Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления

2020-04-01 160
Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления

 

Содержание понятия эффективности муниципального управления

 

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства[6,38].

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным.

Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно.

Эффективность решения можно определить как превышение положительных (желательных) последствий над отрицательными (нежелательными) последствиями при допустимых затратах.

Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при выборе решения оно руководствовалось бы тем, которое предполагает достижение наивысшего уровня эффекта - независимо от затрат на его достижение.

Эффект (лат. effectus) - это действие, эффективный (лат. effectivus) - значит производительный, действенный. Результат труда человека в процессе производства материальных благ или оказания услуг определяется как его эффект. Применительно к управлению «эффект» представляет действенность управления, то есть способность субъекта управления реально воздействовать на объект управления для достижения поставленных целей (результат управления) в новых, изменившихся условиях[24,47].

Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее (для его достижения в широких масштабах нужны глубокие изменения в органах власти, наращивание потенциала либо его перегруппировка в пользу отдельных элементов), эффективность характеризует функционирование органов власти.

Цель управленческой деятельности - получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты.

Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам)[13,9]. Эффективность рассматривается так же как способность приносить эффект, оказывать действие.

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Анализируя эффективность управления, следует:

во-первых, выяснить, действительно ли полученный результат возник как следствие управления, а не действия каких-либо сторонних сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов. Нередко, оценивая итоги работы промышленности, фиксируется данный факт как некое завоевание органов государственной власти и органов местного самоуправления, в реальной же действительности это есть результат в большей степени таланта топ-менеджеров акционерных обществ, нежели органов власти;

во-вторых, понять источники результата управления. Является ли это следствием результата деятельности руководителей, их организаторского и иного таланта, или это следствие муниципальных правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т.п. Это важно, поскольку может быть основанием для последующих действий, формирования, накопления и использования положительного опыта;

в-третьих, установить взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации решений, реально полученными результатами. Важность данного тезиса заключается в том, что технология управления носит последовательный характер и ошибки, появившиеся на любом из этапов, влияют на результаты, и в зависимости от условий внешней среды их влияние осуществляется в разной прогрессии своего воздействия;

в-четвертых, установить потенциал, которым обладает орган власти, и как он был использован. Например, высокий потенциал, которым располагает орган власти, территория, и низкая эффективность управления, сводящая на нет потенциал органа власти, территории[10,59].

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Оценка эффективности управления в органах власти - явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера, условий, обеспечивающих формирование и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

 

Алгоритм разработки модели

 

Для организации ситуационного центра на базе такого сложного объекта, которым является город Шумиха, необходимо осуществить ряд этапов.

На первом этапе нужно спроектировать экономическую схему города Шумиха «вчера» и «сегодня» и смоделировать схему «завтра». Суть данного этапа - определить и формализовать общее видение мэра города.

На втором этапе это общее видение переводится в «системы и процедуры» - конкретные процессы, закрепленные за конкретными исполнителями. Кроме того, необходимо внедрить базовую корпоративную информационную систему, которая будет поддерживать прописанные на бумаге процессы. В противном случае разработанная схема вскоре устареет. До кризиса крупные предприятия решали эту проблему с помощью внедрения корпоративных информационных систем класса SAP и BAAN, но изменение курса доллара сделало их практически недоступными даже для крупного российского потребителя. Однако за счет продолжающейся на Западе технологической революции в Россию начинают поступать западные высококачественные программные продукты, доступные по цене не только для крупных, но и для средних российских компаний, например, английская корпоративная информационная система МАХ.

На третьем этапе, после того как появится адекватная информационная система, в которой будет достоверная информация о городе Шумиха, есть все необходимое для создания ситуационного центра.

Ситуационный центр действительно является «прорывной технологией». Но за последние 10 лет эта технология стала привычной и доступной по стоимости не только государствам, регионам и крупным корпорациям, но даже муниципалитетам и средним компаниям. Наиболее продвинутым российским производителям сегодня понятно даже, в каком направлении развивать систему управления после пуска ситуационного центра. В этом контексте создание ситуационного центра становится не конечной целью, а хотя и важным, но промежуточным звеном в цепи преобразований системы управления организации. Но, не освоив текущий уровень - технологию ситуационного центра, - нельзя перейти на следующий[14,14].

Ситуационный центр представляет собой кибернетически организованный комплекс рабочих мест для высших должностных лиц. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления (АСУ) состоит в следующем: в процессе проведения производственно-управленческого совещания, в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия любых управленческих решений (Табл. 1).

 

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной АСУ и ситуационного центра

Традиционная АСУ Ситуационный центр
Осуществляет автоматизированный контроль текущей деятельности объекта управления Прогнозирует будущие состояния объекта управления и моделирует последствия управленческих решений
Предполагает, что все виды воздействия окружающего мира на объект управления детерминированы на интервале времени (окружающий мир статичен, «правила игры» постоянны) Решает управленческие задачи с учетом быстро меняющихся реалий и при постоянном изменении типов взаимодействия с внешним миром
Ограничена постоянством вида целевых функций и критериев оценки деятельности управляемого объекта Решает управленческие задачи при изменяющихся целевых функциях и критериях объекта
Принципиально не задается постановкой задачи об обратном воздействии самого объекта управления на окружающий мир Предполагает следующую постановку задачи объект управления своими действиями в той или иной степени изменяет окружающий мир

 

Решения принимаются с учетом не только мнений руководителей подразделений и представлений первого лица, но и на основе объективной внутренней и внешней информации. Текущая информация поступает на совещании в виде электронных сводок, подготовленных на основе данных бухгалтерской финансовой, планово-экономической и других служб. Тем самым за время совещания разрабатывается и обосновывается лучший вариант решения в конкретной ситуации. Управление больше не осуществляется исключительно на основе интуиции или метода проб и ошибок. Производственные совещания приобретают принципиально новое качество в процессе управления.

Кроме того, ситуационный центр синхронизирует подсистему внутреннего управления с подсистемой, отвечающей за взаимодействие с внешним миром. В результате объект управления обретает возможность функционирования в «автопилотном» режиме. Однако этот режим предполагает, что высший менеджмент работает как одна команда, для которой ситуационный центр является основным рабочим инструментом (то есть на управляемом объекте сформирована новая культура корпоративного управления). Ситуационный центр создается как комплекс модулей. Примерный набор этих модулей приведен в таблице 2.

 

Таблица 2 Комплекс модулей и задач ситуационного центра

Модуль Задачи
Мониторинг деятельности хозяйственного объекта Обеспечение любых информационных срезов по состоянию объекта управления; агрегирование, сортировка и фильтрация информации; экспресс-анализ хозяйственно-экономической информации
Бизнес-планирование и имитационное моделирование Сортировка управленческих задач, выбор необходимой подпрограммы, решение задачи и визуальное представление решения
Выбор оптимального управленческого решения и осуществление обратной связи Выработка управленческих решений, доведение принятых решений до ответственных исполнителей и контроль качества исполнения
Внешний мониторинг и контроль Постоянный контроль изменений во внешнем мире, поиск информации, включая использование возможностей официальной статистики, глобальных информационных агенгств и сети Интернет
Синхронизация Синхронизация внутренних решений с изменениями во внешнем мире

 

Мировым лидером среди разработчиков ситуационных центров на Западе является компания Silicon Graphics, Inc. (SG1). Компания приступила к созданию ситуационных центров в начале 90-х годов. Начало разработки подобного продукта в SG1 объясняют необходимостью отхода от традиционных способов обработки данных, когда при лице, принимающем решение, создается группа экспертов, ответственных за отбор и препарирование информации. При таком подходе в большинстве случаев результирующее решение фактически принимается упомянутой группой экспертов, соответствующим образом подготавливающих входную информацию для формального принятия решения первым лицом города. В случае некомпетентности, тенденциозности, лоббистских интересов экспертов процесс принятия решения и его результат будут очевидным образом искажены.

Предлагаемое компанией SG1 построение процесса принятия стратегических решений базируется на следующих двух основных принципах:

1. Признание полномасштабной компетентности первого лица в принятии стратегических решений в своей сфере ответственности.

2. Возможность оперативного доступа первого лица в сжатые сроки времени ко всей информации, относящейся к вопросу, требующему решения[17,18].

Для реализации этих принципов требуются большие объемы и высокая интенсивность поступления входной информации, что делает абсолютно необходимым использование современных средств, обеспечивающих высокие возможности приема, воспроизведения и восприятия информации. Наиболее перспективный путь достижения этих возможностей связан с построением ситуационных центров для лиц, принимающих решения.

Можно выделить три основных класса ситуационных центров:

К первому классу относятся ситуационные центры для анализа и управления кризисными ситуациями. При этом основное назначение подобных центров заключается в предотвращении кризиса за счет своевременного предоставления лицам, принимающим решения, не только всей исчерпывающей информации по текущему состоянию контролируемых объектов, но и прогнозов возможных сценариев развития событий. В случае же, если кризиса избежать не удалось, такие ситуационные центры становятся, по сути, оперативными штабами по управлению процессами ликвидации кризиса.

Хотя большинство таких кризисных ситуационных центров ориентированы на решение задач безопасности, в том числе военные конфликты, борьбу с терроризмом и т.д., подобные центры также активно создаются для борьбы с локальными кризисами в крупных мегаполисах.

Второй класс ситуационных центров, часто называемых центрами виртуальной реальности (Realyty Centre), служит для воссоздания разрабатываемых (и еще не существующих в реальности) объектов. Это могут быть виртуальные модели новых самолетов, автомобилей, нефтяных платформ или любых других сложных объектов, натурное моделирование которых либо очень дорого и долговременно либо вообще невозможно.

Подобные центры виртуальной реальности эксплуатируются большинством крупнейших производителей автомобилей и самолетов (Boing, Ford, Renault, Dassault и прочие).

Этот класс ситуационных центров нашел широкое применение в решении задач городского планирования и архитектуры. Объектами виртуального моделирования в этом случае выступают не только планируемые к строительству здания и сооружения, но и вся окружающая его существующая городская постройка.

Третий класс ситуационных центров можно обобщенно назвать центрами мониторинга и принятия стратегических решений (Decision Support Centre). К этому классу относятся многие из созданных в последнее время ситуационных центров для самых разнообразных применений.

Уникальные визуальные возможности центра позволяют в реальном масштабе времени отслеживать тысячи отдельных показателей и параметров фондового и финансовых рынков. Более того, центр позволяет значительно упростить не только анализ показателей рынка, но и понизить риск от проведения даже самых сложных и масштабных фондовых операции.

Все определяется лишь объемом информационного мониторинга и количеством контролируемых параметров.

Возвращаясь опять же к ситуационным центрам мониторинга и управления городским хозяйством, важно отметить, что разработанная в последние годы концепция так называемого виртуального города не только позволяет на качественно ином уровне решать вопросы информационного обеспечения городского правительства, но и закладывает основу построения так называемых One Call Centre.

Современные One Call Centre представляют собой специализированные информационные центры, в которых собирается и хранится комплексная информация о всех важнейших инфраструктурных элементах города: зданиях, сооружениях, подземных и инженерных коммуникациях, транспорте, дорогах и т.д.

Наличие таких One Call Centre позволяет не только проводить всесторонний анализ и планирование всевозможных изменений комплексной инфраструктуры городского хозяйства, но и служит целям единого и всестороннего повседневного контроля за возникновением критических точек в жизнедеятельности города (аварии, нарушение транспортных потоков, неполадки в системе инженерного жизнеобеспечения города и т. д.).

Сегодня можно констатировать: если система, будь то государство, регион, город или компания, эффективно и научно не управляется, она тонет. Следовательно, первый шаг к эффективному и научному управлению в г. Шумиха - создание ситуационного центра.

 

Заключение

 

Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства. Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

В общем виде все показатели измерения эффективности могут быть разделены на технические и экономические. Техническая эффективность обычно определяется с точки зрения достижения целей деятельности. Понятие технической эффективности для муниципалитетов предполагает, что критерии оценки должны отражать степень соответствия деятельности муниципальных служб потребностям населения. При подобном подходе техническая эффективность оценивается путем изучения общественного мнения, которое показывает, насколько удовлетворены муниципальными услугами обслуживаемые слои населения и население в целом. Экономическая эффективность - количественная оценка отношения эффекта к затратам в конкретных условиях: экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности. Показатели экономической эффективности муниципальных служб измеряются как соотношение ресурсов, затраченных на деятельность государственных служб, к объему оказанных услуг. При грамотном использовании совокупность показателей технической и экономической эффективности может дать полное и достоверное описание деятельности муниципальных служб и оперативно фиксировать все изменения в уровне производительности различных служб.

Новые условия развития общества привели к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику муниципального управления. Одним из новых методов повышения эффективности в муниципальном управлении сегодня является бенчмаркинг. Бенчмаркинг есть систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций. В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации. Еще одним инструментом повышения эффективности в муниципальном управлении можно считать использование контроллинга, как функционально обособленного направления экономической работы, представляющего собой систему современного и эффективного управления, интегрирующую функции управления в единое целое и обеспечивающую принятие оперативных и стратегических решений с учетом условий внешней среды. Также немаловажную роль в повышении эффективности муниципального управления играет информационный аспект, обеспечивая его рациональность и эффективность. Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях.

Чтобы эффективно управлять сложными территориальными и хозяйственными объектами, необходимо применять современные достижения управленческой науки. Устойчивость хозяйственного объекта определяется не только наличием отлаженной системы управления внутри, но и умением осуществлять мониторинг внешней среды, прогнозировать ее изменения, а самое главное - быстро под них подстраиваться. И в этом может помочь новый мощный инструмент управления - ситуационный центр, позволяющий улучшить управляемость объекта, повысить его среднесрочную и долгосрочную стабильность, снизить нагрузку на первых лиц, принципиально усовершенствовать управленческий процесс.

Для того чтобы организовать ситуационный центр на базе такого сложного объекта, которым является город Шумиха, необходимо осуществить ряд этапов. На первом этапе нужно определить и формализовать общее видение управляющего городом. На втором этапе это общее видение переводится в «системы и процедуры» - конкретные процессы, закрепленные за конкретными исполнителями. Кроме того, необходимо внедрить базовую корпоративную информационную систему. На третьем этапе, после того как появится адекватная информационная система, в которой будет достоверная информация о городе, есть все необходимое для создания ситуационного центра. Ситуационный центр представляет собой кибернетически организованный комплекс рабочих мест для высших должностных лиц. Основное отличие ситуационного центра от традиционных систем автоматизации управления (АСУ) состоит в следующем: в процессе проведения производственно-управленческого совещания, в режиме реального времени можно просчитывать и анализировать последствия любых управленческих решений.

В основе системы ситуационного центра лежит хранилище данных компании. Сведения в него через конвертор поступают из источников как внешней, так и внутренней информации. На следующем уровне выполняются обобщение и анализ данных о деятельности организации. Затем вступают в действие модули прогнозирования и ситуационного моделирования. В итоге при помощи различных средств визуализации все результаты анализа выводятся на компьютерный экран руководителя в максимально удобном для восприятия виде - в виде графиков, цветовых символов, многомерных образов, отражающих реальную ситуацию в компании.

Таким образом, в результате внедрения ситуационного центра в муниципальное управление можно выделить следующие положительные моменты: повышение эффективности работы муниципальных служащих; повышение скорости доступа к знаниям; накопление опыта решения проблем и построение внутренней технологии решения проблем; повышение инвестиционного рейтинга муниципального образования. Все это является неотъемлемыми элементами эффективного муниципального управления.

 


Список использованной литературы

 

1. Анисимов А.П. Организация и планирование работы муниципалитета. М.2008. С. 345.

2. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. Н.Новгород. 2005. С. 550.

.   Воронин А. Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика. 2008. С. 175.

.   Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И. Основы современного управления. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 198.

.   Гричук А.Г. К вопросу об эффективности муниципального управления Чиновник. 2004. №3. С. 15-19.

.   Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика города. М.: Финансы и статистика. 2006. С. 514.

.   Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. М.: МГУ. 2006. С. 387.

.   Занодворов В.С. Экономика города. М.: ИКЦ Академия. 2007. С.184.

.   Золотов В. Стратегия управления - основа устойчивого развития города Консультант директора. 2009. №8. С. 4-21.

.   Киреева Е.Ю. Муниципальная служба: проблемы теории и практики. М. 2008. С. 456.

.   Лола А. Принципы управления крупнейшим городом Проблемы теории и практики управления. 2006. №2. С. 6-13.

.   Мокрый В. С., Сапожников А. А., Сёмкина О. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. М.: КноРус. 2008. С. 347.

.   Муниципальный менеджмент / под ред. В. В. Иванов, А. Н. Коробова М.: ИНФРА-М. 2008. С. 717.

.   Николаев И.Г. Методические походы к разработке и реализации стратегий развития региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. №3. С. 10-16.

.   Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2006. С. 928.

.   Резер С. М. Эффективное муниципальное управление. М.: Наука. 2009. С. 397.

.   Русинов Ф., Синько И. Муниципальное управление и корпоративный менеджмент // Консультант директора. 2007. №3. С. 12-16.

.   Саак А. Э. Информационные технологии управления / А.Э. Саак, Е.В. Пахомов, В.Н. Тюшняков. СПб.: Питер. 2005. С. 318.

.   Система муниципального управления / Под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер. 2005. С. 490.

.   Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие / Э.А. Уткин, А.Ф. Денисов. М.: Экмос. 2008. С. 303.

.   Экономика предприятия (фирмы): учеб.пособие для вузов / Под ред. А.С. Пелиха. М.: Март. 2006. С. 238.

.   Экономика предприятия: учебник / под ред. У.И. Волкова. М.: ИНФРА-М. 2005. С. 487.

.   Эффективность государственного управления: Общ. ред.: С.А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М. 2010. С.842.

.   Эффективность управления / Общ. ред.: С.А. Батчикова, С. Ю. Глазьева. М. 2008. С. 442.

.   Якобсон Л.И. Экономические методы управления. М. Экономика. 2005. С. 356.

Теоретические и методологические аспекты разработки модели повышения эффективности муниципального управления

 

Содержание понятия эффективности муниципального управления

 

Муниципальное управление представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на реализацию общественных интересов, осуществляемую в определенных законом формах, посредством, использования ресурсов муниципального хозяйства[6,38].

Под эффективностью муниципального управления понимают результативность деятельности органов местного самоуправления, которая отражается в различных показателях как муниципального образования в целом, так и собственно управленческой деятельности муниципальных органов и должностных лиц, которые имеют количественные и качественные характеристики.

Муниципальное управление призвано создать условия для обеспечения самодостаточности личности, домашнего хозяйства, малого бизнеса, посредством имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, имущественных прав муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством, решая вопросы местного значения.

Чтобы местному самоуправлению быть успешным, достичь поставленных целей, органы местного самоуправления должны так организовать управление, чтобы оно было эффективным и результативным.

Ядром управления является управленческое решение, и как бы оно ни было обосновано с точки зрения теории и практики, оно представляет собой лишь определенные идеи, мысли, формализованные в муниципальном правовом акте. Успешное решение то, которое реализуется результативно и эффективно.

Эффективность решения можно определить как превышение положительных (желательных) последствий над отрицательными (нежелательными) последствиями при допустимых затратах.

Если бы лицо, принимающее решение, не было ограничено в средствах, то при выборе решения оно руководствовалось бы тем, которое предполагает достижение наивысшего уровня эффекта - независимо от затрат на его достижение.

Эффект (лат. effectus) - это действие, эффективный (лат. effectivus) - значит производительный, действенный. Результат труда человека в процессе производства материальных благ или оказания услуг определяется как его эффект. Применительно к управлению «эффект» представляет действенность управления, то есть способность субъекта управления реально воздействовать на объект управления для достижения поставленных целей (результат управления) в новых, изменившихся условиях[24,47].

Эффект характеризует скорее возможное умножение усилий, используемых средств бюджета за счет вовлечения их в решение проблем, входящих в перечень вопросов местного значения, на основе новых возможностей. Эффект более ориентирован на будущее (для его достижения в широких масштабах нужны глубокие изменения в органах власти, наращивание потенциала либо его перегруппировка в пользу отдельных элементов), эффективность характеризует функционирование органов власти.

Цель управленческой деятельности - получение большего эффекта с наименьшими затратами. Поэтому необходимо полученный результат сравнить с теми затратами, с помощью которых он получен, т.е. отнести эффект к затратам, сопоставить одну абсолютную величину - эффект, с другой абсолютной величиной - затраты.

Эффективность - это отношение результатов деятельности (эффекта) организации (человека) к затратам на достижение этих результатов (ресурсам)[13,9]. Эффективность рассматривается так же как способность приносить эффект, оказывать действие.

Под эффективностью применительно к управлению понимается количественно определенное влияние «нового» управления на результаты деятельности органа власти, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать эффективность как определенную оценку правильности и неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Анализируя эффективность управления, следует:

во-первых, выяснить, действительно ли полученный результат возник как следствие управления, а не действия каких-либо сторонних сил, проявления саморегулятивного механизма управляемых объектов. Нередко, оценивая итоги работы промышленности, фиксируется данный факт как некое завоевание органов государственной власти и органов местного самоуправления, в реальной же действительности это есть результат в большей степени таланта топ-менеджеров акционерных обществ, нежели органов власти;

во-вторых, понять источники результата управления. Является ли это следствием результата деятельности руководителей, их организаторского и иного таланта, или это следствие муниципальных правовых актов, в содержании которых зафиксированы условия, способствующие развитию личности, домашнего хозяйства, бизнеса и т.п. Это важно, поскольку может быть основанием для последующих действий, формирования, накопления и использования положительного опыта;

в-третьих, установить взаимозависимость между целями, задачами, технологиями реализации решений, реально полученными результатами. Важность данного тезиса заключается в том, что технология управления носит последовательный характер и ошибки, появившиеся на любом из этапов, влияют на результаты, и в зависимости от условий внешней среды их влияние осуществляется в разной прогрессии своего воздействия;

в-четвертых, установить потенциал, которым обладает орган власти, и как он был использован. Например, высокий потенциал, которым располагает орган власти, территория, и низкая эффективность управления, сводящая на нет потенциал органа власти, территории[10,59].

Орган власти не существует в замкнутом пространстве. Соприкасаясь с внешней средой, он обязан быть не только внутренне, но и внешне эффективным. В этом заключается его успешное функционирование. Оценка эффективности управления в органах власти - явление достаточно сложное, и связано это с тем, что субъект управления представляет собой совокупность «субъектов управления», каждый из которых выполняет строго определенные функции. В органах местного самоуправления в качестве элементов совокупного субъекта управления выступают: представительный орган, глава муниципального образования, глава местной администрации, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, эффективность муниципального управления - это результат управления, точнее, «вмешательства» в ключевые процессы, предполагающий изменение формы, свойств, характера, условий, обеспечивающих формирование и реализацию потенциала личности, домашнего хозяйства, бизнеса, отнесенный к затратам на его достижение.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.