Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

2020-04-01 134
Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра Педагогическая психология

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся

 

Москва

2007

Содержание:

 

Введение  

Глава 1.

Самооценка и уровень притязаний в современной психологии

1.1    Самооценка и уровень притязаний как предмет

психологических   исследований в отечественной психологии

1.2   Самооценка и уровень притязаний как предмет

психологических   исследований в западной психологии.

1.2.1 Я-концепция и успеваемость

Глава 2.

Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся 

2.1 Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся I-IV классов

2.2   Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся V-IX классов.

2.3 Влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся IX-XI классов.

Заключение 

Список литературы

 


АННОТАЦИЯ

 

Создание благоприятных условий для развития личности в период школьного детства является одной из важнейших целей модернизации отечественного образования. Для, достижения этой цели необходимо уточнить  реальное положение дел в образовании, исследовать влияние конкретных условий развития ребенка на состояние его психического и психологического здоровья, а также выяснить, какие факторы влияют на обучение детей, усложняя этот процесс или делая его успешным. Стремление в определенной степени решить эту задачу и определило выбор темы работы.
Гипотеза исследования: самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.

Изучение психологических источников, как  отечественных, так и зарубежных, дало возможность выстроить систему определенных взаимосвязей между успешностью обучения и такими личностными ценностями, как самооценка и связанный с ней уровень притязаний, глубже понять влияние этих факторов поведение  учащихся в разные возрастные периоды.  На основании этого следует выстраивать работу с конкретными детьми, помогать становлению отдельной личности в коллективе сверстников.

В I главе раскрывается основной смысл понятий и видение смысла этих понятий классиками отечественной и западной психологии. Во II главе прослеживается динамика влияния самооценки и уровня притязаний на успешность обучения учащихся. 


Введение.

 Актуальность исследования. Период школьного обучения и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. А.Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебного класса.[1] Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями во многом определяется школьным периодом.

Суть истинного образования в умении учиться осознанно и с энтузиазмом. «Учение. Это же так просто. Мы учимся, как безумные… когда хотим учиться. И ни черта не выучиваем... неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально».[2]

В настоящее  время  в семьях горожан среднего класса у детей, как правило, нет материальных проблем и существуют все предпосылки для того чтобы хорошо учиться. Тем не менее мы наблюдаем, что дети зачастую совершенно не мотивированы на учебу и, вопреки ожиданиям родителей, не учатся с интересом, не учатся даже достаточно усердно. Или учатся по необходимости, чтобы не слишком раздражать родителей.

В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей

В разработке путей повышения эффективности образовательного процесса современная психолого-педагогическая наука ориентируется на субъект-субъектный подход. Главным условием реализации этого подхода является перевод ученика в позицию субъекта учебной деятельности на всех ее этапах. Это предполагает понимание и принятие учеником целей, задач и способов выполнения учебной деятельности как личностно значимых. Ведь школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Будет ли обучение успешным, зависит от множества факторов. Это и внутренняя позиция маленького школьника, и поддержка родителей, намерения и квалификация педагога, традиционная или развивающая программа, внедренная в школе - множество разных более или менее важных причин. Р.Бернс отмечал, что «мы можем объяснить особенностями Я-концепции максимум 25% вариаций успеваемости школьников»[3].

Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Таким образом, самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются важнейшими мотивационными факторами, влияющими на результативность обучения.

Объект исследования: влияние самооценки и уровня притязаний на обучение учащихся.

Предмет исследования: изменение самооценки и уровня притязаний и их влияние на обучение учащихся в разные возрастные периоды.

Основной целью данной работы является проследить корреляции самооценки и уровня притязаний учащихся, и влияние их на обучение учащихся в разные возрастные периоды.

Гипотеза: самооценка и связанный с ней уровень притязаний оказывают решающее влияние на развитие личности ребенка, что проявляется в успешности обучения. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют успешному обучению учащихся.

Задачи:

· провести анализ материалов отечественных и зарубежных исследований и выделить взаимосвязь самооценки и уровня притязаний;

· проследить динамику самооценки и уровня притязаний в разные возрастные периоды;

· выявить оптимальные положительные сочетания самооценки и уровня притязаний для успешного обучения.

 Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные теории и концепции общей и педагогической психологии, раскрывающие основные закономерности развития личности в условиях обучения и воспитания; представления о самооценке и ее роли в развитии личности. Источниками исследования являются положения и идеи, составляющие основы современной психологии:

• о сознании и самосознании (Р. Бернс, И.С. Кон, К. Роджерс, и др.);
• о развитии личности (Р. Бернс, Л.И. Божович, Н.А.Менчинская и др.).


1. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии.

 

Одним из немаловажных факторов, влияющих на процесс целенаправленного получения знаний учащимися, является влияние самооценки и уровня притязаний на процесс обучения. Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.[4]

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, хотя может вести к искажению опыта. Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 

1)уровень (высокая, средняя, низкая);

 2)соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).[5]

Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и др.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности.

Самооценка тесно связана с УРОВНЕМ ПРИТЯЗАНИЙ личности, т.е. стремлением к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязания личности лежит такая оценка своих способностей, сохранение которой стало для человека потребностью.[6]

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).

Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Я-концепция и успеваемость.

В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура – учитель, от которой он получает обратную связь. В школе успешность и неуспешность проявляется со всей отчетливостью, они приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются. Итак, характер самооценки, обусловленный факторами семейного воспитания, в школе проявляется, делается очевидным.

Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного влияния на самооценку. Хотя положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности самооценки, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка. Характерными в этом плане являются данные, полученные Ричером (1968), который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Многие из опрошенных заявляли, что уйдя из школы, они получили возможность стать самими собой, ибо почувствовали, что их принимают друзья и товарищи по работе.

Для мальчиков поступление в школу оказывается событием психологически более напряженным, чем для девочек. Это связано с более быстрым взрослением девочек. Но в основном начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех детей. Максимальное значение успеваемость имеет для развития самооценки в раннем подростковом возрасте (Бахман, 1979). Самоустановки индивида и характер его личностной мотивации оказывают наибольшее влияние на успеваемость (Смит, 1969). Результаты многочисленных исследований говорят о том, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебных способностях существует более тесная связь, чем между успеваемостью и Я-концепцией в целом (Бруковер, Эриксон, Джойер, 1967). У подростков, обладающих негативными представлениями о своих учебных способностях, другие элементы Я-концепции могут быть позитивными, негативными или нейтральными. Тем не менее школьники, обладающие низкой самооценкой, в целом составляют среди них приблизительно половину.

 Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку (занятия спортом или другими видами деятельности, иногда дело доходит до правонарушений). Ученые установили, что Я-концепции успевающих школьников более адекватны, чем у неуспевающих (Финк, 1962). Неуспевающие школьники отличаются ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения (Уолш,1956).

Дети, которые хорошо учатся, получают преимущество не только в плане самооценки, но и во взаимоотношениях с учителем, сверстниками и родителями. Это в свою очередь мотивирует ребенка сознательно проявлять в учебе еще большее упорство. К факторам, влияющим на успеваемость по мнению Р.Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей.[21]

 

Учащихся I-IV классов.

 

Старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя более адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются. В исследованиях уровня самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению (необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников) выявлены такие особенности:

· дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой);

·   первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов. [22]

Поступление в школу важная веха в жизни ребенка. Меняется его социальный статус, расширяются обязанности и права. Ведущей деятельностью становится учеба, которая существенно и целенаправленно удовлетворяет познавательные интересы детей, расширяет кругозор. Очень важно, какие именно потребности станут «ненасыщаемыми». Хорошо, если это связано с потребностями в познании, творчестве, личностном росте. Став школьником, ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста.

Божович Л.И. отмечала, что на протяжении раннего и дошкольного детства реакции взрослых, особенно родителей, являются важнейшим регулятором поведения ребенка. В этом возрасте самооценка очень зависит от значимых других, но мнение учителя становится авторитетнее и влиятельнее мнения родителей.[23] Самооценка младшего школьника конкретна, ситуативна и обнаруживает тенденцию к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции. Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей.

Если проанализировать связь внутренней позиции школьника с его самооценкой, то школьники, обладающие неопределенной сформированной внутренней позицией, обнаруживают тенденцию к заниженной самооценке, проявляют повышенную тревожность[24]. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Похожие данные получены О.Ф.Сорбало[25]. Ее исследование особенностей самооценки учеников второго класса выявило, что 13% детей имеют адекватную самооценку, а 86,7% имеют неадекватную самооценку. Из них 66,7% - завышенную самооценку, 20% - заниженную самооценку, т.е. большинство учеников второго класса имеют завышенную самооценку.

Исследование самооценки у детей третьего класса показало, что 53,3%учеников имеют адекватную самооценку и 46,7% - неадекватную самооценку (20% - завышенную самооценку, 26,7% - заниженную самооценку)

Анализируя результаты, полученные при исследовании учеников четвертого класса, было выявлено, что 46,7% детей имеют адекватную самооценку и 53,3% -неадекватную самооценку (из них 6,7% имеют завышенную самооценку, 46,6% -заниженную).

Результаты исследования показали, что на протяжении младшего школьного возраста происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку, изменяется количество детей имеющих завышенную самооценку, увеличивается процент детей имеющих заниженную самооценку. Если во втором классе их было 20%, то в третьем классе их 26,7%, а в четвертом классе – 46,7%.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот школьник, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.

 

Учащихся V-IX классов.

 

По мере взросления у подростков возникает интерес к своей личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у них «…складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний»[26]. Развитие самопознания порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и соответствовать уровню собственных требований и собственной самооценки. Количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка. В этот период интенсивно формируется чувство собственного достоинства, самоуважения, стремления не только отвечать требованиям окружающих, но и своим собственным требованиям. Ребенок зависит от мнения взрослых, но актуальным становится и представления о нем сверстников.

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Это сложный этап не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности в подростковом возрасте.[27]

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме — стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда — конфликты со взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное «Я». Подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются социальные нормы взаимодействия людей. Именно в виду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.[28]

 

Учащихся IX-XI классов.

 

В процессе обучения ребенок, постигая основы наук, формирует свою самооценку, уровень притязаний, установки на жизненные успехи или неудачи, свое отношение к людям. Учебные победы или поражения имеют не меньшее влияние на становление характера ребенка, чем на его интеллект, эрудицию и познавательные интересы.

Переживания, сопутствующие самопознанию, поиску своей идентичности, места в этом мире, профессиональной ориентации по данным исследований (Мещерякова,2005)[29], слабо представлены у старшеклассников. А ведь именно эти переживания, по мнению Рубинштейна, И.С. Кона и многих других авторов, считаются специфичными для юношеского возраста.

В другом исследовании при помощи специально разработанного опросника была предпринята попытка выявить характерные для современного старшеклассника области значимых переживаний. Оказалось, что наиболее значимыми для старшеклассников являются переживания, связанные с обретением идентичности и с перспективой будущего.

Самооценка и уровень притязаний относятся к числу основных проявлений самосознания человека. Значение этих составляющих самосознания в развитии личности трудно переоценить и особенно это касается старшего подросткового и раннего юношеского возраста, когда завершается очень важный этап личностного формирования человека.

К сожалению хорошо известно, что в подавляющем большинстве общеобразовательных школ только 25 — 30 % учащихся успешно усваивают наиболее трудные предметы: математику, физику, химию, языки. Остальные либо лучше справляются с гуманитарными предметами, либо плохо успевают почти по всем. Как чувствуют себя школьники, которые десять лет читают в глазах учителей и более способных товарищей, что они люди второго сорта? Разумеется, по-разному — в зависимости от характера, но одно можно сказать определенно: они защищаются от сознания собственной неполноценности всеми доступными им способами. Фундаментальная человеческая потребность в самоутверждении заставляет их занижать ценность школьных знаний, любознательности, старательности, исполнительности — словом, всего того, что связано с образом хорошего ученика и хорошей успеваемости. В противовес этому демонстрируется независимость и различные признаки взросления: брутальность, курение, демонстративный интерес к противоположному полу.[30] Такие же формы поведения в этом возрасте отмечала и Л.И.Божович[31].

Например, исследования 9-классников (Трубицина,2003)[32] показали, что уровень притязаний, то есть переживание учеником своих успехов и неудач, был средним, а у 23 % учащихся присутствовала рассогласованность между самооценкой и уровнем притязаний. Чаще всего это выражалось в низкой самооценке при высоком уровне притязаний, когда ученик хотя "замахивался" на трудные цели, заранее ожидал провала. Неудача лишь подтверждала его низкую самооценку и вела к росту тревожности.

Завышение самооценки указывает на определенные отклонения в формировании личности. Может, например, подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.


Заключение

 

Итак, самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальная самооценка, часто называемая уровнем притязаний, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Необходимо помнить, что на формирование самооценки дошкольника влияют значимые взрослые, чаще всего родители. А в начальной школе этим человеком становится учитель. По мере же взросления, в средней школе - это сверстники и внешний стандарт достижений. И в итоге, самооценка в юношеском возрасте – это уровень собственных требований, внутренний стандарт.

Существует два вида мотивации достижений: мотивация стремления к успеху и мотивация к избеганию неудач. Основная отличительная черта людей, нацеленных на успех– это высокая уверенность в себе в сочетании с адекватным уровнем притязаний.

Отмечено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, – нереалистические, завышенные или заниженные, самооценки. С величиной самооценкой связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации.

Развитие самосознания влияет на самооценку и уровень притязаний, отражаясь на успешности обучения. С возрастом самооценка становится более адекватной, что помогает учащимся реальнее оценивать свои возможности и в соответствии с этим планировать учебу, соразмерять свой уровень притязаний. Прослеживается тенденция снижения самооценки от дошкольного возраста к юношескому. Соответственно:

· в I и II классе самооценка у многих детей завышена

(СО завышена приблизительно у 80%);успеваемость успешная у 80%;

·  резкое понижение самооценки отмечается в возрасте 11лет, когда школьник переходит в среднюю школу (50% на 50%); успеваемость 50% на 50%;

· И по исследованиям ученых значительно не меняется в подростковом и юношеском возрасте (УП средний у половины, СО занижена приблизительно у 20%); успеваемость успешная у 25-30%.

Согласуясь с этими данными, учителю желательно максимально поддерживать в школьнике веру в себя, свои силы и способности, стремление постигать каждый раз более сложную и высокую ступень познания, расширяя диапазон возможного. Психологические условия становления самооценки исследователи видят в создании благоприятного климата общения ребенка с окружающими в семье и в школе, в подключении его к оценке результатов своей деятельности, в постановке перед ними задачи анализа всех этапов своей деятельности.

Таким образом, если профессионально подойти к построению отношений со школьниками, разнообразить формы обучения, вводя больше практических и развивающих моментов в программу, проводить грамотную консультацию родителей, можно надеяться, что самооценка детей будет высокая, а это обеспечит высокий уровень притязаний и соответственно процесс обучения на протяжении всего школьного периода будет успешным. 


Список литературы:

 

1. Бернс, Роберт. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. – 420с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. -352с.

3. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2. -С. 23 – 34.

4. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М., 2000,-23с.

5. Бороздина Л. В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.

6. Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование.

7. Капустин А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: Автореф. дис. …канд.псих. наук. –М.,1980. – 24с.

8. Кислицкая Л.А. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с.

9. Кон И.С. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105

10. Лапшина О.А. Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13

11. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-384с.

12. МакароваИ.В. Психология. – М.: ЮРАЙТ, 2004. – С.183-190.

13. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. -352с.

14. Мельниченко О.Г. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности: Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.- 25с.

15. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. -448с.

16. МещеряковаИ.А. Психологические аспекты профилактики неуспешности/ Материалы Круглого стола в Северо-западное окружном управлении образования. Москва. Август, 2005.

17. Нюттен Ж.. Процесс формирования цели // Экспериментальная психология / Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40

18. Питерс Том. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений. -2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. -352с.

19. Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2006. -479с.

20. Психология личности. Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89

21. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности // Психотерапия детей и подростков. - М.: Мир,1994, электр.вариант.

22. Славина Л.С. Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во»Просвещение, 1966. –150с.

23. Сорбало О.Ф. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте: Дипломная работа.-Тирасполь, 2001.-78с.

24. Степанов С.С. От кнута к прянику// Школьный психолог.-2003.-№40

25. Трубицына М.С.. Развитие адекватной самооценки учащихся уровня сформированности основных коммуникативных компетенций.:Владимир, гимназия №23, 2003.

26. Трухин И.А. Педагогика принуждения.

27. ШапарьВ.Б. Словарь практического психолога. - М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734с.

28. Шибутани Т. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.193-212


[1] А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.-С.313

 

[2] Том Питерс. Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений. -2-ое изд., испр. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.эл. вар.,гл. 22.-С. 11

[3]Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986.- С. 263

[4] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.508

[5].И. В. Макарова. Психология. – М.: ЮРАЙТ, 2004. – С.186

[6] В.Б.Шапарь. Словарь практического психолога. – М.:АСТ; Харьков: Торсинг, 2005.-С.641

[7]Н.А. Менчинская. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. –С.150

[8] Л.И.Божович.. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. –С.176

[9] М.И.Лисина. Общение, личность и психика ребенка / под ред. Рузской А.Г. –М.: Из-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

[10]Л.С. Славина. Дети с аффектным поведением. М.: Изд-во»Просвещение, 1966. –С.4

[11] И.С.Кон. Самосознание: открытие «Я» // Психология ранней юности. М.1989. С.84-105

 

[12] Л.В.Бороздина, Л.Видинска. Притязания и самооценка // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1986. № 3. -С. 21—30.

 

 

[13] Л.В.Бороздина, Е.А.Залучёнова. «Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний». Экспериментальное исследование. http://www.library.by/

 

 

[14] О.Г.Мельниченко. Соотношение между структурно-вариационными характеристиками уровня притязаний и интеллекта в зависимости от свойств личности: Автореф. дис. …канд.псих.наук.-Ленинград., Гос.университет им. Жданова, 1986.

 

[15] А.Н.Капустин. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента: Автореф. дис. …канд.псих. наук. –М.,1980.

 

[16] Т.Шибутани. Я-концепция как персонификация// Социальная психология. Пер. с англ.В.Б.Ольшанского.:Ростов н/Д., 1988.-С.220

 

[17]Р. Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. –С.30

[18]Х. Ремшмидт. Подростковый и юношеский возраст, проблемы становления личности // Психотерапия детей и подростков. - М.: Мир,1994, электр.вариант.

 

[19] Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.: Изд-во МГУ,1982. –С.85-89

 

[20] Ж..Нюттен. Процесс формирования цели // Экспериментальная психология / Под ред. Фресса П., Пиаже Ж. Вып.5, М.,1975, -С.36-40

 

[21] Р.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986. –С.263

[22] Л.А. Кислицкая. Материалы V городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднегообразования городского подчинения. - М.: МГППУ, 2006. - 320с. http://www.childpsy.ru

 

[23] Л.И.Божович. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. –С.175

[24] Л.Г.Бортникова. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М., 2000,-23с.

 

[25] О.Ф.Сорбало. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте: Дипломная работа.-Тирасполь,2001.http:// [email protected]

 

 

[26] Божович Л.И..Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельштейна.2-ое изд.М.: Изд-во «Изд-во практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997. С.176

[27] Психологический словарь / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2006.-С.374

[28] О.А.Лапшина  Ваш ребенок пятиклассник //Школьный психолог.-2006.-№13 http://www.1september.ru/

 

[29] И.А


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.114 с.