Предмет, цели и задачи статистики туризма — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Предмет, цели и задачи статистики туризма

2020-04-01 102
Предмет, цели и задачи статистики туризма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Повышение интереса к вопросам статистической оценки туризма обусловлено сильным ростом, начиная с 60-х годов, экономического значения туризма как крупнейшего и высокодоходного вида деятельности, на который к началу ХХI-го века приходилось около 10,9% мирового ВВП, 12% потребительских расходов, 5% налоговых поступлений и 192 млн. рабочих мест. Как следствие для выработки государственной политики в целях сбалансированного развития отрасли требуются более мощные инструменты оценки реального вклада туризма в экономики стран. Проблематика статистического описания туристской деятельности в течение последних десятилетий является одним из приоритетных направлений деятельности таких международных организаций, как ООН, ОЭСР, ВТО и Евростат. В процесс выработки международных стандартов статистики туризма активно включаются отраслевые ассоциации: Международный комитет по туризму и путешествиям (WTTC), Карибская туристическая организация (CTO) и т.д.

Включение туризма в перечень приоритетных направлений государственной экономической политики произошло и в России. С середины 90-х годов прошлого столетия сформировалась рамочная законодательная база, регламентирующая условия развития туристского рынка страны. При этом функция государственного регулирования и стимулирования туризма едва ли может быть эффективно реализована при условии сохранения существующей системы статистической оценки туристской деятельности. Последняя, по сути, не позволяет оценить роль туризма в привычных экономических агрегатах и обеспечить достаточную информационную базу для планирования и прогнозирования результатов стимулирующей политики, как на уровне специализированных туристских регионов (субрегионов), так и на уровне страны в целом.

Принятая международными организациями к началу 90-х годов современная методология сателлитного счета туризма (ССТ), позволила свести воедино методы оценки туризма со стороны спроса и предложения и обеспечить надежные статистические данные, предоставила возможность межотраслевых и международных сопоставлений в стандартах СНС. В этом смысле дальнейшее укрепление статистики туризма в значительной мере можно связывать с адаптацией к условиям России методологии сателлитного счета туризма как эффективного комплекса стандартов, определений и методов для измерения вклада туризма в национальную экономику в терминах ВВП, занятости и инвестиций. Необходимо отметить, что в «Концепции развития туризма в РФ на период до 2005 года», одобренной Правительством РФ 11 июля 2002 года, в части совершенствования статистики туризма предполагается «разработка внедрения сателлитных счетов в рамках системы национальных счетов». Сказанное определило выбор темы диссертационного исследования, обусловило актуальность и практическую значимость результатов.

Целью данной работы является изучение на основе различных источников международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма.

В ходе работы ставились следующие задачи:

1. выявить предмет, цели и задачи статистики туризма;

2. рассмотреть типы туризма по международной стандартной классификации;

3. дать характеристику международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма.


I. Общая характеристика международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма

Транспортные услуги

 

В рамках статистики туризма средство транспорта относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего обычного местожительства в посещаемые места. Данная классификация используется как для международного, так и внутреннего туризма и состоит из двух уровней:

- первый уровень (класс) относится к виду транспорта;

- второй – определяет отправление и прибытие туристов (пассажиров) по каждому виду транспорта (средству).

 

Классификация средств транспорта

Код СИКТА   Название
60. Сухопутный транспорт
60.1. Железнодорожный транспорт
60.2. Прочий сухопутный транспорт
60.21 Междугородные и городские автобусы и прочий общественный транспорт
60.22 Частные автомашины (вместимостью до 8 человек)
61 Водный транспорт
61.2 Экскурсионные и прогулочные поездки
62. Воздушный транспорт
62.1 Рейсы, подчиняющиеся расписанию
62.2. Рейсы, не подчиняющиеся расписанию
   

Размещение туристов

 

Средства размещения туристов - любой объект, который регулярно (или иногда) представляется туристам для размещения и ночевок.

Средства размещения туристов делятся на две основные группы:

- Коллективные средства размещения;

- Индивидуальные средства размещения.

1. Коллективные средства размещения туристов включают:

* Гостиницы и аналогичные заведения, которые обладают следующими признаками:

- состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум;

- имеют единое руководство;

- предоставляют определенные услуги, включая обслуживание в номерах, ежедневную заправку постелей и уборку санузла;

- сгруппированы в классы и категории в соответствии с представляемыми услугами и имеющимся оборудованием;

- не входят в категорию специализированных заведений.

* Специализированные заведения и прочие коллективные заведения, которые обладают следующими признаками:

- любые заведения, предназначенные для туристов, которые могут быть бесприбыльными;

- иметь единое руководство;

- предоставлять минимум обычных услуг (не включая ежедневную заправку постелей); не состоящие из номеров, но возможно, состоящие из единиц типа жилища, площадок для кемпинга или коллективных спальных помещений;

- зачастую занятые в каком-либо виде деятельности помимо предоставления размещения (например, лечение, социальное обеспечение и транспорт).

Этот показатель должен определяться таким образом, чтобы было возможным получать достаточно, репрезентативную картину ночевок в гостиницах и аналогичных заведениях. Таким образом, общее число охватываемых средств размещения должно представлять, по меньшей мере, 95% от общего числа ночевок в гостиницах и аналогичных заведениях.

2. Индивидуальные средства размещения туристов включают остальные виды средств размещения туристов особого характера, которые не соответствуют определению заведения и составляют отдельную группу в классификации. Индивидуальные средства размещения туристов предоставляют в аренду, за плату или бесплатно, ограниченное число мест.

 Каждая единица размещения (комната, жилище) в этой связи независима и занимается на неделю, две недели или месяц туристами или ее хозяевами, использующими это жилище в качестве второго дома или дачи.

 

Классификация средств размещения туристов

Категории   Разряды Группы
1. Коллективные средства размещения туристов   1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения   1.1.1. Гостиницы 1.1.2. Аналогичные заведения  
  1.2. Специализированн-ые заведения 1.2.1. Оздоровительные заведения 1.2.2. Лагеря труда и отдыха 1.2.3. Общественные средства транспорта 1.2.4. Конгресс-центры  
  1.3. Прочие коллективные заведения 1.3.1 Жилища, предназначенные для отдыха 1.3.2. Площадки для кемпинга 1.3.3. Прочие коллективные заведения  
2. Индивидуальные средства размещения туристов   2.1. Индивидуальные средства размещения   2.1.1. Собственные жилища 2.1.2. Арендуемые комнаты в семейных домах 2.1.3. Жилища, арендуемые у частных лиц или агентств 2.1.4. Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми 2.1.5. Прочее размещение на индивидуальной основе  

 

Описание средств размещения по группам:

1. Коллективные средства размещения туристов

1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения

1.1.1. Гостиницы:

Это группа включает в себя гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием и аналогичные заведения, представляющие гостиничные услуги, которые не ограничиваются ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла.

1.1.2. Аналогичные заведения:

Это группа включает в себя пансионы и меблированные комнаты, туристские общежития и аналогичные средства размещения, которые состоять из номера и предоставляют ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку постелей, уборку номера и санузла.

1.2. Специализированные заведения:

Этот разряд включает в себя заведения, которые помимо представления размещения, выполняют какую-нибудь специализированную функцию. Они включают оздоровительные заведения, лагеря труда и отдыха, размещение в коллективных средствах транспорта и конгресс-центрах.

1.2.1. Оздоровительные заведения:

Это группа включает в себя лечебные и оздоровительные заведения, предоставляющие размещение, как например, здравницы, курорты, санатории, горные санатории, дома для выздоравливающих, дома для престарелых, оздоровительные фермы и прочие аналогичные заведения.

1.2.2. Лагеря труда и отдыха:

Эта группа включает в себя лагеря, предоставляющие для лиц, занимающихся определенной деятельностью во время отдыха, как например, сельскохозяйственные, археологические и экологические трудовые лагеря, лагеря и деревни отдыха, скаутские лагеря, горные приюты, хижины и аналогичные заведения.

1.2.3. Общественные средства транспорта:

Эта группа включает в себя средства размещения со спальными помещениями, относящиеся к коллективному общественному транспорту и неотделимо от него в плане расходов, что в основном относится к поездам, судам и яхтам.

1.2.4. Конгресс-центры:

Эта группа включает в себя заведения, предоставляющие размещение и специализирующиеся на предоставлении оборудования и услуг для проведения конгрессов, конференций, профессиональных курсов, медитаций и религиозных мероприятий, а также образования молодежи. Спальные помещения обычно предоставляются только участникам специализированных мероприятий, которые организованы соответствующим заведением или которые проводятся в его стенах.

1.3. Прочие коллективные средства размещения

1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха:

Эта группа включает в себя коллективные помещения, имеющие единое руководство, как например, гостиница квартирного типа и комплексы домов или бунгало, организованные в качестве жилищ, и представляющие ограниченные гостиничные услуги (не включая ежедневную уборку постелей и уборку жилых помещений).

1.3.2. Площадки для кемпинга:

Эта группа включает в себя объекты на закрытых площадках, предназначенные для палаток, автофургонов, автоприцепов и домов на колесах, а также в качестве бухт для малых судов. Все эти объекты имеют единое руководство и предоставляют некоторые туристские услуги (магазин, информация, рекреационные виды деятельности).

1.3.3. Прочие коллективные заведения:

Эта группа включает в себя молодежные гостиницы, туристские общежития, групповые средства размещения, дома отдыха для престарелых, средства размещения работников предприятий, гостиницы для рабочих, школьные общежития, а также аналогичные объекты, которые имеют единое руководство, обладают социальной ценностью и во многих случаях субсидируются.

2. Индивидуальные средства размещения туристов

2.1 Индивидуальные средства размещения

2.1.1. Собственные жилища:

Эта группа включает в себя жилища, квартиры, виллы, особняки, коттеджи и т.д., которые используются во время туристской поездки посетителями, являющимся членами домашнего хозяйства – владельца. Эта группа включает в себя жилища, арендуемые на основе очередности (“таймшэринг”).

2.1.2. Арендуемые комнаты в семейных домах:

Средства размещения, входящие в эту группу, отличаются от пансиона тем, что турист живет с семьей, обычно проживающей в данном доме, и платит арендную плату.

2.1.3. Жилища, арендуемые у частных лиц или агентств:

Эта группа включает в себя квартиры, виллы, дома, коттеджи и прочие жилища, которые на временной основе сдаются в аренду в качестве полностью оборудованных единиц для размещения туристов на основе соглашения между домашними хозяйствами.

2.1.4. Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми:

В рамках этой группы речь идет о туристах, которым их родственники или знакомые позволяют полностью или частично бесплатно использовать свой дом для размещения.

2.1.5. Прочее размещение на индивидуальной основе:

Эта группа, которая полностью не вписывается в категорию индивидуальных средств размещения туристов.

Заключение

 

В заключение следует сказать, что статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме (СИКТА)» разработана с целью изучения взаимодействия туризма с другими секторами экономики. СИКТА была принята Статистической комиссией Организации Объединенных Наций в марте 1993 года в качестве временной классификации, предназначенной для использования странами.

Предметом статистики туризма является обследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.

Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.

Статистика туризма как функция информационного обеспечения регулирования экономики должна адекватно учитывать отличия туризма от традиционных отраслей экономики, которые обусловлены не столько общей технологией производства, сколько специфическим потребительским сегментом. Экономическая деятельность в области туризма определяется в качестве «совокупной деятельности», некоторые компоненты которой относятся к различным видам деятельности.

В туристической деятельности можно выделить следующие виды деятельности:

1) деятельность турбюро, турагенств и бюро путешествий:

- бронирование услуг;

- оформление выездных документов на путешествия в зарубежные страны;

- доставка туристических путевок;

- обмен валют.

2) туристический отдых и путешествия по туристическим маршрутам.

3) деятельность для делового туризма:

- услуги переводчика, в т.ч. синхронный перевод;

- обеспечение аудиовизуальным оборудованием;

- предоставление услуг связи, включающих прямую телефонную связь и систему передачи сообщений устных и письменных (телекс, факс и пр.);

- обеспечение компьютерной техникой;

- обеспечение оргтехникой;

- обеспечение информацией банка финансовых, экономических, промышленных данных;

- предоставление видеосистемы, передающей всемирные экономические новости.

4) рекламно-информационная деятельность туристических предприятий и организаций:

- предоставление информационных и рекламных материалов о туристских маршрутах;

 - выдача справок и оказание консультаций гражданам по вопросам организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах;

 - предоставление туристских схем, описаний маршрутов, сложных естественных препятствий и объектов (пещер, речных порогов, течений и т.п.);

 - проведение туристских вечеров, праздников, ярмарок;

 - проведение выставок туристского снаряжения.

5) деятельность по предоставлению мест проживания.

6) транспортные услуги.

7) экскурсионная деятельность.

8) прочая деятельность туристических мероприятий и организаций:

- организация встреч и проводов;

 - организация и проведение массовых туристских мероприятий (слетов, соревнований и др.);

- обеспечение безопасности массовых туристских мероприятий;

 - обучение основам туристских навыков и умений;

 - профессиональная подготовка граждан и специалистов предприятий и организаций туристским и альпинистским навыкам и умениям;

- разработка туристских маршрутов различных видов и категорий сложности для граждан;

 - обустройство мест массового туристского отдыха;

 - выполнение для граждан работ, требующих специальной туристской и альпинистской подготовки;

 - индивидуальное обслуживание туристов на маршруте;

 - услуги пассажирских канатных дорог;

 - обучение служебных собак для использования их в спасательных работах (по заказам граждан).

Строго говоря, не существует никакого вида экономической деятельности в туризме, и любой вид деятельности приобретает туристский характер, только если использование произведенных им товаров и услуг связано, в основном, с туристским потреблением.


Список литературы

 

1. Азар В.И. Экономика и организация туризма. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1999

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 244с.

3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003

4. Единая система показателей функционирования туристической сферы в странах Содружества. - Статистический комитет СНГ, 2000

5. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2003

6. Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994

7. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 1997

8. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999

9. ФЗ «Об основах туристической деятельности РФ» от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ

10. Экономика современного туризма./ Под ред. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 1998


* Экономика современного туризма./ Под ред. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 18

* Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994. с. 7

* Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. – с. 28

* Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994. – с. 12

 

* Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 43

 

* Экономика современного туризма./ Под ред. Карпова. - М.: Финансы и статистика, 1998. – с. 39

* Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994. – с. 81

* Рекомендации по статистике туризма / ООН. Всемирная туристическая организация. - Нью-Йорк, 1994. – с. 60

* Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 1997. – с. 34

 

* Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – с. 20

 

Введение

 

Повышение интереса к вопросам статистической оценки туризма обусловлено сильным ростом, начиная с 60-х годов, экономического значения туризма как крупнейшего и высокодоходного вида деятельности, на который к началу ХХI-го века приходилось около 10,9% мирового ВВП, 12% потребительских расходов, 5% налоговых поступлений и 192 млн. рабочих мест. Как следствие для выработки государственной политики в целях сбалансированного развития отрасли требуются более мощные инструменты оценки реального вклада туризма в экономики стран. Проблематика статистического описания туристской деятельности в течение последних десятилетий является одним из приоритетных направлений деятельности таких международных организаций, как ООН, ОЭСР, ВТО и Евростат. В процесс выработки международных стандартов статистики туризма активно включаются отраслевые ассоциации: Международный комитет по туризму и путешествиям (WTTC), Карибская туристическая организация (CTO) и т.д.

Включение туризма в перечень приоритетных направлений государственной экономической политики произошло и в России. С середины 90-х годов прошлого столетия сформировалась рамочная законодательная база, регламентирующая условия развития туристского рынка страны. При этом функция государственного регулирования и стимулирования туризма едва ли может быть эффективно реализована при условии сохранения существующей системы статистической оценки туристской деятельности. Последняя, по сути, не позволяет оценить роль туризма в привычных экономических агрегатах и обеспечить достаточную информационную базу для планирования и прогнозирования результатов стимулирующей политики, как на уровне специализированных туристских регионов (субрегионов), так и на уровне страны в целом.

Принятая международными организациями к началу 90-х годов современная методология сателлитного счета туризма (ССТ), позволила свести воедино методы оценки туризма со стороны спроса и предложения и обеспечить надежные статистические данные, предоставила возможность межотраслевых и международных сопоставлений в стандартах СНС. В этом смысле дальнейшее укрепление статистики туризма в значительной мере можно связывать с адаптацией к условиям России методологии сателлитного счета туризма как эффективного комплекса стандартов, определений и методов для измерения вклада туризма в национальную экономику в терминах ВВП, занятости и инвестиций. Необходимо отметить, что в «Концепции развития туризма в РФ на период до 2005 года», одобренной Правительством РФ 11 июля 2002 года, в части совершенствования статистики туризма предполагается «разработка внедрения сателлитных счетов в рамках системы национальных счетов». Сказанное определило выбор темы диссертационного исследования, обусловило актуальность и практическую значимость результатов.

Целью данной работы является изучение на основе различных источников международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма.

В ходе работы ставились следующие задачи:

1. выявить предмет, цели и задачи статистики туризма;

2. рассмотреть типы туризма по международной стандартной классификации;

3. дать характеристику международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма.


I. Общая характеристика международной стандартной классификации видов деятельности в области туризма

Предмет, цели и задачи статистики туризма

 

Статистика туризма является отраслью социально-экономической статистики и обследует вопросы развития туризма и туристской индустрии.

Предметом статистики туризма является обследование количественной стороны состояния и развития отрасли туризма в неразрывной связи с качественной стороной.

Главной целью статистики туризма является статистическое обследование явлений, как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

Основными задачами статистики туризма являются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.