Самооценка взрослого индивида — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Самооценка взрослого индивида

2020-04-01 134
Самооценка взрослого индивида 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно целый ряд определенных ступеней; причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью духовной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее проявлениям.

Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости - иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия - зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей - он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Таким образом, рассмотренные этапы формирования самооценки являются переломными. Справившись с самопринятием и самоосознанием на том или ином этапе, мы закрепляем наши знания о себе в обществе, семье, личной жизни, выстраиваем свою жизнь по выбранному пути. Если не удается справиться с грамотным оцениванием себя, мы занижаем границы самооценивания, следовательно, занижаем границы своей личности в целом.

самооценка школьный индивид социостатусный


 

Заключение

 

Итогом проведенного исследования стал вывод о важности формирования самооценки на каждом, выделенном этапе. От того, что будет заложено в начале онтогенеза, будет зависеть дальнейший путь развития и становления личности. Были выполнены задачи: ознакомление с ведущими исследованиями в области самооценки в зарубежной и отечественной психологии; раскрытие характеристик основных этапов формирования самооценки в онтогенезе индивида.

Основные выводы по курсовой работе:

В теоретических обзорах самооценки зарубежных и Российских исследователей прослеживается явное отличие: в понимании самооценки через «Я концепцию» в западной психологии, человек находится под влиянием окружающего и постоянно претерпевающего изменения мира; напротив дело обстоит в отечественной психологии, здесь во главе - уважение к себе, а результат- счастливая жизнь.

Рассмотренные этапы формирования самооценки являются переломными, справившись с самооцениванием мы закрепляемся в обществе, семье, успешны в личной жизни.В случае неудачи самопонимания происходит занижение границ понимания и личности в целом.

 


 

Список литературы

 

1. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 44.

. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. - С. - Петербург: МФИН, 1992. - 717 с.

. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности /Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 161-165.

. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 25.

. Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - 288 с.

. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии - М.: Издательство МГУ, 1982. - 128 с.

. Ильин, Е.П. Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний [электронный ресурс]: статья-Режим доступа URL: http://www.elitarium.ru/2011/10/20/samoocenka_pritjazanija.html.

. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто Я?" // Социальная идентификация личности. - Т. 2: Книга 1 / Ред. коллегия: В.А. Ядов (отв. ред.). - М.: Институт социологии РАН, 1994.

. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 8.

. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - С. 41.

. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.

. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - 288 с.

. Никулина Т.А., Харламенкова Н.Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите «Я» // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Издательство МГИК, 1994.

. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1998.- 500 с.

. Петанова. Е.И., Реан. А.А Психологическая энциклопедия/Психология подростка//Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 656 с.

. Раева В.М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - М., 2000.

. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие Свердловск: СГПИ, 1986.

. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство МГУ, 1989.

. Столин В.В. Самосознание личности - М.: Издательство МГУ, 1983. - С. 230.

. Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 72.

. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989. - 455 с.

. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - С.97-105.

. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. С. 84-85.

. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - С. 6-22.

. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

. Fingarette H. The Ego and mystic selflessness // Identity and anxiety: Survival of the person in mass society / Ed. by M.R. Stein et. al. - Glencoe (Ill.): The Free press, 1960. - Р. 563.

. Klapp O.E. Collective search for identity. - New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. - Р. 185.

. McFall L. Integrity // Ethics and personality: Essays in moral psychology / Ed. by J. Deigh. - Chicago; London: The university of Chicago press, 1992. - P. 87-89.

. Schneiderman L. The psychology of social change. - New-York: Human sciences press, inc., 1988. - Р. 104-107.

. Schneiderman L. Repression, anxiety and the self // Identity and anxiety: Survival of the person in mass society / Ed. by M.R. Stein et. al. - Glencoe (Ill.): The Free press, 1960. - P. 160.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.