль Сильвестра.

Царь пожаловал в окольничие Адашева и повелел ему принимать и рассматривать челобитные, судить честно и справедливо: «Не бойся сильных и славных, насилующих бедняков и погубляющих немощных. Не верь и ложным слезам бедного, который напрасно клевещет на богатого. Все рассматривай с испытанием и доноси мне истину». Тогда же были избраны и «судьи правдивые», которые позже составили Судебник - собрание светских законоположений, Стоглав - свод церковных правил, и уставные грамоты.

Появление этих документов было вызвано насущной потребностью сохранить народ от произвола правителей и судей. Однако положения, освещенные в них, указывают на развитие двоевластия и двоесудия в московской державе. Государство и земщина здесь выступают двумя противоположными силами и действуют иногда согласованно, но порой их цели и средства несколько рознятся. И в предыдущие времена, и в последующие такая ситуация прослеживается во внутренней политике Москвы.

Реформы Сильвестра и его окружения коснулись всех сфер общественного устройства Московской державы, включая военных и духовенство. Любопытно, что уже тогда были сделаны попытки изжить привилегии. В 1550 г. появились высочайшие распоряжения, чтобы в полках князьям, воеводам и боярским детям «ходить без мест», «и в том отечеству их унижения нет». За одним лишь главным воеводой большого полка оставалось право на привилегии, а все прочие между собой уравнивались. Но эта прогрессивная мера так и не пробила себе дорогу в жизнь, поскольку даже люди широких взглядов того времени не могли избавиться от предрассудков. Уже в следующем году другим высочайшим распоряжением была установлена разница в достоинстве воевод между собой. В летописи по этому поводу говорится: «А воевод государь подбирает, рассуждая отечество», что означает: подбирает воевод, принимая во внимание службу их отцов. С падением власти Избранной рады привилегии узакониваются вновь, с еще большей силой.

Вскоре издается «Уложение о службе». Оно определило как для вотчинников, так и для помещиков равные обязанности выставлять с имевшейся у них земли определенное число вооруженных людей. Власть произвела повсеместную опись земли, что стало основанием для установления служилых обязанностей феодалов, упорядочивания финансовой системы и дальнейшего закабаления крестьян. Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами, принадлежавшими бывшим князьям. Указ 1551 г. запрещал продавать их и передавать монастырям без ведома царя, а позднее - обменивать их и давать в приданное. Ограничивалось и право передачи вотчины по наследству: наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола. По «Уложению о службе» дворянин мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин как дворянин, так и боярин должны были выставить одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружно». Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

В 1551 г. создается Стоглавый собор. Это было собрание иерархов Русской православной церкви, решения которого были сведены в 100 глав.

После внутренних преобразований Сильвестр и его единомышленники занялись покорением Казанского царства. Покорение Казанского царства подчинило русской державе значительное пространство на восток до Вятки и Перми, а на юг до Камы и открыло путь дальнейшему движению русского племени. В Москве царя ожидали торжественные встречи и поздравления. Во-первых он возвратился в столицу победителем. Во-вторых, за время похода у него родился наследник Дмитрий.

Можно сказать, что эти события предрешили дальнейшую судьбу Сильвестра и Избранной рады. Иван Васильевич словно бы возмужал и вновь уверовал в свои силы. Теперь он видел свое влияние на подданных. Но для того, чтобы полностью освободиться от влияния окружения, необходим был толчок, который, в свою очередь побудил бы противников Сильвестра и Адашева к решительным действиям против них.

В довершение ко всему Ивана убедили, что Сильвестр - чародей, получивший силу не от Бога, а от темных сил. Теперь был повод избавиться от ненавистного окружения.

Враги Сильвестра и Адашева получают прекрасную возможность очернить их окончательно, с тем, чтобы больше они не стояли на их пути.

Сильвестр был снова обвинен в колдовстве. Так говорили не только Захарьины и их сторонники. Против правящей партии ополчились и те духовники, которые из корыстных побуждений проповедовали всякого рода деспотизм и старались угождать земной власти.

Иван собрал собор для осуждения Сильвестра. Сам «виновник» на нем не присутствовал, он давно уже находился в отдаленном монастыре, спасался там от царской немилости.

Таким образом все было против Сильвестра, его участь по сути уже была решена. Епископы, завидовавшие его возвышению, стали на сторону заговорщиков. Один лишь митрополит Макарий заявил, что нельзя судить людей заочно и что следует выслушать их оправдания. Но противники завопили в один голос: «Нельзя допускать ведомых злодеев и чародеев: они царя околдуют и нас погубят».

Собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки. Но положение его там не было таким уж тяжелым. Игуменом в Соловках был Филипп Колычев, впоследствии митрополит, человек, который по своим убеждениям являлся единомышленником опального узника.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.