Социализация потребностей человека — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Социализация потребностей человека

2020-04-01 1039
Социализация потребностей человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Курсовая работа

На тему

Содержание и соотношение понятий «потребность», «интерес», «ценность»

Автор курсовой работы

Рукавишников С.Г.

Группа ОТЗ 609а

Заочный факультет

Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

Руководитель курсовой работы: Чехмарёва Г.В.

 

 

НОВОСИБИРСК 2008г.


Содержание

Введение

1. Глава. Потребность

1.1 Общие понятия о потребности

1.2 Социализация потребностей человека

2. Глава. Интересы

2.1.   Понятие «интерес»

2.2. Диалектика объективного и субъективного в интересе

3. Глава. Ценность

Интересы, ценности и формы духовной жизни общества

3.2 Способы интеграции ценностей

Заключение

Обзор литературы

 


Введение

 

Данная тема привлекла мое внимание и интересна тем что, в тему включены важнейшие стимулы человеческой деятельности - потребности, интересы и ценности. Что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни - вот что скрывается в заглавии данной работы.

Потребности, интересы и ценности - близкие и вместе с тем не тождественные фундаментальные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Поэтому философский анализ данных категорий неотделим от исследования реальных жизненных ситуаций, социальной практики, от анализа актуальных проблем, стоящих ныне перед нашим обществом.

Объектом исследования является человек, а предметом исследования рассмотрение его потребностей, интересов и ценностей.

Целью исследования является:

·     Изучение содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность» и их соотношение

Задачами исследования являются:

·     Дать определение понятиям - «потребность», «интерес», «ценность»

·   Раскрыть проблемы «потребностей», «интересов» и «ценностей».

·   Сопоставить данные понятия

 


Глава 1. Потребность

Общие понятия о потребности

потребность интерес ценность

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.

Потребность - в самом, общем понимании - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания истории.

Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие - лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем значении понятие потребности выходит за рамки общественной науки. Потребность - неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью.

 

Глава 2. Интересы

Понятие «интерес»

Потребности тесно связаны с интересами. Мы чаще рассматриваем их вместе, чем по отдельности, признавая тем самым глубокое родство, однопорядковость этих категорий Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем легче она выражена в интересах социальной общности. В свою очередь, роль последних возрастает по мере того, как усиливается их связь с насущными потребностями общественного развития. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве более непосредственной причины массовых действий. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа, революционный взрыв - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие.

Историческое значение того или иного действия тем более существенно, чем больше заинтересованность массы, вовлеченной в это действие. Такова важная закономерность социальных преобразований, открытая классиками марксизма-ленинизма '.

Интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен па те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих распределительных отношений.

В силу этого интересы оказываются в определенном смысле более значимыми, важными с точки зрения обеспечения действительных условий жизни. Они направлены в первую очередь на социальные средства существования. Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы: для одних это «законные притязания» на сложившийся уровень потребления, для других - это стремление к качественному изменению условий жизни. В интересах, следовательно, заключен момент отрицания, неприятия тех условий, которые воспринимаются как недостойные, неадекватные.

Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Именно в этом основа той действенности, той реальной мощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социальное положение индивидов, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития. Интересы представляют собою реальную силу, с которой необходимо считаться.

Чтобы ближе подойти к специфике действия интересов, возьмем наиболее важные значения этой категории как социологического понятия.

Интерес в социологическом плане - это свойство той или иной социальной общности - класса, нации, профессиональной или демографической группы и т. д.,- которое самым существенным образом воздействует на социально-политическое поведение данной общности, предопределяет ее важнейшие социально значимые акции.

В классовом обществе доминирующую роль в "Общественной жизни играют интересы классов по сравнению с ними профессиональные, национальные и иные интересы отступают на задний план, хотя это доминирование далеко не всегда носит очевидный характер. Общность интересов класса с точки зрения марксизма является настолько существенной его характеристикой, что она в ряде случаев используется в дефиниции самого понятия «класс». «Поскольку миллионы семей,- отмечает К. Маркс,- живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,- они образуют класс». В. И. Ленин в полемике против П. Струве подчеркивал, что классы - это группы личностей, различающиеся между собою по роли, которую они играют в системе производственных отношений, по условиям их жизненной обстановки и тем интересам, которые определяются этой обстановкой.

Общность интересов класса проистекает, следовательно, из общности социально-экономического положения тех, кто входит в данную социальную группу. Последнее же, в свою очередь, обусловлено производственными отношениями как важнейшей стороной способа производства и уровнем развития потребностей. Именно в этом смысле и следует понимать тезис Ф. Энгельса о том, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы».

Разумеется, это не означает тождества производственных отношений и интересов. Последние представляют собою их активную, действенную сторону. Именно интересы, и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения. Здесь возникает сложный вопрос о степени осознания классом или иной социальной общностью своих интересов то есть вопрос о превращении «класса в себе» в «класс для себя». Что связь между производственными отношениями и интересами опосредствована потребностями. Интересы, будучи проявлением производственных отношений, направляют деятельность и сознание соответствующих групп населения за пределы собственно экономических отношений, Они раскрывают связь участников производственного процесса с различными социальными институтами как базисного, так и надстроечного порядка, которые так пли иначе воздействуют на распределение средств удовлетворения потребностей и на организацию всей общественной жизни.

Такой подход к интересу помогает уяснить значение этого понятия как категории социальной структуры общества, позволяющий рассматривать социальные процессы как результат не однонаправленного воздействия, а действия многих сил, заложенных в социальной структуре. Тем самым исторический процесс предстает как совокупность возможностей, многие из которых остаются нереализованными. Причем за каждую реализованную и нереализованную возможность несут ответственность определенные люди, партии, классы, нации.

Вторая линия связи интереса с общественной жизнью раскрывается в том, что он представляет собою основание идеологий. Выявление социальных оснований идеологии - важнейшее завоевание марксистско-ленинской науки. Любая идеология, в том числе и та, которая апеллирует к общечеловеческим или надклассовым целям и задачам, оказывается при ближайшем рассмотрении выражением определенных социальных и прежде всего классовых интересов. «Идеология выражает классовые интересы, и суть проблемы заключается в том, как понимать сами интересы».

Разумеется, идеология вырабатывается вполне конкретными людьми - теоретиками и политическими деятелями, авторами документов программного или тактического характера, определенных статей и книг. Она разрабатывается в полемике по самым различным поводам и сюжетам. Определения отдельных понятий, философские споры, дискуссии о нравственности, оценки тех пли иных произведений искусства, прямые суждения о политических событиях - все это вписывается в общую картину идейной жизни общества, казалось бы отстоящую достаточно далеко от практических жизненных интересов. Но в том-то и дело, что эта удаленность только кажущаяся. На примере анализа философских дискуссий, проходивших в Германии в 40-е годы прошлого века, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что даже в дискуссии по поводу умозрительных предметов и в философских спекуляциях можно проследить борьбу различных идеологических концепций, которые, в свою очередь, связаны с реальными интересами, действующими в социально-экономической и политической сферах.

Каков же путь преобразования интересов в идей? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо представить себе, так сказать, «доидеологический» способ существования самих интересов. Прежде всего они существуют в виде стремлений людей, представителей того или иного класса, к удовлетворению их повседневных потребностей. Материальные, экономические интересы рабочих связаны с уровнем их заработной платы, с продолжительностью рабочего дня и мерой интенсивности труда, с ценами на продукты питания, с условиями жилья, с иными условиями труда и организации производства. Неудовлетворенность условиями жизни отдельных рабочих, отдельных предприятий, отдельных регионов той или иной капиталистической страны постепенно осознается как общая проблема. Дальнейший шаг в развитии классового сознания, в понимании классовых интересов состоит в том, что осознается связь между экономическими и политическими интересами класса. Чтобы сознание пролетариата стало революционным, в массовом, обыденном сознании должна быть уяснена роль политических институтов буржуазного общества и прежде всего его государственной машины, политического устройства, действительной роли политических партий.

 

Глава 3. Ценность

Заключение

В приведенной работе были подробно раскрыты понятия «потребностей», «интересов» и «ценностей». Рассмотрены проблемы данных понятий как для индивида, так и для социальных групп.

Соотношение между потребностями, интересами и ценностями, прослеживаемое в различных сферах общественной жизни, отражает действительное движение социальных отношений. Марксизм определяет потребность (нужду) как практическое выражение необходимости. Превращение потребностей в интересы, интересов в подлинные ценности человеческого бытия представляет собою способ осознания необходимости, то есть способ осуществления свободы.

Человек не может быть свободен, если его жизнь ограничена только удовлетворением необходимых потребностей. Он не вполне свободен и тогда, когда преобразованы общественные отношения, в рамках которых развиваются его интересы. Подлинная свобода осуществляется тогда, когда ценности, созданные человеческой цивилизацией, становятся всеобщим достоянием не только в виде возможности приобщения к ним, но и в качестве мотивов человеческой деятельности, когда эти ценности действительно усвоены массой населения, всеми трудящимися. Первый шаг к этому, осуществляющийся в социалистическом обществе,- изменение отношения к труду. То, что труд как таковой, безотносительно к его конкретному содержанию, становится нравственной ценностыо, составляет важнейшее историческое завоевание. Сближение труда и культуры преобразует мир ценностей, освещает этот мир как бы новым светом, придает новый смысл искусству, научной деятельности, философским воззрениям человека на мир и на самого себя. В то же время процесс превращения труда в первую жизненную потребность не может быть понят вне развития и обогащения всей структуры мотивации, определяющей реальное отношение к труду. Свободный труд превращается в богатую и многогранную деятельность человека, включающую в себя все богатство мотивов и стимулов, порожденных культурой прошлого и настоящего.

 


Обзор литературы

1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986

2. Михайлов Н.Н. О потребностях человека, их возвышении и формировании. - М.: Знание, 1981

.   Морченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высш. шк., 1990

Курсовая работа

На тему

Содержание и соотношение понятий «потребность», «интерес», «ценность»

Автор курсовой работы

Рукавишников С.Г.

Группа ОТЗ 609а

Заочный факультет

Специальность 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

 

Руководитель курсовой работы: Чехмарёва Г.В.

 

 

НОВОСИБИРСК 2008г.


Содержание

Введение

1. Глава. Потребность

1.1 Общие понятия о потребности

1.2 Социализация потребностей человека

2. Глава. Интересы

2.1.   Понятие «интерес»

2.2. Диалектика объективного и субъективного в интересе

3. Глава. Ценность

Интересы, ценности и формы духовной жизни общества

3.2 Способы интеграции ценностей

Заключение

Обзор литературы

 


Введение

 

Данная тема привлекла мое внимание и интересна тем что, в тему включены важнейшие стимулы человеческой деятельности - потребности, интересы и ценности. Что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни - вот что скрывается в заглавии данной работы.

Потребности, интересы и ценности - близкие и вместе с тем не тождественные фундаментальные понятия. Они выработаны в истории общественной мысли для обозначения непосредственных причин социальных действий, в результате которых происходят изменения и преобразования в различных сферах жизни. Поэтому философский анализ данных категорий неотделим от исследования реальных жизненных ситуаций, социальной практики, от анализа актуальных проблем, стоящих ныне перед нашим обществом.

Объектом исследования является человек, а предметом исследования рассмотрение его потребностей, интересов и ценностей.

Целью исследования является:

·     Изучение содержания понятий «потребность», «интерес», «ценность» и их соотношение

Задачами исследования являются:

·     Дать определение понятиям - «потребность», «интерес», «ценность»

·   Раскрыть проблемы «потребностей», «интересов» и «ценностей».

·   Сопоставить данные понятия

 


Глава 1. Потребность

Общие понятия о потребности

потребность интерес ценность

В современном обществознании термин «потребность» имеет несколько распространенных значений.

Потребность - в самом, общем понимании - существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в не которой совокупности внешних, условий его бытия, притязание внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В этом своем качестве потребность выступает как причина деятельности (шире - как причина всякой жизнедеятельности). Таково наиболее общее, философское, значение категории «потребность», оказывающее прямое или косвенное влияние на трактовку этого понятия в рамках социологии, политической экономии, общей и социальной психологии, демографии, комплекса дисциплин, изучающих политические - процессы, и других общественных наук. Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этими двумя высшими формами движения материи. В известной мере именно этим обстоятельством объясняется и многогранность понятия потребности, и его достаточно общий характер.

Более развернутое значение этой категории связано прежде всего с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, а следовательно, о носителе потребностей. В качестве такового могут выступать любой биологический организм, человеческий индивид, естественно сложившееся сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальный слой или социальная группа в рамках данного общества (класс, сословие, нация, профессиональная группа, поколение), общество как определенная социальная система, социальный институт, функционирующий в рамках общества (система образования, государство и его органы и т.п.), наконец, человечество в целом. Специфика социологического анализа проблемы потребностей заключается в выяснении взаимоотношений между выделенными здесь социальными субъектами. В данном случае потребности предстают функционирующими на уровне общества, социальной группы и личности, причем каждый из этих уровней обладает определенным своеобразием, внутренней спецификой. В то же время они взаимопроникают друг друга, образуя бесконечный водоворот человеческих стремлений и желаний, сложное разнообразие факторов, обуславливающих их, пеструю картину результатов этих стремлений, проявляющихся в действиях и поступках людей.

Перекрещивание потребностей этих субъектов, совпадение между ними, их объединение и расхождение, сходство и конфронтация, преломление одного уровня развертывания потребностей в другом образуют сложную систему, принципы развития и функционирования которой могут быть поняты лишь на основе материалистического понимания истории.

Другая линия конкретизации категории «потребность» связана с уточнением той совокупности предметов наличного бытия, природных и социальных условий существования субъекта, которые выступают в качестве объекта потребности. Мера «материальности» или «духовности» потребности, степень ее обобщенности, ее «приземленность» или, наоборот, «возвышенность» определяются не только свойствами самого субъекта, вовлеченными в рассматриваемое отношение, но и свойствами самого предмета потребности.

Различные группы общественных, наук исследуют разные блоки в сложной картине потребностей. Одни части ее разработаны более подробно, другие - лишь обозначены пунктиром. Попытаемся воссоздать основные контуры этой картины, с тем чтобы, опираясь на них, сформулировать более или менее общее понятие потребности.

В своем наиболее общем значении понятие потребности выходит за рамки общественной науки. Потребность - неотъемлемое свойство всего живого, момент самой жизнедеятельности организма, внутренний стимул всякого поведения живого существа, она есть нечто, требующее своего удовлетворения, а само это удовлетворение осуществляется в процессе активного взаимодействия организма и миром, окружающей средой.

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного, отношения к условиям внешней среды. Сам характер этой избирательности задается состоянием организма. В этом избирательном отношении, в стремлении его к определенным предметам внешнего мира, к определенным условиям среды обнаруживается внутреннее противоречие организма, напряжение, которое должно быть снято действием самого организма. Именно в силу наличия той или иной потребности организм становится субъектом действия, деятельности.

Всякий сложный организм характеризуется не одной какой-либо потребностью, а системой потребностей, которая связана с взаимодействием его функциональных структур. Чем сложнее организм, тем большее значение приобретает взаимосвязь его частей. Потребности организма, динамичны, взаимозаменяемы, цикличны. Любая потребность возникает как состояние неудовлетворенности, беспокойства, нарастает все больше и больше до последних пределов, удовлетворяется и гаснет вплоть до нового напряжения, возникающего в результате растраты жизненных сил. Пределы колебаний потребности от ее возникновения до удовлетворения суть характеристики определенных жизненных циклов организма и вместе с тем объективные границы его бытия: обострившаяся до крайности и полностью неудовлетворенная потребность ведет к его разрушению и гибели. Сама жизнедеятельность сопровождается постоянной сменой фаз состояний потребностей, переходами этих фаз друг в друга. Чем сложнее организм, тем шире круг его потребностей и тем многообразнее формы их удовлетворения. У наиболее сложных организмов цикличность потребностей дополняется их эластичностью.

 

Социализация потребностей человека

 

Всемирная история - это прежде всего история развития потребностей человека и способов их удовлетворения, история создания материальных средств деятельности, предназначенных для реализации этих потребностей, а отнюдь не история чистой мысли, самосознания и т.п. Одна из коренных предпосылок исторического прогресса, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, состоит в том, что «сама удовлетворенная первая потребность, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».

Животное не знает новых потребностей. Жизнь даже высокоорганизованных животных состоит в удовлетворении генетически заданного круга потребностей. Дифференциация особей животного стада по их физической силе, выносливости, быстроте реакции. Наблюдательности, способности к общению и т.д. не приводит к возникновению новых потребностей. Совсем иное дело - дифференциация способностей людей, членов человеческого сообщества. Здесь индивидуальные различия приводят к поиску и отбору новых средств деятельнсоти, которые превращаются, закрепляясь в индивидуальном и групповом опыте, в новую потребность данного сообщества человеческих индивидов, что оказывает существенное воздействие на повышение жизнеспособности всего общества.

В самом исходном пункте речь идет об удовлетворении биологических потребностей зарождающегося коллектива. Но удовлетворение этих потребностей физического существования с помощью созданных человеком средств удовлетворения, то есть небиологическим путем. В этом и состоит суть первого исторического акта. Возникает качественно новый тип эволюции, основанный на приумножении средств удовлетворения потребностей и на превращении этих средств в предметы новых, собственно человеческих потребностей. Следовательно, способность к расширению круга потребностей и к порождению новых - важнейший момент социализации потребностей, их очеловечивания.

В то же время этот процесс выделения человека из животного мира представляет собою и процесс качественного преобразования самих биологических потребностей человека, их наполнения социальным содержанием, обусловленный специфическими особенностями трудовой деятельности людей.

 


Глава 2. Интересы

Понятие «интерес»

Потребности тесно связаны с интересами. Мы чаще рассматриваем их вместе, чем по отдельности, признавая тем самым глубокое родство, однопорядковость этих категорий Действенная сила потребности проявляется тем полнее, чем легче она выражена в интересах социальной общности. В свою очередь, роль последних возрастает по мере того, как усиливается их связь с насущными потребностями общественного развития. По сравнению с потребностями интересы выступают в качестве более непосредственной причины массовых действий. Ни одно социальное действие - крупное событие общественной жизни, преобразование, реформа, революционный взрыв - не может быть понято, если не выяснены интересы, породившие это действие.

Историческое значение того или иного действия тем более существенно, чем больше заинтересованность массы, вовлеченной в это действие. Такова важная закономерность социальных преобразований, открытая классиками марксизма-ленинизма '.

Интересы, как и потребности, представляют собою особый род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне тех лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей. В этом одно из оснований классификации интересов. Другая сторона дела состоит в том, что интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, установившиеся обычаи и порядки.

Если потребность ориентирована прежде всего на предмет ее удовлетворения, то интерес направлен па те социальные отношения, институты, учреждения, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интересы особенно тесно связаны с распределительными отношениями в обществе, будучи направлены либо на изменение, либо на закрепление существующих распределительных отношений.

В силу этого интересы оказываются в определенном смысле более значимыми, важными с точки зрения обеспечения действительных условий жизни. Они направлены в первую очередь на социальные средства существования. Когда достигнут определенный уровень удовлетворения потребностей, то на первый план выступают интересы: для одних это «законные притязания» на сложившийся уровень потребления, для других - это стремление к качественному изменению условий жизни. В интересах, следовательно, заключен момент отрицания, неприятия тех условий, которые воспринимаются как недостойные, неадекватные.

Интересы непосредственно отражают сложившиеся в обществе отношения неравенства, в них постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Именно в этом основа той действенности, той реальной мощи, которая заключается в интересах. В них прямо отражается социальное положение индивидов, что и обусловливает их роль как важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил общественного развития. Интересы представляют собою реальную силу, с которой необходимо считаться.

Чтобы ближе подойти к специфике действия интересов, возьмем наиболее важные значения этой категории как социологического понятия.

Интерес в социологическом плане - это свойство той или иной социальной общности - класса, нации, профессиональной или демографической группы и т. д.,- которое самым существенным образом воздействует на социально-политическое поведение данной общности, предопределяет ее важнейшие социально значимые акции.

В классовом обществе доминирующую роль в "Общественной жизни играют интересы классов по сравнению с ними профессиональные, национальные и иные интересы отступают на задний план, хотя это доминирование далеко не всегда носит очевидный характер. Общность интересов класса с точки зрения марксизма является настолько существенной его характеристикой, что она в ряде случаев используется в дефиниции самого понятия «класс». «Поскольку миллионы семей,- отмечает К. Маркс,- живут в экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ жизни, интересы и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,- они образуют класс». В. И. Ленин в полемике против П. Струве подчеркивал, что классы - это группы личностей, различающиеся между собою по роли, которую они играют в системе производственных отношений, по условиям их жизненной обстановки и тем интересам, которые определяются этой обстановкой.

Общность интересов класса проистекает, следовательно, из общности социально-экономического положения тех, кто входит в данную социальную группу. Последнее же, в свою очередь, обусловлено производственными отношениями как важнейшей стороной способа производства и уровнем развития потребностей. Именно в этом смысле и следует понимать тезис Ф. Энгельса о том, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы».

Разумеется, это не означает тождества производственных отношений и интересов. Последние представляют собою их активную, действенную сторону. Именно интересы, и прежде всего интересы экономические, материальные, оказывают решающее влияние на активность или пассивность больших групп населения. Здесь возникает сложный вопрос о степени осознания классом или иной социальной общностью своих интересов то есть вопрос о превращении «класса в себе» в «класс для себя». Что связь между производственными отношениями и интересами опосредствована потребностями. Интересы, будучи проявлением производственных отношений, направляют деятельность и сознание соответствующих групп населения за пределы собственно экономических отношений, Они раскрывают связь участников производственного процесса с различными социальными институтами как базисного, так и надстроечного порядка, которые так пли иначе воздействуют на распределение средств удовлетворения потребностей и на организацию всей общественной жизни.

Такой подход к интересу помогает уяснить значение


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.