Психология от древности и до наших дней — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психология от древности и до наших дней

2020-04-01 128
Психология от древности и до наших дней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Психология от древности и до наших дней

Глубочайшее прошлое человечества было не простым складом бессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих состояний сознания и психики, ментальных ситуаций, творческих идей. Именно тогда сформировалось понимание и зародилась практика психического воздействия одного человека на другого или человек на группу людей с целью определенной ориентации психической энергии, преодоления психического, эмоционального кризиса. Это происходило в мире, для которого были свойственны острейшие переживания психической идентичности с природными явлениями, где психическая жизнь индивида определялись «мистическим участием» в духовном пространстве, общем всему существующему. Не случайно первобытный человек без тени сомнений мог считать себя действительно деревом или животным, физически отождествляя себя с ним. Древневосточные цивилизации внесли огромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методов исцеления.

Средневековье было временем огромной психологической нестабильности, религиозной экзальтации. Жизнь человека нередко была сопряжена с огромным эмоциональным напряжением, что нашло отражение в искусстве и литературе. Причинами психических заболеваний считались козни дьявола и нечистой силы, хотя и те состояния, в которых пребывали подвижники, почитавшиеся святыми, нередко можно было бы квалифицировать как резкие отклонения от психической нормы.

В наш век произошла научная революция: психиатрия стала совершеннолетней. Она перестала быть заброшенной падчерицей медицины и стала одной из самых выдающихся областей науки о человеке. Этот успех стал возможен только после открытий Фрейда, коренным образом изменивших психиатрию и пронизавших всю медицинскую науку, однако в нем воплотились и результаты изучения человеческой психики на протяжении сотен лет. Развитие психоанализа не случайность и не подвиг отельной гениальной личности. Рождение психоанализа явилось одним из первых признаков идеологической революции в западной цивилизации, когда любознательность человека, направленная на познание внешнего мира, уступила место качественному другому интересу. Сначала в философии и литературе, затем в социальных науках и, наконец, в психологии нового вида западный человек обратился к познанию своей собственной личности, к извечному вопросу о предназначении и смысле своей собственной жизни. Психоаналитический метод Фрейда вскоре был признан самым эффективным и всесторонним выражением этих исканий.

Три основные тенденции в психиатрии

В психиатрии можно выделить три основополагающие тенденции:

1. Магический подход — попытка рассматривать необъяс­нимые явления как магические.

2. Органический подход — попытка объяснить болезни ра­зума телесными причинами.

3. Психологический подход — попытка обнаружить психо­логические причины психических нарушений.

Прогресс меди­цины состоит в применении психологических и органиче­ских теорий и методов лечения в случаях, когда возможно их применение и при постепенном изъятии магического компонента как из психологического, так и из соматиче­ского подхода. Со временем взаимоотношения между дву­мя основными методами также должны быть уточнены. Как мы далее увидим, это приводит к своеобразной теории комплементарности — решению, которое сходно с тем, что было предложено физиками-атомщиками.

Магический подход

Примитивный человек лечил свои незначительные травмы и болезни с помощью интуитивно найденных, гру­бых, эмпирических приемов: зализывал раны слюной, смягчал лихорадку погружением в холодную воду, натирал раны тиной, высасывал яд после укуса змеи...

Первые попытки объяснить причину заболевания так­же опирались на интуицию. Доминировало простейшее объяснение — считать, что болезни возникают «сами по се­бе». Хотя издревле просматривался и причинно-следствен­ный подход. Но когда причины нездоровья нельзя было вывести напрямую, первобытный человек приписывал их злонамеренному влиянию других людей или высших существ и боролся с ними магией или волшеб­ством, а позже — магически-религиозными обрядами. По существу, эти методы лечения были попыткой повлиять на злодейство психологическим воздействием, что дает право считать психиатрию наиболее древней специальностью по сравнению с другими сферами медицины.

Примитивная медицина была главным образом психи­атрией. Душевные и телесные страдания так же не разли­чались, как не разделялись медицина, магия и религия. Кроме того, магия была направлена против некоторых смертельных или сверхчеловеческих явлений, которые могли вызвать болезнь. Соответственно своим представле­ниям примитивная медицина оказывала пациентам по­мощь в борьбе со сверхъестественными явлениями и злыми духами всеми доступными древнему человеку средствами, такими, как мольбы, поклоны, заклинания, жертвоприно­шения, угрозы, исповедание, изгнание духов и умиротво­рение, что производилось при помощи магических ритуа­лов, колдовства и даже телесных наказаний. Болезнь ощу­щалась как нечто привнесенное извне волшебником или богом, «выстрелившим» в тело человека стрелой или мол­нией. Концепция отделения души от тела включала прими­тивное понимание души, проявляющейся в сновидениях, призраках, галлюцинациях и т.п. До тех пор пока тело и душа пребывали в единстве, человек был здоров, но, если душа или часть ее покидала его или кем-то похищалась, человек заболевал.

Другой важный принцип магической медицины состоит в положении, согласно которому два разных и не связанных между собой тела могут производить воздействие друг на друга через скрытую внутреннюю связь. Сэр Джеймс Фрезер (1854—1941) назвал это комплементарной, или «симпатической», магией. Два объекта, согласно этой теории, имеют одинаковое воздействие благодаря своему сходству, а также потому, что они сочувствуют друг другу. Из этого принципа исходит так называемая гомеопатическая, подражательная и мимикрическая, магия. Врачующий человек мог приостановить течение болезни и добиться выздоровления своего пациента, притворяясь умирающим, агонизирующим и затем медленно выздоравливающим, внушая тем самым умирающему человеку надежду на выздоровление.

Воздействие дьявола, как основная причина болезней, присутствует во всех этих теориях. Эффект достигается способностью колдуна психо­логически влиять на поддающуюся внушению жертву. Не­удивительно, что в примитивном обществе знахари оказы­вались наиболее могущественными, смелыми и часто са­мыми талантливыми личностями. Таким образом, эффект от магического воздействия зависел от внушаемости лица, которое подвергалось магическому воздействию.

Примитивная медицина использовала психологические методы воздействия при болезнях, как телесных, так и психических. Эта анимистически-магическая медицина, отражающая понимание примитивным человеком Вселен­ной, опиралась на интуитивное открытие психологических законов, лежащих в основе поведения индивидуума. Пер­вобытный человек оценивал определенный порядок собы­тий, свою реакцию на них и другие проявления своего «Я» как нечто обычное, самоочевидное, не требующее доказа­тельства. Ему казалось естественным, что он впадает в ярость, когда нападает. Эти устойчивые реакции на определенные события могут быть названы «эмоциональными силлогизмами». Они не требу­ют объяснений или доказательств. Таким образом, для него было логичным пытаться воздействовать на естественные явления теми же способа­ми, какие он употреблял для воздействия на себе подо­бных: заклинаниями, молитвами, угрозами, покорностью, подношениями и даже наказаниями.

Как и большинство теорий, демонология содержит ядро правды. То, что человеческое поведение легко объясняется через психологию, может быть признано любым, кто ана­лизировал собственные действия. Очевидной ошибкой в мышлении примитивного человека было стремление при­писать неодушевленной природе цели и мотивы поступков человека.

Органический подход

Наблюдая явления природы, человек отметил опреде­ленную последовательность временных явлений. Отступле­ние мрака вместе с восходом солнца привело к предполо­жению, что солнце является причиной дневного света. Человек и сам мог рассеять тьму, разжигая костер. Тем не менее он понимал, что это явление, безусловно, отличается от вос­хода солнца. Оставалось предположить, что и за восходом солнца также стоят какие-то, но только более высокие, на­мерения. Экстраполируя собственный опыт на природные явления, человек заключил, что солнце — или, точнее, бог солнца — имеет свои собственные добрые основания для создания света. Иными словами, примитивный человек распространял мотивационную причинность своих поступ­ков на весь окружающий мир.

Проблема существования или отсутствия целесообраз­ности в природных явлениях имела глубокое воздействие на развитие науки. Медицина прогрессировала, так как постепенно освобождалась от анимистических теорий и за­меняла их другим типом причинности. Новый подход был непсихологическим, а значит, был вполне применим к познанию неживой природы. С процессом развития науки, в частности медицины, стали возникать теории объяснения явлений жизни посредством физики и химии. Человеческое тело рассматривалось как сложная машина с физико-химическими связями, которая преобразует химическую энергию в механическую. Следовательно, как и все аппараты, человек должен иметь создателя. Должны ли их функции и эволюция объясняться в естественно-научных терминах или основа их идеальна? И если идея лежит в основе конструкции живого организма, то чья это идея, чей замысел?

Психологический подход

Примитивный человек не нуждался в объяснении причины возникновения раны, полученной в бою или на охоте. Поэтому в каком-то смысле хирургия была первым немагическим направлением в медицине. Но внутренние болезни, когда ни место поражения, ни причину возникновения нарушений нельзя было наблюдать непосредственно, объяснялись исключительно сверхъестественными причинами. Пытаясь постичь эти необъяснимые вещи, он стал обращаться к уже знакомым знаниям, которые он извлекал из своих собственных ощущений, приобретенных на основе субъективного жизненного опыта. Мы знаем, что причиняет нам обиду, что – удовольствие и как наши намерения и чувства влияют на наше поседение. И только когда поведение кого-то кажется нам ненормальным, мы действительно начинаем искать какое-то специальное объяснение подобному поведению.

Примитивный человек объяснял ненормальное поведение присутствием посторонней силы, злого духа, который, должно быть, овладел страдальцем. по существу, человек не ошибался, ассоциируя психические расстройства с психологическими причинами; просто до поры до времени он не распознал, что эти силы находятся не снаружи, не вне человека и что они отнюдь не магического происхождения, а являются его собственными подсознательными желаниями, страхами и побуждениями. Сущность психических нарушений заключается именно в невозможности человек рассмотреть свое собственное лицо, распознать те чувства и ту мотивацию, которые само сознание отвергает. Неакцентируемые эмоции и побуждения, которые человек вытесняет из своего сознания, тем не менее не исчезают бесследно и оказывают влияние на его поведение. При психической болезни они являются причиной иррациональных поступков, невротических и психических симптомов, а у здоровых людей формируют образы в сновидениях. Современному человеку требуется большая искренность и недюжинное мужество, чтобы признать, что под всей его цивилизованной внешности и при всех его высоких моральных и религиозных убеждениях в глубине души таятся все же неизменные неукротимые сексуальные и агрессивные импульсы, которые были свойственны его диким прародителям. Понимание и лечение психологических нарушений во многом зависят от понимания именно того факта, что подавляющее большинство неврозов и психозов проявляется на фоне подавления подсознательных стремлений. Поэтому неудивительно, что психологический подход в психиатрии, открытие себя как объекта, требующего особой техники самонаблюдения и вербального контакта, стали наивысшим достижением медицинской науки. Наука в первую очередь обратила свой интерес к тому, что наиболее удалено от человека, — к небу, — затем ее заинтересовало физическое тело, и только после этого она разглядела человеческую личность.

Платон (427-347 до н.э.)

Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен из психологических сущностей-идей, но его психология почти полностью умозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он дал много полезных психиатрии идей, более того, можно сказать Платон определил ориентир дальнейшего развития психологии.

Размышления Платона о теле и его отношениях с ми­ром разума, желаний и чувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научных взглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Тело постоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являет собой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобие дыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Все тело в целом управляется рациональной душой. Основная идея заключалась в том, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессы изначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию и управление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнить фрей­довскую концепцию хаотического «ид», которое посте­пенно становится все более и более организованным под влиянием «эго».

В своей «Республике» Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во сне душа обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые обычно не определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшее различие между фрейдовской я плато­новской теориями сновидений состоит в том, что плато­новская теория была гениальным интуитивным постула­том, в то время как Фрейд изобрел специальную методи­ку, с помощью которой могут быть реконструированы по­давленные подсознательные чувства, выраженные в сно­видениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознатель­ного.

Самый значительный вклад Платона в медицину состо­ит в том, что он рассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма, как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизован­ныминижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разума является основой пла­тоновской психологии.

Рационализм Платона дал новое направление в изуче­нии психологических, этических и социальных феноме­нов — направление столь же революционное, как и тот рациональный метод изучения окружающего мира, кото­рый обосновали философы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическое объяснение яв­лений природы, Платон проделал то же самое примени­тельно к психологии. Хотя эти теории и не вошли непос­редственно в современные наши знания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальной поч­вы для методических последовательных исследований, ко­торые начались через две сотни лет.

Аристотель (384—322 до н.э.)

Блестящие и едва ли не самые исключительные изы­скания Аристотеля из Стагира приве­ли к значительному продвижению в философии и науке в целом. Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификаций повлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, вклю­чая и психологию человека.

Определенным вкладом Аристотеля можно считать описание им содержания сознания. Он различал следующие феномены: ощущение, способность к волевому напряжению и чувство. К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость, зависть, радость, ненависть и жалость. Описание этих аффективных состояний столь же точны, как современные, если не сравнивать их с описаниями Спинозы, которые в некотором отношении более обстоятельны, чем у современных авторов.

Цицерон (106—43 до н.э.)

Два наиболее значительных открытия в обла­сти психиатрии были сделаны философом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы. Цицерон сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейся ясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущ­ность проблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной ему безупречно отточенной мане­ре. Несмотря на то что — или скорее потому, что — оннебыл врачом, он обратил внимание на исключительное зна­чение психического состояния и задался вопросом: «Поче­му для лечения и ухода за телом создано целое искусство... тогда как необходимость искусства, призванного заботить­ся о душе, всерьез не воспринималась... Эта проблема даже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическое здоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Таким образом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возра­жал против концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиной меланхолии, придавая куда боль­шее значение психологическим причинам. «То, что мы на­зываем волнением, они называют меланхолией, как будто причина состоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это часто наблюдается при сильном гневе, стра­хе или горе».

Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства и различий между болезнями те­лесными и психическими, «При сем разум и тело очень не­одинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть поражен болезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательно приводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствие нарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом, следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери, хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобным расстройствам».

Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо, когда человек воспринимает и понима­ет психологические первоисточники своих психических на­рушений, он становится способным изменить обстоятельства, которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы» Цицерон говорит: «Способы лече­ния тоски и других расстройств зависят от укоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам ка­жутся самыми правильными. Философия берет на себя за­дачу уничтожить этот грех как корень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся за помощью не к философии, а к психотерапии.

Соран

Соран был самым просвещенным врачом своего време­ни в своих подходах к пониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами. «Помещение, в ко­тором должен находиться больной, должно быть освещен­ным, — писал он, — причем окна должны быть располо­жены высоко, так как больные при этой болезни, остав­шись без надзора, под влияниемих сумасшествия часто выбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплойили холодной комнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со времен Сорана ограни­чения для возбужденных больных стали применяться в тех случаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинить ущерб самим себе. Какие бы ограниче­ния ни применялись, они должны быть гуманными.

Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-за нарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрения недогматическими и практи­чески целесообразными процедурами, назначение кото­рых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высоко ценил практические выво­ды при индивидуальном наблюдении пациента, а теорию полагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков, оставленных Сораном последую­щим поколениям психиатров, состоит в том, что, несмот­ря на описание психических болезней в терминах меха­нистического органического подхода, лечил он душевно­больных психологическими средствами.

Дофрейдисты

В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влиянием философии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера, Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена повлияли на психиатров куда больше, чем труды и наблюдения Гризингера или Крепелина. Кроме того, исследования Гербарта, Лотце, Фишера, Спенсора, Шопенгауэра и Ницше способствовали формированию того интеллектуального климата, в котором стало возможным создание серьезных психологических работ. В конце XIX в. психология испытывала очень сильное влияние естественных наук, используя их методы исследований, что в свою очередь способствовало развитию физиологических аспектов психологической науки.

Пинель (1745-1826)

 Свою систему классификации разработал во второй половине XVIII в. Филипп Пинель. теоретик, педагог и реформатор. Пинель родился в Сент-Андре 1745 г. в семье врача. Он изучал медицину в Тулузе, писал диссертацию в универси­тете Монпелье, затем жил и практиковал в Париже, где и скончался в 1826 г. Он работал главным врачом в клини­ках Бисетр и Сальпетриер. Стро­гий и сдержанный, мягкий и чувствительный, однако эмо­ционально отстраненный, он навсегда остался верен своей научной привязанности, проявившейся в ранние студенче­ские годы.

Наблюдения Пинеля над больными в клинике стали основой весьма практичной и на удивление простой клас­сификации психических болезней. Пинель разделил психотические расстройства на меланхолии, ма­нии без бреда,мании с бредом в слабоумие, то есть ум­ственное отставание и идиотизм. Его описание душевных расстройств, основанное на внешних признаках и прояв­лениях, значительно выше аналогичных классификаций его предшественников. Он описал галлюцинаций, хотя этим термином и не пользовался, полет идей маниакаль­ных больных, непредсказуемые смены настроения и утрату интереса к окружающему миру, столь характерные симптомы определенных форм психоза. Более того, его описание симптомов также представляло собой систему. Он разграничил расстройства внимания, памяти и способности к суждению, а кроме того, признал значение аффектов. В этой области он испытал сильное влияние новой науки — психологии, — разработанной Локком и последователями.

Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежит повреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционным воззрениям физической причине психических заболеваний. Более то­го он считал психическое заболевание природным явлени­ем. которое следует изучать в соответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затем система­тическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическое расстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результат наследственности и жизнен­ных переживаний. Пинель считал, что не только наследст­венность, но и неправильное воспитание может привести к умственному нарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль, ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого, которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия, Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношений врача и больного, а также заих способность завоевать доверие пациента.

Эпоха Зигмунда Фрейда

На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла одна из наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, и вообще в исто­рии западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозмож­но переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своей карьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболевания необходимо понять его при­роду, а для того, чтобы разобраться в отдельном феномене, необходимо наблюдать и исследоватьего систематически. Это привело к открытию жизненно важного принципа пси­хоанализа как действенного метода исследования. В ре­зультате Фрейду удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он как бы сблизил поня­тия лечения и исследования. Его выводы и принципы вы­звали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных пред­положениях.

Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоа­нализа окончательно утвердили как факт то предположе­ние, что психология — изучение личности — может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другие естественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность, было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине, не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делала отчаянные по­пытки спастись от того неуважительно-презрительного от­ношения, с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своей эпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, что когда-нибудь психологию заменит химия. Однако он ре­шил не дожидаться торжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемы личности и ее рас­стройств и отклонений при помощи адекватной методики, а именно психологической. Осознание и реконструкция подсознательных мотиваций, на чем основывается его ме­тодика лечения психических заболеваний, впервые дав возможность влиять на струк­туру человеческой личности.

Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено с помощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника или душевнобольного отличается от психологического рисунка, который наш со­знательный опыт воспринимает как норму. Почему, на­пример, человек реагирует на повышение по службе состо­янием депрессии или самоубийством, объяснять невозмож­но, исходя из законов психологической каузальности, о которой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со времен Гиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведение физическими или химическими причинами. Те же ограниченные представления оста­ются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников, мотивация действий которых кажется иррациональной.

Противоречия в таких ошибочных рассуждениях мож­но заметить лишь в том случае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов.

Биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городке Фрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговца шерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где он прожил до 1938 года (почти 80 лет).

Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудо­любием, любовью к чтению. Многочисленная даже по тем време­нам семья (8 человек) ютилась в маленькой квартире, но стар­шему сыну родители старались создать все условия для учебы:

он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные члены семьи обходились свечами,

В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинский факультет Венского университета. Впрочем, выбора ему не давали антисемитские законы Австро-Венгер­ской империи того времени. Это несомненно наложило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости его суждений, на привычку находиться в оппозиции.

В университете он приучился 8 лет, то есть на три года более обычного. В эти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке (в которой в свое время стажиро­вался И. М. Сеченов), провел самостоятельные исследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии и неврологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины.

Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовал особой склонности к профессии врача. Мной дви­гало, скорее, своего рода любопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественным наукам».

В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почта не оставляла его, и, чтобы хоть как-то при­остановить прогрессирование болезни, он перенес 33 операции В то же время он много работал, издания его сочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учение претерпевает существенные изменения и получает свое фило­софское завершение. По мере того. как работы Фрейда стано­вились все более известными, усиливалась и критика его учения. Дни великого ученого были уже сочтены, он му­чился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сде­лал ему уколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября 1939 года.

 

 

Принцип психоанализа

Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые два наслаиваются друг на друга по времени:

1) его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию — с 1883 по 1897 г.;

2) изучение гипнотизма и истерии — с 1886 по 1895 г.;

3) обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;

4) систематическое изучение человеческой личности и структуры общества — с 1920 по 1939 г. Что касается существа и методов исследования, то ранние работы Фрейда в области анатомии и неврологии резко отлича­ются от последующих научных изысканий. И тем не менее будет ошибкой разделить развитие Фрейда как ученого, размежевав две сферы его интересов — неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей части безуспешные усилия в попытке объяснить отдельные психологические находки через понятия и термины физиологии мозга. Эти по­пытки Фрейда переложить новые открытия в области психологии на язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и Мейнерта. от которых он воспринял стремление к непременному предметному обоснованию.

Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны. Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не стал традиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медици­ну методом исключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным его качеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге ему удалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился.

Параллельно с учебой и научными достижениями в области неврологии Фрей занимался психологией. В последствии он переходит на это направление и начинает заниматься проблемами психических заболеваний. Исходя из теории Бернгейма, что вкушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался снача­ла применить внушение, побуждая своих пациентов, нахо­дясь в полном сознании, вспоминать травмирующие собы­тия жизни, связанные с симптомами их болезни. Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все же имеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человек поддается гипнозу. С другой — Фрейд убедился, что терапевтический эффект за­частую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симпто­ма появляется другой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функции своего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяет себя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать травми­рующие события, которые в обычных условиях его «Я» вы­тесняет из памяти; но подсознательные воспоминания не становятся частью его сознательной личности, и при про­буждении субъект обычно не помнит, что произошло во вре­мя гипноза. Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия — сопротивления созна­тельной личности невыносимым, подавляемым мыслям. От­сюда и выплеск под гипнозом подавленных эмоций — обоз­начаемый термином «отреагирование», — не приводящий к излечению, а дающий лишь временный эффект облегчения от накопившегося напряжения. После не­долгого периода безуспешного экспериментирования с при­менением различных приемов в 1895 г. Фрейд открыл ме­тод свободной ассоциации.

Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентам отбросить сознательный контроль над сво­ими мыслями и говорить первое, что придет в голову. Сво­бодная ассоциация способствует невольному выходу подсоз­нательного материала, который ищет этого выхода, но по­давляется репрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять свои умственные процессы, спонтан­ными ассоциациями руководит скорее подавляемый мате­риал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли таким образом выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций — выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснил Фрейд, через достаточно длительное время подводила паци­ента к забытым событиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально. Эмоциональное реаги­рование при свободной ассоциации, в сущности, подобно то­му состоянию, которое пациент испытывает во время гипно­за, но оно не столь внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями, при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями, постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. В 1896 году Фрейд впервые употребил термин «психоана­лиз», под которым подразумевал метод исследования психиче­ских процессов, являющийся в то же время и новым методом; лечения неврозов.

Сознание и бессознательное

Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последователь­ный непрерывный процесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всем другим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются созна­тельным и бессознательным намерениями я определяются пред­шествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и нахо­дит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное про­явление душевной жизни с другим.

В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня! сознание, пред сознание и подсознание (бессознательное). Все психиче­ские процессы связаны между собой по горизонтали и верти­кали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с пред­шествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном. «Определение нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся нам немотивиро­ванными.— писал Фрейд,— оказываются вполне мотивиро­ванными, если их подвергнуть психоаналитическому исследо­ванию», Бессознательное и предсознательное отделено от созна­тельного особой психической инстанцией — «цензурой». Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессозна­тельного неприемлемые я осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании. В К бессознательному относятся многие инстинкты, вообще в недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые «цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются к воспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно, окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, «несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. Бес­сознательное обладает большой жизнеспособностью и непод­властно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время в бессознательное и вновь допущенные в сознание даже через -несколько десятилетий, не теряют своего эмоционального за­ряда и действуют на сознание с прежней силой.

То что мы привыкли называть сознанием, представляет со­бой, образно говоря, айсберг, большую часть которого зани


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.